Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Теория и практика решения логических задач по математике» 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Сапогина Светлана Юрьевна

      Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением

отдельных предметов»

( МАОУ «Средняя школа №8»)

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ «Средняя школа №8»

________________

«_____» _____________ 2016 – 2017г.

Рабочая программа

по предоставлению платных образовательных услуг

(начальное общее образование)

 «Теория и практика решения логических

задач по математике»

4 класс

Преподаватель:

учитель начальных классов

Сапогина Светлана Юрьевна

Пояснительная записка.

              Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. 

                Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций к общему интеллектуальному развитию.

              Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Учить детей сравнивать и сопоставлять предметы и геометрические фигуры, искать аналогии необходимо не только во время урока, но, в большей мере, во внеурочное время. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения, ведь при переходе из начальной школы в среднюю, к учащимся предъявляются более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, а также к степени сформированности у них учебных знаний, действий, уровню произвольности, способности к саморегуляции. В этом и заключается актуальность данной дополнительной программы. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Особенно остро этот вопрос стоит на начальном этапе обучения, когда маленький школьник только начинает познавать окружающий мир и себя в этом мире.

             Программа предназначена для учащихся начальной школы. 

            Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию. Содержание занятий учитывает возрастные группы (3 – 4 класс) при представлении темы занятия, подбора  логических задач. Задания подбираются таким образом, чтобы ребятам было под силу их выполнить (учитывается уровень подготовки учащегося, а так же возрастная группа). Задания подбираются индивидуально к каждой возрастной группе по темам представленным в данной программе.

Цель, задачи и принципы программы:

          Цель: развивать математический образ мышления, развивать логическое, творческое  мышления младших школьников посредством формирования способности к аналитическим действиям с математическими величинами и геометрическими фигурами; развивать умения решать логические, нестандартные математические задачи.

        Задачи: 

  • Совершенствовать навыки математического анализа через развитие мыслительных операций анализа и синтеза;
  • Развивать  математическую речь, находчивость и сообразительность.
  •  уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

 Актуальность

             Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

 Научность

            Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность

             Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность

             Содержание занятий  направлено на освоение математической науки, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации

             Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математик.

Реалистичность

             С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 64 занятий.

Курс ориентационный

              Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

                             Предполагаемые результаты:

             Занятия должны помочь учащимся:

  • овладеть способами исследовательской деятельности;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах. 
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • развитие творческого и логического мышления учащихся;

Реализация целей занятий достигается следующей работой:

  • Систематизацией изученного материала, его углублением, выходящим за рамки материала учебника;
  • Работой по развитию у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности; особое внимание в содержании курса уделяется методике решения нестандартных логических задач;
  • Расширением кругозора детей, углубленным изучением отдельных тем, творческих заданий.

        

Занятия строятся на основе занимательности. Практический материал для наблюдения над

величиной содержит проблемную задачу. Обилие трудных заданий, не используемых на обычных уроках, привлекают учащихся новизной, необычностью, нестандартностью, что способствует созданию положительной эмоциональной обстановки.

        Организация платных занятий позволяет выявлять индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться интеллектуального удовлетворения каждого ребенка.

             Форма работы: 

- фронтальная (работа со всей группой);

- индивидуальная (с конкретным учеником);

- групповая (разбиение на микрогруппы).

              Специально выделенные занятия 2 раза в неделю, 8 часов в месяц, 8 месяцев, 64 часа в год  в рамках предоставляемых платных образовательных услуг.

            Тематическое планирование представлено на 4 классы.

        Логика построения занятий:

  • Активизация мыслительной деятельности учащихся;
  • Возникновение и формирование проблемы;
  • Решение проблемно – поисковых задач;
  • Работа со справочной литературой.

Ожидаемый результат: 

  • выявление молодых талантов с математическим, логическим мышлением;
  • уметь использовать на практике полученные знания;
  • успешное освоение программы;
  • желание (мотивация) заниматься математической деятельностью;
  • качественное участие учеников группы в школьных олимпиадах.

