План-конспект урока по математике (1 класс) по теме:
Прямая. Кривая. Отрезок

Акимова Любовь Николаевна

Конспект урока по математике в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
pryamaya._krivaya._otrezok.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Прямая. Кривая. Отрезок».

Цели: уточнить и обобщить геометрические представления детей, полученные ими в дошкольном возрасте; расширить геометрические представления школьников; сформировать представления о понятиях «прямая», «кривая», «отрезок», «луч»; развивать пространственное воображение; внимание учащихся, наблюдательность, сообразительность, стремление к точности и аккуратности.

Ход урока

I Организационный момент

II Сообщение темы и цели урока

- Сегодня ребята, у нас необычный урок: урок-путешествие в математическую страну, название которой вы прочитаете на воротах этого города. Верно, это Геометрия, часть великой науки Математики. Посмотрите-ка, а кто живет в этой стране! Вы узнали их? Верно, это наши знакомые: круг, треугольник, квадрат. На этом уроке мы познакомимся и подружимся с другими жителями этой страны.

III Игра «Купи билет»

1) – Ребята, кто знает, как по-другому называют путешественников? (туристы).

- Все туристы, отправляясь в путешествие, изучают карту и берут с собой маршрутные листы. Ваши маршрутные листы прикреплены к вашим тетрадям.

- Итак, туристы, в дорогу! В страну Геометрию нас повезет поезд, но сначала нужно купить билет. Поиграем в игру «Купи билет». Купив билет, вы узнаете номер своего вагона, а чтобы Катя продала вам билет, вы должны решить примеры на вагончиках.

- Как называют человека, который продает билеты на поезд в билетной кассе? (кассир).

Катя-кассир

- Катя, какова цена билета на этот поезд? (Объявление в кассе: Цена билета 5 копеек).

- Детей вызывать по одному (повторение состава числа 5).

Из монет, достоинством в 1к., 2к., 3к., 5к. дети на наборном полотне выставляют монеты так, что сумма чисел =5.

- Дети, посмотрите, номера вагонов зашифрованы. Решите пример и вы узнаете номер своего вагона.

2) Работа с рядом чисел 1-5.

- Встаньте по порядку, назвав номер своего вагона.

- Куда едет поезд? (вправо).

- Первый вагон где должен стоять?

а) назвать наибольшее среди названных чисел

- назвать наименьшее среди названных чисел.

б) назвать соседей чисел 2, 3, 4.

г) - какое число больше 2 или 3? Почему?

3 или 4? Почему?

- какое число меньше 1 или 2? Почему?

5 или 4? Почему?

3) Посадка на поезд

- Теперь все в порядке, можно отправляться в путь. Чтобы поезд быстрее достиг города, давайте подтолкнем его, разгоним, придадим ему ускорение, быстро сосчитав до 10 и обратно.

а) счет от 1 до 10 (прямой)

б) счет от 10 до 1 (обратный)

IV Практическая работа

- Едем в поезде и из 1 вагона видим такой рисунок за окном:

         •                        

                                                   •

     •

- Рассмотрите рис. Что здесь изображено? (точки и линии).

- Положить перед собой столько кругов, сколько нашли точек (6).

- Положить перед собой столько треугольников, сколько на рисунке линий (5).

- Сколько получилось кругов? Почему?

- Сколько получилось треугольников? Почему?

- Каких фигур получилось больше? Почему? На сколько больше?

- Что нужно сделать, что геометрических фигур было поровну?

V Работа на маршрутных листах

- Посмотри на задание №1         А

        • О

- Точка А лежит на линии. Что вы можете сказать о точке О?

- Отметьте еще 3 точки, которые лежат на этой линии и 5 точек, которые на ней не лежат.

- Подумайте, сколько еще точек можно отметить на линии? (много).

VI Сказка о рождении линии

- В стране Геометрии жила-была маленькая точка. Это была очень красивая красная точка (на доске красным мелом, на листах красным карандашом ставят точку). Однажды точка подумала: «Как мне хочется иметь много друзей! Отправлюсь-ка я путешествовать и поищу себе подружек».

