Рабочая программа по математике для 1 класса. Петерсон Л. Г.
рабочая программа по математике (1 класс) по теме

Шаймухаметова Лилия Гарифовна

Рабочая программа по математике для 1 класса содержит пояснительную записку, тематическое планирование. Соответствует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie.docx46.17 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

         

Тематическое планирование учебного материала на 2012/2013 учебный  год

Предмет:      МАТЕМАТИКА         Класс:  1 «а»   Учитель:        Шаймухаметова Л. Г.

Кол-во  часов в неделю 4, в год 132

урок

Содержание учебного материала (тема урока)

К-во

ч.

Сроки

план      факт

Контроль (форма)

Результаты обучения по предмету

 (должен знать, уметь)

Формирование надпредметных умений

СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ

Вводный урок. Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и т.д.

1

Знать: свойства  предметов (цвет, форма, размер, материал и др.), формы плоских фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), арифметические действия («+» и «-»):

Сравнивать геометрические фигуры, различать плоские и пространственные фигуры.

Уметь работать с таблицами (строка, столбец), читать, анализировать, описывать свойства предметов и определять предмет по его свойствам, заполнять таблицы на основании заданного правила.

Использовать ритмический счет до 10

- ориентироваться

в учебнике;

- анализировать  и сравнивать предметы,

геометрические фигуры, выявлять и выражать в речи

признаки их сходства и различия;

- использовать математическую терминологию в речи;

-находить закономерности.

- выделять и формулировать  проблему,

отличать неизвестное

от уже известного

в способе действия

в диалоге с учителем

и одноклассниками, оценивать свою работу по заданным критериям.

Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник

1

Фронтальн. опрос

Изменение цвета, формы, размера

1

Текущий

Составление группы по заданному признаку

1

Работа по образцу

ГРУППЫ ПРЕДМЕТОВ ИЛИ ФИГУР: СОСТАВЛЕНИЕ, ВЫДЕЛЕНИЕ ЧАСТИ, СРАВНЕНИЕ.

Выделение части группы

1

С/р по инструкции

Уметь  выделять группы и их части  по указанному свойству;

        определять общие свойства групп предметов и различий между ними; Анализировать состав групп предметов, сравнивать группы предметов.

разбивать группы предметов на части по заданному признаку. Записывать результат сравнения с помощью знаков «=» и «≠»

Считать различные объекты,

использовать ритмический счет до 10 и обратно.

Находить закономерности в последовательностях  и таблицах, составлять закономерности по заданному правилу. Оценивать свое умение.

Проявлять активность в учебной деятельности.

Сравнение групп предметов. Знаки «=» и «»

1

Фронтальн. опрос

Составление равных и неравных групп

1

С/р по инструкции

Сложение групп предметов. Знак «+».

1

Текущий

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ. ЗНАКИ + и –

Сложение групп предметов

1

Текущий

Уметь моделировать операции сложения и вычитания с помощью предметных моделей, схематических рисунков, буквенной символики.

Записывать сложение и вычитание предметов с помощью знаков + и –; читать равенства. распределять предметы в группы, определять общие свойства предметов в группе, обозначать это свойство знаком;

Соотносить компоненты сложения и вычитания групп предметов с частью и целым.

тренировать способность к фиксации и коррекции своих затруднений;

формировать способность к

записи процесса соединения частей в целое в знаковой форме; уметь  обобщать, классифицировать.

Вычитание групп предметов. Знак «–»

1

Тематич.

Вычитание групп предметов

1

С/р

Связь между сложением и вычитанием. Выше, ниже.

1

Текущий

Связь между частью и целым. Пространственно-временные отношения: выше–ниже, спереди–сзади, слева–справа, раньше–позже и др.

Порядок

1

Тематич

Уметь устанавливать взаимосвязь  между частями и целым, записывать  в виде буквенных равенств, а также их читать. Уметь выполнять сложение и вычитание, предметов в группе, устанавливать  порядок, пространственно-временные отношения. Называть числа в прямом и обратном порядке до 20.

Распределять предметы в группы по указанному свойству. Выявлять и применять переместительное свойство сложения.

Уметь упорядочивать и описывать последовательность событий и расположения объектов.

Оценивать свою деятельность.

Связь между сложением и вычитанием. Раньше, позже

1

Фронтальн. опрос

Контрольная работа № 1

1

К.Р. №1

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

Анализ Контрольных работ. Работа над ошибками

1

Индиви-дуальный

ЧИСЛА И ЦИФРЫ 1–6. СОСТАВ, СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 6. ОТНОШЕНИЯ: ШИРЕ–УЖЕ, ТОЛЩЕ–ТОНЬШЕ И ДР. ШАР, КОНУС, ЦИЛИНДР.

