"Части фигур"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Сафонова Ирина Владимировна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС по системе деятельностного метода "Школа 2000", с элементами методики В.Ф. Базарного 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике в 1 классе по программе «Школа 2000»

Тема: «Части фигур»

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: составлять целую фигуру из частей, устанавливать взаимосвязь между целой фигурой и её частями.

Личностные результаты:

  • формирование умения определять и высказывать под руководством педагога общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
  • формирование умения делать правильный  выбор в  предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • формирование умения высказывать своё предположение (версию).
  • формирование умения совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
  • формирование умения заботиться о здоровье посредством элементов методики В. Ф. Базарного: автоматизированной системы «Бегающие огоньки», сенсорно-поискового тренажа, СУС (схемы универсальных символов). 

Познавательные УУД:

  • формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • формирование умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • развитие умения сравнивать и группировать  геометрические фигуры;
  • развитие умения преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейшей схемы.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • Развитие умения слушать и понимать речь других.

Предметные результаты: закрепление умений считать в пределах десяти, составлять и решать простые задачи изученных видов.

Оборудование:

  • простые карандаши;
  • цветные карандаши;
  • СУС на потолке;
  • чистые прописи (цифры на листах А-4);
  • квадрат, разрезанный на части;
  • магниты;
  • карточки А-4 с названиями компонентов при вычитании (для держалок);
  • веера (цифры);
  • абаки с кружками;
  • держалки (планшеты с зажимами);
  • карточки А-4 с фигурами разного цвета (красный, желтый, зеленый, синий) для «бегущих огоньков»;
  • к заданию № 7 карточки с правильными ответами;
  • карточки с цифрами (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9) для сенсорно-поискового тренажа;
  • динамический стенд;
  • изображения птичек на магнитах (синички - 10, воробьи - 10) для динамического стенда;
  • конверты с треугольниками (красный, желтый, зеленый, синий);
  • учебники (стр.28).

Организация деятельности обучающихся

I. Самоопределение к учебной деятельности.

– Долгожданный дан звонок. Начинается урок.

– Какое сегодня число, месяц? (10 декабря)

  • Декабрь – это месяц какого времени года? (Зима)
  • Какие еще зимние месяцы вы знаете?
  • Рассмотрим стенд. Что увидели нового? (Снеговика)
  • Почему появился снеговик? (Наступила зима)
  • Почему снеговик нарядный? (Скоро новый год)
  • Что еще нового на стенде? (Кормушка)
  • Почему я повесила кормушку? (Подкормить птиц)
  • На каждый ваш правильный ответ будет прилетать птичка…

II. Актуализация знаний и затруднение в деятельности.

Сообщение темы урока.

  • Обведите в тетради 4 клетки (2 способа).
  • Какая получилась фигура? Докажите.
  • Полученную фигуру разделите на 4 равные части
  • Сформулируйте тему урока.
  • Рассмотрите 1 задание в учебнике.
  • Можем выполнить задание? Почему?
  • Какую цель поставим перед собой?

Физкультминутка «Бегающие огоньки»:

  • Выполним упражнения по СУС.
  • Задача: повернуться на звук, указать рукой на загоревшийся огонек и    запомнить цвет фигур в заданном порядке.
  • Записать полученную комбинацию из фигур по цвету в тетрадь.

  • Продолжить закономерность из фигур по цвету.

III. Постановка проблемы. Открытие нового.

  • Откройте конверты (в конверте 4 треугольника. 1 ученик работает на доске.
  • Перед вами на партах и на доске части какой фигуры? Ваши предположения… (Прямоугольник, квадрат)
  • Как это доказать? (Соединить части)
  • Как по-другому можно назвать квадрат (прямоугольник)? (Целое)
  • Как получить только красную (желтую, зеленую, синюю) часть?
  • Вывод. Как найти целое? Как найти часть?

IV. Проектирование и фиксация нового знания.

Первичное закрепление (проговаривание).

Учебник  №1 (левая страница).

  • Объясните задание.
  • Выполнить с комментированием.
  • 1 ученик работает на доске с частями фигуры.
  • Из чего можно вычитать? (Только из целого)
  • Вывод: Как найти целое? Как найти часть?

V. Самоконтроль с самопроверкой (внутренняя речь).

Самостоятельная работа с проверкой в классе.

- Учебник, задание №2.

- Объяснить задание.

- Самостоятельная работа.

- Проверка по карточкам с правильными ответами.

- Кто допустил ошибки и на каком этапе?

- Какой вывод? (Чтобы найти целое, надо части сложить)

Физкультминутка «Полет» (схема на потолке).

  • Выполним упражнения по СУС. Режим №2.  

Дети становятся в центре кабинета под схемой-тренажером и взором «оббегают» траектории в заданных направлениях. При этом они выполняют непроизвольно-сочетательные движения глазами, головой и туловищем. Примерно по 10 раз по каждой траектории («кресту», «овалам», «восьмерке»).

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

  • Что надо для того, чтобы хорошо считать? (Упражняться)
  • Счет до 20 и обратно («по цепочке»).
  • Взяли веер. Для чего? (Закрепляем знания нумерации)
  • Покажите число 5.
  • Покажите последующее. Как получить последующее число?
  • Покажите число, которое на 1 больше числа 6.
  • Покажите предыдущее число. (6)
  • Возьмите абак и покажите числа 6 и 9.
  • Ответьте: на сколько кружков число  6 меньше 9?
  • Сколько чисел в математике?
  • Сколько цифр?
  • Выполним сенсорно-поисковый тренаж: найдем цифры, которые спрятались в кабинете (1 ученик – 1 цифра).
  • Прикрепите карточки с цифрами к магнитной доске.
  • В чем они сходны по написанию цифры 6 и 9?
  • Рассмотрим «чистые прописи» (листы А-4 с изображением цифры 9) и  выполним упражнение (обводка указательным пальчиком).
  • Работа в тетради. Чистописание цифры 9.
  • Как можно получить число 9?
  • Записать в тетрадь с комментированием (читать по-разному: названия компонентов, взаимосвязь между целой фигурой и её частями):

8 + 1 = 9 (если из ….)        9 – 8 = 1

7 + 2 = 9                        9 – 7 = 2

6 + 3 = 9                        9 – 6 = 3

5 + 4 = 9                        9 – 5 = 4

  • Выполним тренаж с держалками. Для чего? (Запомнить названия компонентов: уменьшаемое, вычитаемое, разность)
  • Что закрепляли? (состав числа 9, взаимосвязь между компонентами)

Учебник, задание № 6 (правая страница).

  • Объяснить задание.
  • Выполнить с комментированием с места (1 ученик).
  • Вывод: Как найти целое? Как найти часть?

Учебник, задание № 7

  • Объяснить задание.
  • Самостоятельная работа.
  • Взаимопроверка в парах.
  • Вывод: Как найти целое? Как найти часть?

Учебник, задание № 5

  • Кто быстрее найдет ошибки?
  • Что закрепляли?

VII. Рефлексия учебной деятельности:

  • Чему учились на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Самооценка:

Красный кружок – есть вопросы, не принимал участие в работе.

Синий кружок  – есть вопросы, принимал участие.

Зеленый кружок  – все понятно, работал активно.

  • Прикрепить кружки к доске.
  • Перевернем карточки с цифрами на магнитной доске.
  • Прочитаем предложение (Молодцы!!!).
  • Какие птички к нам прилетели? (синички и воробьи)
  • Каких птичек прилетело больше? Доказать. (Посчитать или поставить в пары)
  • Какой корм любят синички (воробьи)?