урок математики "Сложение с переходом через десяток. Состав числа 12"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Урок для 1 класса по программе Л.В.Занкова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе по системе развивающего обучения  Л.В.Занкова

Учебник: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С.

Математика 1 класс

Тема урока: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток разными способами. Состав числа 12. Образование столбика таблицы сложения со значениями сумм, равными числу 12

Дидактическая цель: создать условия для формирования умения складывать однозначные числа с переходом через десяток разными способами; записать таблицу состава числа 12

Задачи:

  1. Образовательные:
  • учить складывать однозначные числа с переходом через десяток разными способами;
  • формировать навык практической деятельности при сложении однозначных чисел с переходом через десяток;
  • повторить состав числа 10.
  1. Развивающие:
  • развивать умение анализировать, сравнивать и делать осознанный выбор;
  • развивать вычислительные навыки, наблюдательность, внимание, грамотную математическую речь;
  • развивать познавательную активность, потребность в знаниях, формировать мотивацию к дальнейшему изучению математики.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать;
  • воспитывать целеустремлённость.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: репродуктивный метод,  частично-поисковый метод.

Формы организации познавательной деятельности: совместная учебная деятельность.

Способы деятельности учащихся: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

Средства обучения: проблемный диалог, презентация, наглядность для решения обучающих задач, практическая деятельность.

Ход урока:

 1. Организационный момент.
Форма: классно-коллективная.
Цель: обеспечение мотивации учебной деятельности, обеспечение положительного эмоционального настроя. Выявить познавательные потребности учащихся.
Вид деятельности: конструктивная деятельность учащихся. Эмоциональный настрой на урок.

- Улыбнуться друг другу, учителю, гостям.
- Что ждете от сегодняшнего урока?
- Чему хотите научиться?

- Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку: учебник, тетрадь, светофор, «веер» с цифрами, палочки, резинки, линейки, справочник.

- Если все готовы, то давайте начнём урок!

2.Актуализация знаний учащихся. 

Форма: классно-коллективная.
Вид деятельности: конструктивная деятельность (устные вычисления, устный счет).
Цель: развитие навыков устного счета, внимания, логического мышления.
Метод обучения: проблемное изложение.
УУД:
личностные: формировать интерес к учебному предмету; уважение к мыслям других людей; первичное умение оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев;
регулятивные: учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль своей познавательной деятельности; учить выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
-
 познавательные: учить понимать информацию в знаково-символической форме, выделять признаки математических объектов и классифицировать их;
коммуникативные: учить воспринимать точку зрения других людей; контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы.

- Прежде , чем мы назовем тему нашего урока, давайте выполним задание

первого слайда презентации .

Слайд №1

Математичесий диктант  

 Сумма чисел 10 и 2.

4 увеличить на 3.

Разность чисел 9 и 4.

Уменьшить 10 на 1.

На сколько 5 больше 2?

 - Внимательно прочитайте задания, запишите числа в тетрадь.

Между числами пропускайте 1 клеточку.

Проверка.

-Проверим, какие числа вы записали.

 12, 7, 5, 9, 3

- Какое число лишнее? Почему?

- Что вы о нём можете сказать? (оно двузначное, в нём 1 десяток, 2 единицы)

3. Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности.

- Что вы можете сказать об остальных числах этого ряда?

 (Они однозначные). Кто-то может сказать, что если сложить 7и 5, то будет 12, 8 и 4, будет 2. Если дети это заметят, тогда учитель спрашивает: «Как вы думаете, чем мы займемся на уроке? Какова тема нашего урока?» Если дети не заметят этого, то учитель помогает им наводящими вопросами:

- Из каких однозначных чисел можно получить число 12?

- Как вы думаете, чем мы займёмся на уроке?

Если дети точно не смогут сформулировать цель, то учитель говорит:

- Давайте, во время урока, вы будете думать, а в конце скажете, что же было самым главным на этом уроке.

4. Первичное усвоение новых знаний. 

