Открытый урок по математике во 2 классе. Тема: "Единицы длины. Метр."
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Цели:

  • познакомить детей с новой единицей длины метр;
  • организовать деятельность учащихся по изучению новой единицы длины и ее практической значимостью;
  • создать условия для формирования коммуникативных умений, организовать взаимодействие учащихся с целью решения познавательных задач;
  • содействовать развитию умения переводить меньшие единицы в большие и наоборот;
  • развивать внимание, логическое мышление, умение видеть проблему, ставить перед собой цель и добиваться ее реализации;
  • воспитывать интерес к математике, как учебному процессу.
  •  

Тип урока: учебное занятие

 

Оборудование урока: карточки с заданиями, различные виды метров, раздаточный материал для рефлексии, таблица.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok_po_matem.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сергеева Лариса Анатольевна

МОУ «Новотаволжанская СОШ им. Героя Советского Союза И.П.Серикова Шебекинского района Белгородской области»

УРОК МАТЕМАТИКИ ВО 2-ОМ КЛАССЕ

Провела:

учитель нач. классов

Сергеева Л.А.

2010г.

Класс: 2

УМК: « Начальная школа ХХI века »

Учебный предмет: математика

Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачева.

Тема урока: Единицы длины. Метр.

Цели:

  • познакомить детей с новой единицей длины метр;
  • организовать деятельность учащихся по изучению новой единицы длины и ее практической значимостью;
  • создать условия для формирования коммуникативных умений, организовать взаимодействие учащихся с целью решения познавательных задач;
  • содействовать развитию умения переводить меньшие единицы в большие и наоборот;
  • развивать внимание, логическое мышление, умение видеть проблему, ставить перед собой цель и добиваться ее реализации;
  • воспитывать интерес к математике, как учебному процессу.

Тип урока: учебное занятие

Оборудование урока: карточки с заданиями, различные виды метров, раздаточный материал для рефлексии, таблица.

Структура  (план) урока:

  1. Орг. этап;
  2. Психологическая установка на работу;
  3. Актуализация опорных знаний. Постановка цели и темы урока;
  4. Постановка темы и цели урока. Работа над темой урока;
  5. Работа по теме урока
  6. Этап применения полученных знаний;
  7. Физ.минутка;
  8. Этап закрепления полученных знаний;
  9. Продолжение работы над темой урока;
  10. Практическая работа  
  11. Итог урока
  12. Рефлексия.

Ход урока:

I. Организационный этап                                                                                              

 Математику, друзья, не любить никак нельзя.

 Очень точная наука, очень строгая наука,

 Интересная наука эта математика.

 - Друзья! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Я желаю вам сегодня на уроке удачи, точных расчетов и вычислений, новых открытий.

II. Психологическая установка на работу.

Итак, сядьте удобно, закройте глаза. Повторяйте за мной. Я в школе на уроке.

Сейчас начну учиться. Я радуюсь этому. Память моя крепка. Я готов к работе. Я работаю.

 

- Откройте рабочие тетради, запишите « число, классная работа ».

III. Актуализация опорных знаний. Постановка цели и темы урока.

Отгадайте загадку.

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно (карандаш).

- Карандаш будет нашим гостем. Без него не обходится почти ни один урок математики. Урок начнем как обычно с математической разминки.

Математическая разминка

- Давайте поможем карандашу собрать друзей. (Слайд 1)

-Найти разность чисел 15 и 6

-Увеличить 8 на 4                  

- Какое число меньше 14 на 6        

-Уменьшаемое 13   вычитаемое  6  найди разность  

-Из 14 вычтите 8

-Первое слагаемое 8, второе   5,  найди сумму.  

(Слайд 2. На нем появляются ответы.)

-Молодцы! Карандаш остался очень доволен.

Упражнение для глаз.

-Пришло время отдохнуть (Выполняется упражнение для глаз. Слайд 3)

IV. Постановка темы и цели урока. Работа над темой урока.

  1. Введение в тему урока.    

