Урок математики, 1 класс, Увеличение и уменьшение числа на 1
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Шульга Валентина Сергеевна
Урок математики разработан учителем начальных классов Шульга Валентиной Сергеевной МБОУ «СОШ №4 п. Чернянка , 1 класс УМК «Начальная школа XXI века» по теме "Увеличение и уменьшение числа на 1"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_1_klasse_.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

 1 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №4 п. Чернянка»

Шульга Валентина Сергеевна

Тема урока. Увеличение и уменьшение числа на 1

Цели урока: познакомить детей с увеличением и уменьшением числа на 1 в целях развития счетно-вычислительных навыков и способствовать  отработке навыка прибавления и вычитания числа 1, создать условия для формирования УУД.

Личностные УУД.

  • Мотивация учению;
  • Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД.

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД.

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: у учителя – плакат «Числовой луч»,  на доске – изображение солнышка, закрытого тучами, музыка; у учеников – тексты обучающего теста, веры с цифрами, «Лучи солнышка»  трёх цветов(красный, оранжевый, жёлтый), сигналы «Светофора» (зелёный, красный), фишки.

Учебник: Математика: 1 класс:1,2 часть/ Кочурова Е.Э., Рудницкая В.Н., Рыдзе О.А., рабочая тетрадь №1,2

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Этапы урока

Формирование УУД

Содержание

1.Организацион-ный момент

Коммуникативные.

Регулятивные:(реакция на звонок; волевая саморегуляция.

Звучит музыка. На доске вывешено изображение «солнышка», закрытого «тучами».  Отгадывание загадки.

Ты весь мир обогреваешь
       И усталости не знаешь,
       Улыбаешься в оконце,
      И зовут тебя все …
 (солнце)

- На улице пасмурно, холодно. Но мы в состоянии создать себе солнечное настроение. Чтобы разогнать тучи и освободить солнце, надо порадовать себя и учителя знаниями, включить воображение, и тогда солнышко поможет нам узнать ещё больше.

2.Поста-новка пробле-мы

Познаватель-ные:

осознавать значимость математики для дальнейшего обучения.

Регулятивные:

ставить новые задачи.

Личностные:

высказывают своё мнение; подтверждают собственными аргументами.

- Посмотрите на тучки. Если вы сможете объяснить, что обозначают знаки и цифры на них, вы узнаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.

(+1 – получить следующее при счёте число, -1 – предыдущее)

(Учитель убирает тучки и обращает внимание детей на числовой луч).

- Светит солнце, его лучи освещают землю, а в математике есть луч, который помогает нам идти вперёд, правильно считать.

- Как называется этот луч? (числовой)  А почему эту фигуру называют лучом? (есть начало, нет конца)  Какой цифрой обозначают начало луча – точку отсчёта? Что нужно сделать, чтобы получить следующее число? (прибавить 1, увеличить на 1)

- А предыдущее? (вычесть 1, уменьшить на 1)

- Сегодня мы будем учиться +1 и -1. Будем решать задачи, примеры и играть. Вы убедитесь в том, как легко учиться, используя уже имеющиеся знания. А знаете вы уже очень много. Давайте убедимся в этом.

3.Актуа-лизация знаний, фиксация затруднений в деятель-ности

Личностные: адекватно оценивать свою деятельность. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные : проявлять познавательную инициативу.

Познавательные: умение структурировать знания.

Устный счет

1)Счет от 0до 20 и обратно. Счет от 0 до5, от 6 до9, от 10 до 14 от 15 до20, от 20до16, от  15 до 11, от 10 до 4, от 4 до 0. Счет через 1

2)    Игра «Светофор»     («да»- зелёный, «нет»- красный).

- Верно ли, что число 6 находится при счёте между 7 и 8?

- Верно ли, что число 4 находится при счёте после числа 3?

- Верно ли, что число 9 находится при счёте перед числом 10?

- Верно ли, что число 2 находится при счёте между 1 и 3?

- Верно ли, что число 5 называют при счёте после числа 7?

3). Решение задач                                                                   

1)На грядке сидят 6 воробьёв.    Кот подкрался и схватил  1 воробья. Сколько воробьёв    осталось на грядке?

2) Стоит в лесу дуб. На дубе  3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок на дубе?

3)У  Васи в левом кармане  5  орехов, а в правом 3 ореха. Сколько всего   орехов  у Васи?  

4.«Открытие» новых знаний детьми

Познаватель-ные:работа с информацией.

