Урок математики в 4 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел", УМК "Перспектива"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Урок математики в 4 классе «Сложение и вычитание смешанных чисел», УМК «Перспектива».
Урок построен, исходя из требований технологии системно-деятельностного обучения, соответствующего новому образовательному стандарту.
Материал урока направлен на формирование здорового образа жизни учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smeshannye_chisla.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Липецка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
Конспект урока по математике
по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»
4 класс
Автор разработки:
Митина Людмила Валерьевна,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой
города Липецка
Липецк – 2013
Урок математики в 4 классе.
Конспект урока.
Тема урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел»
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Цели:
1. Познакомить учащихся с алгоритмами сложения и вычитания смешанных чисел.
2. Формировать представление о ценностях здорового образа жизни и бережного отношения к дарам природы.
3. Продолжить работу по развитию вычислительных навыков и умения решать задачи изученных видов. Развивать речь, внимание, интерес к математике.
Ход урока.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять, только верно отвечать.
- А чтобы верно отвечать, нужно быть очень внимательными.
2. Актуализация знаний.
а) Игра «Внимание».
- Посмотрите внимательно на фигуры:
Учитель даёт на запоминание несколько секунд, затем изображение убирает.
- Нарисуйте в тетрадях то, что запомнили.
- А теперь сравните с образцом
- Кто выполнил точно? Молодцы, отлично справились с заданием
- У кого ошибки? Вам нужно постараться в следующий раз и у вас обязательно всё получится.
- Ребята, а какая фигура здесь может быть лишней (Первая фигура – трапеция, так как она не разделена на части)
- Скажите, а какой дробью можно обозначить одну часть круга, ромба?
- Молодцы! Таким внимательным ученикам любое задание под силу.
б) Устный счёт.
Учебник научит нас точному счёту,
Скорей за работу!
- Открываем страницу учебника 35 №8а. Прочитайте задание.
- Прежде чем мы узнаем название самой высокой вершины в Австралии, посчитаем устно. Работаем по цепочке.
- Расположите ответы в порядке возрастания и расшифруйте название вершины. Ребята, высота горы Джая над уровнем моря составляет 5029 м.
- Выразите эту величину в километрах и метрах.
- Скажите, почему люди стремятся отдохнуть в горах? (Чистый воздух, первозданная природа)
- Что вы знаете о людях, которые живут в горах? (Они в основном долгожители)
- А как называют спортсменов, которые стремятся покорить горные вершины? (Альпинисты)
- И мы, ребята, с вами будем стремиться покорить вершину знаний, а для этого нужно быть собранными, готовыми всегда прийти на выручку своему товарищу, как альпинисты. Итак, продолжим наше восхождение на вершину знаний!
3. Выявление причины и места затруднения.
а) Найдите от числа 420. Какое правило применили?
б) Найдите число, если его составляют 360 (Правило).
в) – Вычислите разность двух дробей. Как вычесть две дроби с одинаковыми знаменателями?
+ Найдите сумму дробей. Какую дробь получили? Выделите целую часть. Как называется полученное число? (Смешанное)
г) (2 + 3 ) – 1
- Запишите и найдите значение этого выражения. (Учащиеся испытывают затруднение)
- Кто справился с заданием? Назовите ответ.
- Кто смог найти ответ, вы можете доказать правильность своего решения? (Нет)
- Кто не смог найти значение выражения? Как вы думаете, почему не решили?
- Где возникло затруднение?
- Значит, чего мы не знаем? (Не знаем правила или алгоритма сложения и вычитания смешанных чисел)
- Значит, какая тема нашего урока?
- Чему будем учиться на уроке?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Значит, чему нам надо сегодня научиться? Поставьте цель урока.
(Научиться складывать и вычитать смешанные числа с помощью алгоритма)
- Как назовём наш урок? Какова его тема? (Сложение и вычитание смешанных чисел).
Учитель открывает тему урока.
