Задачи на перебор вариантов. Ознакомление с решением задач путём составления таблиц.
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Урок проводится в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века". На уроке дети знакомятся с задачами нового вида, учатся находить правильное решение путём перебора различных вариантов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_na_perebor_variantov.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока.

Организационная информация.

Тема урока.

Задачи на перебор вариантов. Ознакомление с новым видом оформления решения задачи - составлением таблицы вариантов.

Предмет.

Математика.

Класс.

4

Автор урока (ФИО, должность)

Соловьёва Людмила Михайловна,

учитель начальных классов.

Образовательное учреждение.

МКОУ СОШ №11.

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Центральный федеральный округ

Россия

Республика/край.

Тульская область.

Город/поселение.

Узловский район, посёлок Майский.

Методическая информация.

Тип урока (мероприятия, занятия).

Изучение нового материала.

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные).

Образовательные: ознакомить с новым видом оформления решения задач - составлением таблицы вариантов; формировать навыки в составлении таблиц по условию задачи; закреплять умения в определении истинности высказываний.

Развивающие: развивать речь учащихся, обогащать её математическими терминами, развивать словесно-логическое мышление.

Воспитательные: прививать детям старание, терпение, любовь к труду, чувство товарищества, бережное отношение к природе.

Задачи урока (мероприятия, занятия).

Обучать составлению таблиц к задачам на перебор вариантов.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы.

На уроке используются: словесный метод в сочетании с наглядным, самостоятельная работа, работа парами, дифференцированная работа, фронтальный опрос, работа с учебником, беседа, обобщение, презентация.

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 минут.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют / приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия).

Закрепляются навыки в решении задач разных видов, умение читать графики, выполнять умножение и деление многозначных чисел.

Необходимое оборудование и материалы.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия).

Карточки с заданиями, рабочие тетради «Математика №2» (авторы: Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В.),

Список учебной и дополнительной литературы.

Учебник  «Математика, 4класс, частьII» (авторы: Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В.), «Математика, 4класс. Методика обучения», В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва, изд-во «Вентана - Граф», 2011г.

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся.

I.Организационный момент.

Ну-ка, проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

               Все ли правильно сидят;

               Все ль внимательно глядят?

               Каждый хочет получать

               Только лишь оценку «пять».

     

II.Проверка домашнего задания.

   2 ученика выполняют аналогичное задание на построение прямоугольников, у которых  площадь16 кв. см    

     

   -Ребята, приготовьте части квадрата, которые вы вырезали дома. Смешайте их. А теперь сложите из них квадрат. Кто быстрее всех выполнит работу, поднимет руку. Проверим вашу ловкость. Начали.

   -А сейчас посмотрим, какие прямоугольники у вас получились.  (№142 в учебнике.) Какой площади данный прямоугольник?

   -18 кв. см

   -С какими сторонами вы построили прямоугольники?

   -2см и 9см один прямоугольник.

   -1см и 18см другой прямоугольник.

III. Устный счёт.

1-ый слайд.

2-ой слайд.

3-ий слайд.

4-ый слайд.

  -Ребята, давайте посчитаем устно. Посмотрите на экран.

       - На территории Тульской области обитает некоторое количество видов птиц. 163 вида из них гнездятся на территории области, 8 видов встречается только в зимнее время, 60 – во время пролёта и сезонных миграций. 16 видов птиц области занесены в Красные книги бывшего СССР и РСФСР. Сколько всего видов птиц обитает на территории Тульской области?

              163+8+60+16=247 (в.)

       

    - Дети, почему некоторые виды птиц занесены в Красную книгу?

   (Загрязнение атмосферы, истребление птиц браконьерами, загрязнение водоёмов.)

      - Действительно, чистый воздух уже становится дефицитным ресурсом во многих областях России, где загрязнение атмосферы представляет реальную опасность для жизни и здоровья не только человека, но и животных. Основными источниками загрязнения атмосферы области являются выбросы промышленных предприятий, процессы испарения и сжигания топлива.

      На одного жителя области в 2000 году приходилось около 182кг вредных выбросов в атмосферу.