ЧИСЛОВОЙ ОТРЕЗОК. РАВЕНСТВО И НЕРАВЕНСТВО ЧИСЕЛ. ЗНАКИ > И <.. ШАР, КОНУС, ЦИЛИНДР, ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД, КУБ, ПИРАМИДА

Один–много. На, над, под, перед, после, между, рядом

1

Фронтальн. опрос

Уметь соотносить числа 1–6 с количеством предметов в группе, обобщать, упорядочивать задуманные числа, определять место числа в последовательности чисел от 1 до 6.

Образовывать число прибавлением или вычитанием 1.

Писать цифры 1- 6, соотносить цифру и число.

Сравнивать числа в пределах 6 с помощью знаков =,≠, >, < .

Строить числовой отрезок, с его помощью складывать, вычитать и сравнивать числа.

Складывать и вычитать числа 1–6, находить в них части и целое, соотносить числовые и буквенные равенства с наглядными моделями.

Устно решать простые задачи в пределах 6. Понимать соотношения шире–уже, толще–тоньше и др.

Применять знания и способы действий в поисковых ситуациях.

Находить способ решения нестандартных задач.

Разбивать группу предметов на части по признакам, находить «лишний» предмет, аргументировать  свой выбор.

Уметь отстаивать свою точку зрения и соотносить свой ответ с ответами одноклассников.

Работать в парах при совместной работе

в учебной деятельности и оценивать свое умение это делать на основе эталона.

Число и цифра 1. Справа, слева, посередине

1

Текущий

Число и цифра 2. Сложение и вычитание чисел

1

Текущий

Число и цифра 3. Состав числа 3

1

Текущий

Сложение и вычитание в пределах 3

1

Темати-ческий

Сложение и вычитание в пределах 3

1

С/р по инструкции

Число и цифра 4. Состав числа 4

1

Текущий

Сложение и вычитание в пределах 4

1

Устный счет

Числовой отрезок

1

Тематич.

Числовой отрезок. Присчитывание и отсчитывание единиц. Сложение и вычитание в пределах 4

1

С/р

Число и цифра 5. Состав числа 5

1

Тематич.

Сложение и вычитание в пределах 5

1

Текущий

Столько же. Равенство и неравенство чисел

1

Фронтальн. опрос

Сравнение по количеству с помощью знаков «=» и «».

1

Фронтальн. опрос

Сравнение по количеству с помощью знаков «>» и «<».

1

Текущий

Сравнение по количеству с помощью знаков «>» и «<».

1

Текущий

Сложение и вычитание в пределах 5

Сравнение по количеству с помощью знаков «>» и «<».

1

С/р

Число и цифра 6. Состав числа 6

1

Фронтальн. опрос

Сложение и вычитание в пределах 6

1

Уст. сч.

Точки и линии. Компоненты сложения.

1

Текущий

Различать, изображать  и называть точку, отрезок, прямую и кривую линии, замкнутую и незамкнутую. Области и границы.

Использовать ритмический счет до 30. Решать устно задачи.

Применять знания и способы действий в поисковых ситуациях.

Применять простейшие приемы развития своего внимания. И оценивать свое умение.

Области и границы. Компоненты вычитания.

1

С/р

Сравнение, сложение и вычитание в пределах 6

1

Тематич.

Контрольная работа № 2

1

К.Р. №1

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу

Анализ Контрольных работ. Работа над ошибками.

1

Индиви-дуальный

ЧИСЛА И ЦИФРЫ 7–9. СОСТАВ, СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 9. ОТРЕЗОК И ЕГО ЧАСТИ. ЛОМАНАЯ ЛИНИЯ, МНОГОУГОЛЬНИК. ВЫРАЖЕНИЯ. ТАБЛИЦА СЛОЖЕНИЯ.

Отрезок и его части

1

Тематич.

Уметь соотносить числа 7–9 с количеством предметов в группе, обобщать, упорядочивать задуманные числа, определять место числа в последовательности чисел от 1 до 9.

Писать цифры 1- 9, соотносить цифру и число.

Сравнивать числа в пределах 9 с помощью знаков =,≠, >, < .

Запоминить и воспроизводить по памяти состав чисел от1 до 9 из двух слагаемых.

Складывать и вычитать числа 1–9, находить в них части и целое, соотносить числовые и буквенные равенства с наглядными моделями.

Устно решать простые задачи в пределах 9.

Составить таблицу сложения до 9

Применять знания и способы действий в поисковых ситуациях.

Находить способ решения нестандартных задач.

Выделять главное, делать выводы в результате совместной  работы с классом.

Использовать разные способы сравнения выражений, выбирать наиболее удобный.

Выявлять правила составления таблицы сложения

Работать в парах, выполнять взаимопроверку.