- Предлагаю работать по плану, чтобы выйти из затруднения.
(Учитель может предложить самим ученикам составить план, скорректировав, их высказывания).
На доске или экране учитель вывешивает план.
1. Выполнить действия с фигурами. |
2. Составить алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел. |
3.Применить полученные алгоритмы на практике |
5. Реализация построенного проекта.
- Чтобы реализовать 1 пункт плана предлагаю использовать рисунки фигур на странице 32 учебника, задание №1.
- Ваши предположения, как удобнее складывать? (Целые части отдельно, дробные отдельно).
- Можно использовать этот приём при вычитании? Давайте проверим.
- Чем интересен третий случай (У вычитаемого нет целой части).
- Как поступим? (Целая часть останется неизменной, а из дробной части вычтем другую дробную часть).
- Что заметили в четвёртом примере? (У второго слагаемого нет дробной части)
- Какой вывод мы сделаем? Сравните с правилом в учебнике.
-Теперь вернёмся ко второму пункту плана и запишем алгоритм для сложения и вычитания смешанных чисел.
- Что нужно сделать с целыми и дробными частями смешанных чисел? (При сложении отдельно сложить целые и дробные части)
- А при вычитании? (Можно вычесть отдельно целые и дробные части)
- Запишем всё сказанное в общем виде.
На доске или экране появляется алгоритм.
Алгоритм сложения смешанных чисел |
Ц + Ц Д + Д |
Алгоритм вычитания смешанных чисел |
Ц – Ц Д - Д |
Молодцы, ребята, вы хорошо поработали, настало время физкультминутки:
Потрудились – отдохнём, И под ноги не смотрите.
Встанем, глубоко вздохнём. Раз и два! Раз и два!
Отдых наш – физкультминутка, Руки в стороны, вперёд,
Занимай свои места! Влево, вправо поворот.
Шаг на месте левой, правой! Три наклона, прямо встать,
Раз и два! Раз и два! Руки вниз и вверх поднять.
Прямо спину все держите. Руки плавно опустили,
Раз и два! Раз и два! Всем улыбки подарили.
- Ребята, наши глазки устали, а им тоже нужен отдых.
Ученик:
Проведём, друзья, сейчас, Чтобы мышцы крепче стали,
Упражнение для глаз. Смотрим по диагоналям.
Вправо, влево посмотрели, Мы не будем циркуль брать,
Глазки все повеселели. Будем взглядом круг писать.
Снизу вверх и сверху вниз. Плавно глазками моргаем,
Ты, хрусталик не сердись, Потом их мы закрываем.
Посмотри на потолок, Чтобы было больше силы,
Отыщи там уголок. К ним ладошки приложили.
1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать!
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Ребята, напомните правило, которым мы будем пользоваться на уроке.
- Вернёмся к примеру, который не все смогли решить в начале урока.
- Прокомментируем его решение, применив полученный алгоритм.
- Переходим к третьему пункту плана и попробуем применить полученные знания на практике.
- Для этого я предлагаю выполнить задание в учебнике № 2а на с.32
Дети читают задание и выполняют с комментированием два столбика. (По цепочке)
- А теперь поработаем в парах, выполнив №2б.
- Зашифруйте название какого-нибудь морского или речного животного своему соседу и отгадайте его шифровку.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Молодцы, хорошо поработали, настало время самостоятельной работы.
- Третий столбик из номера 2а выполните самостоятельно и впишите ответы в таблицу, расшифровав названия обитателей морей и рек.
После отведённого времени учитель открывает эталон, по которому ученики проверяют свою работу.
- Кто выполнил задание без ошибок, поставьте знак «+».
- Кто ошибся? В чём ошибка? Почему она допущена? (Рассуждения учеников)
- Допущенные ошибки исправьте. Вам нужно ещё раз повторить правило и потренироваться в решении таких примеров.
- Сравните ответы в таблице и полученные названия (кит, осьминог, рак, налим, дельфин)
- А каких морских животных и рыб вы знаете?
