Урок математики в 4 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел", УМК "Перспектива"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Митина Людмила Валерьевна

Урок математики в 4 классе «Сложение и вычитание смешанных чисел», УМК «Перспектива».

Урок построен, исходя из требований технологии системно-деятельностного обучения, соответствующего  новому образовательному стандарту.

Материал урока направлен на  формирование здорового образа жизни учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smeshannye_chisla.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

   Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Конспект  урока по математике

по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

4 класс

Автор разработки:

                    Митина Людмила Валерьевна,

              учитель начальных классов

МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой

города Липецка

Липецк – 2013

Урок математики в 4 классе.

Конспект урока.

Тема урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел»

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

Цели:

1. Познакомить учащихся с алгоритмами сложения и вычитания смешанных        чисел.

2. Формировать представление о ценностях здорового образа жизни и      бережного отношения к дарам природы.

3. Продолжить работу по развитию вычислительных навыков и умения решать задачи изученных видов. Развивать речь, внимание, интерес к математике.

 

                                              Ход урока.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.

  Постарайтесь всё понять, только верно отвечать.

 - А чтобы верно отвечать, нужно быть очень внимательными.

2. Актуализация знаний. 

а)  Игра «Внимание».

- Посмотрите внимательно на фигуры:

Учитель даёт на запоминание несколько секунд, затем изображение убирает.

- Нарисуйте в тетрадях то, что запомнили.

- А теперь сравните с образцом

- Кто выполнил точно? Молодцы, отлично справились с заданием

- У кого ошибки? Вам нужно постараться в следующий раз и у вас обязательно всё получится.

- Ребята, а какая фигура здесь может быть лишней (Первая фигура – трапеция, так как она не разделена на части)

- Скажите, а какой дробью можно обозначить одну часть круга, ромба?

- Молодцы! Таким внимательным ученикам любое задание под силу.

б) Устный счёт.

                        Учебник научит нас точному счёту,

                        Скорей за работу!

- Открываем страницу учебника 35 №8а. Прочитайте задание.

- Прежде чем мы узнаем название самой высокой вершины в Австралии, посчитаем устно. Работаем по цепочке.

- Расположите ответы в порядке возрастания и расшифруйте название вершины. Ребята, высота горы Джая над уровнем моря  составляет 5029 м.

- Выразите эту величину в километрах и метрах.

- Скажите, почему люди стремятся отдохнуть в горах? (Чистый воздух, первозданная природа)

- Что вы знаете о людях, которые живут в горах? (Они в основном долгожители)

- А как называют спортсменов, которые стремятся покорить горные вершины? (Альпинисты)

- И мы, ребята, с вами будем стремиться покорить вершину знаний, а для этого нужно быть собранными, готовыми всегда прийти на выручку своему товарищу, как альпинисты. Итак, продолжим наше восхождение на вершину знаний!

 3. Выявление причины и места затруднения.

а) Найдите   от числа 420. Какое правило применили?

б) Найдите число, если  его составляют 360 (Правило).

в)  –   Вычислите разность двух дробей. Как вычесть две дроби с одинаковыми знаменателями?

      +         Найдите сумму дробей. Какую дробь получили? Выделите целую часть. Как называется полученное число? (Смешанное)

г) (2  + 3 ) – 1  

- Запишите и найдите значение этого выражения. (Учащиеся испытывают затруднение)

- Кто справился с заданием? Назовите ответ.

- Кто смог найти ответ, вы можете доказать правильность своего решения? (Нет)

- Кто не смог найти значение выражения? Как вы думаете, почему не решили?

- Где возникло затруднение?

- Значит, чего мы не знаем? (Не знаем правила или алгоритма сложения и вычитания смешанных чисел)

- Значит, какая тема нашего урока?

- Чему будем учиться на уроке?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Значит, чему нам надо сегодня научиться? Поставьте цель урока.

