Урок математики. "Единицы времени. Час. Минута."
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Нестерова Ксения Николаевна

Урок разработан с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Час.Минута.731 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Час. Минута.

Цели

Сформировать  представление о новых единицах измерения времени.

Ввести понятия «час», «минута»

Научить определять время по часам.

Основное содержание темы

Изучение понятий «час», «минута». Освоение способа определения времени по часам.

Термины и  понятия

Час, минута.

Планируемый результат

Личностные умения

- проявлять интерес к изучению темы;

- желание помочь профессору;

- осознание успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные:

-определять умения, которые будут сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего незнания;

-сравнивать и группировать величины.

Регулятивные:

-выполнять учебное задание в соответствии с целью урока;

-соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные:

-формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

-оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;

-согласовать позиции и находить общее решение.

Предметные умения

-осознавать соотношения между единицами   времени ( час-минута);    -  определять время по часам с точностью до минуты ;

 -  решать простые и составные задачи.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Окружающий мир

Тема – Город (столица России)

 

Информационный материал

Учебник  «Математика»  ч.1, автор М.И. Моро, М.А. Бантова

Демонстрационный материал

Изображения различных часов.

Модели часов

Интерактивный материал

 Для реализации урока необходимо:

Интерактивное оборудование Promethean ACTIVBoard ,программы  Skype,  флипчарт в программе ActivInspire, ноутбуки Apple Macbook.

Фронтальная

Индивидуальная  

Парная

Групповая

Ход урока

Мотивация

Содержание

Методические комментарии

На экране появляется заставка к выпуску новостей.

Слово диктора:

- Здравствуйте  уважаемые телезрители! Срочное сообщение. На знаменитой Спасской башне остановились часы. В городе неразбериха, люди опаздывают на работу и в школу.

Посмотрим репортаж с места события.

Репортер:  

-Что вы можете сказать о сложившейся ситуации?

Профессор:

- Вы знаете, мы очень внимательно обследовали место происшествия и обнаружили послание: «Поздно поднялся – день потерял». Мне кажется, оно указывает на то, что случившееся произошло из-за того, что люди перестали ценить время.

Репортер:

- Можем ли мы чем-то помочь?

Профессор:

- Конечно, нам нужны помощники. Если вы соберете умных, талантливых людей, то мы будем очень рады.

Репортер:

- Уважаемые телезрители, мы очень нуждаемся в вашей помощи.

Учитель:

-Ребята, поможем профессору?

1 видео

Учащимся демонстрируется видео с выпуском новостей, которое мотивирует учащихся на дальнейшую деятельность по теме урока.

Интервью с профессором Минуткой А.П. на фоне Спасской башни.

Слайд 1(флипчарт в программе ActivInspire)

Устный счет.

Содержание

Учитель:

-Кто из вас догадался, в каком городе произошло событие, куда нам нужно отправиться? (в Москве)

- Узнаем подробности, отправимся туда на поезде.

На экране появляется изображение поезда с заданиями.

1. 13 – 8=5

Учитель:

На Спасской башне Кремля установлена пятиконечная звезда.

2. 17+3=20

У Московского Кремля 20 башен и все они разные, двух одинаковых нет.

3. 12 – 9=3

Знаменитые куранты на Спасской башне занимают три этажа.

4. 20+5=25

Вес курантов с конструкциями 25 тонн.

5. 18 – 8=10

Спасская Башня - квадратная в основании и имеет 10 этажей.

Слайд 2 (флипчарт в программе ActivInspire)

Учащимся предлагается выполнить вычисления. К каждому верному ответу ребята получают комментарий («А знаете ли вы что…» интересный факт о Спасской башне).

Тема и цель урока.

Содержание

Слайд.

Ситуативное задание.

Я могу вам помочь, но вы должны выполнить мои задания:

1) Определить какое время показывают часы на башне

2) Сравни: 1 минута….1 час, 1час…60 минут, 1 час…75 минут

Учитель:

- Можем ли мы выполнить это задание? (нет)

-Каких знаний нам не хватает? (не умеем определять время по часам, не знаем понятия час, минута)

-Назовите тему и цель урока.

Тема: Час. Минута.

Цель:

Учиться определять время по часам;

Узнать сколько минут в 1 часе.

Ситуативное задание от профессора.