     Одним из основных источников загрязнения природной среды является автомобильный транспорт. В 1999 году выбросы загрязняющих веществ от автомобильного транспорта составили 155 тысяч тонн. Вот поэтому каждый человек, гражданин своей страны должен думать о том, как сохранить чистый воздух   для себя и потомков. 2013 год объявлен годом защиты окружающей среды.

    Продолжительность жизни дуба 1 200 лет, а продолжительность жизни ели составляет 2/3 всех лет дуба. Сколько лет живёт ель?

(1200:3•2=800)

    Летучая мышь за 6 суток съедает 300 мух. Сколько мух съедает летучая мышь каждый день?

(300:6=50)

    Впервые птицу дронт европейцы обнаружили в 1681 году, а уже через 83 года дронта не стало. В каком году исчезла птица дронт?

(1681+83=1764)

    Божья коровка съедает за день 100 взрослых тлей. Сколько божьих коровок съедят 600 тлей?

(600:100=6)

    В Италии для приготовления кулинарных блюд ежегодно вылавливают 40 млн. птиц; ещё 30 млн. ловят с помощью специального клея, которым обмазывают ветки деревьев и кустарников; 170 млн. пернатых гибнет от пуль и зарядов охотников. Сколько всего птиц гибнет ежегодно в Италии?

(40+30+170=240)

IV. Сообщение темы и целей урока.

    - Дети, сегодня мы познакомимся с задачами нового вида. Чтобы их решить,  нужно нарисовать таблицу.

V.Работа по изучению нового материала.

5-ый слайд.

6-ой слайд.

7-ой слайд.

Физкультминутка.

1.Работа с учебником.

- Откройте учебники на стр.40. Найдите задачу № 144. Прочитайте условие задачи.

- Какие варианты возможны для решения этой задачи?

( Менять расположение книг.)

- Что нужно сделать, чтобы не пропустить ни одного варианта и не повторить дважды один и тот же вариант?

- Правильно, нужно воспользоваться определённым способом. Рассмотрите таблицу в учебнике.

- Какой способ предложен в данной таблице?

 

   (Каждая книга дважды стоит на первом месте, дважды на втором месте и дважды на третьем. Две другие книги в этот момент меняются местами. Так мы не ошибёмся при решении задачи.

Вариант.

Левая книга.

Средняя книга.

Правая книга.

1.

А

Б

М

2.

А

М

Б

3.

Б

А

М

4.

Б

М

А

5.

М

А

Б

6.

М

Б

А

 - Давайте определим истинность следующих высказываний, используя данную таблицу:

 1) В середине стоит книга Г.Х.Андерсена.

(3, 5.)

2. Книга В.Бианки стоит левее книги С.Михалкова. (1, 3, 4.)

3. Крайняя книга – это книга Г.Х.Андерсена. (1, 2, 4, 6.)

4. Неверно, что справа стоит книга В.Бианки. (1, 3, 4, 6.)

   

 - А теперь прочитайте условие задачи №145 и рассмотрите её решение.

- Какие условные обозначения используются в решении данной задачи?

  (Буквы П, М, Ч.)

Вариант.

Стакан.

Кружка.

1.

П

М

2.

М

П

3.

П

Ч

4.

Ч

П

5.

М

Ч

6.

Ч

М

    2.Самостоятельная работа в парах.

- А теперь попробуйте составить и заполнить другую таблицу для решения этой же задачи.

    (Дети работают парами, таблица будет выглядеть следующим образом.)

Вариант.

Простокваша.

Молоко.

Чай.

1.

С

К

-

2.

С

-

К

3.

К

С

-

4.

К

-

С

5.

-

С

К

6.

-

К

С

- Определите истинность высказываний, используя составленную таблицу.

1.В стакан налит чай. (4, 6.)

2.В кружку налито не молоко. (2,3, 4, 5.)

3.В стакане чай или простокваша. (1,2, 4, 6.)

4.Молоко в кружке или в стакане. (1, 3, 5, 6.)

5.Чай в стакане или в кружке. (2, 4, 5, 6.)

6.Чай в кружке или в стакане. (2, 4, 5, 6.)

7.Простокваша в кружке и в стакане.  (Высказывание ложное.)

8.Если в стакане чай, то в кружке молоко. (6.)

Солнце спит, небо спит,

Даже ветер не шумит…

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало.

Вдруг повеял ветерок,

Небо тучей заволок

И деревья раскачал.

