Главные вкладки

    Материал (1,2,3,4 класс) на тему:
    Что должен знать ребенок о нравственном поведении

    Слепцова Ольга Сергеевна

    Сравните свои представления о воспитании нравственного поведения у ребенка и мнение авторов статьи. 

    Взгляните на эту проблему с другой стороны. Помогите своему ребенку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Chto_dolzhen_znat_rebenok_o_nravstvennom_povedenii.doc36.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Что должен знать ребенок о нравственном поведении

    В начальной школе ребенок учится четыре года. Первоклассник и ученик четвертого класса — очень разные по своим возрастным характеристикам, опыту учебной работы, отношению с товарищами, учителем и т.д. Представления о добре и зле, о том. что такое хорошо и что такое плохо, с возрастом значительно меняются. Если их содержание до школы в основном определяет семья, то с поступлением в школу — учитель. В процессе обучения (чтения, бесед, общения по поводу учебных занятий, внеклассной работы) он обогащает представления ребенка о хорошем и плохом, то есть нравственные представления. Большое значение к четвертому классу приобретает общение с одноклассниками и старшеклассниками, которое также влияет на нравственное развитие ребенка. Иногда именно это общение определяет содержание его знаний о нравственном и безнравственном. Таким образом, в младшем школьном возрасте у ребенка формируются представления о нормах и правилах поведения по отношению к родителям, учителю, другим взрослым, сверстникам, то есть к людям, а также к миру вещей, к своим обязанностям, труду, природе, самому себе.

    Младший школьник уже может руководствоваться моральными нормами в своих действиях и отношениях. Хотя непосредственная эмоциональная реакция на ту или иную ситуацию еще нередко руководит его поступками, что характерно для дошкольников, способность управлять своим поведением в соответствии с нравственными требованиями начинает преобладать. Таким образом, знание норм поведения очень важно для нравственного развития младшего школьника.

    Учащиеся, оканчивающие начальную школу, должны обладать следующими знаниями и навыками:

    иметь первичные представления о нравственности в рамках понятий «добро — зло» («хорошо — плохо»); о том, что такое правда, честность, справедливость, ответственность;

    уметь самостоятельно давать элементарные нравственные оценки поступкам и делам — как своим, так и окружающих людей; правильно, в соответствии с нравственными нормами, эмоционально реагировать на хорошее и плохое в окружающей жизни; ; знать и выполнять правила культурного поведения. Родителям следует воспитать в ребенке нормы культурного поведения, ибо умение вести себя в обществе — обязательное требование, жизненно необходимое для нормальных контактов с окружающими людьми.

    Перечислим те представления о культуре поведения, которые родители обычно внушают ребенку:

    помни, что твои поступки могут радовать или огорчать окружающих людей, родителей, других членов семьи;

    • будь внимателен к родителям; старайся им помогать; оберегай их отдых; уходя из дома, скажи, куда идешь, когда придешь, знай, что о тебе беспокоятся;
    •  не обижай и не давай в обиду маленьких, слабых;
    • будь внимателен к своим товарищам;
    • вежливость необходима в отношениях с людьми, вежливый человек всегда встречает доброе отношение к себе, желание с ним общаться;
    • говори «спасибо» за оказанные тебе внимание и помощь, «пожалуйста» — обращаясь с просьбой, «извините» — за нечаянную неловкость;
    •  приветствуй старших при встрече, здоровайся с товарищами, говори «доброе утро», «спокойной ночи» домашним.

    Спросите у ребенка, как он здоровается с учителями, другими

    взрослыми. Поинтересуйтесь, как он ведет себя в общественных местах. Не упустите этот возраст, так как потом воспитать культуру поведения будет гораздо труднее.

    Трудности воспитания детей обусловлены тем, что многие источники влияния находятся вне поля зрения родителей, даже если они стараются следить за ребенком, его отношениями с другими людьми, сверстниками, знают его интересы, привязанности. Общение со сверстниками, улица могут оказывать на него отрицательное влияние: он усваивает язык улицы — сленг, нецензурные выражения, грубые манеры. Дома это, возможно, не проявляется до поры до времени. Семья как бы вступает в спор с улицей, и порой очень трудный спор. Если у ребенка нет доверительных отношений с родителями, побеждает улица.

    Приучая детей к нравственным нормам поведения, часто приходится противопоставлять добро и зло. При этом нужно помнить, что младшие школьники далеко не все и не всегда способны с нравственной позиции оценить тот или иной поступок. Не пренебрегайте любой возможностью обсудить со своим ребенком, что хорошо, что плохо. При этом не нужно «читать мораль», лучше задать ему вопрос, что он думает по тому или иному поводу, попросить обосновать свои суждения, высказать свое мнение. В более старшем возрасте, став подростками, дети «стесняются», как они сами говорят, проявлять вежливость, использовать вежливые слова. Поэтому все следует делать своевременно.

    Усвоению детьми норм нравственности, культуры поведения поможет использование взрослыми пословиц и поговорок, высказываний умудренных жизненным опытом людей. Рекомендуем вам некоторые из них.

    Пословицы и поговорки

    •       Добрые дела красят человека. «Спеши делать добро. «Жизнь дана на добрые дела.

    •        Без добрых дел нет доброго имени. «Скромность каждому к лицу. «Скромность украшает человека.

    •       Тот ничего не боится, кто честно умеет трудиться.

    •         Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

    •        Век живи, век учись.

    •       Не сиди сложа руки — так не будет и скуки.

    •      Друга ищи, а найдешь — береги.

    •        Недруг поддакивает, а друг спорит.

    «Не давши слова — крепись, а давши — держись.

    •      Для родины своей сил не жалей.

    •     Делай хорошее для других — станешь сам лучше.

    •       Правда и кривда врозь живут.

    •        Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

    «Труд человека кормит, а лень портит.

    «Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

    •         Посеешь поступок — пожнешь характер.

    •        Плати добром за добро.

    Правила этикета

    •        Не спеши первым сесть за стол.

    •         Не разговаривай во время еды.

    •         Не забывай закрывать рот, когда жуешь. *Не чавкай.

    •         Не рвись первым выскакивать в двери.

    •         Не перебивай говорящего. «Не кричи и не повышай голоса.

    •            Не размахивай руками.

    •           Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

    •           Не передразнивай говорящего человека, даже если он заика.

    •            Не садись раньше старшего по возраст)' человека без его разрешения.

    •           Не протягивай руку первым, дождись, пока старший по возрасту поздоровается с тобой.

    •           Не забудь снять головной убор, входя в дом.

    •           Не повторяй слишком часто «я».

    » Не делай вид в троллейбусе и трамвае, что ты не замечаешь стоящего старика.

    « Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

    «Не забудь извиниться, если ты нечаянно кого-нибудь толкнул или обидел.

    «Не причесывайся где попало, для этого есть коридор, фойе, туалетная комната.

    •          Не делай того, что другим людям может принести беспокойство.

    •           Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

    «Все о младшем школьнике»

     под ред. Н.Ф.Виноградовой,

    М., Вентана-Граф, 2005