Методическая разработка урока по математике в 1 классе - Приёмы сложения и вычитания ± 1, ±2, ± 3
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Методическая разработка урока по математике в 1 классе - Приёмы сложения и вычитания ± 1, ±2, ± 3

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


 Разработка урока  математики

Первый класс

Урок - путешествие

Учитель начальных классов     Ю.А. Овчинникова

Тема: «Приёмы сложения и вычитания: ± 1, ±2, ± 3»

Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний

Цель: повторить и закрепить материал, изученный ранее.

Задачи:

 1.    Образовательные:

  • закрепление изученных  приемов сложения и вычитания: ± 1, ±2, ± 3;
  • формирование умения анализировать арифметические задачи, решать их;
  • повторение состава чисел в пределах 10;
  • повторение последовательности чисел натурального ряда;
  • сравнение чисел;
  • повторение изученного геометрического материала.

2.     Развивающие: 

  • развитие познавательной активности учащихся;
  • развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками;
  • развитие умения следовать заданным вербальным инструкциям учителя;
  • совершенствование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
  • развитие психических процессов: память, мышления, воображения, восприятия, внимания, эмоций;
  • развитие мелкой моторики кистей рук;
  • развитие наблюдательности.
  1. Воспитательные:
  • воспитание активности, усидчивости, прилежания, любознательности, заинтересованности и пытливости в процессе учения, воспитание  коммуникативной  культуры  учащихся

     

  Применяемая технология: элементы здоровьесберегающего обучения, технология раскрепощенного развития детей.

    

Организационные  формы:  индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах.

 

  Средства обучения: 

- ТСО – телевизор, DVD-плеер, рабочая тетрадь, видеозапись   к сказке «Новогоднее приключение Маши и Вити», карточки  с  числами, классная доска, иллюстрации к уроку по сказке, карта путешествия.

 

                                       

Ход  урока

  1.       Организационный момент.

-Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Они посмотрят, как мы с вами научились работать. Поздоровайтесь с нашими дорогими гостями.

1,2 – выше голова.

3,4 – плечи шире.

5,6 – тихо сесть.

7,8 – лень отбросим.

-Беритесь, ребята, скорей за работу!

Учитесь считать, чтоб не сбиться со счёту!

  1.           Мобилизующий этап

                   ( Стук в дверь. Заходит почтальон)

Письмо от Деда Мороза.

-Давайте,  быстрее посмотрим, что внутри.

«Снегурочка пропала. Ученики 1 «В», помогите!

Похитил её в своё царство Кощей!»

(Видеофрагмент из сказки).

Посмотрим, что дальше в письме:

Не бывает зимы, снега и Нового года в кощеевом царстве. Вот и вас он решил  лишить праздника.  

Спасите Снегурочку! Для этого отправляйтесь в сказку, преодолейте все препятствия и соберите ключ от темницы».

Освободим Снегурочку?

А с заданиями вы готовы справиться?

И в сказку не боитесь попасть?

Нам в пути придётся туго

Надо не теряться,

А покрепче друг за друга

Вам, друзья, держаться.

Для того чтобы не заблудиться Дед Мороз с письмом прислал карту, которая поможет попасть в кощеево царство и спасти Снегурочку.

Карта перед нами. На нашем пути несколько остановок, где мы должны  проявить свои математические способности.

Попасть в кощеево царство нам поможет волшебное заклинание:

                          эники,  беники, метёлки, вареники. (повт 2 р .)

Глазки закрыли и повторяем.

На доске висит карта путешествия.

Первый этап следования – «Избушка Бабы-Яги»

III.   Актуализация знаний

Устный счет

    Ой, избушка на пути.

Не даёт нам в лес пройти.

Но решив здесь все задачи,

Мы продолжим путь свой дальше.

Баба-Яга приготовила для нас задачи

Для работы приготовьте карточки. Будьте внимательны, работайте дружно! Если вы решите задачи правильно, то появится первая часть ключа.

Ответы выкладывайте в строчку.

  1.   Сколько лап у волка?  
  2.    Сколько ушек у белки?
  3.    Сколько хвостов у 3 сорок?
  4.    По тропинке зайчик шёл,

7 грибочков он нашёл,

Походил вокруг осин

И нашёл ещё один.