Форма: классно-коллективная.
Вид деятельности: репродуктивная, конструктивная.
Цель: познакомить детей с различными способами сложения однозначных чисел и приведение к самому удобному способу: переходу через 10.   .
Метод обучения и прием: объяснительно-иллюстративный; проблемный вопрос мотивирующего характера.
УУД:
личностные: формировать представление о знании и незнании, первоначальную ориентацию на оценку результатов собственной работы;
регулятивные: учить проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности, осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; совместно с учителем оценивать результат своей деятельности; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
познавательные: создавать условия для проявления аналитических способностей ребенка в восприятии и словесной интерпретации каждого способа сложениячисел;   выявлять существенные признаки математических объектов для формулирования обобщенных выводов; развивать действие кодирования информации (перевод словесного изложения действия в знаково- цифровой).

 учить строить математические рассуждения, формулировать выводы;
-
 коммуникативные: контролировать свои действия, свою речь на уроке; уметь выразить свою точку зрения.

1) – Как ты посчитал, что 7 и 5,  будет 12? Или 9 и 3, будет 12?

(Ученик сообщает свой способ вычислений)

- А вы, ребята, хотите научиться  находить значения этих сумм разными способами?

- Подумайте, как ещё можно посчитать?

(Дети сообщают свои способы. Рассмотреть способы учеников подробно. Если они не предлагают своих способов, то учитель предлагает выполнить задание  2-го слайда ).

Слайд №2

 

2) -Объясните, как на каждом рисунке нашли значение суммы 9 + 3

(Дети объясняют, что на первом рисунке выполняли «пересчитывание», на втором – «присчитывание» с помощью натурального ряда чисел, а на третьем – использовали понятие «десяток»)

-Ребята, рассмотрите новую запись:

9 + 3 = 9 + (1 + 2) = (9 + 1) + 2= 10 + 2 = 12.

-Как вы думаете, к какому способу она подходит?

Почему?  Обоснуйте свой ответ.

(Дети берут палочки, резинки. Они выполняют объяснения, работая с палочками, связывая их в пучок).

-С каким новым способом вы познакомились? В чем его смысл? Какие складывали числа?( однозначные )

-А получили? ( двузначные,  т.е. перешли через десяток или через разряд )

5. Первичная проверка понимания. 

Цель: использовать полученные знания в новой ситуации; побуждать учащихся осмысленно использовать полученные знания для решения задач, предъявляемых учителем.
Метод: репродуктивный, частично-поисковый, проблемные вопросы мотивирующего характера.
Вид деятельности: репродуктивная, конструктивная.
Форма: индивидуальная; классно-коллективная; самостоятельная
УУД:
личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей;
регулятивные: учить принимать и понимать учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый контроль своих действий;
познавательные: учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям;
коммуникативные: адекватно использовать средства устного общения.

1) Составление таблицы состава числа 12

- Запишем в тетрадь только сумму и её значение:

9 + 3 = 12

- Какая сумма будет следующей в таблице состава числа 12?

8 + 4

- Давайте найдем её значение, используя любой из представленных способов, какой вам будет удобно. (выслушивается мнение 2-3 учеников)

Слайд №3

- Давайте теперь используем третий способ.    Запишите сумму и значение суммы в тетрадь.

- Какая сумма будет следующей?

7 + 5

- Найдите её значение любым удобным для вас способом. Кто может найти сам? Кому нужна помощь? Проверим правильность выполнения задания третьим способом.

-Заменим суммой удобных слагаемых…

- Получилось выражение…

- Удобнее…

(Можно использовать алгоритм работы одного из учеников). Запишите cумму и её значение   в тетрадь.

- Следующая сумма в таблице?

6 + 6

(Дети повторяют алгоритм сами.  Учитель помогает выполнить тем ученикам, которые сами не справляются).

- Какая следующая сумма?

5 + 7

(Кто-то из учеников скажет, что её писать не надо, потому что выполняется переместительный закон сложения). То же самое дети скажут и об остальных примерах таблицы.

- Итак, ребята, получившийся столбик нужно поместить в справочник и постепенно выучить наизусть. Какой способ нахождения значений сумм вам понравился больше всего?

        6. Динамическая пауза.

- А теперь – гимнастика для глаз.

Слайд № 4

        7. Первичное закрепление. 

 Работа с использованием изученного материала.
Работа с учебником: коллективная форма работы.
Работа по решению задач: самостоятельная форма работы (индивидуальная).
Цель: развивать умение работать с учебником, навыки самостоятельной работы.
Вид деятельности: конструктивная.
УУД:
личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей;
регулятивные: учить принимать и понимать учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый контроль своих действий;
познавательные: учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям;
коммуникативные: адекватно использовать средства устного общения

Слайд №5

1) Задание в учебнике с.98 №255

 Прочитайте задание.