Обосновывать правильность выбора действий с помощью обращения к общему правилу.

Число и цифра 7. Состав числа 7

1

Фронтальн. опрос

Состав числа 7. Ломаная линия. Многоугольник.

1

С/р по инструкции

Выражения.

1

Тематич.

Выражения. Сравнение, сложение и вычитание в пределах 7

1

Тематич.

Число и цифра 8. Состав числа 8.

1

Тематич.

Сложение и вычитание в пределах 8

1

Устн. опрос

Сложение и вычитание в пределах 8

1

С/р

Число и цифра 9. Состав числа 9

1

Таблица сложения. Сложение и вычитание в пределах 9

1

Тематич.

Зависимость между компонентами сложения

1

Тематич.

Зависимость между компонентами вычитания

1

С/р

Сложение и вычитание в пределах 9. Зависимость между компонентами сложения и вычитания

1

Текущий

Контрольная работа № 3

1

К.Р. № 3

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

Анализ Контрольных работ. Работа над ошибками.

Индиви-дуальный

ЧИСЛО 0. СЛОЖЕНИЕ, ВЫЧИТАНИЕ И СРАВНЕНИЕ С НУЛЕМ. ЧАСТИ ФИГУР. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ЦЕЛОЙ ФИГУРОЙ И ЕЕ ЧАСТЯМИ. РАВНЫЕ ФИГУРЫ.

Части фигур. Соотношение между целой фигурой и ее частями

1

Фронтальн., групповой опрос

Уметь складывать и вычитать числа 1–9, находить в них части и целое.

Выявлять свойства нуля с помощью наглядности, применять данное свойство при сложении, вычитании и сравнении чисел.

Использовать ритмический счет до 40. Устанавливать взаимосвязь между целой фигурой и ее частями, фиксировать эту взаимосвязь.

Устно решать простые задачи в пределах 9.

Определять план выполнения заданий под руководством учителя.

Работать в парах и группах , оценивать свои умения, выполнять взаимопроверку.

Обосновывать правильность выбора действий с помощью обращения к общему правилу.

Применять полученные знания в новых условиях..

Число 0. Свойства сложения и вычитания с нулем. Сравнение с нулем

1

Тематич.

Сложение и вычитание в пределах 9. Кубик Рубика

1

С/р

Равные фигуры

1

Текущий

Закрепление пройденного 30.12.2011

1

Устн. Сч.

( 1-9)

2011Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация

1

С/р

Равные фигуры. Сложение и вычитание в пределах 9

ЗАДАЧА. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ ЦЕЛОГО И ЧАСТИ ЦЕЛОГО. ВЗАИМНО ОБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ. РАЗНОСТНОЕ СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА РАЗНОСТНОЕ СРАВНЕНИЕ.

Задача.

1

Тематич.

Уметь выделять задачи из предложенных текстов.

Моделировать условие задачи с помощью предметов. Схематических рисунков и схем, выявлять известные и неизвестные величины. Устанавливать отношения «больше (меньше) на…2». Определять какое из чисел меньше или больше и на сколько.

Решать простые задачи, составлять к ним выражения,

Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям.

Анализировать задачи, определять корректность формулировок, дополнять задачи.

Объяснять свой выбор действия.

Работать в парах, группах.

Уметь определять цель выполнения  домашнего задания, применять правила взаимодействия со взрослыми пи выполнении Д/З

Решение задач на нахождение целого и части целого

1

Взаимно обратные задачи  

1

Решение задач на нахождение целого и части целого

1

С/р

Разностное сравнение чисел

1

Разностное сравнение чисел

1

Задачи на нахождение большего числа

1

Задачи на нахождение меньшего числа

1

Решение задач на разностное сравнение

1

Решение задач на разностное сравнение

1

Контрольная работа № 4

1

К.Р. № 4

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

Анализ Контрольных работ. Работа над ошибками

1

Индиви-дуальный

ВЕЛИЧИНЫ. ДЛИНА, МАССА, ОБЪЕМ. СВОЙСТВА ВЕЛИЧИН. СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЦЕЛОГО (ОДНА ИЗ ЧАСТЕЙ НЕ ИЗВЕСТНА)

Величины. Длина

1

Практ. Раб.

Уметь выявлять свойства величин (длина, масса, объем), их аналогию со свойствами чисел, записывать свойства чисел и величин в буквенном виде.

Измерять длину отрезка с помощью линейки и выражать длину в см, находить периметр прямоугольника. Чертить отрезки, измерять массу предметов и вместимость сосудов. Выполнять действия с величинами.

Моделировать с помощью схем решение и решать составные задачи. Записывать способы действий с помощью алгоритма.

Анализировать , планировать свою деятельность при решении составных задач, и работе с величинами, делать простейшие выводы.

