рабочая программа по математике Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.П. Тонких по программе Школа 2100 4 класс
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) по теме

Горбачева Ольга Васильевна

рабочая программа по математике 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_4.doc329.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласована


Зам. директора по УВР Лицея

______________________Т.В.Волобуева


«      »________________201    г.    

Утверждена

 
Директор  Лицея

__________________Н.А.Филатчева  
 
приказ от_
     _№ _______

Министерство образования и культуры Тульской области 

Комитет по образованию администрации муниципального образования Щекинский район

Муниципальное образовательное учреждение «Лицей» 
 

Рабочая программа

по предмету  __математика__ в__3-б__классе

 

Учитель: Горбачева О.В.

 
 

                         Рассмотрена на заседании

МО учителей начальных классов

                       протокол  от «__» _              _ 201      года №__

201   /201    уч.год


Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 3 класса составлена на основе авторской программы по математике авторов Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких, «Программа по математике для четырёхлетней начальной школы», Москва, Баласс,2010г.; программы «Образовательная система «Школа 2100» - М.: Баласс, 2009, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года.

На изучение математики отводится:

136 часов в учебный год (4 часа в неделю).

Общая характеристика учебного предмета

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.

Цели изучения математики в начальной школе

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении;
  • формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения;
  • освоение начальных математических знаний; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики:
  • вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов);
  • понимать значение величин и способов их измерения;
  • использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений;
  • проявлять математическую готовность к продолжению образования;
  •         воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;
  • формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Задачи изучения математики в начальной школе

В соответствии с этими целями ставятся следующие задачи:

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин для продолжения образования;
  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
  • сформировать умение учиться;
  • сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира:
  • сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного процесса;
  • сформировать устойчивый интерес к математике;

выявить и развить математические и творческие способности.

Структура курса

Специфика начального математического образования заключается в тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами. Курс математики в начальной школе представлен следующими разделами:

  • Числа и величины.
  • Арифметические действия.
  • Текстовые задачи.
  • Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
  • Геометрические величины.
  • Работа с информацией.

Основные содержательные линии

Материал курса «Математика» включает в себя следующие  содержательные линии:

1.        Числа и операции над ними.

Понятие натурального числа на основе операции над множествами; в процессе счёта предметов, в процессе измерения величин Понятие о десятичной системе счисления. Понятие арифметической операции. Усвоение табличных случаев сложения и умножения. Письменные приёмы вычисления. Понятия «целое» и «часть». Взаимосвязь между целым и частью, между компонентами и результатом действия. Знакомство с алгоритмами.

2.        Величины и их измерение.

  • выяснить и уточнить представления о величине (жизненный опыт ребенка);
  • проводить сравнение однородых величин (везуально, с помощью ощущений,
    непосредственным сравнением с использованием различных условных мерок и без них);

-проводить знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором;

  • формировать измерительные умения и навыки;
  • выполнять сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в единицах
    одного наименования (в ходе решения задач);
  • проводить знакомство с новыми единицами измерения величины;
  • выполнять сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований.

3.Текстовые задачи.

Решение простых (опорных) задач. Текстовые задачи. Методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический, геометрический, логический и практический, с математическими моделями. Краткие записи условий текстовых задач - примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод моделирования позволяет научить школьников:

а)        анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути реализации решения);

б)        установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболее
целесообразной схемы решения;

в)        интерпретации полученного решения для исходной задачи;

г)        составлению задач по готовым моделям.
     4.
Элементы геометрии.

Формирование у учащихся пространственных представлений и ознакомление с геометрическими величинами (длиной, площадью, объёмом); представление о геометрических фигурах; освоение практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерениями. Практические работы: изготовление фигур из бумаги. палочек, пластилина, их вырезание, моделирование. Сопоставление и противопоставление геометрических фигур.

5. Элементы алгебры.

Понятия: выражения, равенства, неравенства (числового и буквенного), уравнения и формулы. Формировать умения правильно пользоваться математической терминологией и символикой.

6.        Элементы стохастики.

Элементы комбинаторики, теории графов, наглядной и описательной статистики, начальных понятий теории вероятностей. Формирование комбинаторных способностей, вероятностных понятий: чаще, реже, невозможно, возможно и др.

7.        Нестандартные и занимательные задачи.

Решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.Воспитание интереса младших школьников к математике, развитие математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов, и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач-сказок, загадок и т.п.


Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников

Важную роль в обучении курса «Математики»  играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов учебной деятельности:

  • Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости, времени), описание явлений и событий с использованием величин.
  • Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем.
  • Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости.
  • Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
  • Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа. Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.
  • Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
  • Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического  (в вычислении) характера.
  • Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведённых опросов.
  • Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.

Образовательные технологии:

  1. Технология проблемно-диалогического обучения.
  2. Деятельный характер обучения.
  3. Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результат деятельности.
  4. Технологии оценивания образовательных достижений учащихся.

5.  Дифференциация обучения.
       6.   Групповые технологии.

7.   Компьютерные технологии.

Формы контроля знаний и умений учащихся

Для выявления соответствия результатов образования целями и задачами обучения данной рабочей программой предусмотрено проведение:

  • Контрольных работ –  12.
  • Математических диктантов – 11
  • Практических работ – 10

          Содержание курса

3 класс

(136 часов, 4 часа в неделю)

Раздел I Числа от 1 до 1000. (48 ч.)

1. Повторение изученного во 2 классе. (10 ч.)

Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Текстовые задачи. Решение простых и составных текстовых задач. Пропедевтика функциональной зависимости при решении задач: пропорциональными величинами.

2. Внетабличное умножение и деление. (26 ч.)

Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент. Величины и их измерение. Объем. Единицы объема: 1 см3, 1 дм3, 1 м3. Соотношения между единицами измерения объема. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда (куба). Элементы стохастики. Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора.

3. Дробные числа. (12 ч)

Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле. Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки. неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь. Длина. Элементы геометрии. Куб, прямоугольный параллелепипед. Их элементы. Отпечатки объемных фигур на плоскости. Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний. Изменение положения плоских фигур на плоскости.

Раздел II Числа от 1 до 1000. (77 ч.)

1. Нумерация. (10 ч)

Сотня. Счет сотнями. Тысяча. Трехзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трехзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел. Текстовые задачи. Решение простых и составных текстовых задач. Пропедевтика функциональной зависимости при решении задач: пропорциональными величинами.

2. Сложение и вычитание в пределах 1000. (23 ч.)

Решение простых задач на движение. Моделирование задач. Задачи с альтернативным условием. Множества. Пересечение множеств. Кванторы общности и существования. Случайные эксперименты. Запись результатов случайного эксперимента. Понятие о частоте события в серии одинаковых случайных экспериментов. Понятия «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно».

3. Умножение и деление чисел в пределах 1000. (22 ч)

Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел. Элементы алгебры. Выражения с двумя переменными. Нахождение значений выражений вида а ± Ъ; а- Ъ; а : Ъ. Неравенства с одной переменной. Решение подбором неравенств с одной переменной вида: а ± х < Ъ; а ± х > Ъ.

4. Арифметические действия над числами в пределах  1000. (22 ч)

Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приемы умножения трехзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приемы деления трехзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком». Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность. Использование уравнений при решении текстовых задач. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицам:. измерения длины. Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы. Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость-время, расстояние.Первоначальное представление о сборе и обработке статистической информации. Чтение информации, заданной с помощью линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов. Построение простейших линейных диаграмм по содержащейся в таблице информации.         5. Повторение изученного в 3 классе. (11 ч.)Круговые диаграммы. Занимательные и нестандартные задачи. Уникурсальные кривые.  Логические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц и графов. Множество, элемент множества, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств, высказывания с кванторами общности и существования. Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания.Задачи на принцип Дирихле        Резервные часы (4 ч).


Календарно -  тематическое планирование

Количество часов в неделю:   4 ч

Годовое количество часов:   136 ч

Плановых проверочных работ:

  • Контрольных работ – 12.
  • Математических диктантов – 11.

  • Практических работ – 10

Реквизиты программы:

1.Федеральный     компонент         Государственного     образовательного стандарта начального общего образования. Стандарт по математике.

  1. Программы общеобразовательных учреждений (начальные классы)-М: Просвещение .2004.
  2. Программа Образовательная система «Школа 2100»- М.: Баласс. 2009.

УМК учащихся:        

1). Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких. «Математика» 3 ч. 3 класс Москва. Баласс. 2012г.

2). С.А.Козлова, А.Г.Рубин. «Самостоятельные и контрольные работы».  3 класс Москва. Баласс. 2012г.

УМК учителя:        

1). Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких. «Математика»3ч 3 класс Москва. Баласс. 2012г.

2). Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких. «Математика» Методические рекомендации для учителя 3 класс. Москва. Баласс. 2012г.

3) С.А.Козлова, В.Н.Гераськин, Л.А. Волкова Дидактический материал по математике для 3 класса. М.: Баласс, 2011.