(Научиться складывать и вычитать смешанные числа с помощью алгоритма)

- Как назовём наш урок? Какова его тема? (Сложение и вычитание смешанных чисел).

 Учитель открывает тему урока.

- Предлагаю работать по плану, чтобы выйти из затруднения.

(Учитель может предложить самим ученикам составить план, скорректировав, их высказывания).

На доске или экране учитель вывешивает план.

1. Выполнить действия с фигурами.

2. Составить алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.

3.Применить полученные алгоритмы на практике

5. Реализация построенного проекта.

- Чтобы реализовать 1 пункт плана  предлагаю использовать рисунки фигур на странице 32 учебника, задание №1.

- Ваши предположения, как удобнее складывать? (Целые части отдельно, дробные отдельно).

- Можно использовать этот приём при вычитании? Давайте проверим.

- Чем интересен третий случай (У вычитаемого нет целой части).

- Как поступим? (Целая часть останется неизменной, а из дробной части вычтем другую дробную часть).

- Что заметили в четвёртом примере? (У второго слагаемого нет дробной части)

- Какой вывод мы сделаем? Сравните с правилом в учебнике.

 -Теперь вернёмся ко второму пункту плана и запишем алгоритм для сложения и вычитания смешанных чисел.

- Что нужно сделать с целыми и дробными частями смешанных чисел? (При сложении отдельно сложить целые и дробные части)

- А при вычитании? (Можно вычесть отдельно целые и дробные части)

- Запишем всё сказанное в общем виде.

На доске или экране появляется алгоритм.

Алгоритм сложения смешанных чисел

Ц + Ц  Д + Д

Алгоритм вычитания смешанных чисел

Ц – Ц  Д  -  Д

Молодцы, ребята, вы хорошо поработали, настало время физкультминутки:

Потрудились – отдохнём,                         И под ноги не смотрите.

Встанем, глубоко вздохнём.                     Раз и два! Раз и два!

Отдых наш – физкультминутка,              Руки в стороны, вперёд,

Занимай свои места!                                 Влево, вправо поворот.

Шаг на месте левой, правой!                   Три наклона, прямо встать,

Раз и два! Раз и два!                                  Руки вниз и вверх поднять.

Прямо спину все держите.                       Руки плавно опустили,

Раз и два! Раз и два!                                  Всем улыбки подарили.    

 

 - Ребята, наши глазки устали, а им тоже нужен отдых.

Ученик:                  

Проведём, друзья, сейчас,                        Чтобы мышцы крепче стали,

Упражнение для глаз.                                Смотрим по диагоналям.

Вправо, влево посмотрели,                       Мы не будем циркуль брать,

Глазки все повеселели.                              Будем взглядом круг писать.

Снизу вверх и сверху вниз.                       Плавно глазками моргаем,

Ты, хрусталик не сердись,                         Потом их мы закрываем.

Посмотри на потолок,                                Чтобы было больше силы,

Отыщи там уголок.                                     К ним ладошки приложили.

                                                                      1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать!

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Ребята, напомните правило, которым мы будем пользоваться на уроке.

- Вернёмся к примеру, который не все смогли решить в начале урока.

- Прокомментируем его решение, применив полученный алгоритм.

- Переходим к третьему пункту плана и попробуем применить полученные знания на практике.

- Для этого я предлагаю выполнить задание в учебнике  № 2а на с.32

Дети читают задание и выполняют с комментированием два столбика. (По цепочке)

- А теперь поработаем в парах, выполнив №2б.

- Зашифруйте название какого-нибудь  морского или речного животного своему соседу и отгадайте его шифровку.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 

- Молодцы, хорошо поработали, настало время самостоятельной работы.

- Третий столбик из  номера 2а выполните самостоятельно и впишите ответы в таблицу, расшифровав названия обитателей морей и рек.

После отведённого времени учитель открывает эталон, по которому ученики проверяют свою работу.

- Кто выполнил задание без ошибок, поставьте знак «+».