Определять цель пробного действия на уроке. Фиксировать индивидуальное затруднение во внешней речи и оценивать свое умение это делать.

Работать в парах, группах. Применять полученные знания на практике.

Построение отрезков данной длины

1

Темат.

Измерение длин сторон многоугольников. Периметр 

1

С/р

Масса

1

Темат.

Масса

1

Практ. Раб.

Объем

1

Текущий

Свойства величин

1

С/р

Величины и их свойства

1

Практ. Раб.

Составные задачи на нахождение целого (одна из частей не известна)

1

УРАВНЕНИЯ С НЕИЗВЕСТНЫМ СЛАГАЕМЫМ, ВЫЧИТАЕМЫМ, УМЕНЬШАЕМЫМ, РЕШАЕМЫЕ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ЧАСТЬЮ И ЦЕЛЫМ.

Уравнения. Решение уравнений вида х + а = б

1

Фронталь-ный

Уметь выявлять общие способы уравнений с неизвестным компонентом,

Решать уравнения указанного вида, обосновывать и комментировать их решение  на основе взаимосвязи между частью и целым. Пошагово проверять правильность решения.

Записывать в буквенном виде используя алгоритм.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Обдумывать ситуацию при возникновении затруднения (рефлексия) и оценивать свое умение это делать.

Уравнения. Решение уравнений вида х + а = б  (С–20)

1

Текущий

Решение уравнений вида а − х = б

1

Устный опрос

Решение уравнений вида а − х = б 

1

С/р

Решение уравнений вида х − а = б 16.03

1

Текущий

Решение уравнений вида х − а = б 

1

С/р

Уравнения

1

Текущий

Контрольная работа № 5

1

К.Р. №5

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

Анализ Контрольных работ. Работа над ошибками.

1

Индивид.

УКРУПНЕНИЕ ЕДИНИЦ СЧЕТА. ЧИСЛО 10: СОСТАВ, СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 10. СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕ-НИЕ ЧАСТИ (ЦЕЛОЕ НЕ ИЗВЕСТНО) СЧЕТ ДЕСЯТКАМИ. КРУГЛЫЕ ЧИСЛА. ДЕЦИМЕТР.

Укрупнение единиц счета 26.03

1

Текущий

Строить графические модели  чисел, выраженных в укрупненных единицах счета, сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 10.

Решать составные задачи на нахождение части.

Использовать алгоритмы при решении задач и примеров. Выполнять действия с величинами (см и дм).

Распознавать монеты и купюры, складывать и вычитать стоимости.

Исследовать ситуации, требующие перехода от одних единиц  измерения к другим.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Укрупнение единиц счета

1

Текущий

Число 10. Состав числа 10

1

Устн. Сч

Число 10. Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10

1

С/р

Составные задачи на нахождение части целого (целое не известно) 29.03.

1

Тематич.

Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10. Составные задачи на нахождение части целого (целое не известно)

1

С/р

Счет десятками. Круглые числа

1

Устн. Сч.

Дециметр

1

Работа по образцу

Счет десятками. Круглые числа. Дециметр

1

С/р

Контрольная работа № 6 (город)

1

К.Р. №6

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.        

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

Анализ Контрольных работ. Работа над ошибками.

1

Индивид.

СЧЕТ ДЕСЯТКАМИ И ЕДИНИЦАМИ. НАЗВАНИЕ И ЗАПИСЬ ЧИСЕЛ ДО 20. НУМЕРАЦИЯ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

Счет десятками и единицами

1

Фронт.

Уметь называть и записывать двузначные числа в пределах 20, строить их графические модели,

Представлять в виде суммы десятка и единиц, сравнивать, складывать и вычитать без перехода через разряд.

Решать простые и составные задачи изученных видов. Строить и применять алгоритмы для решения заданий.

Сравнивать условия различных задач и их решения.

Исследовать ситуации, требующие сравнения числовых выражений и перехода от одних единиц к другим.

Фиксировать индивидуальное затруднение во внешней речи. Проверять сою работу по образцу. Работать в парах . При совместной работе в учебной деятельности и оценивать свое умение

Чтение и запись чисел до 20. Разрядные слагаемые

1

Текущий

Сложение и вычитание в пределах 20 Числа 1–20.

1

Устн. Сч.

Нумерация двузначных чисел

1

Текущий

Нумерация двузначных чисел

1

С/р

Сравнение двузначных чисел

1

Текущий

Сложение и вычитание двузначных чисел

1

Текущий

Сложение и вычитание двузначных чисел  

1

С/р

Сравнение, сложение и вычитание двузначных чисел.

1

С/р

Контрольная работа № 7

1

К.Р. №7

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуац        

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

Анализ Контрольных работ. РНО

1

Индивид.