4) Универсальное мультимедийное пособие по математике. 3 класс. К уч. Демидова Т.Е., Козлова С.А. и др. (CDpc) Экзамен, 2011 г.



П/п

Дата

прове-

дения

урока

Название разделов и тем уроков

Всего

часов

Из них

Лабора-

торные

(практи-

ческие)

работы

Формы

конт-

роля

Приме-чание

Раздел I. Числа от 1 до 100

48 ч

6 ч.

6 ч.

  1. Повторение материала,

изученного во 2 классе

10 ч.

2 ч.

1.1.

Введение в предмет. Нумерация. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.

1.2.

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. Простые и составные задачи.

1.3.

Смысл действий умножения и деления, их взаимосвязь. Взаимосвязь компонентов.

1.4.

Арифметические действия над числами. Алгоритм нахождения площади квадрата.

1.5.

Арифметические действия над числами. Задачи с величинами: цена, количество, стоимость.

1.6.

Арифметические действия над числами. Нахождение значения выражения с двумя переменными.

1.7.

Алгоритм сложения и вычитания, умножения и деления. Математический диктант.(15 мин)

М.д.

№1

1.8.

Решение задач на нахождение четвёртой пропорциональной величины и комбинаторных задач.

1.9.

Решение комбинаторных задач с помощью графа. Понятие «дерево выбора»

1.10.

Контрольная работа №1.  Повторение материала 2-го класса (45 мин.)

К.р. №1

  1. Внетабличное   умножение и                    деление.

26 ч.

1 ч.

4 ч.

2.1.

Анализ контрольной работы. Параллелепипед и куб Элементы прямоугольного параллелепипеда. Практическая работа: счёт вершин и рёбер параллелепипеда.(15 мин.)

Пр.р. №1

2.2.

Объём прямоугольного параллелепипеда. Единица объёма: кубический сантиметр. Формула объёма.

2.3.

Единицы измерения объёма: Кубический дециметр, кубический метр.

2.4.

Сочетательное свойство умножения. Решение стохастических и комбинаторных задач.

2.5.

Алгоритм умножения однозначного числа на двузначное, оканчивающееся нулем. Решение составных задач.

2.6.

Деление чисел, запись которых оканчивается нулём. Математический диктант. (15 мин.)

М.д. №2

2.7.

Арифметические действия над числами. Решение задач со счетными палочками.

2.8.

Умножение суммы на число. Распределительное свойство умножения относительно суммы.

2.9.

Умножение двузначного числа на однозначное.

2.10.

Контрольная работа № 2 Внетабличное умножение и деление. (45 мин.)

К.р

№2

2.11.

Работа над ошибками. Деление суммы на число. Распределительное свойство деления относительно сложения.

2.12.

Арифметические действия над числами. Решение составных задач с опорой на таблицу.

2.13.

Деление двузначного числа на однозначное.  Уникурсальные кривые. Математический диктант.(15 мин.)

М.д.

№3

2.14.

Арифметические действия над числами. Изображение геометрических фигур по образцу.

2.15.

Решение задач на пропорциональное деление несколькими способами в 1-2 действия..

2.16.

Арифметические действия над числами. Алгоритм внетабличного деления.

2.17.

Деление с остатком практическим способом(с помощью рисунка).

2.18.

Деление с остатком. Решение задач с линейными диаграммами.

2.19.

Деление с остатком. Подбор наибольшего возможного делимого. Решение задач на пропорциональное деление.

2.20.

Контрольная работа №3  Внетабличное  умножение и деление.(45 мин.)

К.р. №3

2.21.

Анализ контрольной работы. Арифметические действия над числами и выражениями. Деление с остатком.

2.22.

Арифметические действия над числами. Чтение и запись информации при помощи линейной диаграммы.

2.23.

Решение задач с помощью таблиц.

2.24.

Решение простых и составных задач. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без.

2.25.

Резервный урок. Решение задач. в 2-3 действия. Нахождение значений числовых выражений.

  1. Дробные числа. Доли.

12 ч.

5 ч.

2 ч.

3.1.

Доли. Чтение и запись долей. Практическая работа: деление целого предмета на части.(10 мин)


Пр.р.

№2

3.2.

Алгоритм нахождения доли числа. Ввести модель круговой диаграммы. Чтение информации с этой модели.

3.3.

Сравнение долей. Чтение информации по модели диаграммы. Практическая работа на предметах.(10 мин.)

Пр.р.

№3

3.4.