  1.      7 весёлых медвежат

           За малиной в лес спешат,

           Но один малыш устал,

           От товарищей отстал.

            А теперь ответ найди:

            Сколько мишек впереди?

  1.        Под кустом за полем ржи

            Жили дружные ежи:

             2 дочки, сын, отец и мать.

             Кто их может сосчитать?

-Разложите карточки с числами в порядке возрастания.

   -  Полный числовой ряд получился? Каких чисел не хватает?

-Молодцы! Мы выполнили все задания Бабы-Яги  и заработали 1 часть ключа.

Глазки закрыли.  Заклинание поможет нам отправиться дальше.

            Эники, беники, метёлки, вареники. (повт 2 р.)

IV. Закрепление изученного материала

Второй этап следования – «Густой лес»

-Здесь,  ребята, лес густой нас не пропускает.

Испытание опять нам он предлагает.

-Вспомните состав числа, мои верные друзья!

Наша задача заполнить в ёлочках пустые окошки. За правильно выполненные задания мы получим 2 часть ключа.

(2 ученика выполняют задание у доски, класс работает вместе с учителем).

Коллективная  проверка 

-Приготовьте карточки. 

Дети работают над составом чисел 5,6,7. Используют карточки.

-Молодцы!  Путь свободен! Мы заработали 2 часть ключа.

Глазки закрыли.  

Эники, беники, метёлки, вареники. (повт 2 р.)

Третий этап следования «Старичок – лесовичок»

    Старичок-лесовичок

Отлежал себе бочок.

Размяться хочется,

Да лень ему ворочаться.

Давайте покажем старичку-лесовичку, как мы  дружно  умеем отдыхать. А старичок нас отблагодарит и отдаст 3 часть ключа.

        Физкультминутка   в стихотворной форме

Дружно и тихо встали.

1,2,3,4,5 (тянемся вверх)

Все умеем мы считать, (наклон вниз)

Отдыхать умеем тоже. (руки в стороны)

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим…

 (Длинный вдох, короткий выдох)

А вот и следующая часть ключа.

-Незаметно для себя мы оказались перед следующим испытанием.

Нахождение значения выражения

-Смотрите, это яблонька.

Яблоки она даёт

Только тем, кто счёт ведёт.

Кто ошибок не допустит,

Того дальше в царство пустит.

А чтобы не допустить ошибки при счёте, давайте вспомним, куда мы двигаемся по числовому ряду при сложении чисел (направо или налево)?

А при вычитании?

Кому  сложно выполнять вычисления, можете пользоваться числовым рядом.

Физкультминутка (укрепление мышц рук).

1,2,3,4,5, яблоньке будем помогать,

Посчитаем урожай,

Ну, смелее, начинай.

-Решим  примеры на волшебных математических яблочках.

Приступайте к выполнению задания.

Решение примеров с комментированием.

Сложим все яблочки с заданием в корзиночку. Передайте их с последней парты на первую. Какой ряд быстрее и тише справится?

А вот и ещё одна часть ключа.

Ну что, отправляемся дальше?

Закрываем глаза и произносим заклинание.

Эники, беники, метёлки, вареники. (повт 2 р.)

Четвертый этап следования  - « Печка»

   

  -Печка здесь стоит, друзья.

Заколдована она.

Камни нужно нам убрать,

Чтоб кусок ключа достать.

Для этого возьмите цветные карандаши и выполните задание. Какие карандаши нам понадобятся?

Взаимопроверка.

     

Поменяйтесь листочками и проверьте друг у друга.

А чтобы не ошибиться, можно посмотреть на доску.

Печка вас благодарит за помощь даёт нам 5 часть ключа!

-А можно я тоже  после урока посмотрю ваши работы?

   -А пока уберите их на край парты.

Физкультминутка  для глаз под релаксационную музыку.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем…

Глазки сильно закрываем…

Очень быстро поморгаем…

Снова сильно закрываем…

И опять мы поморгаем…

За огоньками наблюдаем…

Снова глазки закрываем.

