"Методика работы над задачами. Решение задач разного вида."
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Копеина Людмила Васильевна

Конспект урока математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt_uroka_matematiki_-_09.07.2013_g.odt27.92 КБ

Предварительный просмотр:

           Орг/момент.                                                                        

            На  парте  лежат:

           

           Сформулируем  тему  урока.

           Чтобы  определить  тему  урока,  над  чем  мы  будем  работать  сегодня,  вам  

           надо  отгадать  ребус.

           На  слайде  картинки:  заяц,  2,  чашка  -  за  да  ча

           Правильно,  мы  будем  работать  над  задачами.

           Но  чтобы  хорошо  и  правильно  решать  задачи,  надо  быстро  считать.

           

           Устный  счет.

           Прочитать  выражение  и  указать  порядок  действий:

               3х800+32000:40-400х4=       ( 1600 )

             

           Объяснить  приемы  вычислений,  найти  значения:

               264:12=                   ( 240+24 ):12         ( 22 )

               396:18=                   ( 360+36 ) :18       ( 22 )

               880:16=                   ( 800+80 ):16         ( 55 )

               660:15=                   ( 600+60 ):15         ( 44 )

               

           Разность  чисел  230  и  70  увеличить  в  3  раза:     (230-70)х3=         ( 480 )

             

           На  сколько  произведение  чисел  16  и  5  больше  произведения  чисел  9  и  8?  

              ( 16х5)-(9х8)=           ( 8 )

             

           Решение  задач  -  методика  работы  над  задачей.

           Давайте  вспомним,  что  такое  задача.

           На  одной  грядке  выросло  60  морковок,  а  на  другой  на  35  меньше.

           Будет  ли  это  задача?

           Нет.

           Почему  нет?

           Нет  вопроса  задачи.

           Поставьте  вопрос,  чтобы  задача  решалась  в  1  действие.

           Сколько  морковок  выросло  на  2-ой  грядке?

           Какая  это  задача?

           Простая.

           Поставьте  вопрос,  чтобы  задача  стала  составной.

           Решим  ее.     60+ ( 60-35 )=          ( 85  морковок )

           Какие  же  части  необходимы  в  задаче?

           Условие,  вопрос,  решение,  ответ.

           Что  значит  решить  задачу?

           Ответить  на  поставленный  в  ней  вопрос.

           

           Слайд

           Прочитайте  условие  и  вопрос  задачи:  В  школе  надо  было  « полечить »  ?  

           учебников. Второй класс выполнил 1/10 часть работы, а третий класс в 2 раза  больше.

           Сколько  учебников  еще  не  отремонтировано?

           Можем  мы  решить  ее.

           Нет.  Недостаточно  числовых  данных.

           Подберите  нужное  число  и  запишите  решение  задачи  на  своих  

           индивидуальных  досках  по  действиям.  Но  помните,  что  число  должно

           делиться  на  10.

  1. 480:10х1=48 ( книг )
  2. 48х2=96 ( книг )

                  3)   48+96= 144 ( книги )

                  4)   480-144=336 ( книг )

           Письменная  работа.

           Слайд.

            Задача  1.

            На  слайде  рисунок.

помид

огурц

карт

деревья

цветы

           Задача.  На  прямоугольном  участке  ½  площади  занята  помидорами,  огурцами  и

           картофелем.  На  второй  половине  посажены  деревья и  цветы.  Цветы  занимают                                              

           1/20  часть  второй  половины. Под  деревья  занято 400 м2.  Какова  площадь  всего  

           участка.

           Составляем  краткую  запись  -  рисунок  цветными  карандашами.  

           Как  будете  решать  задачу?

           400:20х1=20 ( м2 )

           400+20=420 (м2 )

           420х2=840 ( м2 )

         

           Слайд.

           Задача  2.

           Посмотрите,  что  написано?

           Краткая  запись  задачи  -  таблица.

           

Изделие

Расход ткани  на

1  изделие

Количество

изготовленных  изделий

Расход

ткани

Простыни

4 м

25

130 м

Наволочки

2 м

?

          Составить  по  краткой  записи  задачу.

          Было  130 м  ткани.  Из  нее  сшили  25  простыней  и  несколько  наволочек.  На  1

          простынь  пошло  4 м,  а  на  1  наволочку  2 м.  Сколько  сшили  наволочек?

          Какая  это  задача?

          Задача  составная.

          Почему  составная?

          Состоит  из  нескольких  простых  задач.

          Выделите  1  простую  задачу,  2  простую  задачу,  3  простую  задачу.

          Кто  составит  выражение  по  задаче?

          ( 130-4х25):2=15 ( наволочек )

         

           Слайд.

