Урок математики 1 класс "Увеличение и уменьшение числа на 1" Начальная школа 21 века
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Курицына Любовь Николаевна

Урок: ознакомление с новым материалом.

 

Тема урока: «Увеличение и уменьшение числа на 1».

 

Цель урока: научить увеличивать и уменьшать числа на 1.

Задачи урока:

  1. Ознакомить с приёмами сложения и

                  вычитания а +- 1.

  1. Научить различать понятия:

      «столько же», больше (меньше) на …,

       уточнить смысл выражений  больше

        (меньше) на 1.

  1. Формировать вычислительные навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Начальная школа XXI века

УРОК МАТЕМАТИКИ

1 КЛАСС

Тема:

Учитель начальных классов  

МБОУ Яковскоя СОШ

 Курицына Л.Н.

I кв. категории

Тип урока: комбинированный

Форма урока: ознакомление с новым материалом.

Тема урока: «Увеличение и уменьшение числа на 1».

Цель урока: научить увеличивать и уменьшать числа на 1.

Задачи урока:

  1. Ознакомить с приёмами сложения и

                  вычитания а +- 1.

  1. Научить различать понятия:

      «столько же», больше (меньше) на …,

       уточнить смысл выражений  больше

        (меньше) на 1.

  1. Формировать вычислительные навыки.
  2. Развивать: логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать.
  3. Воспитывать самостоятельность и интерес

          к математике.

Формирование универсальных учебных действий:

Познавательные: 

общеучебные -

увеличение (уменьшение) числа на 1 в пределах 9 с помощью знаков «+», «-»;

 составление числовых выражений;

 обоснование выбора арифметического действия;

моделирование ситуации увеличения (уменьшения) числа на 1;

 письмо цифр в прямом и обратном порядке в пределах 9;

логические - 

сравнение чисел, количества предметов с использованием выражений: «больше на 1», «меньше на 1»;

различение понятий «столько же…», «больше на…», «меньше на…».

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнера.

Личностные: имеют желание учиться.

Оборудование:

  1. Презентация (ПК, проектор, интерактивная доска .);
  2. Индивидуальная доска + мел;
  3. Набор геометрических фигур (       );
  4. Лица настроений
  5. Числовой ряд
  6. Учебник + тетрадь
  7. Аббак с передвижными лентами
  8. Набор с фишками.

План урока.

п/п

Этапы урока

Время

(в минутах)

Организационный этап

1

Устный счет

7

Этап усвоения новых знаний

5

Физкультминутка

2

Работа в тетради на печатной основе

5

Работа с таблицей

3

Этап закрепления новых знаний и способов действий

3

Физкультминутка (для глаз)

1

Работа по учебнику (с. 57).

5

Этап подведения итогов урока. Этап рефлексии.

3

На данном уроке уч-ся  научились:

  • различать понятия: «столько же…», «больше на 1», «меньше на1» ;
  • читать запись: «К шести прибавить один получится 7»;
  • читать запись: «Из шести вычесть один получится пять»;
  • прибавлять и вычитать число 1.

ХОД УРОКА.

        I Организационный этап

Позвонил и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Всё ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка!

Есть у нас девиз такой,

Все, что надо, под рукой.

II  Устный счет

-  Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие по стране «Математике» будем открывать и раскрывать тайны математики, итак, в путь!

- Желаю  провести сегодняшний урок интересно и с пользой. И отправимся в «Лесную школу». Учителем там работает Тетушка Сова.

- Она предлагает решить веселые задачи, а ответ должны записать на индивидуальных  досках.

Веселый счёт.

1. Четыре улитки

Гуляли по саду.

Вдыхали улитки

Ночную прохладу.

Гуляли улитки

Всю ночь до зари.

Одна потерялась-

Осталось их …(три)

2. На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал ещё один

И уселся рядом с ним.

Ну-ка быстро посчитай

Сколько тут щенят.(2)

3.  Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечки.

Тут одна к ним прибежала.

Сколько вместе кошек стало?(4)

4. В кормушке сидели

Лишь две только птицы,

Но к ним прилетели

Еще три синицы.