-Читаем задание а).

-Что перед нами?( задача)

-Как узнали?( есть условие и вопрос)

-Прочитайте условие.

-Что известно? (5 и 7 птенцов вылупились)

-А теперь вопрос.(сколько яиц было?)

-Можем сразу решить задачу?

-Запишем сумму и найдем ее значение.

(Дети – самостоятельно. Проверка)

Такая же работа с другой задачей.

- Отлично, чем вы пользовались для нахождения   значения суммы?

(таблицей сложения на 12)

- Вот видите, как важно знать таблицу, ведь мы будем постоянно использовать её для вычислений.

        8. Динамическая пауза.

        9. Закрепление ранее изученного материала.

Cлайд № 6

Работа в парах.

Формирование способности к аналитической деятельности и выражению ее результатов в устной речи.

1) – Сейчас вы будете работать парами.

- Выполните задание  с.99 № 256, посоветовавшись друг с другом.

- Что нужно сделать?

 -Монетами какого достоинства мы воспользуемся для покупки газеты?

2) Проверка выполнения.

-   Давайте все варианты запишем в тетради.

-А как ещё можно набрать 11 рублей?( 11= 5+5+2+2+2)

Слайд №7

 Работа в группах( по командам)

- Выполните сложение, дополнив первое слагаемое до 10-ти.

-Рассуждайте по плану:

-Заменим суммой удобных слагаемых…

- Получилось выражение…

- Удобнее…

Задание для каждой группы записано на карточке

-1 группа 6+5=6+(4+1)=

-2 группа 8+3=8+(2+1)=

-3 группа 9+4=9+(1+3)=

-4 группа 7+7=7+(3+4)=

Проверка

- Что помогло решить выражения? (Знание таблицы сложения со значением 10)

        11. Итог урока. 

Форма: классно-коллективная. Беседа по вопросам. Рефлексия.
Цель: обеспечить формирование адекватной самооценки.

1) – Теперь 

 вы уже точно сможете назвать тему нашего урока.  

(Состав числа 12)

Слайд №8

- А как мы составляли таблицу?

(Мы находили значения сумм разными способами)

- Что больше всего понравилось на уроке?

- Над чем ещё нужно поработать?

-Как вы оцениваете свою работу на этом уроке?

 

-  Что мы будем делать на следующем уроке?

(Составлять таблицу сложения на 13)

- Как вы думаете, можем ли мы воспользоваться изученными сегодня способами нахождения сумм?

Cлайд № 9

- Молодцы вы все хорошо поработали и,  я думаю, что вы поняли, как вам необходимо знать таблицу сложения числа 12. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Переходим через десяток"2 класс

Конспект урока по математике "Переходим через десяток" М.И. Башмаков  Математика  2 класс...

Конспект урока по математике (1 класс, УМК Перспектива). Тема урока: вычитания с переходом через десяток

Тема урока: вычитания с переходом через десятокДидактическая цель: создать условия для формирования умения вычитать из двузначного числа однозначного с переходом через десятокЗадачи:1. Образовате...

Индивидуальный проект мультимедийного урока « Переходим через разряд. Складываем двузначные числа с переходом через десяток»; УМК « Планета знаний» 2 класс

Тема урока: « Переходим через разряд. Складываем двузначные числа с переходом     через десяток»  Цель: исследовать особенности сложения двузначных чисел в сто...

Конспект урока математики 2 класс Тема урока: Состав двузначных чисел 11, 12 из двух однозначных чисел с переходом через десяток.

Цель урока: Создание условий для  закрепления знаний обучающихся  по данной  теме.Задачи урока:Образовательные:-развивать навыки устного счёта;-закрепить знания нумерации в пределах...

урок математики по теме "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Прибавление числа 4".

Цель: формирование навыка сложения в пределах 20 с переходом через десяток.Задачи: учить прибавлять к однозначному числу число 54, закреплять знание состава чисел 4, 10, корригировать и развивать мышл...

Технологическая карта урока Сложение с переходом через десяток 2 класс

Технологическая карта урока  Сложение с переходом через десяток 2 класс...

Технологическая карта и презентация к уроку Сложение с переходом через десяток.

Технологическая карта и презентация к уроку Сложение с перехолдом через десяток. 1 класс. Школа Росии...