- На экране вы видите разные единицы измерения.

Можно ли их как то распределить по группам? ( Слайд 7) 

     сантиметр              килограмм        час          дециметр  

                   секунда       грамм                  минута  

        ( единицы длины, массы, времени)

-Сегодня мы будем изучать единицы длины.

Это и будет темой нашего урока.

-Что будем делать на уроке, как вы думаете?

 ( вспомним, какие единицы длины знаем, установим соотношение между ними)  

-Познакомимся  еще с одной единицей длины, о которой вы уже слышали и кое-что знаете.

-С какими единицами измерения мы знакомились на уроках? (Дециметр, сантиметр)

-Я вам предлагаю измерить длину доски, ( парты , класса)

-Что вы замечаете? ( Неудобно измерять, слишком маленькие мерки)

-Да, действительно, очень неудобно в данном случае пользоваться дециметрами и сантиметрами для измерения длины. Поэтому у людей и возникла необходимость ввести новую, более крупную единицу измерения.

-Кто догадался, что это за единица измерения?  ( Метр.)

-Верно. Это и будет темой сегодняшнего урока. Мы познакомимся с новой единицей измерения метром. (Слайд 8 ) 

-Будем учиться складывать и вычитать длины, выраженные в метрах, дециметрах и сантиметрах.

Историческая справка.(слайд 9)

Метр - самая главная единица измерения. ( Демонстрация метра.)  Это родоначальник большого семейства единиц, которое носит его имя. ( метри-

ческая система мер). Метр появился на свет в конце XVIII века во Франции.

Раньше существовали разные единицы измерения: дюйм, фут, миля и др.  

В древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись косая сажень (расстояние от пальцев левой ноги до пальцев поднятой правой руки),

маховая сажень (расстояние между концами пальцев расставленных в сторону рук), локоть ( расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки), пядь (расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев).

-Но это было очень неудобно. Почему? ( Нельзя правильно измерить что-либо с помощью разных мерок.) Так родилась новая единица измерения –

Метр-с постоянной величиной во всех странах.

- Метр обозначается буквой м (без точки)

V. Работа по теме урока

Давайте вместе установим соотношение между единицами длины и запишем их в тетрадь.

Знакомство с новой единицей измерения ( слайд 10 ) 

-Карандаш просит ему помочь. Посчитаем вместе, сколько раз 1 дециметр вмещается в одном метре.( Считают по стрелкам на слайде).

-Как посчитать, сколько всего см в 1м  (т. к. в одном дм 10 см , то можно сложить10 раз по 10) :

10+10+10+10+10+10+10+10+10+10=100  ( считаем десятками )

-Посмотрите на линейку: сколько же сантиметров содержится в 1 метре?

                                               

                                          1м  =  10 дм

                                          1м  =  100см

Словарная работа (слайд 11-12)

- Обращаю ваше внимание еще раз на правильное написание слов: дециметр,

сантиметр  

VI .Этап применения полученных знаний

 

Профессия в которой мы себя попробуем называется инженер. Давайте представим, что мы с вами начинающие молодые инженеры, наши парты – настоящие рабочие столы, а класс – конструкторское бюро. Но вначале разберемся, а кто такие инженеры?

- Читаем статью из словаря: « Инженер – это специалист в области техники, который может сконструировать детали, составить чертеж.»  Слово инженер пришло к нам из польского языка, означало оно врожденную способность, дарование изобретательность, ум. И действительно все инженеры аккуратны и точны в работе, им нельзя ошибаться , иначе может произойти беда.

- Перед вами полоски бумаги. Измерьте с помощью линейки длину полосок 10 см = 1 дм  

 - Как вы думаете, сколько понадобиться полосок, чтобы составить 1м ? Соедините полоски. Что у вас получилось? ( Измерительная лента). Какова ее длина? 1 м

Демонстрация разных моделей метров.

