технологическая карта урока математики "Уравнение"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

технологическая карта урока математики "Уравнение" типа a+5=7 для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka-uravnenie.doc916 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 

Урок 11

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Уравнение. Решение уравнений вида х + а = б».

Основные цели:

1) сформировать представление о понятии «уравнение», «корень уравнения», умение решать уравнения указанного вида на основе правила нахождения части;

2) актуализировать умение решать примеры на нахождение неизвестного компонента способом подбора, актуализировать состав чисел 1-9, умение решать составные задачи на нахождение целого.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) изображение 2 шагов учебной деятельности;

2) карточка с изображением отрезка для задания  1 (этап 2):

3) эталон «Отрезок и его части» из урока  1, часть 2, М-1:

4) примеры с «окошками» для задания  2 (этап 2):

5) уравнения для задания  3 ( 1, стр. 20), (этап 2):

6) образец для проверки задания  2 (этап 6):

7) эталон для самопроверки самостоятельной работы (этап 7):

Раздаточный материал:

1) индивидуальные планшетки;

2) карточка с уравнениями для задания  3 (этап 2) как Д-5, только в уменьшенном виде;

3) карточка с заданием на пробное действие:

4) карточка для групповой работы:

5) эталоны к уроку 11, часть 3, М-1.

6) карточки с заданием  2 (этап 6):

7) карточка с заданием для самостоятельной работы (этап 7):

8) лестница «успеха» из урока 10 (этап 9).        

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого;

2) определить содержательные рамки урока: сложение двузначных чисел.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель:

1) актуализировать правила нахождения части и целого, решение примеров с «окошками» способом подбора;

2) сформировать представление о понятиях «уравнение», «корень уравнения», решение уравнения способом подбора;

3) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: 

1) выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

построить проект выхода из затруднения;

5.Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: 

создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: 

организовать самопроверку и самооценку учащимися умения решать уравнения на сложение с неизвестным слагаемым.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: 

организовать повторение составных задач на нахождение целого.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: 

1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: решение уравнений с неизвестным слагаемым;

2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

3) оценить собственную деятельность на уроке.

Организация учебного процесса на этапе 1:

На доске вывешены шагов картинки с изображением учебной деятельности (Д-1).

- Ребята, что вы видите на доске? (На доске расположены 2 шага учебной деятельности.)

- Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Будем открывать что-то новое.)

- Какое главное умение вы развиваетесь на уроках математики? (Мы учимся считать и решать задачи.)

- Сегодня вы продолжите работать с числами. Как вы думаете, зачем на доске зафиксированы эти два шага? (Мы должны постараться сами «открыть» новое знание.)

- Я вижу, что вы готовы к работе. Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация правила нахождения «части и целого».

На доске карточка с изображением отрезка Д-2.

- Итак, первое задание на повторение. Перед вами отрезок. Необходимо составить все возможные равенства.

Учащиеся работают самостоятельно на планшетках. Один ученик у доски.

- Проверяем ваши результаты.

Проводится фронтальная проверка.

- Каким правилом вы пользовались? (Правилами нахождения «части и целого».)

Учитель открывает эталон Д-3.

2) Актуализация состава чисел 1-9, решение примеров с «окошками».

- А сейчас, я вам предлагаю потренироваться в умение считать.

Учитель открывает на доске задание 2 (Д-4).

- Что особенного в записи этих примеров? (Один из компонентов не известен.)

- Как он обозначен? (На его месте нарисовано «окошко».)

- Вставьте числа в «окошки».

Учащиеся работают самостоятельно. Проверка проводиться фронтально. Пример комментирования:

- Нужно подобрать такое число, которое в сумме с числом 5 дает 7. Это число 2.

Аналогично проводиться проверка оставшихся примеров.

- Чем вы пользовались, когда подбирали число? (Составом чисел 1-9.)

- Выпишите числа, которые вы подобрали. Расставьте числа в порядке возрастания.

Один ученик работает у доски.

- Что вы можете сказать об этих числах? (Каждое число увеличивается на 2, это четные числа.)

3) Формирование представления о понятиях «уравнение», «корень уравнения».

Учитель убирает с доски все решенные примеры, кроме первого.

- Ребята, как вы думаете, удобно ли всегда на месте отсутствующего компонента рисовать «окошко». (Нет.)

- В математике принято вместо «окошка» писать буквы латинского алфавита.

Учитель стирает в примере «окошко», а на его месте записывает букву х.

- Это буква «икс». Произнесите все вместе хором.

- Какое равенство у вас получилось? Кто может прочитать?

Несколько учащихся вслух читают получившееся равенство.

- Это равенство получило специальное название – «уравнение».

- Уточним, что же такое «уравнение». (Это равенство, в котором один компонент не известен, он обозначен буквой латинского алфавита.)

