Пора ли в школу?
тест по теме

Алёшина Галина Викторовна

В документе содержится статья для родителей и тест для будущих первоклассников о готовности к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pora_li_v_shkolu.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

На пороге школы

Пора ли ребенку идти в школу? Как выбрать школу? Какая школа лучше? Подобные вопросы волнуют всех родителей, детям которых исполнилось 6 лет. Все эти тревожные вопросы можно объединить в две основные проблемы, которые на языке педаго гической науки звучат так: первая — готов ли ребенок к школьно му обучению, т.е. будет ли его развитие (социальное, физическое и психическое) соответствовать требованиям школы, не будут ли эти требования чрезмерны; вторая — готова ли школа к обучению ребенка, т.е. сможет ли учесть его индивидуальные особенности, сохранить здоровье и обеспечить условия для его нормального роста и развития. Только в том случае, если совпадут «готовность ребенка» и «готовность школы», обучение в школе не станет тяже лым испытанием ни для ребенка, ни для родителей.

Однако что такое готовность, все понимают по-своему. Для одних – это умение ребенка читать, писать и считать (таких ро дителей, пожалуй, большинство), для других – это способность сосредоточиваться на определенном деле и выполнять его по инструкции, для третьих – это большой запас сведений и знаний по принципу «Всё обо всем» (и чем более разнообразны эти све дения, тем лучше), для четвертых — это желание ребенка быть послушным и выполнять все требования взрослых. Впрочем, пе речень этих представлений можно продолжить. И каждый по-своему будет прав. Это связано с тем, что абсолютного толкова ния понятия «готовность» не существует – для  разных детей, для разных условий и разных требований обучения оно свое. Рас смотрим два типичных примера.

Пример первый. Дине в сентябре исполнилось 6 лет 7 ме сяцев. Она – живая, подвижная и веселая девочка, хорошо чита ет (бабушка научила ее читать в 5 лет), умеет считать, красочно описывает приключения любимого кота Афони на даче и любит «порассуждать» о политике. По словам мамы, «от телевизора их с бабушкой не оторвать — все сериалы и все выпуски новостей пропустить не могут». Казалось бы, всё в порядке, однако про должим рассказ мамы: «...она фактически выросла с бабушкой, ей с ней интересно — бабушка ее развлекает и балует, она не зна ет слов «нет» и «надо». Бабушка предпочитает уговоры, обещает награду, тогда Дина что-то выполняет. В прошлом году мы реши ли заниматься музыкой (в музыкальной школе), но уже через ме сяц бросили. В музыкальной школе все было «неинтересно», нужно было дома заниматься каждый день, а в школе еще сложнее — там на нее никто не обращал особого внимания, в группе было 17 детей, но она ни с кем не хотела общаться. Слезы были почти каждый день, пришлось все бросить, да и бабушка угова ривала, уверяя, что всему ее научит». В школу Дина идти не хо чет. По-видимому, сказывается неудачный опыт дошкольного обучения.

Готова ли Дина к школе? С точки зрения общего развития да. Она хорошо развита, разумна, у нее богатая речь, она многое знает и умеет, но... Школа принципиально изменит образ ее жиз ни, девочка должна будет жить по правилам, идти в школу и зани маться не только тогда, когда хочется и интересно. Ей придется ежедневно общаться с детьми, и никто не может гарантировать, что это общение будет бесконфликтным. Ей придется привык нуть к тому, что учитель не бабушка и будет уделять внимание не только ей одной. Готова ли к этому Дина? Пожалуй, нет.

Рассмотрим вариант, который мог бы облегчить адаптацию Дины в школе. В классе минимальное количество детей (7—12), учительница — мягкая, понимающая, спокойная, а опытный пси холог помогает разрешать учебные и иные проблемы. В этом случае Дина быстро привыкла бы к школе, безболезненно про шли бы первые «перестроечные» месяцы, девочка научилась бы общаться со сверстниками, ее учение было бы успешным. Но Дина пошла в обычную школу, в обычный класс, где 27 детей. Учительница строга, бескомпромиссна, не любит «миндальни чать». По ее мнению, «хороший ученик — прежде всего послуш ный». Кроме того, Дине уже с октября (заболела бабушка) при шлось 4 раза в неделю оставаться на «продленке», которую вела та же учительница.