Нахождение числа по его доли. Овладение основами алгоритмического мышления.

3.5.

Решение задач с пропорциональными величинами. Математический диктант.(15 мин.)

М.д.

№ 4

3.6.

Решение задач с помощью графа или «дерева выбора». Определение величин по двум разностям.

3.7.

Единица измерения времени: минута как доля часа. Практическая работа с циферблатом.(10 мин.)

Пр.р.

№4

3.8.

Единица измерения времени: секунда как доля минуты. Практическая работа с секундомером. (10 мин.)

Пр.р.

№5

3.9.

Единица измерения времени: сутки. Сравнение единиц времени по их числовым значениям.

3.10.

Единица измерения времени: неделя. Выражение данной величины в изученных единицах измерения.

3.11.

Решение задач с помощью линейных и столбчатых диаграмм. Практическая работа: чтение информации с помощью столбчатых диаграмм.(10 мин.)

Пр.р.

№6

3.12.

Контрольная работа №4. Дробные числа. (45 мин.)

К.р. №4

Раздел II Числа от 1 до 1000

77 ч.

6 ч.

13 ч.

  1. Нумерация

10 ч.

1 ч.

2 ч.

1.1.

Анализ контрольной работы. Счёт сотнями. Тысяча. Чтение и запись трёхзначных чисел. 

1.2.

Умножение числа 100. Умножение и деление на 100. Математический диктант. (15 мин.)

М.д.

№ 5

1.3.

Единица измерения длины: миллиметр. Практическая работа: измерение предметов в миллиметрах. (10 мин.)

Пр.р.

№7

1.4.

Чтение и запись трёхзначных чисел. Значение каждой цифры в записи.

1.5.

Трёхзначные числа. Разрядные слагаемые. Решение числовых выражений.

1.6.

Трехзначные числа. Разрядные слагаемые. Решение стохастических задач.

1.7.

Сравнение трёхзначных чисел. Решение задач при помощи таблицы.

1.8.

Трёхзначные числа. Задачи на построение столбчатой диаграммы, со счетными палочками, круговой диаграммой.

1.9.

Единица массы: центнер. Сравнение именованных чисел.

1.10.

Контрольная работа № 5 за II четверть. Нумерация (45 мин.)

К.р.

№5

II Сложение и вычитание в пределах 1000

23 ч.

3 ч.

5 ч.

2.1.

Анализ контрольной работы. Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Овладение основами алгоритмического мышления.

2.2.

Алгоритм устных приёмов сложения и вычитания круглых трехзначных чисел. Математический диктант (15 мин.)

М.д.

№ 6

2.3.

Контрольная работа № 6 Алгоритм устных приёмов сложения и вычитания круглых трёхзначных круглых чисел. (45 мин)

К.р.

№6

2.4.

Устные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел. Решение задач с опорой на модели.

2.5.

Закрепление устных приёмов сложение и вычитание трехзначных чисел. Решение текстовых задач арифметическим способом.

2.6.

Плоская геометрическая фигура как часть плоскости. Практическая работа: выделять плоские и объёмные фигуры.(10 мин)

Пр.р.

№8

2.7.

Пересечение геометрических фигур.

2.8.

Группы предметов. Множество. Элементы множества. Практическая работа: определять множества и подмножества.(10 мин.)

Пр.р.

№9

2.9.

Способы задания множеств. Практическая работа: диаграммы Эйлера-Венна.(10 мин.)

Пр.р.

№10

2.10.

Понятие «подмножество». Графические модели в виде диаграмм Эйлера-Венна. Занимательные и логические задачи.

2.11.

Высказывания со словами «все», «не все», «каждый», «никакие», «любой». Упражнение в чтении высказываний с квантором общности.

2.12.

 «Пересечение множеств» и соответствующая  ему графическая модель в виде диаграмм Эйлера-Венна.

2.13.

Высказывания со словами «есть», «существует», «некоторые». Способ задания множества по некоторому признаку. 

2.14.

Объединение множеств. Решение задач. Математический диктант.(15 мин.)

М.д. №7

2.15.

Решение задач с использованием понятий «множество», «подмножество», «пересечение множеств», «объединение множеств».

2.16.

Контрольная работа № 7. Множество. (45 мин.)

К.р.

№7

2.17.

Анализ контрольной работы. Алгоритм письменного сложения и вычитания трехзначных чисел. Решение текстовых задач.

2.18.

Письменные приемы сложения и вычитания трёхзначных чисел.Решение логических задач.

2.19.