- Как вы думаете, что, значит, решить уравнение? (Найти неизвестный компонент.)

- Верно, это число еще называют «корень уравнения».

- Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Решению уравнений.)

Учитель открывает тему урока.

- Давайте потренируемся решать уравнения, находить корень уравнения.

Учитель на доске открывает задание из учебника  1 на стр.20 (Д-1), у учащихся на толах – уменьшенный вариант этого задания (Р-2)

Задание решается фронтально у доски способом подбора. Вариант комментирования:

- Во втором уравнении неизвестный мешок (корень уравнения) состоит из зеленого квадрата, так как он есть в «целом» и нет в известной «части»

- Что вы сейчас повторили и узнали? (Мы повторили правила нахождения «части и целого», состав чисел 1-9, узнали, что называют уравнением, потренировались решать уравнения.)

- Почему я выбрала именно это? (Это поможет нам сегодня учиться, узнать новое.)

4) Пробное действие.

- Сейчас я вам предложу новое задание, как вы его называете? (Пробное задание.)

- Почему оно так называется?

- Достаньте карточку для пробного действия.

Учащиеся достают карточку с заданием для пробного действия Р-3.

- Что необходимо выполнить? (Необходимо решить это уравнение.)

- Что нового в этом задании? (Пока не знаем, так как похожие мы решали.)

- Решите это уравнение за 1 минуту.

Для выполнения этого задания учитель ограничивает время. Это делается для того, чтобы учащиеся не смогли правильно подобрать ответ.

- У кого нет ответа?

Учащиеся поднимаю руки.

- О чём говорит ваш результат? (Мы не смогли решить уравнение.)

  • Покажите ответы, у кого они есть.

Учитель фиксирует на доске полученные учащимися варианты ответов.

  • Я вижу, что среди вариантов нет правильного. О чём говорит такой результат? (Мы не смогли решить уравнение правильно.)

Организация учебного процесса на этапе 3:

- Что надо сделать? (Остановиться и подумать.)

- А как вы будете это делать? (Мы разберёмся, почему возникло затруднение.)

- Какое задание вы выполняли? (Решали уравнение.)

- Каким способом вы пытались найти решение? (Способом подбора.)

- Чем же это уравнение отличается от предыдущих? (Не удобно подбирать неизвестный компонент.)

- Как вы думаете, часто ли возникают случаи, когда неудобен способ подбора? (Да.)

- Почему же будут возникать подобные затруднения? (Известный способ не подходит, а другого способа нет.)

Организация учебного процесса на этапе 4:

- Сформулируйте цель вашей деятельности? (Открыть способ решения уравнений.)

- Какой компонент неизвестен в этом уравнении? (Неизвестно слагаемое, часть.)

- Вспомните, что вы повторяли в начале урока. (Правило нахождения «целого и части».)

- Как это правило вам может помочь? (Мы можем применить правило нахождения части.)

- Составим план наших действий. Какой будет первый шаг? (Определим компоненты действия, подберем правило.)

- Какой будет следующий шаг? (Решим уравнение.)

- Какой будет третий шаг? (Проанализируем наши действия, сформулируем способ.)

Организация учебного процесса на этапе 5:

- Я предлагаю поработать вам в группах. Назовите правила работы. (Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны его выслушать. В каждой группе должен быть ответственный. Он отвечает за работу всей группы, за результат. Работать в группе нужно так, чтобы не мешать другим группам.)

- Выполните в группах первый и второй пункты плана.

Ответственные от каждой группы получают листы (Р-4), на которых будет выполняться указанные пункты плана. При применении правила, учащиеся могут воспользоваться волшебными нитями.

- Какие результаты у вас получились?

На доске выставляются результаты работы групп.

- Каким правилом вы воспользовались? (Чтобы узнать часть, нужно из целого вычесть известную часть.)

- Чему равна неизвестная часть?

- В какой группе были допущены ошибки?

Проводиться рефлексия результатов.

- Какой шаг осталось выполнить? (Проанализировать наши действия и сформулировать способ.)

- Какое уравнение вы решали? (Уравнение, в котором неизвестна часть.)

- Что необходимо выполнить сначала? (Определить, какой компонент неизвестен.)

- Чтобы было удобно, я предлагаю прямо в уравнении выделять «части» и «целое».

Учитель на доске записывает уравнение в общем виде, выделяет на нем «части» и «целое».

- Что в данном виде уравнения неизвестно? (Неизвестна «часть».)

- Что необходимо сделать? (Применить правило нахождения части: чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого вычесть известную часть.)

Учитель записывает это правило в общем виде. В итоге получается эталон:

- Как проверить, верно, ли вы рассуждали? (По эталонам, в учебнике посмотреть.)

Учитель раздает учащимся эталоны к уроку 11.