Дышится легко…ровно… глубоко…

Что ж, пора уже вставать.

Ушки наши растираем,

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Потянулись!

И друг другу улыбнулись!

Пятый этап следования  - « Леший»

Решение задач

-А вот и следующее испытание!

Страшный леший здесь лесной,

С Ягусей дружбу водит,

А в школу совсем не ходит.

Задачи придётся вам решать

И лешему всё объяснять.

Откройте тетради на последней странице.

Слушайте внимательно: Леший утром нашёл 3 шишки, а вечером ещё 2. Сколько всего шишек нашёл леший?

О чём говориться в задаче?

Сколько шишек нашёл леший утром? Вечером?

   -  Давайте вспомним, из чего состоит любая задача?

-Из условия.

Назовите условие.

-Следующая составляющая задачи…

-Вопрос.

Назовите вопрос.

-Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос?

-Решить задачу.

-Какое решение задачи запишем?

-Что ещё надо сделать?

- Сказать ответ.

-Проговорите ответ.

А теперь послушайте, какую задачу леший сочинил про свою подругу:

Кикимора собрала 8 мухоморов. Из нескольких она сварил суп. Сколько мухоморов осталось?

О чём говориться в задаче?

-Ребятки, а мы можем решить его задачу? Почему?  Дополните условие, пусть леший уму-разуму научится.

 Решаем, ответ записываем в тетради на стр. 30.

-Смотрите,  ещё часть ключа появилась. Значит, мы понравились лешему.

Впереди последнее испытание. Закроем глазки:

Эники, беники, метёлки, вареники. (повт 2 р.)

Шестой этап следования  - « Дикий кот»

                

Повторение геометрического  материала

-Пути  конец, здесь дикий кот,

Он быстр и смел.

Страсть как любит, когда его удивляют.

Давайте удивим кота. У вас на партах конверты, в них геометрические фигуры. За 2 минуты вы вместе с товарищем должны составить символ Нового года.

Работа  в паре

-Не забывайте правила работы в паре.

Выкладывают ёлку.

-Что получилось?

Межпредметная связь

Символ нового года – ель. Сначала ели ставились только в домах богатых людей, позже ёлки стали главным украшением всех людей.

Ну, кота мы удивили,

Ёлку для него сложили.

А на ней игрушки, шарики, хлопушки.

Мы коту её подарим,

С Новым годом всех жителей царства поздравим.

Ну и он нас, конечно,  отблагодарит, последнюю часть ключа нам вручит.

(Видеофрагмент из сказки).

-Ура! Снегурочка освобождена!

Мы справились. Теперь в каждом доме будет Новый год!

А нам пора возвращаться: эники, беники, метёлки, вареники.

                                    

V.   Итог  урока.

А вот и школа.

Вот наш класс.

-Давайте вспомним, какие задания мы выполняли, чтобы преодолеть препятствия.

Я  очень рада, что это задание попало именно в наш класс.

Вы отлично справились!

За работу всем опять

Ставлю я отметку 5.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

карта урока по математике 1 класс тема "«Сложение и вычитание. Знаки «+», «-», «=».

Краткая карта урока (ФГОС) с основными видами деятельности учащихся. Математика 1 класс....

Открытый урок по математике 1 класс. Тема: "Сложение и вычитание в пределах 10.Закрепление"

Интегрированный  урок  по  математике  и окружающему  миру. Тема:  «Сложение  и  вычитание  в пределах  10.  Закрепление» . Продолжительность...

Конспект урока по математике 1 класс. Тема: "Сложение и вычитание вида ...+4, ... - 4".

Конспект урока по математике 1 класс. Тема: "Сложение и вычитание вида ...+4, ... - 4". Программа Школа России....

Конспект урока по математике 2 класс Тема: «Сложение и вычитание вида 35+5, 35-30, 35-5».

Конспект урока по математике Тема: «Сложение и вычитание вида 35+5, 35-30, 35-5»....

Конспект урока по математике на тему "Приёмы сложения и вычитания для случаев вида +1 и -1

Урок из раздела "Нумерация чисел от 1 до 10". Используются игровые технологии, парные и групповые формы работы....