           Задача 3.  Решаем  задачу  синтезом.

           

Цена

Количество

Стоимость

Липы

?  одинаковая

?

360

?

Клен

440

?,  на  2000 рублей  больше

           Что узнаем  в  1  действии?

           На  сколько  больше  купили  саженцев  клена?

           Во  2  действии?

           Какова  цена  1  саженца?

           В  3  действии?

           Какова  стоимость  360  лип?

           В  4  действии?

           Какова  стоимость  420  кленов?

           Молодцы!  Решайте  самостоятельно  по  действиям.

         

            Слайд.

           Задача  4.  Анализ.

           Два  водителя  выехали  навстречу  друг  другу.  Один  ехал  со  скоростью  60  км/ч,

            а  другой  со  скоростью  68  км/ч.  В  пути  они  были  4  часа.  

            Сколько  километров  каждый  из  них  ехал  до  встречи?  

            Читаем  условие  задачи.

            Что  в  задаче  известно?

            Скорость  обоих  водителей  и  время,  которое  они  были  в  пути.

            Что  неизвестно?

            Сколько  км  каждый  из  них  ехал  до  встречи.

            Что  обозначает  число  60?,  68?,  4?

            60  -  скорость,  с  которой  ехал  1  водитель;  68  -  скорость,  с  которой  ехал  2

            водитель;  4  -  это  время,  которое  они  были  в  пути.

            Составьте  краткую  запись  задачи  -  чертеж  на  индивидуальных  досках.

            Покажите,  что  у  вас  получилось.

            А ______________________________________Б

            Анализ  задачи:  чтобы  узнать,  сколько    км   проехал  каждый  водитель,  надо

            знать,  сколько  проехал  1  и  сколько  проехал  2  в  отдельности.

            Чтобы  узнать,  сколько  км  проехал  1  водитель,  надо  знать  его  скорость  и  время.

            Чтобы  узнать,  сколько  км  проехал  2  водитель,  надо  знать  его  с корость  и  время.

            Мы  это  знаем,  значит  можем  приступать  к  решению.

            Решите  задачу  по  действиям  двумя  способами.

            1 способ                                                   2 способ

            60х4=240 ( км )                                       60=68=128 (км/ч )                

            68х4=272 ( км )                                       128х4=512 ( км )

            240+272=512 ( км )

           Слайд.

           Задача  5.

           В  субботнике  участвуют:

           1 -ых  классов  -  4,  по  30 учеников;            ( 120 учеников )         ( всего  390 чел. )

           2 -ых  классов  -  2,  по  30 учеников;            (   60 учеников )

           3 -их  классов  -   3,  по  30 учеников;            (   90 учеников )

           4 -ых  классов  -   4,  по  30 учеников.            ( 120 учеников )

           Сколько  человек  участвует  в  субботнике?

           Каждый  ученик  соберет  по  3 кг  макулатуры  в  месяц.  Мы  учимся  9  месяцев.

           80 кг  макулатуры  сохранит  1  дерево.  Сколько  деревьев  сохранят  ученики?

           3х390=1170 (кг)

           1170х9=10530 (кг)

           10530:80=131 (дерево)  ( и  еще  останется  макулатура )

           Убирали  территорию  школы  и  мыли  классы  -  150  человек.

          Собирали  макулатуру                                             -  ?

           Всего  участвовали  в  субботнике  -  390  человек.

           Сколько  человек  собирали  макулатуру?

           Составим  уравнение:  150+х=390            Проверка:

                                                   х=390-150            150+240=390

                                                   х=240                    390=390

           Слайд.

           Задача  6.

           Купили  35  тетрадей  на  630 рублей  и  16  блокнотов.  Цена  блокнота  на  12  рублей  

           дороже.  Сколько  стоят  все  блокноты?

           Составим  план  решения  задачи.

           Рассуждаем,  опираясь  на  схему.

           Чтобы  узнать,  сколько  стоят  все  блокноты,  надо  знать  цену  блокнота  

           и  количество  купленных  блокнотов.

Стоимость  16

блокнотов

         

Цена

блокнота

       

       х

Количество  блокнотов

           

           

Цена

тетради

   

      +

На  ? блокнот

дороже

           

Стоимость

тетради

   

        :

Количество

тетрадей

           

           Количество  купленных  блокнотов  есть  в  условии  задачи  -  16,  а  цену  блокнота  

           мы  не  знаем.

           Чтобы  узнать  цену  блокнота,  надо  знать  цену  тетради  и  на  сколько  блокнот  

           дороже  тетради  -  на  12  рублей.

           Чтобы  узнать  цену  тетради,  надо  знать  стоимость  всех  тетрадей  и  

           количество  тетрадей  -  630 рублей  и  35  тетрадей.