    Виды деятельности:

- решение нестандартных задач,

- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,

- выражения на сложение,  вычитание, умножение, деление в различных системах счисления повышенной сложности;

- решение комбинаторных задач,

- решение задач на части повышенной трудности,

- решение геометрических задач.

              Учащиеся должны знать и уметь: 

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения в решении логических задач;
  • уметь применять различные способы решения нестандартных задач;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;

Способы определения результативности программы.

                        Итоговые занятия по каждому блоку программы с целью закрепления полученных знаний и умений.

  • Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

             Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех учащихся. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует учащихся не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники данной программы будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по  математике.

  • Мониторинг результативности работы с учащимися по программе:

 «Теория и практика решения логических задач по математике»

  •  педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала;
  • методика диагностирования логического мышления;
  • отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения;
  • отслеживание уровня развития творческого мышления;
  • отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся.

Учебно – методическое и материально - техническое обеспечение программы:

- специальная справочная литература;

- методическая литература;

- дидактический и раздаточный  материал;

- мультимедийное оборудование.

Тематическое планирование занятий в 4 классе

(2 часа в неделю, 8 часов в месяц, за 8 месяцев – 64 часа)

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Корректировка

I Раздел: Логика.

10

1.

Логическая последовательность.

1

2.

Логические головоломки.

1

3.

Определение закономерности.

1

4.

Комбинаторика.

3

5.

Палочки Непера.

1

6.

Решение нестандартных задач с помощью кругов Эйлера.

Итоговое занятие (тестирование).

3

II Раздел: Нумерация.

10

7.

Множества. Взаимодействия множеств (пересечение, объединение)

3

8.

Число как результат измерения величины.

1

9.

Числа – великаны.

2

10.

Числовая прямая. Натуральный ряд чисел.

2

11.

Особенности таблицы сложения и умножения.

1

12.

Итоговое занятие (тестирование).

1

III Раздел: Геометрия.

20

13.

Как возникла геометрия?

1

14.

Геометрическая терминология.

1

15.

Плоское и объемное.

1

16.

Шар. Фигуры без углов.

1

17.

В мире геометрических фигур.

4

18.

Различные измерение плоских и  объемных  фигур.

4

19.

Сравнение фигур.

1

20.

Преобразование фигур: симметрия, перенос, поворот, подобие.

4

21.

Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве и на площади.

Итоговое занятие (тестирование).

3

IV Раздел: Решение топологических задач и задач на развитие пространственных представлений. Графическое моделирование.

10

22

Рисунок – изображение реальных предметов.

3

23

Схема – графическая модель.

4

24

Составление таблиц.

3

V Раздел: Решение текстовых задач.

14

25.

Анализ текстовой нестандартной задачи: ключевые слова, данные, цель, виды.

2

26.

Анализ текстовой нестандартной задачи: от условия к цели; от цели к условию.

2

27.

Составление плана решения нестандартных задач.

1

28.

Задачи на переливание.

2

29.

Задачи с недостающими данными.

2

30.

Усложнение условия задачи.

2

31.

Упрощение условия задачи.

2

32.

Итоговое занятие.- (тестирование).

1

Итого:

64

Литература :

  1. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране математики». М., « Педагогика-Пресс», 1994
  2. Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004
  3. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
  4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
  5. Шадрина И.В. Обучение геометрии и алгебры  в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002
  6. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  7. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
  8. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
  9.  Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  10. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
  11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
  12. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004 Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
  13.  Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
  14. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004 Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
  15. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Теория и практика решения логических задач по математике» 3 класс

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности....

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Работа с трудными словами» 3 класс

Программа предназначена для учащихся начальной школы (3 класс)            Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви...

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Работа с трудными словами» 2 класс

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности являе...

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Работа с трудными словами» 4 класс

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем....

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг по программе (подготовка детей к школе) (занятия с психологом)

Данная программа работы психолога с детьми дошкольного возраста реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошколь...

Рабочая программа по предоставлению дополнительных образовательных услуг по математике "Теория и практика решения логических задач", 3-4 классы

Рабочая программа по предоставлению дополнительных образовательных услуг по математике, 3-4 классы...