Урок математики"Деление нуля на число"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_po_tem1.docx53.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики по теме "Деление 0 на число". 3-й класс

Учебник: «Математика» М.И.Моро

Цель урока: создать условия для формирования умения делить 0 на число.

Задачи урока:

  • раскрыть смысл деления 0 на число через связь умножения и деления;
  • развивать самостоятельность, внимание, мышление;

формировать навыки решения примеров на табличное умножение и деление.

 Планируемые результаты: учащиеся научаться делить нуль на число; пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; оценивать правильность выполнения действий; устанавливать причинно- следственные связи.  

Учебные универсальные действия:

Р.Осуществлять контроль и результата деятельности.

П.Уметь применять правила и пользоваться инструкцией.

К.Задавать вопросы и формулировать свои затруднения.

Личностные результаты:

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Оборудование:, электронное приложение к учебнику математики 3 класса Моро М.И.

Ход урока

Цель этапа

Содержание этапа

Деятельность ученика

1. Орг. момент

Подготовка уч-ся к работе, позитивный настрой на учебную деятельность.

Стимулирование на учебную деятельность.
Проверьте свою готовность к уроку, сядьте ровно, облокотитесь на спинку стула.
Потрите свои ушки, чтобы кровь активнее поступала в мозг. Сегодня у вас будет много интересной работы, с которой, я уверена, вы справитесь на отлично.

   Слайд 1;2;3.

Весёлый прозвенел урок,

Мы начинаем наш урок.

Все ли правильно сидят,

Все внимательно глядят!

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять!

-  Откройте свои тетради ,запишите сегодняшнее число(слайд 4).Что вы можете сказать о числе 10!(Оно двузначное ; оно чётное; состоит из разряда десятков и разряда единиц).

  - Сколько десятков и сколько единиц в нём!(1 десяток и 0 единиц).

Организация рабочего места, проверка посадки.

2. Мотивация.

Стимулирование познавательной
активности,
активизация мыслительного процесса

Актуализация знаний, достаточных для приобретения нового знания.
Устный счёт (игровые технологии).
Проверка знания табличного умножения:

Решение заданий, основанных на знании табличного умножения.

А) найди лишнее число(слайд 5):
2  4  6  
7  10  12  14
6  18  24 
29  36  42
Объясните, почему оно лишнее и каким числом его надо заменить.

Нахождение лишнего числа.

Б) вставьте пропущенные числа:
… 16  24  32  …  48 …

Добавление недостающего числа.

Создание проблемной ситуации
Задания в парах:
В) расставьте примеры в 2 группы:
http://festival.1september.ru/articles/613685/1.gif
Почему так распределили?(с ответом 4 и 5).

Классификация примеров по группам.

Что вы заметили? Есть ли здесь лишний пример?
Все ли примеры вы смогли решить?
У кого возникли затруднения?
Чем этот пример отличается от остальных?
Если кто-то решил, то молодец. Но почему не все смогли справиться с этим примером?

Нахождение затруднения.
Выявление недостающего знания, причины затруднения.

Постановка учебной задачи.
Здесь есть пример с 0. А от 0 можно ожидать разные фокусы. Это необычное число.
Вспомните, что вы знаете про 0? 
(а·0=0, 0·а=0, 0+а=а)·
Приведите примеры.
Посмотрите, какой он коварный: когда его прибавляют, он не изменяет число, а когда умножают, превращают его в 0.
Подходят ли эти правила к нашему примеру?
Как же он поведёт себя при делении?

Наблюдение над известными приёмами действий с 0 и соотношение с исходным примером.

           (  слайд 6)

Итак, какова наша цель? Решить этот пример верно.

цель

Таблица на доске.
Что для этого надо?  Узнать правило деления 0 на число.

задача

Формулирование темы и целей урока.

3. Открытие нового знания.

Организация исследовательской деятельности и выведение нового правила.

Установление связи с ранее изученным.
Какие же у вас есть предположения?
0:5=0
0:5=5

предположение

Выдвижение гипотезы,

Как же найти верное решение?
С каким действием связано умножение? 
(с делением)
Приведите пример
2 · 3 = 6
6 : 2 = 3

Можем ли мы теперь 0:5?
Это значит, надо найти число, при умножении которого на 5 получится 0.
х·5=0
Это число 0. Значит, 0:5=0.

Приведите свои примеры.

  1. На экране: 0:6   (слайд 7)

- Подберите такое число, при умножении которого на 6 получился бы 0? (Это 0).

Значит, 0:6=0

   Аналогично рассматривается случай деления 0:9.

Вывод: При делении нуля на любое другое число, получается нуль.

ПОМНИ, делить на нуль нельзя!

- Почему нельзя делить на нуль? Обоснуйте свой ответ.

(При делении на 0, например, числа 6 или другого числа, кроме нуля нельзя найти такое число, умножив которое на нуль, получилось бы 6 или другое число).

поиск решения на основе ранее изученного.

Формулировка правила.

                  (слайд 7).

2)Послушайте сказку о нуле (слайды 8-15).

Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифрия. Жили в ней очень честные числа. Только Нуль отличался ленью и нечестностью.

Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифрии. Служить королеве захотели все. Между Цифрией и королевством Арифметики пролегла пустыня, которую пересекли четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили обьедениться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню. 

Рано утром, как только солнце коснулось земли своими лучами, двинулись числа в путь. Долго шли они под палящим солнцем и, наконец, добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Всё исполнили приказание реки, исполнил желание и лентяй Нуль. Но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.                        

Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего, у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды. И снова число. Стоящее в паре с Нулём оказалось в проигрыше и было расстроено.

Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нулём, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.

А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нулём. С тех пор ни одно число не делится на нуль.

Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать нуль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз. И стали числа жить-поживать, да добра наживать.

- Сегодня мы с вами открыли ещё один фокус «нуля». Что это за «фокус»? О нём надо помнить, чтобы не допускать ошибок в вычислениях.

Чтение  вывода в учебнике  ( с.85, № 2).

4. Первичное закрепление

Тренировка в выполнении правила действия.

15·0=

0:6=

0:20=

8:0=

Давайте решим вот эти примеры. Почему в последнем примере нельзя подобрать число.

Вывод: На 0 ДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ.

Решение типовых заданий с комментированием.
Работа по схеме (0:а=0)

              5. Физминутка (здоровьесберегающие технологии).

Профилактика нарушения осанки, снятие усталости с глаз, общего утомления.

 «Любопытная Варвара» (слайд 16-17)

Текст

Описание движений

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

Смотрит вверх,

Смотрит вниз,

Чуть присела на карниз,

А с него свалилась вниз!

Поднимаем и опускаем плечи.

Дети поворачивают корпус влево.

Поворачивают корпус вправо.

Поднимают голову вверх.

Опускают голову.

Выполняют лёгкие полуприседания.

Резко приседают.

 

6. Автоматизация знаний.

Выявление границ применимости нового знания.

В каких ещё заданиях может понадобиться знание этого правила? (в решении примеров, уравнений)

(30- 3·10):5=

(26-17):0=

13 · х = 0

0 · х = 9

Использование полученных знаний в разных заданиях.
Работа в группах.

Что неизвестно в этих уравнениях?
Вспомните, как узнать неизвестный множитель.
Решите уравнения.
Какое решение в 1 уравнении? 
(0)
Во 2? 
(нет решения, на 0 делить нельзя)

Обращение к ранее изученным умениям.

** Составьте уравнение с решением х=0 (х·5=0)

Для сильных уч-ся творческое задание

7. Самостоятельная работа(индивидуальная работа).

Развитие самостоятельности, познавательных способностей

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
№6(1).

Активные умственные действия учащихся, связанные с поисками решения, опираясь на свои знания. Самоконтроль и взаимоконтроль.
Сильные ученики проверяют и помогают более слабым.

8. Работа над ранее пройденным материалом. Отработка умения решения задач.

Формирование навыка решения задач.

Как вы думаете, часто ли в задачах используется число 0?
(Нет, не часто, т.к. 0 – это ничего, а в задачах должно какое-то количество чего-либо.)
Тогда будем решать задачи, где есть другие числа.

                 ( слайд 18).
Прочитайте
задачу(№ 5,с.85). Что поможет решить задачу?(таблица)
Какие столбики в таблице надо записать?

Масса 1 ящ.

кол-во

масса общ.

Сл. 8 кг

1) :

48кг

Гр. 9 кг 

 

?кг 2)·

Заполните таблицу. Составьте план решения: что надо узнать в 1, во 2 действии?

Работа над задачей с использованием таблицы.
Планирование решения задачи.
Самостоятельная запись решения.
Самоконтроль по образцу.

9.  Итоги урока. Рефлексия (слайды  18-19).

Организация самооценки деятельности. Повышение мотивации ребёнка.

Над какой темой сегодня работали? О чём вы не знали в начале урока?
Какую цель ставили перед собой?
Достигли вы её? С каким правилом познакомились?
- Ребята! Вам понравился урок?

- Посмотрите на "пушистиков". У них разные настроения. Раскрасьте "пушистика", у которого  такое же  настроение, как у вас. Покажите своих «пушистиков».( я доволен собой, у меня всё получилось ;  всё хорошо, но я мог работать лучше; урок обычный, ничего интересного; ничего не получилось)  Молодцы! Спасибо за урок! До новых встреч!

Осознавание своей деятельности, самоанализ своей работы. Фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели.

10. Домашнее задание(с.85,№ 4,№ 6(2))(слайд 20).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Деление нуля на число"

В этом материале технологическая карта урока, презентация, замысел, самоанализ....

Конспект урока по математике Деление нуля на число

УМК «Школа России»Тема. Деление нуля на число.Цель. Познакомить с приемом деления нуля на число.Тип урока. Изучение нового материала....

Технологическая карта урока по математике "Деление нуля на число" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся с приемом деления нуля на число.Задачи урока:Дидактические:1 познакомить обучающихся с приемом деления нуля на число;2 обобщить и систематизировать знания о таблице ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ, «Деление нуля на число», УМК "Школа России", 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся умения делить нуль на различные числа и использовать это умение при решении примеров.Задачи урока:Дидактические:1...

Конспект урока по математике "Деление нуля на число" 3 класс

В конспекте подробно расписан урок математики на тему "Деление нуля на число"...

Конспект урока по математике "Деление нуля на число" 3 класс

Конспект урока по математике "Деление нуля на число" 3 класс. В конспекте полностью разработан ход урока, с паспортом урока.Программа УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока математики "Деление величины на число. Деление величины на величину" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: закрепление знаний обучающихся о делении величины на число и величину.  Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить умение делить величины на число и величину.2. Актуализировать знания у ...