Так столько же птиц

Здесь, в кормушке, у нас?

Давай-те же быстро

Ответил сейчас.    (5)

5. Четыре зайца шли из школы.

И вдруг на них напали пчёлы.

Два зайчика спаслись едва.

А сколько не успело?...(два)

6. Пять синиц на ветку сели,

К ним два снегирёчка прилетели,

Сосчитайте быстро, детки.

Сколько птиц сидит на ветке?(7)

- Назовите самое большое число.   (7)

- Назовите самое маленькое число.    (2)

- Какие числа повторились несколько раз? (2)

Задача: Трех щенков назвали Бобик, Шарик и Тузик. У Бобика длинные уши. У Шарика длинный хвост. А Тузик сидит в середине.

 Игра  « Угадай число».

              Помогите Петушку. Какое зернышко он должен склевать.

  1. – Какое число идет за числом 3? (4)
  2. – Какое число идет за числом6?  (7)
  3. – Какое число стоит перед числом 5?  (4)
  4. – Какое число стоит перед числом 2?  (1)
  5. Назови «соседей» числа   5?  (4 и 6)
  6. Назови «соседей» числа   7?  (6 и 8)

- Молодец! Справилась со всеми заданиями.

- Тетушка Сова довольна результатом.

       III   Этап усвоения новых знаний

Постановка цели:

- Сегодня на уроке мы будем учиться складывать и отнимать число. А какое вы

      ответите сами, но чуть позже.

- Итак, отгадаем загадку. 

Загадка:

Течет, течет, не вытечет,

Бежит, бежит,  не выбежит.  

(река)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.  

 (рыба)

- Сколько рыбок плавало в реке?                 (5)

- Обозначим их жёлтыми фишками.               (Выкладывают фишки на парте)

- Что изменилось?                     (приплыла еще 1)

- Обозначим её красной фишкой.

- Итак, как обозначили их фишками.  (5 – жёлтых, 1 - красная)    

- Проверьте, верно, ли выложены фишки.   (Фишек столько  же сколько и рыбок)         

- Сколько рыбок стало в реке?       (6)

        Итак :    к 5 + 1 получим 6.

- Какое число получили, если к числу прибавили 1?

- На сколько больше получили ответ?      (на 1)

-  Какое число получаем, если к числу прибавляем 1?  (следующее)

     Вывод:    Если к числу прибавить 1, то получается следующее число.

- Посмотрите на числовой ряд. К 5 прибавили 1 получили следующее число 6.

5 и 1 это 6.

- На какое число увеличили числа?    (на 1)

- Так какое же число будем учиться прибавлять?      (1)

 

- А теперь отправимся на луг. Кого же можно встретить там?

- Отгадайте.

Слайд № 12

                Загадка:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(бабочка)

    - Сколько бабочек летает?    (5)

    - Выложите их фишками желтого цвета.

    - Проверь, верно, ли выложены фишки.     (Фишек столько  же сколько и

                 бабочек)

    - Что случилось?     (одна бабочка улетела)

   - Проверь, верно, ли фишками обозначено число бабочек?    

                     (Да, одну  фишку зачеркнули).

- Сколько бабочек осталось?    (4)

- Итак: От 5отнять 1 получится 4.

- На сколько стало меньше бабочек?       (на 1)

- Какое число получаем, если из числа отнимаем 1?

Вывод:  Получаем число, которое при счёте встречается сразу перед ним.

- Посмотрите на числовой ряд.

     От 5 отняли 1 получили 4.

Или  5 без 1 это 4

- Итак, на какое число уменьшали числа?    (на 1)

             Так какое же число мы будем учиться отнимать от чисел?  (1)

I V  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд № 14

  1.   – Сколько точек в этом круге,

     Столько раз поднимем руки.

Слайд № 15

  1. – Сколько ёлочек зелёных,

    Столько сделаем поклонов.

Слайд № 16

  1. – Сколько здесь кружков,

     Столько сделаем прыжков.