Слайд 3 (флипчарт в программе ActivInspire)

На данном этапе учащимся предлагается выполнить задание, с которым они не могут справиться. Ребята делают вывод о том, что им не хватаем некоторых знаний, а следовательно их нужно получить. Учащиеся самостоятельно называют тему и цель урока.

Новый материал

На руке и на стене, 
И на башне в вышине:
Ходят, ходят 
Ровным ходом - 
От восхода до захода.

Учитель:

-О чем идет речь? (о часах)

-Какие часы вы знаете?

У вас на партах появились часы. Ваша задача в группах найти информацию об этих часах и подготовить сообщение.

Текст для работы.

Давным – давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Человек обратил внимание и  на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся и заметил, что тень не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными.

Есть и такие часы. В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось все меньше. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.

Давным – давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, третьи – только ночью, а днем они всегда закрыты. Открываются не когда им вздумается, а в “свое собственное” время. Так появились цветочные часы.

У этих часов нет ни стрелок. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Часы переворачивают и счет времени продолжается.

Еще одним интересным видом часов стали часы огневые – тонкие свечи длиной около метра с нанесенной по все длине шкалой, сгоравшие за определенное время.

Работа в группах.

Каждая группа получает текст для работы, а также иллюстрацию с изображением  часов. Группам необходимо найти в тексте информацию только о тех часах, изображение которых находится у них на столах. По итогам работы каждая группа представляет свою работу в виде сообщения

   

Солнечные часы         Цветочные часы

     

Песочные часы       Огневые часы

   

Водные часы

Физминутка

Движения под музыку из песни «А часы идут, идут  тик-так, тик-так»

А мы с вами будем определять время по современным механическим часам. Найдите у нас в классе такие часы.  У многих из вас они есть и дома. А кто-нибудь из вас замечал из каких деталей состоят часы? Давайте попробуем разобраться.

Слайд 4 (флипчарт в программе ActivInspire)

Для того, чтобы понять устройство механических часов, учащимся предлагается соединить все детали часов на доске по образцу. Учитель комментирует название и назначение некоторых деталей (циферблат, стрелки)

Но как же определять время по часам?

Кто лучше всего разбирается в часах? (часовщик)  Папа Кати Литвиновой, ученицы нашего класса, часовщик. Обратимся к нему за помощью.

Часовщик:

- Здравствуйте ребята! Я знаю что вы хотите научиться определять время по часам. Я знаю одну сказку, которая поможет вам в этом разобраться.

 «Жил-был часовой король. Правил он своим круглым часовым королевством, где жили двенадцать часовых подданных. Король был серьезный и недоверчивый — уж очень он сильно беспокоился, все ли его подданные — цифры — на месте, не ушел ли кто в другое королевство. Служили королю два помощника — стрелки Тик и Так. Тик был высокий, худой и шустрый. Ему не стоило никакого труда оббегать всех жителей королевства за один час. Он успевал обойти 60 домов. Так — низкий, толстенький, неторопливый. Он медленно, тяжело дыша, шел от дома к дому и за 1 час успевал посетить всего 1 дом. Тик и Так иногда встречались, но ненадолго — Тику не терпелось первым доложить королю о том, что все в порядке, поэтому, пожав руку Така, он быстро бежал  во дворец…»

-Надеюсь, что эта сказка поможет вам разобраться в том, как же определить время по часам.

До свидания.

Учитель:

- О каком королевстве идет речь?

-Кто такие Тик и Так? (минутная и часовая стрелки)

  Таким образом, 1 ч = 60 мин (записывают в тетради).

МИНУТА -  от латинского  - маленький, мелкий.   

  1. Мера времени.
  2. Очень короткий промежуток времени, мгновение. 

- Минута  - много это или мало? Посидим минуту молча.

Зарядка для глаз

Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть, поморгать ими, как бабочка крыльями машет.

Посмотрим,  как второклассник Юра собирается утром в школу.

Программа Skype (для реализации данного этапа урока необходимо подключение к Интернету).

Для получения новой информации учащимся предлагается обратиться к специалисту. Используя программу Skype, учитель связывается с часовым мастером.

 

Электронное приложение к учебнику М.И. Моро «Математика» 2 класс

Учащиеся знакомятся с рациональным распределением времени на примере второклассника Юры.

Для закрепления полученных знаний учащимся предлагается определить время по часам.

Физминутка

Не просто отдохнем. Измерим пульс перед физминуткой, а потом после и посмотрим что получилось.

В доме кто умеет так? Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт  (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью,   (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга.  

(Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой.  (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут,   (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают.

(Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!   (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают.(Дети останавливаются.)

Учитель показывает секундомер.  Учащиеся замеряют пульс до физминутки и после и делают вывод о том, что пульс учащается.

Работа по учебнику.

Определи, какое время показывают часы? №2 учебник стр.31

Учитель:

Мы с вами посмотрели как Юра готовится утром к школе, а теперь я предлагаю вам поработать в паре и выставить стрелки на часах:

- В 1 час дня обед.

- Сколько времени покажут часы, если на обед требуется 40 минут.

-20 минут нужно чтобы собраться на прогулку, во сколько начинается прогулка?

-Через час закончится прогулка, покажите на часах.

-В 3 часа дня вы сели за выполнение домашнего задания, сколько будет на часах, если вы должны успеть выполнить его за 1 час?

Работа в парах на ноутбуках с электронным приложением к учебнику (MacBook)

Учащимся предлагается в парах выставить то время на часах, на которое будет указывать учитель.

Кто знает для чего нужны эти часы?

Мы попадаем на шахматный турнир. У.с. 31 №3 задача

1. Прочитайте задачу.

2. Что известно?

Прочитайте вопрос задачи.

Составим краткую запись.

Решение.

Как изменить вопрос так, чтобы задача решалась двумя действиями? (Сколько времени заняли обе шахматные партии?)

Составим выражение 30 – 10 + 30=50 (мин)

Слайд 5 (флипчарт в программе ActivInspire)

Демонстрация изображения

Итог урока

Учитель:

-Как вы считаете, мы уже можем выполнить задание профессора? (да)

-Тогда я предлагаю вам выбрать свой вариант задания и выполнить его.

1) Определить какое время показывают часы на башне

2) Сравни: 1 минута….1 час, 1час…60 минут, 1 час…75 минут

1. Информативный вариант.

 Подчеркни правильный ответ:

 1 мин = 1 ч

 1ч = 60 мин

 1 ч < 75 мин

 1 мин < 1 ч

 1 ч = 75 мин

2. Импровизационный вариант.

 Поставь знаки < > =

 1 мин….1 ч

 1ч…60 мин

 1 ч…75 мин

3. Эвристический вариант.

 Придумай свои варианты неравенств и поставь знаки.

Учитель:

Мы с вами выполнили задания профессора и часы на башне снова пошли.

Учащиеся возвращаются к проблемному вопросу, поставленному в начале урока. Детям предлагается самостоятельно, используя приобретенные знания, выбрать вариант задания по уровню сложности.

Слайд 6 (флипчарт в программе ActivInspire)

Успешно выполнив задания, учащиеся решают проблему и слышат бой курантов.

Аудио - БОЙ КУРАНТОВ

Рефлексия

Задание на самоанализ.

        На уроке я узнал что_________________________, научился_____________________________________________________________

Задание на самооценку.

Я _______________(очень, не очень) доволен результатом своей работы, которую сделал_____________________________(сам, при помощи сверстников, учителя).      

Ученикам предлагается устно прочитать предложения, дополнив их своими высказываниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. "Единицы времени. Час. Минута."

Проблемный урок "Единицы времени. Час. Минута". Урок позволяет систематизировать основные понятия, решать проблемные задачи, расширяет научное мировоззрениеформирует математические знания и прием...

Презентация к уроку математики "Единицы времени. Год."

Презентация подготовлена для проведения урока математики в 4 классе по теме "Единицы времени. Год"....

Урок математики. Единицы времени. Минута. Соотношение между единицами времени.

Цели урока:воспитание познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, культуры мышления, речи, поведения;воспитание заботы о своём здоровье;развитие навыков самостоятельной работы, са...

Урок математики "Единицы времени. Сутки."

Урок математики в 3 классе по теме "Единицы времени". На уроке формируется представление о сутках, как о единицах времени....

методическая разработка урока математики "Единицы времени.Век"

Цель урока: познакомить детей с новой единицей времени - век.Урок направлен на формирование у детей временных представлений, отработку умения сравнивать и переводить одну единицу времени в другую, раз...

План-конспект урока математики "Единицы времени.Час.Минута."

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по математике 2 класс по программе «Школа России» тема «Единицы времени. Час. Минута. » Конспект урока составле...

Урок по математике "Единицы времени. Час. Минута"

Урок математики,с подробной картой урока....