КВАДРАТНАЯ ТАБЛИЦА СЛОЖЕНИЯ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 20 С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК.

Квадратная таблица сложения

1

Тематич.

Выявлять правила составления таблицы сложения, самостоятельно составлять таблицу, анализировать ее

Уметь образовывать, называть и записывать двузначные числа в пределах 100, строить их графические модели.

Знать состав чисел от11 до 20

Представлять в виде суммы десятка и единиц, сравнивать, складывать и вычитать без перехода через разряд.

Решать простые и составные задачи изученных видов

Исследовать ситуации, требующие сравнения числовых выражений и перехода от одних единиц к другим.

Сравнивать разные способы вычислений и находить более рациональный.

Устанавливать закономерность, уметь продолжить ее и восстанавливать пропущенные числа.

Выполнять самоконтроль, обнаруживать и устранять ошибки ( в вычислениях и логического характера)

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток

1

Текущий

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток

1

Уст. Сч.

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток

1

С/р

Вычитание однозначных чисел из двузначных чисел с переходом через десяток

1

Текущий

Вычитание однозначных чисел из двузначных чисел с переходом через десяток

1

С/р

Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток

1

Устный опрос

Решение текстовых задач со случаями сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток

1

С/р

Контрольная работа №8

1

К.Р. №9

Итоговая

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуац        

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

Анализ Контрольных работ. РНО

        

1

Индивид.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

Повторение, обобщение и систематизация знаний, полученных в 1 классе.

Резервные уроки (повторение

4

4

Текущий



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по математике 1 класс

Рабочая программа по математике составлена на основе ФГОС, «Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа», в соответствии с концепцией «Школа 2100», в которой принципы развивающего обучения взаимодействуют с традиционным принципом прочности усвоения знаний, и авторской программы «Математика» Петерсон Л.Г.  Курс рассчитан на 132 часа (4 часа в неделю).

Программу обеспечивают:

  1. Образовательная программа «Школа 2100», - М.: «Баласс», 2011г.
  2. Петерсон Л.Г. Учебник - тетрадь по математике для 1 класса, - М.: «Ювента», 2011г.
  3. Петерсон Л.Г Методические рекомендации для учителя- М.: «Ювента», 2001г.
  4. Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики. Методическое пособие, , - М.: «Ювента», 2011г.

  1. Пояснительная записка

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.

    Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

    Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.

    Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

     Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:

– обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

– обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

– сформировать умение учиться;

– сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

– сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

– сформировать устойчивый интерес к математике;

– выявить и развить математические и творческие способности.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса математики строится на основе:

− системно-деятельностного подхода, методологическим основанием которого является общая теория деятельности;

− системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий, где в качестве теоретического основания выбрана        система начальных математических понятий;

− дидактической системы деятельностного метода.

Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода. Суть ее заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике, лежащих в основе современной научной картины мира. Но, главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определенных ФГОС, и умение учиться в целом.

Основой организации образовательного процесса является технология деятельностного метода (ТДМ).

Структура уроков по ТДМ, на которых учащиеся открывают новое знание, имеет вид:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется их мотивирование на основе механизма «надо» − «хочу» − «могу».

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Для формирования определенных ФГОС НОО универсальных учебных действий как основы умения учиться предусмотрена возможность систем- ного прохождения каждым учащимся основных этапов формирования любого умения, а именно:

1. Приобретение опыта выполнения УУД.

2. Мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения

УУД (или структуры учебной деятельности).

3. Тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль

и коррекция и контроль.

Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения.

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Отбор содержания и последовательность изучения математических понятий осуществлялись на основе системы начальных математических понятий, обеспечивающей преемственные связи и непрерывное развитие следующих основных содержательно методических линий школьного курса математики: числовой, алгебраической.

Система подбора и расположения задач создает возможность для их сравнения, выявления сходства и различия, имеющихся взаимосвязей (взаимно обратные задачи, задачи одинакового вида, имеющие одинаковую математическую модель и др.).       Особенностью курса является то, что после планомерной отработки небольшого числа базовых типов решения простых и составных задач учащимся предлагается широкий спектр разнообразных структур, состоящих из этих базовых элементов, но содержащих некоторую новизну и развивающих у детей умение действовать в нестандартной ситуации.

Большое значение в курсе уделяется обучению учащихся проведению самостоятельного анализа текстовых задач, сначала простых, а затем и составных. Учащиеся выявляют величины, о которых идет речь в задаче, устанавливают взаимосвязи между ними, составляют план решения. При необходимости, используются разнообразные графические модели (схемы, схематические рисунки, таблицы), которые обеспечивают наглядность и осознанность определения плана решения. Дети учатся находить различные способы решения и выбирать наиболее рациональные, давать полный ответ на вопрос задачи, самостоятельно составлять задачи, анализировать корректность формулировки задачи.