Комбинаторные задачи, решаемые с помощью «дерева выбора»

2.20.

Решение неравенств. Разгадывание магических треугольников.

2.21.

Решение неравенств путем подбора значений переменной. Решение выражений в 3-4 действия.

2.22.

Решение неравенств путем подбора значений переменной. Решение задач на взвешивание.

2.23.

Контрольная работа № 8. Сложение и вычитание трёхзначных чисел. (45 мин.)

К.р.

№ 8

III Умножение и деление чисел в пределах 100.

22 ч.

4  ч.

3.1.

Анализ контрольной работы. Алгоритм устных приемов умножения и деления трёхзначных чисел.

3.2.

Устные приемы умножения и деления трехзначных чисел. Столбчатые диаграммы.

3.3.

Умножение и деление трехзначных чисел. Устные приемы вычисления. 

3.4.

Закрепление устных приёмов умножения и деления трёхзначных чисел. Задачи со счетными палочками.

3.5.

Решение текстовых задач. Знакомство с уравнением нового вида.

3.6.

Знакомство с блок-схемой алгоритма повторения. Цикл. Математический диктант (15 мин.)

М.д.

№ 7

3.7.

Решение текстовых задач. Решение выражений в 2-3 действия.

3.8.

Решение уравнений нового вида, в которых требуется упрощение правой части. 

3.9.

Решение уравнений, в которых требуется упрощение правой части. Алгоритм блок- схема с повторением.

3.10.

Решение задач и уравнений. Занимательные задачи.

3.11.

Составление и решение уравнений. Упражнение в изображении геометрических фигур по образцу.

3.12.

Устные приемы умножения и деления трехзначных чисел.

3.13.

Умножение трехзначных чисел в столбик. Решение задач с помощью линейных диаграмм.  

3.14.

Алгоритм письменного приема умножения трёхзначных чисел на однозначное число.

3.15.

Алгоритм письменного умножения трехзначных чисел с переходом через разряд.

3.16.

Закрепление письменного умножения трёхзначных чисел. Уникурсарные кривые.

3.17.

Контрольная работа № 9. Умножение и деление трехзначных чисел (45 мин.)

К.р.

№9

3.18.

Анализ контрольной работы. Деление трехзначных чисел на однозначное число. Письменный прием.

3.19.

Деление трехзначных чисел, оканчивающихся нулем на однозначное. Решение задач арифметическим способом.

3.20.

Умножение и деление трехзначных чисел. Математический диктант (15 мин.)

М.д.

№ 8

3.21.

Умножение и деление чисел. Решение текстовых задач.

3.22.

Контрольная работа №10 Письменные приемы умножения и деления. (45 мин.)

К.р.

№10

IV Арифметические действия над числами в пределах 1000

22 ч.

1 ч.

3 ч.

4.1.

Анализ контрольной работы. Запись чисел римскими цифрами. Чтение и запись многозначного числа римскими цифрами.

4.2.

Знакомство с календарем. Решение задач изученных видов.

4.3.

Календарь. Решение занимательных задач и линии стохастики.

4.4.

Единица измерения времени – век. Сравнение именованных чисел.

4.5.

Единица измерения длины – километр. Решение занимательных задач.

4.6.

Знакомство с новой величиной – скоростью движения. Решение задач на нахождение скорости.

4.7.

Взаимосвязь скорости, времени и расстояния. Блок-схема алгоритма с повторением.  

4.8.

Решение задач на взаимосвязь скорости, времени и расстояния. Знакомство с правилом нахождения пути.

4.9.

Решение задач на движение. Алгоритм поиска расстояния, скорости и времени.

4.10.

Решение задач на движение при помощи таблицы. Математический диктант (15 мин)

М.д.

№10

4.11.

Решение задач на скорость, время, расстояние. Их взаимосвязь. Блок-схема алгоритма с повторением.

4.12.

Контрольная работа №11 Умножение и деление чисел. (45 мин.)

К.р.

№11

4.13.

Анализ контрольной работы. Виды треугольников: равносторонние, равнобедренные, разносторонние.

4.14.

Виды треугольников: прямоугольный, равносторонний, равнобедренный. Практическая работа: посторенние треугольников. (10 мин)

Пр.р.

№10

4.15.

Треугольники. Арифметические действия над числами.

4.16.

Арифметические действия над числами. Решение выражений с величинами.

4.17.

Арифметические действия над числами. Решение уравнений.

4.18.

Арифметические действия над числами. Решение задач изученных видов.

4.19.

Арифметические действия над «именованными» числами.

4.20.