О возможных проблемах общения Дины с учительницей и одноклассниками рассказывает мама: «...отношения не сложи лись буквально с первого дня, учительница считала ее своенрав ной, капризной (в ней это действительно есть), упрямой. Дина рыдала каждый день. Казалось, она забыла даже то, что хорошо умела. Жаловалась, что дети ее не любят, не хотят с ней дружить. Учительница сказала, что Дина совсем не готова к школе, не уме ет самостоятельно работать, с детьми не считается, требует по стоянного внимания». Права ли учительница? Только в том, что Дина действительно оказалась не готова к новым требованиям, к новым условиям школьной жизни, и с детьми ей было трудно, по тому что до школы она общалась в основном с бабушкой. Ей нуж ны были поддержка, понимание, терпение, но... учительница оказалась не готова работать с таким ребенком. Увы, такие ситу ации совсем не редки. В этом случае «не готова» школа, а значит, выбирая ее, необходимо было учесть не только особенности ре бенка, но и возможности школы.

Можно предположить, что при первом варианте все «издерж ки» воспитания Дины не обострились бы болезненно, а значит, ее «неготовность» не играла бы особой роли, так как школа оказа лась бы готовой учесть индивидуальные особенности ребенка.

Пример второй. Алеша, по мнению родителей, не просто го тов к школе, но даже не к обычной, а с углубленным изучением иностранного языка (с первого класса в этой школе дети начина ют учить английский и испанский). Мальчик до школы занимался с учительницей английского языка и с педагогом-логопедом. Прав да, как рассказывают родители, «большими успехами в английс ком похвастать нельзя, но логопед поставил все звуки, остались только запинки в речи, которые проявляются не всегда. К тому же Алеша часто болел, через месяц-полтора — очередная простуда. Из-за этого и в детский сад ходил только год». Алеша — спокой ный, рассудительный, говорит мало, отвечает на вопросы однос ложно, «слова из него не вытянешь», — подтверждает мама. Люби мое занятие — машины, у него большая коллекция игрушечных ав томобилей, знает все марки (это общее с папой увлечение).

В отличие от Дины, Алеша очень хочет в школу, он надеется, что в школе появятся новые друзья, там будет интересно. Пока у него «два настоящих друга: один — сосед по даче, с другим они иг рают и гуляют почти каждый день, живут рядом».

Наша первая встреча с Алешей и его родителями состоялась почти за полгода до школы — в апреле, мы тогда посоветовали ро дителям не отдавать его в школу с углубленным изучением язы ков, так как обнаружили несформированность речи, а занятия с логопедом решили только одну проблему — звукопроизношения. Кроме того, Алеша относится к категории так называемых часто болеющих детей, такие дети быстро утомляются, у них снижена работоспособность, а школа с углубленным изучением иностран ного языка требует ежедневной интенсивной и сложной учебной деятельности в течение 5—6 уроков, которая не по силам болез ненному ребенку. Запинки в речи, которые мама считала не стоя щими внимания, и ряд других признаков (беспокойный сон, стра хи) свидетельствовали о том, что нервная система ребенка не вы держит чрезмерной нагрузки в школе и дома: возможен срыв адаптации. Однако переубедить родителей не удалось, а тестиро вание в школе Алеша успешно прошел. Второй раз родители пришли с Алешей через три месяца после начала учебы.

Вот мнения учительницы, школьного психолога и впечатле ния мамы.

Учительница. Ребенок не осваивает программу, родители ма ло занимаются дома, в последнее время совсем перестал рабо тать на уроке, в тетради — грязь, много исправлений, не старает ся, читает очень медленно... по английскому и испанскому тоже не осваивает программу.

Психолог. Мальчик с развитым интеллектом, хорошими воле выми способностями и высокой мотивацией, но низкой само оценкой. В последнее время замкнут, может расплакаться при не удаче, жалуется на усталость. Необходимы занятия для повыше ния самооценки и снятия напряженности.