Проводиться сравнение эталона. Учитель обращает внимание детей на определение понятия «уравнение», на предлагаемый эталон решения уравнения вида х + а = б. Обращается внимание детей на наличие отрезка и записи правила в буквенном виде. При этом на уроке может быть оставлен эталон, составленный совместно с учащимися. Важно обратить внимание на план комментирования решения уравнения.

Учитель может подготовить эталон на доску.

- Что вам позволяет «открытый» способ? (Решать уравнения данного вида.)

Организация учебного процесса на этапе 6:

- Что теперь нам надо сделать? (Потренироваться в решении уравнений.)

 3, стр. 20.

- Откройте в учебнике  2 на стр. 20.

Первое уравнение один ученик комментирует решение с места.

- Решаем первое уравнение. (Определяю неизвестный компонент. Выделяю «целое» и «части». Неизвестна часть. Применяю правило: чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого вычесть известную часть. Нахожу неизвестную часть. Это мешок, состоящий из двух красный кругов.)

Второе уравнение один ученик решает комментированием у доски. Учитель заранее переносит это уравнение на доску.

- Далее я вам предлагаю потренировать при решении уравнений с числами.

Учащиеся достают карточку с уравнениями для тренировки Р-6. Первое уравнение решается у доски с комментированием.

- Вы поработали все вместе, как вы будете сейчас работать? (В парах.)

- Выполните два других уравнения в парах.

Проверка проводиться по образцу Д-6.

- Кто допустил ошибку? В чем она? (Неправильно применил правило, ошибся в вычислениях.)

- Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.

- Кто выполнил все верно? Сделайте вывод. (Мы умеем решать уравнения.)

- Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

Организация учебного процесса на этапе 7:

Учитель раздает детям карточку с заданием для самостоятельной работы Р-8.

- Решите предложенное уравнение.

На выполнение задания отводится 2–3 минуты.

- Проверьте.

Учитель открывает на доске эталон для самопроверки Д-7. Проводиться вербальная поэтапная проверка. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность своего хода решения и вычислений.

- У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)

- Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в решении уравнений, в вычислениях.)

- Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)

- У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем применять новый способ.)

Организация учебного процесса на этапе 8:

- Какие умения необходимо развивать, чтобы правильно решать уравнения? (Необходимо уметь размышлять, правильно считать.)

- Верно, с этой целью я вам предлагаю выполнить  6, стр. 21.

 6, стр. 21.

- Откройте в учебнике  6 на стр. 21. Прочитайте задачу.

- Что вам может помочь решить задачу? (Эталон с прошлого урока.)

Учащиеся открывают план комментирования задачи (из эталона к уроку 10). Учитель заранее переносит эту задачу на доску.

Важно помнить, что необходимо стимулировать детей к самостоятельному анализу задачи.

- Проанализируйте задачу. (В задаче известно, что на катке катались 2 мальчика, а девочек на 4 больше. Необходимо узнать все количество ребят. Чтобы узнать все количество ребят, необходимо сложить количество мальчиков и девочек. Мы это сделать не можем, так как не знаем количество девочек.)

- Расскажите план решения задачи. (Первым действием мы узнаем, сколько девочек каталось на катке, вторым действием ответим на вопрос задачи.)

В случае затруднения детей при анализе задачи, учитель помогает вопросами, которые представлены ниже.

- Что известно в задаче?

- Что надо узнать?

- Как ответить на вопрос задачи?

- Можете ли сразу ответить на вопрос? Почему?

  • А это можем узнать? Как?

Один из учеников выходит к доске и записывает решение с наименованием и пояснением.

Организация учебного процесса на этапе 9:

- Что необходимо сделать в конце урока? (Анализируем свою работу.)

- Какова была цель сегодняшнего урока? (Построить способ решения уравнений с неизвестным слагаемым («частью»).)

- Достигли ли цели? Докажите.

- Давайте вернемся к шагам учебной деятельности. Кто может сказать, что сумел сам сделать «открытие». Докажите.

- Кому не удалось, почему?

- Оцените свою деятельность на лестнице успеха.

Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.

- Посмотрите, сколько ребят поставили себя на среднюю ступень. О чем это говорит?

- Какие же трудности у вас еще встречаются?

- Где можно над ними поработать?

Регулятивные

Оценивает свою работу по заданным учителем критериям,используя оценочную шкалу.

Предлагает 2-3 критерия для оценки освоенных действий.

Познавательные

Наблюдает зависимости между компонентами и результатами арифметических действий,использовать их для упрощения вычислений.Уметь проводить несложные наблюдения и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные

-старается договариваться,умеет уступать,находить общее решение.

Личностные

-проявляет интерес к способам решения новой частной задачи

-проявляет спокойное отношение к ошибке



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...