Личностные:

уважают мнение своих одноклассни-ков; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-след-ственных связей.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные:(проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

     - Начнём своё исследование.

Игра «Живая математика».

(10 учеников получают карточки от1 до 10 в произвольном порядке).

- По порядку становись! Правильно ли построились ребята?

- Сделать шаг вперёд первому и второму номерам!

- Сколько ребят вышли вперёд?

- Третьему номеру сделать шаг вперёд!

- Сколько стало ребят?

- Как получили число 3?

(Аналогично рассматриваются другие случаи сложения.

 «Номера» выстраиваются   на линии с отметкой 0)

 Вывод: когда прибавляем (присчитываем) к любому числу 1, то получаем следующее по счёту число.    

Выполнение команды (отсчитывание) по записи на доске:

   10-1=9            5-1=4              8-1=7         7-6=1             6-1=5

    9-1=8             4-1=3              3-1=2         2-1=1             1-1=0                        

(«номер» делает шаг назад: было 10, а стало 9 и т.д. до отметки 0).

Вывод: когда вычитаем (отсчитываем) из любого числа 1, то получаем предыдущее по счёту число.

5.Первич-ное закрепле-ние.

Регулятивные  Коммуникативные:умение выражать свои мысли. 

Личностные:

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Выкладывание фишек.                                    

– Объясните выражение «больше на 1». (Это столько же и еще 1.)

– Объясните выражение «меньше на 1». (Это столько же без 1.)

2.Игры «Назови следующее число», «Назови предыдущее число»

- Сегодня третье февраля. Какое число будет завтра?  Какое число было вчера? И т. д.

6.Само-стоятельная работа с взаимо-провер-кой

Тест

Регулятив-ные: проявлять познаватель-ную  инициативу.

Личностные : адекватно оценивать свою деятельность. Коммуникативные : управление поведением своим и партнёра; умение выражать свои мысли.

 Тест

 1.  Число, которое  при счёте следует за числом 5.

  2.  Число, которое при счёте предшествует числу 8.

  3.  Число, которое при счёте стоит между числами 4 и 6.

  4.  Число, которое получится, если число 7 увеличить на 1.

  5.  Число, которое надо уменьшить на 1, чтобы получить 3.

  6. Какое число больше 8 или 9?

  7. Запиши три числа, которые пропущены в ряду:      4, 5,   , 7,   ,   , 10.

  8. На сколько надо увеличить 6, чтобы получить 7            

 Работа в тетради.

1) Преобразование чисел на числовой машине. №1 с. 23

2). Самостоятельная работа №2

3) Взаимопроверка.

7.Итог урока

Рефлек-сия

Познавательные. Личностные : адекватно оценивать свою деятельность.        

-Понравился, ребята, урок?  Чем занимались на уроке? Чему учились на уроке?

Что нового узнали на уроке? Оцените свою работу с помощью лучиков, лежащих у вас на партах, и наклейте их на наше солнышко.(Приклеивание лучиков к солнышку)

- Я тоже считаю, что вы отлично работали. Какой совет мы можем дать тем, кто считает свою работу только лишь хорошей? (Надо быть внимательнее, добросовестнее, увереннее в своих силах, ну, а если кому-то нужна помощь, не стесняться говорить об этом.)

Resource id #5752

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики, 1 класс, Увеличение и уменьшение числа на 1

Урок математики разработан учителем начальных классов Шульга Валентиной Сергеевной МБОУ «СОШ №4 п. Чернянка , 1 класс УМК «Начальная школа XXI века» по теме "Увеличение и уменьшение числа на 1" ...

Урок математики 1 класс "Увеличение и уменьшение числа на 1" Начальная школа 21 века

Урок: ознакомление с новым материалом. Тема урока: «Увеличение и уменьшение числа на 1». Цель урока: научить увеличивать и уменьшать числа на 1.Задачи урока:Ознакомить с приёмами сложения и...

Конспект урока по математике во 2 классе «Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц»

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционная) об...

презентация к уроку математики 3 класс "Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз"

quot;Школа России" презентация  к уроку математики  № 98  " Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз" 3 классЦель: познакомить с приёмами увеличения и...

Урок по математике 4 класс "Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз"

Методическая разработка урока по математике 4 класс...

Урок математики 1 класс Тема урока: Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Цели урока:Образовательные: Создание условий для обработки умения уменьшать и увеличивать числа  на несколько единиц. Способствовать отработке таблицы сложения (вычитания) на 2. Способствовать ра...