           Эти  данные  нам  известны.

           Значит,  можем  приступать  к  решению  задачи.

           Мы  прорешали  несколько  различных  задач.  Какой  вывод  можно  сделать?

           Вывод.

  • Задачи  можно  записывать  кратко  разными  способами:  рисунок,  таблица,  текст;

           решать  их  можно  по  действиям,  выражением,  уравнением;  использовать  схему  

           при  составлении  плана.

           Проверка  домашнего  задания.

           Что  вам  было  задано  на  дом?

           Покажите  на  индивидуальных  досках  решение  задачи.

           За  1  месяц  в  санатории  отдохнули  420  человек,   а  в  пансионате  

           за  1  месяц  побывало  325 человек.  Сколько  человек  отдохнуло  в  санатории  за

           год?  Сколько  человек  побывало  в  пансионате  за  3  месяца?  Сколько  всего  

           человек  отдохнуло?

           420х12=5040 ( человек )

           325х3=975 ( человек )

           5040+975=6015 ( человек )  

           Проверка.

           1  ученик  восстановит  план  в  нужной  последовательности  (  план  написан  на  

           карточках  не  по  порядку ).

           2  ученик  выкладывает  выражение  к  задаче  перевернутыми  карточками,  

           пустой  стороной  вверх.

           420х12+325х3=6015 ( человек )

           А  все  остальные  составляют  задачи,  обратные  данной.

           Обратные  задачи.

           Задача  1.

           За  год  санаторий  и  пансионат  при  нем  обслуживают  6015  человек.  Пансионат

           работает  3  месяца  и  обслуживает  по  325  человек  в  месяц.  Сколько  человек  

           за  один  месяц  принимает  санаторий?

           Задача  2.

           Санаторий  и  пансионат  обслуживают  6015  человек.  Пансионат  работает  3  

           месяца  и  обслуживает  по  325  человек  в  месяц,  а  санаторий  по  420  человек

          в  месяц.  Сколько  месяцев  работает  санаторий?

           Задача  3.

           Пансионат  и  санаторий  за  год  обслуживают  6015  человек.

          Санаторий  обслуживает  по  420  человек  в  месяц,  Пансионат  работает  3  

          месяца.   Сколько  человек  обслуживает  пансионат  в  месяц?

           Задача  4.

           Пансионат  и  санаторий  за  год  обслуживают  6015  человек.  Санаторий

           обслуживает  по  420  человек  в  месяц.  Пансионат  обслуживает  по  325  человек  

           в  месяц.  Сколько  месяцев  работает  пансионат?

           Проверяем,  как  справились  с  заданием  ученики  у  доски.

           Задаем  им  дополнительные  вопросы.

           Анализируем  ответ  и  ставим  оценки.

           Домашнее  задание.

           Итог  урока.

           

         

  •  

               

           Конспект

                       урока  математики

                         в  4 — ом  классе

 

  Тема:  « Методика  работы  над  задачами.

                     Решение  задач  разного  вида. »

   

     Цель:  упражнение  в  решении  задач  разного  вида;      

                  развитие  памяти,  внимания,  воображения;

                  воспитание  трудолюбия  и  желания  

                  получать  новые  и  интересные  знания.

                 

                                       

                                             

                                                 

              Копеина  Людмила  Васильевна,

              учитель  начальных  классов  

              МОУ  Колонтаевской  НОШ  № 71.

              Урок показан на семинаре  для

              директоров  сельских  школ

              Ногинского  района  МО.

           

               Январь  2009 года.    

                                 

                                           

 

                                 

 

         

                                                   

           

 

           

     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по математике "Закрепление. Решение задач и примеров изученных видов" 1 класс

Предложенный урок  "Путешествие в сказку" является заключительным по математике в 1 классе. Попадая в сказку дети закрепляют  материал, изученный в 1 классе....

Решение задач и примеров изученных видов.

Конспект урока математики с использованием здоровьесберегающих технологий....

Методика обучения младших школьников решению задач на движение

В работе представлена методика обучения решению простых задач на движение, задач на встречное движение и движение в противоположном направлении. На конкретных примерах показана организация работы над ...

Контрольная работа по теме: «Решение задач разного типа»

Контроль по теме: "Решение задач разного типа", выполняется по вариантам...

План - конспект «Математика и природа» (Закрепление. Решение задач и примеров изученных видов) 2 кл

План - конспект  интегрированного урока  по математике с элементами экологии(Закрепление. Решение задач и примеров изученных видов)....

Технологическая карта урока по математике Решение задач и примеров изученных видов.

Урок - космическое путешествие. Ребята превратятся в космонавтов и отправятся путешествие по различным планетам....