Только вышла красная точка за калитку, а навстречу ей тоже точка идет, только зеленая. Подходит зеленая точка и спрашивает красную, куда та идет.

- Иду искать себе друзей. Вставай со мной рядом и идем вместе путешествовать.

(рядом поставить вторую точку).

Через некоторое время они встречают синюю точку.

Идут по дороге друзья-точки, и с каждым днем их становится все больше и больше. И, наконец, их стало так много, что они выстроились в один ряд, плечом к плечу, и получилась линия (учитель от руки, проводит линию). Так родилась линия. Линия состоит из точек, поэтому в любом месте можно отметить точку.

- Показать чертеж.

- Рассмотрите линии на чертеже. В математике их называют прямые. Их чертят с помощью линейки.

- Посмотрите на прямую линию, которую я начертила на доске.

- Как вы думаете, могу ли я продолжить ее вправо? Почему? А влево? Почему?

Правило:

Одно из основных понятий Геометрии – прямая. Этим словом обозначают не просто линию, проведенную прямо. Прямая бесконечна. На чертежах показывают только часть прямой. Продолжить ее изображение можно в обе стороны без конца.

VII Разучивание стихотворения

Без конца и края

Линия прямая!

Хоть 100 лет по ней идти –

Не найти конца пути!

VIII Работа в маршрутных листах

- На каждой прямой линии поставьте точку.

- Как бы назвали линии, на которых не поставили точки?

- В математике их называют кривые.

IX Распознавание прямых и кривых линий

Из вагона видна следующая картинка

        

- Какие линии изображены на чертеже?

- Какую закономерность обнаружили?

X Работа в маршрутных листах

           

- Обведите красным карандашом рамку, в которой изображены прямые линии, синим – кривые.

- Итак, какие бывают линии?

- Что можете сказать о прямой линии?

Работа с учебником!

XI Привал (физкультминутка)

Мы туристы мы в пути.

Веселей шагайте ноги,

Легче выдох, глубже вдох.

Путь неблизок, недалек.

Впереди течет ручей

Перепрыгнем поскорей.

XII Знакомство с отрезком

1) - На пути у туристов препятствие – ручей, на берегах которого лежат камни, но ручей широкий и просто перепрыгнуть сложно. Что нужно построить? (мост).

- Как это сделать?

- Какой линией соединим камни по обе стороны ручья.

- Соединить нужно так, чтобы мост оказался самым коротким.

2) На доске:

- вызвать два ученика, которые «составят проект моста».

3) Исследовательская работа

- Измерить веревочкой расстояние от одной точки до другой

- Сравнить их длину.

- Как сравниваем? (соединяем начало и смотрим на концы)

Вывод: Кратчайшее расстояние между двумя точками по прямой.

(Учитель от руки соединяет камни по обе стороны ручья).

- Посмотрите, наша прямая имеет начало на одном берегу ручья, конец прямой на другом. Теперь она, говорят, ограничена двумя точками, продолжить ее нельзя. Что же это такое? Как это называется?

XIII Приключения Точки

Жила-была Точка. Она была очень любопытна и хотела все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:

- Как эта линия называется? Длинная или короткая она?

Подумала однажды Точка: «Как же я смогу все узнать, если всегда буду жить на одном листе?! Отправлюсь-ка я путешествовать!»

Сказано-сделано. Вышла Точка на прямую линию и пошла по этой линии. Шла, шла по прямой линии. Долго шла. Устала. Остановилась и говорит «Долго ли я еще буду идти? Скоро ли конец прямой линии?»

Засмеялась Прямая: «Эх ты, Точка! Ведь ты не дойдешь до конца: разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?!»

- Точка я поверну назад, - сказал Точка. – Я, наверно, пошла не в ту сторону.

- А вы, ребята, как думаете, дойдет Точка до другого конца?

- И в другую сторону не будет конца. У прямой линии совсем нет концов.

Опечалилась Точка:

- Как же быть? Что же мне так и придется идти без конца?

- Ну, если ты не хочешь идти без конца, давай-ка позовем на помощь Ножницы.