Система заданий курса допускает возможность организации кружковой работы по математике во второй половине дня, индивидуальной и коллективной творческой, проектной работы, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов.

В курсе математики выделяется несколько содержательных линий.

       1. Числа и операции над ними. Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики. Формирование этого понятия осуществляется практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования конечными предметными множествами; в процессе счета предметов, в процессе измерения величин. В результате раскрываются три подхода к построению математической модели понятия «число»: количественное число, порядковое число, число как мера величины.

       В тесной связи с понятием числа формируется понятие о десятичной системе счисления. Раскрывается оно постепенно, в ходе изучения нумерации и арифметических операций над натуральными числами. При изучении нумерации деятельность учащихся направляется на осознание позиционного принципа десятичной системы счисления и на соотношение разрядных единиц.

       Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над группами предметов, вводится соответствующая символика и терминология. При изучении каждой операции рассматривается возможность ее обращения.

        Важное значение при изучении операций над числами имеет усвоение табличных случаев сложения и умножения. Чтобы обеспечить прочное овладение ими, необходимо, во-первых, своевременно создать у детей установку на запоминание, во-вторых, практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера. Задания, предлагаемые детям, должны отличаться разнообразием и включать в работу всех детей класса. Необходимо использовать приемы, формы работы, способствующие поддержанию интереса детей, а также различные средства обратной связи.

В предлагаемом курсе изучаются некоторые основные законы математики и их практические приложения:

– коммутативный закон сложения и умножения;

– ассоциативный закон сложения и умножения;

– дистрибутивный закон умножения относительно сложения.

        Все эти законы изучаются в связи с арифметическими операциями, рассматриваются на конкретном материале и направлены, главным образом, на формирование вычислительных навыков учащихся, на умение применять рациональные приемы вычислений.

В соответствии с требованиями стандарта, при изучении математики в начальных классах у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма.

Значение вычислительных навыков состоит не только в том, что без них учащиеся не в состоянии овладеть содержанием всех последующих разделов школьного курса математики. Без них они не в состоянии овладеть содержанием и таких учебных дисциплин, как, например, физика и химия, в которых систематически используются различные вычисления.

Наряду с устными приемами вычислений в программе большое значение уделяется обучению детей письменным приемам вычислений. При ознакомлении с письменными приемами важное значение придается алгоритмизации.

В программу курса введены понятия «целое» и «часть». Учащиеся усваивают разбиение на части множеств и величин, взаимосвязь между целым и частью. Это позволяет им осознать взаимосвязь между операциями сложения и вычитания, между компонентами и результатом действия, что, в свою очередь, станет основой формирования вычислительных навыков, обучения решению текстовых задач и уравнений.

2. Величины и их измерение. Величина также является одним из основных понятий начального курса математики. В процессе изучения математики у детей необходимо сформировать представление о каждой из изучаемых величин (длина, масса, время, площадь, объем и др.) как о некотором свойстве предметов и явлений окружающей нас жизни, а также умение выполнять измерение величин.

Формирование представления о каждой из включенных в программу величин и способах ее измерения имеет свои особенности. Однако можно выделить общие положения, общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин в начальных классах:

1) выясняются и уточняются представления детей о данной величине (жизненный опыт ребенка);

2) проводится сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, непосредственным сравнением с использованием различных условных мерок и без них);

3) проводится знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором;

4) формируются измерительные умения и навыки;

5) выполняется сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в ходе решения задач);

6) проводится знакомство с новыми единицами измерения величины;

7) выполняется сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований;

8) выполняется умножение и деление величины на отвлеченное число. При изучении величин имеются особенности и в организации деятельности учащихся.

        Важное место занимают средства наглядности как демонстрационные, так и индивидуальные, сочетание различных форм обучения на уроке (коллективных, групповых и индивидуальных).

        Немаловажное значение имеют удачно выбранные методы обучения, среди которых группа практических методов и практических работ занимает особое место. Широкие возможности создаются здесь и для использования проблемных ситуаций.

3. Текстовые задачи. В начальном курсе математики особое место отводится простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи – фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами.

        В ходе решения опорных задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы.

        Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач.

Решение текстовых задач дает богатый материал для развития и воспитания учащихся.

          Краткие записи условий текстовых задач – примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет научить школьников: а) анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути реализации решения); б) установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболее целесообразной схемы решения; в) интерпретации полученного решения для исходной задачи; г) составлению задач по готовым моделям и др.

4. Элементы геометрии. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объемом).

        Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов. Кроме этого, предполагается установление связи между арифметикой и геометрией на начальном этапе обучения математике для расширения сферы применения приобретенных детьми арифметических знаний, умений и навыков.