- Кто ошибся? В чём ошибка? Почему она допущена? (Рассуждения учеников)

- Допущенные ошибки исправьте. Вам нужно ещё раз повторить правило и потренироваться в решении таких примеров.

- Сравните ответы в таблице и полученные названия (кит, осьминог, рак, налим, дельфин)

- А каких  морских животных и рыб вы знаете?

- Как люди должны относиться к богатствам природы?

-  Что может произойти, если мы будем бездумно истреблять животных? (Нарушится экологическое равновесие).

- Какую пользу приносят нам морепродукты? ( Содержат йод и фосфор, укрепляют наши кости).

- Значит нужно обязательно включать в свой рацион рыбу и морепродукты.

8. Включение в систему знаний на повторение.

- Ребята, мы побывали с вами в горах и на море, пора возвращаться домой. А у себя дома зимой, как можно проводить время с пользой для здоровья? (Будем кататься на лыжах и коньках).

 - Где можно использовать полученные знания?

( В решении примеров, задач, уравнений).

- Я предлагаю вам решить задачу, записанную на доске.

В один из дней зимних каникул мальчик катался на лыжах 2 ч, а на коньках на 1 меньше. Сколько времени он катался на лыжах и на коньках вместе?

- Что известно в задаче? Что нужно найти?

- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Мы знаем, сколько времени мальчик катался на лыжах? На коньках?

- А узнать можем? Каким действием?

- А каким действием узнаем,  сколько всего времени он катался?

- Запишите решение задачи. (Один ученик выполняет за доской, затем проверка)

- Составьте выражение к задаче.

Проверка задачи, выявление и устранение ошибок. Сильным детям предлагаю выразить ответ в часах и минутах.

- Каким правилом пользовались при решении задачи?

9. Рефлексия учебной деятельности.

- Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

- Как вы считаете, нам удалось достичь цели?

- С каким алгоритмом познакомились? (Сложения и вычитания смешанных чисел)

- Как оцениваете свою работу на уроке?

- С каким настроением заканчиваете урок?

___________________________________________________________

Литература:

  1. Математика. 4 класс. Часть 2./ Л.Г. Петерсон. – М.: Издательство «Ювента», 2012. – 128 с.: ил.
  2. Математика. 4 класс: Методические рекомендации для учителей. – Изд. 4-е, переработанное и дополненное/ Л. Г. Петерсон. – М.: Издательство

     «Ювента», 2011. – 320 с.: ил.

  1. Семакина Л. И., Гараева Я. Ш. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Л. Г. Петерсон: 4 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 336с.
  2. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.1-4 классы/ Л.И.Саляхова.- М.; Глобус, 2007. – 367 с. – (Классное руководство).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики потеме"Сложение и вычитание трехзначных чисел"

Урок математики  в  3   классе по УМК « Школа 2100» - технология развивающего обучения с  совместно разделенной формой организации учебной деятельности учителя и детей и сами...

Урок математики 3класс"Сложение и вычитание трехзначных чисел"

Урок математики  в  3   классе по УМК « Школа 2100» - технология развивающего обучения с  совместно разделенной формой организации учебной деятельности учителя и детей и сами...

Урок математики. Тема «Сложение и вычитание двузначных чисел. Приёмы устных вычислений».

Цели: познакомить с новым приёмом рациональных вычислений; развивать математическую речь; прививать интерес к математике.Планируемые результаты: дети научатся применять приёмы рациональных вычислений...

Урок математики по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» 4 класс Урок построен и проведен по технологии «БИОИНФОРМАТИКА И СИНЕРГЕТИКА» (автор Вассерман Ф.Я.) по карте «Алгоритм».

Урок построен  и проведен по технологии «БИОИНФОРМАТИКА И СИНЕРГЕТИКА» (автор Вассерман Ф.Я.) по карте «Алгоритм».       Сущностной характеристикой технологической к...