- Давай, позовем, – обрадовалась Точка. – А зачем Ножницы?

- Сейчас увидишь, - ответила Прямая.

Тут, откуда ни возьмись, появились Ножницы, щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую.

- Ура!!! – закричала Точка. – Вот и конец получился! Ай да Ножницы! А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны.

- Можно и с другой, - послушно щелкнули Ножницы.

- Как интересно! – воскликнула Точка. – Что же из моей прямой получилось? С одной стороны конец, с другой стороны конец. Концы прямой обозначили точками. Как это называется?

- Это отрезок, - сказали Ножницы. Теперь ты, Точка, на отрезке прямой.

- Отрезок прямой, отрезок прямой, - с удовольствием повторила точка, прогуливаясь от одного конца отрезка до другого.

XIV Работа в маршрутных листах

- Соедините  прямой линией две точки.

- Что получилось?

- Чем отличается отрезок от прямой?

- Учитель соединяет отрезком прямой камни по обе стороны реки.

- На что похож наш мост? Чем он похож на отрезок?

XV Понятие о луче

- Как жаль, - сказала Точка, - что нет прямой, она мне тоже нравилась. Теперь вместо прямой есть мой отрезок и еще два этих… не знаю, как их назвать. Тоже отрезки?

- Как вы ответите на этот вопрос? Можно ли их назвать отрезками? Почему?

- Нет, - ответили Ножницы. Ведь у них конец только с одной стороны, а в другую сторону нет конца. И называются они по-другому.

- А как они называются?

- Посмотри, на что они похожи?

- Верно, на солнечные лучи, поэтому называются лучами. Это луч и это луч.

- Они похожи на солнечные лучи, - подтвердили Ножницы. Солнечные лучи начинаются на солнце и идут от солнца без конца.

XVI Установление взаимно-однозначного соответствия

- Давайте войдем в город и поздороваемся с жителями этого городка.

- Но кто это? Это, ребята, зайки-сторожа.

- Чего же они хотят?

- На ушко они шепнули мне, что послали мне письмо с просьбой. Это письмо находится внутри этой мягкой игрушки-зайчика. Ну-ка прочтем.

Ребята! Угостите нас морковкой – это наше любимое лакомство, и тогда путь свободен. Добро пожаловать в страну Геометрию!

- Угостим их морковкой?

- Из своих наборов достаньте рисунки с морковками.

- Сколько взяли морковок? Почему?

- Как говорят, когда предметов поровну?

XVII Заключение

- Итак, вы – туристы вошли в город Геометрию. Поздороваемся!

- С какими новыми жителями вы познакомились?

- Какие бывают линии?

- Что узнали о прямой?

- Что узнали об отрезке?

- Что узнали о луче?

XVIII Итоги урока

- Жители страны Геометрии благодарят вас за дружбу с ними, за ваши правильные ответы и дарят вам всем треугольники.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

Урок математики "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок".

Урок математики в 3 классе, в рамках которого учащиеся знакомятся с понятиями «точка», «кривая линия», «прямая линия», «...

Прямая. Отрезок.

Конспект урока. Презентация....

Прямая. Отрезок.

Конспект урока. Презентация....

Прямая. Луч. Отрезок.

Конспект урока.Презентация....

Конспект урока для 1 класса "Прямая и кривая линии. Луч"

Конспект урока разрабтан к учебнику математики Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких А.П. для 1 класса по теме "Прямая и...

урок по математике в 1 классе "Точка, Прямая, кривая"

Урок по теме "Точка, прямая, кривая"  используется при изучении темы "геометрические фигуры"...

Прямая и кривая линии

Данная презентация  может быть использована в качестве  иллюстративного материала на уроке математик...

"Прямая, кривая линии"

Фрагмент урока помогает познакомить учащихся с видами линий: кривой, прямой и замкнутой; развивать умение рассуждать, вы...

Внеурочная деятельность. Конспект занятия по развитию творческих способностей (1 класс). Тема: Точка, прямая, отрезок.

Мною были специально разработаны конспекты занятий по развитию творческих способностей учащихся на уроках математики. Эт...