-Бывают разные модели метра: деревянный (как у нас в классе), железный

( для измерения досок , окон и др. ) , метр для шитья (им удобно снимать мерки )

- какие предметы удобно измерять с помощью метра? ( В метрах можно измерять длину и ширину комнаты, расстояние между домами, количество купленной ткани.)

-Определите какие предметы можно измерить с помощью метра? (слайд 13)

 VII. Физ.минутка  (слайд 14)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

VIII. Этап закрепления полученных знаний                    

- А сейчас, я предлагаю поработать вам в паре. Определите какой единицей длины пользовались при измерении и допишите ее. Это задание у вас на карточке.

Длина карандаша – 16 …

Ширина парты – 5  

Высота электрического столба – 6  

Толщина книги – 3

Высота дерева – 2                                                                                                                                          

Спортсмены пробежали дистанцию – 100

 

- Проверяем работу (слайд 15)                                

-Ребята , дополните до м

80 см + …  = 1м                    99 см  + … = 1 м

40 см + …  = 1 м                   2  см   + … = 1м                                              

Сравните свои ответы с ответами карандаша (слайд 16)                                    

- А сейчас предлагаю , предлагаю выразить в других единицах измерения

1дм 1см = … см                              36 см = …дм …см

5 дм =  … см                                   40 дм = …м

15 см = …дм … см                         62 дм = …м …дм

24 дм = …м … дм                           1 дм 7 см  = …см

  IX. Продолжение работы над темой урока

- Ребята, сейчас поработаем по учебнику .

- Откроем учебник на стр. 22 № 51

-   Прочитаем записи.  

- Продолжим работу на стр. 23 № 55

- Прочитайте задачу.

- Что известно? Что требуется узнать?

- Запишите кратко условие задачи и решите ее .

X. Практическая работа  

-Сейчас предлагаю измерить свой рост и записать в тетрадь результаты измерений.

Х. Итог урока

-Наш урок подошел к концу .

-Что нового узнали на уроке?

- Сколько дм в 1м? Сколько см в 1 м?

-Что было самым интересным на уроке?

-Что было трудно? О чем хотели бы услышать на следующем уроке?

-Карандаш благодарит всех за работу  (слайд 17) 

XI. Рефлексия

 В конце урока, отметьте на луче , на сколько , вы считаете полезным наш урок , а на  втором луче, на сколько, он получился интересным?

XII. Домашнее задание

Рабочая тетрадь стр. 14 № 41 , № 42, № 43.

                                             

Список используемой литературы

1.Современная энциклопедия « Я познаю мир», математика. Издательство «АСТ»; 1998г.

2. Газета «Начальная школа»: №16, 2006г.

3. Загадки. Пословицы. Скороговорки. Издательство «Белый город»; 2009

4. Учебник «Математика» 2 класс. Москва; Издательский центр «Вентана – Граф»; 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 1 класс тема "Единицы измерения длины. Сантиметр."

Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с современной единицей измерения длины – сантиметром. Ввести понятие «сантиметр» через организацию побуждающего диалога. Обучить учащихся постро...

Открытый урок по математике. 1 класс Тема: : "Единицы массы. Килограмм."

Урок математики. 1 классТема: : Единицы массы. Килограмм.»...

Конспект урока по математике 3 класс. Тема "Единицы времени. Сутки".

Урок математики в 3 классе. УМК "Школа России"...

Конспект урока по теме "Единицы измерения длины. Метр." 2 класс

Конспект урока по теме "Единицы измерения длины. Метр." 2 класс...

Презентация к уроку математики по теме "Единицы измерения длины. Метр." 2 класс

Презентация к уроку математики по теме "Единицы измерения длины. Метр." 2 класс...

Открытый урок по математике 4 класс тема «Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи в таблице». УМК "Гармония"

Цель:  Познакомить детей с понятием «скорость»; научиться записывать единицы скорости; записывать задачу на движение одного тела в таблице; сравнивать скорости различных тел в разных ...