Слайд № 17

  1. – Дружно звёздочки считаем,

   Столько вместе приседаем.

V Работа в тетради    (тетр. №2   С.3)

Задание № 1

- Самостоятельно нарисуй внутри «кольца» необходимое число фишек:

  • Слева – больше на 1.
  • Справа – меньше на 1.

- Сколько фишек нарисовали:

  • в левом кольце?      (6)
  • в правом кольце?       (4)

- Посмотрите, на числовой ряд.

- Что это за числа 4 и 6 по отношению к числу 5?    («соседи»)  

-Тётушка Сова довольна тем, как выполнили задание.

   VI  Работа с таблицами.

- В это время к Тетушке Сове пришёл Ягнёнок . Он не знает какую фигуру нужно  

        вставить в пустую клеточку.

- Поможем Ягнёнку.  

Слайд № 18  

  1.  Таблица 1:

 

- Рассмотрите таблицу внимательно.

- Найдите незаполненную клетку таблицы.

-  Подумайте, какая фигура должна быть расположена в правом нижнем углу таблицы.

- Выберите нужную фигуру из набора фигур.

- Проверим.

Слайд № 19  

  1. Таблица 2:

- Рассмотрите эту таблицу.

- Здесь не заполнены 2 клеточки:

        - верхняя правая;

        - нижняя левая.

- Подумайте и выберите,  нужные фигуры  из набора фигур.

         (верхняя правая – зелёный кружок,  нижняя левая – жёлтый квадрат)

- Тётушка Сова очень рада, что вы многое знаете и смогли помочь ягнёнку.

     VII  Этап закрепления новых знаний и способов действий

 Слайд № 20  

- В лесной школе учится Зайчишка играть на барабане, но он не знает сколько раз ему нужно стукнуть в барабан.

- Поможем ему?

- Рассмотрите  записи.

- Прочитайте, запись.      ( К 3+1получится 4, 6+1=7, 9+1=10, 2+1=3)

- Как по-другому можно прочитать этот пример?   (показать любой пример:

          3 и 1 это 4)

        - По какому признаку эти примеры объединены в этот столбик?  

                           (примеры на сложение)

- МОЛОДЦЫ! 

Слайд № 21  

            - А теперь поможем Петушку. Он не знает сколько раз ему нужно прокукарекать, чтобы проснулось солнышко.

- Прочитайте, запись.   (Из 5 отнять 1 получится 4, 2-1=1, 9-1=8, 10-1=9)

    - Как по-другому можно прочитать этот пример?   (показать любой пример:

          5 без 1 это 4)

           - По какому признаку эти примеры объединены в этот столбик?  

                           (примеры на вычитание)

Молодцы! Помогли Зайчику и Петушку.

VIII   ФИЗКУЛЬТМИНУТКА   (для глаз)

  • Подул сильный ветер и начал срывать листья с дерева. Посмотрите как покидают  листья  ветку.

IX  Работа по учебнику (с. 57).

Задание №3

- Рассмотрите, рисунок, на котором Белка передвигает ленту с числами.

- Сейчас, какая получилась запись?    (6+1=7)

- Назовите результат.

- Определите, какой получится пример, если Белка передвинет ленту вверх, (вниз).        (4+1=5,   2+1=3)

- Назовите, результат.

- Что общего у примеров, которые  составляла Белка?

(Примеры на сложение, а результат получаем следующее число).

(Аналогично проводится работа по рисунку, на котором Ежик  передвигает ленту с числами).

(Аналогично   провести работу с передвижными лентами).

X  Этап подведения итогов урока. Этап рефлексии.

Продолжите предложение

Я сегодня узнал….

Я научился……

На уроке мне было ……

Теперь я смогу…..

- Оцени свою работу.    (кружки взять из набора «Геометр. фигуры»)

          Отлично,

                 всё получилось                            

- Какое настроение у вас? Выберите.

Весёлое                   Так себе:  ни грустно, ни весело                          Грустное

Слайд № 22

Прозвени-ка, дружок,

Голосистый звонок.

Перемену ждут ребята,

Поиграть, попрыгать надо.