- Как люди должны относиться к богатствам природы?
- Что может произойти, если мы будем бездумно истреблять животных? (Нарушится экологическое равновесие).
- Какую пользу приносят нам морепродукты? ( Содержат йод и фосфор, укрепляют наши кости).
- Значит нужно обязательно включать в свой рацион рыбу и морепродукты.
8. Включение в систему знаний на повторение.
- Ребята, мы побывали с вами в горах и на море, пора возвращаться домой. А у себя дома зимой, как можно проводить время с пользой для здоровья? (Будем кататься на лыжах и коньках).
- Где можно использовать полученные знания?
( В решении примеров, задач, уравнений).
- Я предлагаю вам решить задачу, записанную на доске.
В один из дней зимних каникул мальчик катался на лыжах 2 ч, а на коньках на 1 меньше. Сколько времени он катался на лыжах и на коньках вместе?
- Что известно в задаче? Что нужно найти?
- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
- Мы знаем, сколько времени мальчик катался на лыжах? На коньках?
- А узнать можем? Каким действием?
- А каким действием узнаем, сколько всего времени он катался?
- Запишите решение задачи. (Один ученик выполняет за доской, затем проверка)
- Составьте выражение к задаче.
Проверка задачи, выявление и устранение ошибок. Сильным детям предлагаю выразить ответ в часах и минутах.
- Каким правилом пользовались при решении задачи?
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Какую цель мы ставили перед собой на уроке?
- Как вы считаете, нам удалось достичь цели?
- С каким алгоритмом познакомились? (Сложения и вычитания смешанных чисел)
- Как оцениваете свою работу на уроке?
- С каким настроением заканчиваете урок?
___________________________________________________________
Литература:
- Математика. 4 класс. Часть 2./ Л.Г. Петерсон. – М.: Издательство «Ювента», 2012. – 128 с.: ил.
- Математика. 4 класс: Методические рекомендации для учителей. – Изд. 4-е, переработанное и дополненное/ Л. Г. Петерсон. – М.: Издательство
«Ювента», 2011. – 320 с.: ил.
- Семакина Л. И., Гараева Я. Ш. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Л. Г. Петерсон: 4 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 336с.
- Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.1-4 классы/ Л.И.Саляхова.- М.; Глобус, 2007. – 367 с. – (Классное руководство).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока математики " Письменное сложение и вычитание двузначных чисел" 2 класс
Увлекательный урок- путешествие в страну Лесовичка....
урок математики потеме"Сложение и вычитание трехзначных чисел"
Урок математики в 3 классе по УМК « Школа 2100» - технология развивающего обучения с совместно разделенной формой организации учебной деятельности учителя и детей и сами...
Урок математики 3класс"Сложение и вычитание трехзначных чисел"
Урок математики в 3 классе по УМК « Школа 2100» - технология развивающего обучения с совместно разделенной формой организации учебной деятельности учителя и детей и сами...
Технологическая карта урока Математики "Письменное сложение и вычитание многозначных чисел" 3 класс
Технологическая карта урока с использованием ЭОР...
Урок математики. Тема «Сложение и вычитание двузначных чисел. Приёмы устных вычислений».
Цели: познакомить с новым приёмом рациональных вычислений; развивать математическую речь; прививать интерес к математике.Планируемые результаты: дети научатся применять приёмы рациональных вычислений...
Урок математики по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» 4 класс Урок построен и проведен по технологии «БИОИНФОРМАТИКА И СИНЕРГЕТИКА» (автор Вассерман Ф.Я.) по карте «Алгоритм».
Урок построен и проведен по технологии «БИОИНФОРМАТИКА И СИНЕРГЕТИКА» (автор Вассерман Ф.Я.) по карте «Алгоритм». Сущностной характеристикой технологической к...
Технологическая карта урока математики в 3 классе "Вычитание трёхзначных чисел"
Вычитание трехзначных чисел...