           Геометрический материал изучается в течение всех лет обучения в начальных классах, начиная с первых уроков. В изучении геометрического материала просматриваются два направления:

1) формирование представлений о геометрических фигурах;

2) формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерениями.

Программа предусматривает формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах: точке, линиях (кривой, прямой, ломаной), отрезке, многоугольниках различных видов и их элементах, окружности, круге и др.

        Учитель должен стремиться к усвоению детьми названий изучаемых геометрических фигур и их основных свойств, а также сформировать умение выполнять их построение на клетчатой бумаге. Отмечая особенности изучения геометрических фигур, следует обратить внимание на то обстоятельство, что свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путем в ходе выполнения соответствующих упражнений.

Предложенные в учебнике упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:

• в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;

• на классификацию фигур;

• на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;

• на построение геометрических фигур;

• на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;

• на формирование умения читать геометрические чертежи;

• вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.)

Знакомству с геометрическими фигурами и их свойствами способствуют и простейшие задачи на построение. В ходе их выполнения необходимо учить детей пользоваться чертежными инструментами, формировать у них чертежные навыки. Здесь надо предъявлять к учащимся требования не меньшие, чем при формировании навыков письма и счета.

5. Элементы алгебры. В курсе математики для начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения, равенства, неравенства (числового и буквенного уравнения) и формулы. Суть этих понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала. У учащихся формируются умения правильно пользоваться математической терминологией и символикой.

7. Нестандартные и занимательные задачи. В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.

         Математика – это орудие для размышления, в ее арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.

          К тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач-сказок, загадок и т.п.

          Начиная с первого класса, при решении такого рода задач, как и других, предлагаемых в курсе математики, школьников необходимо учить применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе их решения; правильно проводить логические рассуждения; формулировать утверждение, обратное данному; проводить несложные классификации, приводить примеры и контрпримеры.

          В основу построения программы положен принцип построения содержания предмета «по спирали». Многие математические понятия и методы не могут быть восприняты учащимися сразу. Необходим долгий и трудный путь к их осознанному пониманию. Процесс формирования математических понятий должен проходить в своем развитии несколько ступеней, стадий, уровней. Построение содержания предмета «по спирали» позволяет к концу обучения в школе постепенно перейти от наглядного к формально-логическому изложению, от наблюдений и экспериментов – к точным формулировкам и доказательствам.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение математики в первом классе начальной школы отводится по 4 часа в неделю ( всего 540 часов), в 1 классе 132 часа, во 2, 3, 4 классах  по 136 часов.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины: ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

К концу первого года обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

У учащегося будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  •  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • готовность учащихся целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта).

Ученик получит возможность для формирования:

• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

Метапредметные:

  • анализ объектов с целью выделения признаков
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
  • установление причинно-следственных связей
  • моделирование
  • ориентирование в окружающем пространстве (вверх, вниз, влево, вправо и др.);
  • выделение из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
  • пересчитывание  предметов и выражение результата числом;
  • умение слушать и вступать в диалог

Предметные:

Обучающиеся к концу первого года обучения должны

 знать/ понимать:

  • количественный и порядковый смысл целого неотрицательного числа;
  • смысл действий (операций) сложения и вычитания над целыми неотрицательными числами;
  • взаимосвязь между действиями сложения и вычитания;
  • свойства сложения: прибавление числа к сумме и суммы к числу;
  • свойства вычитания: вычитание числа из суммы и суммы из числа;
  • линии: прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга;
  • замкнутые и незамкнутые линии;
  • внутренняя область, ограниченная замкнутой линией;
  • прямой угол;
  • многоугольники и их виды;
  • измерение длины отрезка;
  • все цифры;
  • знаки больше (>),  меньше (<),  равно (=);
  • названия всех однозначных чисел и чисел второго десятка,
    включая число 20;
  • знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием (+, —, сумма, значение суммы, слагаемые, разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое);
  • переместительный закон сложения;
  • таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;
  • изученные геометрические термины (точка, линия, прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга, замкнутая, незамкнутая, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямой угол, прямоугольник);
  • изученные единицы длины (сантиметр, дециметр);
  • изученное соотношение между единицами длины (1 дм = 10 см);
  • термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ).

Уметь:

  • читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка;
  • сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, < или =);
  • воспроизводить правила прибавления числа к сумме и сумм к числу;
  • воспроизводить и применять переместительное свойство сложения;
  • воспроизводить и применять правила сложения и вычитаний нулем;
  • распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, круг);
  • выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через разряд на уровне навыка;
  • выполнять сложение однозначных чисел с переходом через разряд и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника;
  • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
  • определять прямые углы с помощью угольника;
  • определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;
  • строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
  • находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
  • выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см или 16 см);
  • распознавать и формулировать простые задачи;
  • составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи.