Контрольная работа №12 Умножение и деление чисел. (45 минут)

К.р. №12

4.21.

Арифметические действия над «именованными» числами.

4.22.

Резервный урок. Упражнение в решении задач на движение.

V Повторение изученного в 3 классе

11 ч

1 ч.

5.1.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Занимательные задачи.

5.2.

Умножение и деление чисел в пределах 100. Решение нестандартных задач.

5.3.

Арифметические действия над числами. Математический диктант (15 мин)

М.д.

№11

5.4.

Объём кубического параллелепипеда. Решение задач с величинами объёма.

5.5.

Умножение и деление двузначного числа на однозначное.

5.6.

Деление с остатком.

5.7.

Нахождение доли числа и числа по доле.

5.8.

Чтение и запись трёхзначных чисел. Решение логических задач.

5.9.

Множества, подмножества, объединение и пересечение множеств.

5.10.

Сложение и вычитание трёхзначных чисел.

5.11.

Резервный урок. Умножение и деление трёхзначных чисел.






Итого:

Резервные часы:

136 ч.

4 ч.

10 ч

прак.р.-10

23 ч

к.р.-12

м.д.-11


Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:
– названия и последовательность чисел в пределах 1000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
– как образуется каждая следующая счетная единица;
– единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объема (литр, см³, дм³, м³), массы (кг, центнер), площади (см², дм², м²), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
– формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
– формулу объема прямоугольного параллелепипеда (куба);
– формулу пути;
– количество, названия и последовательность дней недели, месяцев в году.


Учащиеся должны
уметь:
– пользоваться изученной математической терминологией;
– читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
– представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
– выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);
– выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
– выполнять устное сложение, вычитание, умножение и деление трехзначных чисел, сводимые к вычислениям в пределах 100, и письменное сложение, вычитание, умножение и деление чисел в остальных случаях;
– выполнять проверку вычислений;
– использовать распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
– читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компоненты;
– решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
– находить значения выражений в 2–4 действия;
– вычислять площадь и периметр прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул;
– решать уравнения вида
а ± х = b; а • х = b; а : х = b на основе зависимости между компонентами и результатами действий;
– строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
– сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;
– определять время по часам с точностью до минуты;
– сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объему;
– устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли – продажи (количество товара, его цена и стоимость).
– находить долю от числа, число по доле;
– решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
– находить значения выражений вида
а ± b; а • b; а : b при заданных значениях переменных;
– решать способом подбора неравенства с одной переменной вида:
а ± х < b; а • х > b.
– решать уравнения вида:
х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с · b; а – х = с : b; х : а = с ± b на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий;
– использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
– вычислять объем параллелепипеда (куба);
– вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур;
– выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольник;
– строить окружность по заданному радиусу;
– выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные фигуры;
– узнавать и называть объемные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр;
– выделять из множества параллелепипедов куб;
– решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
– устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов; различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования; читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов; строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации;
– решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трех элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
– решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трех высказываний;
– выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
– правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно»;
– составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;
– составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь (при количестве монет не более девяти);
– устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить ее.

Список литературы

  1. Гетманова А. Д. Занимательная логика. – М., «Владос», 2005.
  2. Саранцев Г. И. Обучение математическим доказательствам в школе. – М., «Просвещение», 2003.
  3. Семенов Е. М., Горбунова Е. Д. Развитие мышления на уроках математики.
  4. Свердловск, 2001.
  5. Митрохина С.В. Методика начального обучения математике. – Т., ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2009.

6.Универсальное мультимедийное пособие по математике. 3 класс. К уч. Демидова Т.Е., Козлова С.А. и др. (CDpc) Экзамен, 2011 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики во 2 классе "Умножение на 0 и 1" по программе "Школа 2100" по УМК "Моя математика" (Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких)

Цели:1.Формирование навыков умножения на 0 и 1.2. Развитие познавательных способностей учащихся.3. Закрепить умения решать текстовые задачи....

Презентация к уроку математики во 2 классе "Числа от 0 до 1000" по программе "Школа 2100" по УМК "Моя математика" (Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких)

Цели урока:Ø     совершенствовать вычислительные навыки в пределах 1000;Ø     анализировать и решать задачи арифметическим способомЗадачи урока:1) ...

«МАТЕМАТИКА» 1 класс Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.П. Тонких

Пояснительная запискаНачальный курс математики призван решать следующие задачи:-          создать условия для формирования логического и абстрактного мышле...