Мама. Занимается много, даже педагога взяли, но результата нет... Часто капризничает, плохо ест, спит мало — то никак не за снет, то просыпается ни свет ни заря. В школе — одни жалобы, го ворят, если так будет и дальше, нужно из этой школы забирать...

Ситуация вполне ожидаемая и закономерная, только никто почему-то не обратил внимания, что Алеша за три месяца два ра за болел (один раз легко — пропустил 7 дней, а второй раз была сильная ангина и он проболел почти две недели). Пропуск заня тий и восстановление после болезни заняли в общей сложности больше месяца (из трех!), плюс проблемы с изучением иностран ного языка (напомним, у Алеши недостаточно хорошо сформи рована речь, есть затруднения при звуко-буквенном анализе слов), плюс не очень крепкая нервная система, которой трудно было выдержать многочасовые занятия в школе и дома, но осо бенно неудачи (у Алеши, как отмечает психолог, высокая мотива ция, он хочет хорошо учиться, именно этого от него ждут взрос лые, но он не оправдывает их ожиданий), с которыми мальчику нелегко смириться. Алеша очень медленно читал из-за «запинок» в речи, на которые тоже никто не обратил внимания. Теперь «за пинки» превратились в нарушение темпа речи, в растягивание слов и паузы в середине длинных слов. Нарушение темпа речи в сочетании с «капризами», слезами, беспокойным сном, жалоба ми на усталость дает все основания говорить о неблагополучии в состоянии нервной системы, о так называемых неврозоподоб-ных расстройствах.

Как видим, готовность Алеши к школе оказалась низкой, но нужно подчеркнуть: это неготовность к такой школе, к таким нагрузкам и к таким требованиям. При щадящем режиме, без до полнительных нагрузок он, вероятно, успешно справился бы с учебой, тогда в третьем или четвертом классе можно приступить

и к изучению иностранных языков, вполне посильными могли

бы быть и другие дополнительные нагрузки. А в первом классе        

гораздо целесообразнее было бы два раза в неделю водить Алешу

в бассейн.

Приведенные примеры достаточно типичны. Они объясня ют, почему так трудно выработать единые критерии готовности ребенка к школе. Действительно, единых, абсолютных критери ев нет, но все же для начала обучения ребенок должен достичь определенного уровня физического и психического развития. В зависимости от этого и можно решать вопрос о выборе школы.

                     Готов ли ребенок к школе?

Для того чтобы понять, готов ли ваш ребенок к школе, по пробуйте ответить на вопросы нашей анкеты.

Оценка ответов: ставьте 5 баллов, если так бывает всегда, если способность или качество не вызывает сомнения; 4 балла, если иногда бывает иначе, если вы считаете, что это качество, умение может быть развито лучше; 3 балла, если есть пробле мы: поведение, качества, умения развиты недостаточно; 2 балла, если поведение, качества, умения проявляются редко, не сфор мированы или для этого нужны определенные условия; 1 балл — поведение, качества, умения выражены очень слабо, реализуют ся с большим трудом.

Не торопитесь с ответами. Внимательно понаблюдайте за ребенком. Возможно, на что-то вы просто не обращали • внимания. Не делайте поспешных выводов. Если ответ на какой-то вопрос затруднителен, продолжайте наблюдать за ребенком. При этом не ставьте ему никаких условий, не говорите, что хотите проверить его, и т.п. Возможно, для того чтобы ответить на все вопросы, вам нужно будет не сколько дней.

На вопросы могут ответить не только родители, члены семьи, но и воспитатели, которые хорошо знают ребенка. Это позволит сравнить ответы, и, возможно, они будут совершенно разными. Все вопросы сгруппированы в отдельные блоки. Это разделение достаточно условно, так как все стороны развития ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены, но такое разде ление позволит более четко представить «слабое звено» в раз витии.