Дождь по крыше застучал.

Барабанит дождь по крыше.

Солнце клонится всё ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик.

VI.Работа над пройденным материалом.

2 ученика решают задачи у доски (за ширмой)

2 ученика работают по индивидуальным карточкам.

8-ой слайд.

   1.Решение задач №150, 151. (самостоятельно, с последующей проверкой)

1) 85 • 64 = 5440 (кв. м) – площадь участка

2) 5440 – 160 = 5280 (кв. м) – остальная площадь            

3) 5280 : 2 = 2640 (кв. м)

Ответ: 2640кв. м занимает сад.

(Ученик объясняет своё решение.)

1) 23 • 2 = 46 (м) – ткани  отрезали от куска

2) 46 + 32 = 78 (м)

Ответ: 78метров ткани было в куске.

(Ученик объясняет своё решение.)

2.Ребята, перед вами на слайде график движения грибника. Пользуясь этим графиком, ответьте на вопросы.

    1)Что обозначают числа на каждой из осей?

   (На оси ОХ – время движения грибника; на оси ОУ – пройденный путь.)

    2)Сколько километров прошёл грибник: за первый час движения; через 2 часа после выхода из дома?

   (4км; 8км.)

    3)За сколько часов грибник прошёл 10км?

    (За 5 часов.)

   4)Как время отдыха грибника обозначено на графике? Сколько времени он отдыхал?

    (По графику можно определить, что с двух до четырёх часов от начала движения пройденное расстояние не изменялось, значит, именно в этот период грибник 2 часа отдыхал (4 – 2 = 2)).

    -Вычислите, с какой скоростью шёл грибник до остановки на отдых и с какой скоростью он шёл после отдыха.

    (До остановки грибник был в пути 2 часа и прошёл за это время 8км, следовательно, можно вычислить скорость его движения за это время: 8 : 2 = 4 (км/ч)                                      

     После остановки грибник был в пути 1 час (5 – 4 = 1) и за это время прошёл 2км (10 – 8 = 2), следовательно, скорость его движения после остановки 2км/ч (2:1=2).

VII.Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии).

9-ый слайд.

   

   -Ребята, мы хорошо потрудились с вами на уроке. Отметьте своё настроение от работы с помощью вот таких цифр:

1.Урок полезен, всё понятно.

      2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

             3.Ещё придётся потрудиться.

 4.Да, трудно всё-таки учиться!

VIII.Домашнее задание (если это необходимо на уроке).

10-ый слайд.

  - Ребята, я предлагаю вам необычное задание: попробуйте составить свою задачу на перебор вариантов при её решении. Для этого вы можете объединиться в группы по своему усмотрению. Не беда, если у вас не всё получится. На следующем уроке мы все вместе подумаем над решением этих задач.

Дополнительная необходимая информация.

Для детей, успешно выполнивших работу, дополнительное задание в рабочей тетради «Математика. 4 класс.№2».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Задачи на перебор вариантов"

Данная презентация была использована на уроке в 4 классе по программе "Школа 21 века"...

Решение задач с несколькими вариантами ответов.

Особое место  на уроке отводится деятельностному, практическому методу обучения, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Урок со...

Задачи на перебор вариантов. Ознакомление с решением задач путём составления таблиц.

Урок проводится в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века". Дети знакомятся с новым видом задач, где методом перебора различных вариантов находится правильное решение. На уроке развивается лог...

Конспект урока по математике (4 класс). Тема:Составление таблицы по тексту задачи. Составление текста задачи по таблице. Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

Цели деятельности учителя: - Повторение пройденного материала по теме «Описания величин. Таблицы»;Планируемые результаты:     Предметные: - Знать табличную форму п...

Урок математики- урок решения проектной задачи «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» (Решение задач на движение) 4 класс

: Урок решения проектной задачи( комплексного применения знаний, умений и навыков)Цель:  использование формулы движения при решении задач в нестандартной ситуации.Задачи: дать возможность учащимс...

Урок в 4 классе "Задачи на перебор вариантов"

Урок проводится в 4 классе по УМК "Начальная школв 21 века". Задачи на перебор вариантов - это одно из заданий ВПР...

Решение задач путём составления уравнения

Решение задач путём составления уравнения...