6. Содержание учебного предмета

1-й класс

(4 часа в неделю, всего – 132 часа)

Общие понятия. 10 ч.

    Признаки предметов.

     Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.

     Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.

     Отношения.

     Сравнение групп предметов. Графы и их применение. Равно, не равно, столько же.

Числа и операции над ними. 108 ч.

Числа от 1 до 10. Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счета и мера величины. Реальные и идеальные модели понятия «однозначное число». Арабские и римские цифры.

        Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами.     Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.

        Ноль. Число 10. Состав числа 10.

Числа от 1 до 20. Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел.

        Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.

       Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Сложение и вычитание в пределах десяти. Объединение групп предметов в целое (сложение). Удаление группы предметов (части) из целого (вычитание). Связь между сложением и вычитанием на основе представлений о целом и частях.     Соотношение целого и частей.

        Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.

       Переместительное свойство сложения. Приемы сложения и вычитания.

Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания.

       Понятия «увеличить на...», «уменьшить на...», «больше на...», «меньше на...».

Сложение и вычитание чисел в пределах 20.

      Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19).

Величины и их измерение. Величины: длина, масса, объем и их измерение. Общие свойства величин.

        Единицы измерения величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр. Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел. Аналогия десятичной системы мер длины (1 см, 1 дм) и десятичной системы записи двузначных чисел.

Текстовые задачи. Задача, ее структура. Простые и составные текстовые задачи:

а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;

б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на...»;

в) задачи на разностное сравнение.

Элементы геометрии. Ориентация в пространстве и на плоскости: «над», «под», «выше», «ниже», «между», «слева», «справа», «посередине» и др. Точка. Линии: прямая, кривая незамкнутая, кривая замкнутая. Луч. Отрезок. Ломаная. Углы: прямые и непрямые. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал. Модели простейших геометрических фигур.

        Различные виды классификаций геометрических фигур.

        Вычисление длины ломаной как суммы длин ее звеньев.

Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».

Элементы алгебры. Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два и более действий. Сравнение значений выражений вида а + 5 и а + 6; а – 5 и а – 6. Равенство и неравенство.

         Уравнения вида а ± х = b; х – а = b.

          Таблицы. Строки и столбцы. Начальные представления о графах. Понятие о взаимно однозначном соответствии.

Итоговое повторение 

  1. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени  имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Математика» в частности.

Возрастные психологические особенности младших школьников делают  необходимым формирование моделирования как универсального учебного действия. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

   1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);

 2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Математика».

Наряду с принципом наглядности  в изучении курса «Математика» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию предметных моделей, навыков счёта, осознанное усвоение изучаемого материала. На начальном этапе (1-2 класс) предусматривается проведение значительного числа предметных действий, обеспечивающих мотивацию, развитие внимания и памяти младших школьников. Исходя из этого, второе важное  требование к оснащенности образовательного процесса в начальной школе при изучении математики состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал.

Раздаточный материал для такого рода работ должен включать реальные объекты (различные объекты живой и неживой природы), изображения реальных объектов  (разрезные карточки, лото), предметы − заместители реальных объектов (счётные палочки, раздаточный геометрический материал), карточки с моделями чисел.

В ходе изучения курса «Математика» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания, включая моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости и времени), наблюдение, измерение, эксперимент (статистический). Для этого образовательный процесс должен быть оснащён необходимыми измерительными приборами: весами, часами и их моделями, сантиметровыми линейками и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 3 класс (автор Л.Г.Петерсон)

Рабочая программа по математике для 3 класса разработана  на основе  примерной  типовой  программы по математике в соответствии с требованиями Федерального компонента государственн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Л.Г. ПЕТЕРСОН 1 КЛАСС

Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по математике, авторской программы Л.Г. Петерсон, соответствует Федеральному государственному образовательному с...

Рабочая программа по математике 1 класс Петерсон Л.Г.

Соотвествеут ФГОС нового поколенияСоставлена с ориентацией на примерную рабочую программу по математике Петерсон Л.Г.Образовательная система ШКОЛА 2100Объем: 4 часа в неделю...

Рабочая программа по математике 1 класс.Петерсон

Программа составлена в соответствие с ФГОС.Школа 2100...

Рабочая программа по математике 2 класс. Петерсон

Программа создана в соответствие с ФГОС.Школа 2100...

Рабочая программа по математике 4 класс (программа "Учусь учиться" Л.Г. Петерсон)

Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по математике 4 класс Петерсон Л.Г. УМК Перспектива

Пояснительная записка,календарно-тематическое планирование...