При выполнении всех заданий важно соблюдать следу ющие правила тестирования: •    • взрослый должен сидеть за столом строго напротив ре бенка;

  1. все предметы, необходимые для тестирования, должны лежать на маленьком стуле (столе) рядом со взрослыми;
  2. необходимые для каждого отдельного задания предме ты необходимо класть строго на середину стола перед ребенком.

Анкета

Социальное развитие ребенка

Баллы

Спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми

Способен управлять своим поведением, знает, что можно и чего нельзя, не агрессивен, не драчлив

Умеет общаться с чужими взрослыми людьми, тактичен

Спокойно адаптируется в новой обстановке (в гостях, в по ездке и т.п.), не меняет своего поведения, не становится воз бужденным

Умеет различать отношение и настроение взрослых

Организация деятельности

Ребенок воспринимает инструкцию (задание) и по инструк ции выполняет действие, не нужно несколько раз повторять инструкцию

Ребенок не торопится, не суетится, доводит работу до кон ца, умеет оценить ее качество

Ребенок способен самостоятельно найти и исправить ошиб ку в своей работе, не ждет конкретных указаний (сделай так, так и так)

Ребенок способен сосредоточенно, без отвлечений выпол нять задание в течение 10-15 минут

При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание, не отказывается

Общее развитие

Способен к систематизации и классификации (находит об щее, различие предметов, явлений, процессов)

Активно воспринимает любую новую информацию, задает вопросы

Понимает смысл и последовательность событий (на картин ках, в простом рассказе, в жизни). Способен сделать про стой, логический вывод

Имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться

Имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться

Развитие внимания и памяти

Способен к произвольному вниманию (устойчивость внима ния — 10—15 минут), не отвлекается, даже если деятельность не очень интересна (или трудна)

Способен переключиться с одного вида деятельности на другой  (не переключается постоянно на любой внешний раздражитель)

Способен к непосредственному (механическому) запомина нию 10 не связанных между собой слов при 3—4-кратном по вторении

Способен к произвольному запоминанию 10—12 слов при подкреплении запоминания наглядными или словесными образами

Способен выучить стихотворение в 4—8 строк после не скольких повторений

Речевое развитие

Способен правильно произносить все звуки родного языка

Способен к простейшему звуковому анализу слов (может вы делить звук в начале, середине и конце слова)

Обладает хорошим словарным запасом, позволяющим выра зить мысль, описать событие, ответить на вопрос, задать вопрос и т.п.

Грамматически правильно строит предложение, правильно использует предлоги, приставки, союзы

Умеет самостоятельно рассказать знакомую сказку или со ставить рассказ по картинкам

Развитие движений и пространственная ориентация

Уверенно владеет всеми бытовыми действиями (еда вилкой, ложкой, расстегивание, застегивание пуговиц, чистка зубов, одевание, раздевание, шнурование ботинок и т.п.)

Хорошо ходит, бегает, умеет прыгать, катается на велосипе де (способен научиться ходить на лыжах, кататься на конь ках, плавать, играть в теннис, прыгать через прыгалку и т.п.)

Хорошо ориентируется в пространстве  (способен выпол нить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево и т.п.)

Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями

Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умеет чертить вертикальные и гори зонтальные линии, нарисовать круг, треугольник, квадрат)

Дополнительный вопрос: какой рукой ребенок работает более активно и ловко?

•        Правой

•        Левой

Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации

Способен выделять и классифицировать фигуры (буквы, цифры) по форме, размерам, направлению штрихов и дру гим признакам

Способен различать пространственное расположение фи гур и деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, справа — слева и т.п.)

Способен срисовывать (копировать) простые геометриче ские фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов

Способен копировать буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов

Способен находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу (схеме)

Личностное развитие

Способен «заниматься, учиться», а не только играть, может ра ботать самостоятельно, а не только в присутствии взрослого

Стремится к достижению в тех простых видах деятельнос ти, которые выполняет, и способен достаточно объективно оценить ее результат

Способен дифференцировать, «что такое хорошо и что та кое плохо», умеет оценивать свои поступки, но оценка себя во многом зависит от оценки взрослых

Проявляет активный познавательный интерес (к новым ви дам деятельности, к миру взрослых, к окружающему миру и т.п.)

Стремится к личным достижениям («Я уже знаю, умею...»), самоутверждению, признанию

Здоровье (от 1 года до 5 лет)

Нет частых простудных заболеваний (3—4 раза в год)

Нет тяжелых и хронических заболеваний

Спокоен (не криклив), усидчив, не раздражителен

Хорошо и спокойно засыпает, спит (не вскрикивает, не вер тится, нет ночного недержания мочи)

Нет страхов (темноты, одиночества, страшилищ и т.п.)

Нет навязчивых движений (непроизвольные подергивания мышц лица, шеи, моргания, обкусывание ногтей и т.п.)

Не было выраженных задержек в развитии (речевом и мо торном)

Определение ведущей руки (20 заданий)

Ведущая рука

Правая

Левая

Обе

Нарисовать одинаковый рисунок (дом, человек, машина) правой и левой рукой

Нарисовать карандашом  10 крестиков правой и левой рукой

Разложить карточки лото (в одной руке стопка, другой раскладываются карточки)

Собрать цепочку из 10 металлических скрепок

Развязать 3—4 узелка (предварительно завязан ных на шнурке)

Нанизать на шнурок 5—10 пуговиц с разными отверстиями

Бросить несколько раз теннисный мяч в цель (на полу, стене)

Открутить, закрутить крышки на 3—4 баночках, флаконах

Открыть коробку со счетными палочками, вы ложить из палочек (зубочисток) фигуры, сло жить всё в коробочку

Отвинтить, завинтить гайку (из детского конст руктора — металлического или пластмассового) гаечным ключом

Сложить рисунок (используя мозаику, разрез ные картинки и т.п.)

Сложить фигуру из кубиков

Бросить   стрелу   (можно   использовать   игру «Дартс») в цель

Перелить воду из одного флакона с узким гор лом в другой

Достать несколько бусинок из банки ложкой

Застегнуть, расстегнуть пуговицы, молнию

Сложить мелкие детали   (пуговицы,  бусины) в длинный цилиндр

Намотать нитки на катушки или смотать нитки в клубок

Почистить обувь щеткой

Есть ли в семье леворукие родственники (роди тели, братья, сестры, бабушки, дедушки и т.п.)

При оценке выполнения заданий определяется, какая рука была более активной. Если более активна левая, знак «+» ставит ся в графу «левая рука», если более активна правая — в графу «правая рука», если обе руки — в графу «обе руки». При наличии семейной леворукости дополнительный знак «+» ставится в гра фу «левая рука». Леворуким будет считаться ребенок, получив ший от 12 до 20 плюсов в графе «левая рука»*.

Результаты оценки разных сторон развития ребенка следует подводить по каждому блоку. Если в сумме ребенок набрал от 20 до 25 баллов, то можно считать эту сторону его развития хорошо сформированной, если от 10 до 19 баллов — с ребенком необхо димо серьезно работать. Если таких несформированных сторон развития несколько, то, возможно, стоит отложить поступление в школу еще на год. Если суммарные оценки развития каких-то качеств ниже 10 — необходимо обратиться к специалисту. Это особенно важно, если обнаружена несформированность органи зации деятельности, речевого и моторного развития, отмечены явные отклонения в состоянии здоровья.

Какую школу выбрать?

Итак, вы ответили на все вопросы анкеты. Попытаемся обоб щить результаты и сделать следующие выводы:

  1. стоит ли идти ребенку в школу в этом году;
  2. какая школа в большей мере будет соответствовать воз можностям ребенка;
  3. какие трудности возможны в процессе обучения.

Принять решение вам поможет анализ факторов риска в раз витии детей.

Социальное развитие во многом определяет успешность и длительность социально-психологической адаптации ребенка к школе. Несформированность навыков общения может затруд нить адаптацию, но не станет препятствием, если учитель, зная об этой особенности ребенка, будет спокоен, доброжелателен и тактичен. На первом этапе обучения (хотя бы в первые полгода) не рекомендуется продленный день.

Уровень организации деятельности определяет эффектив ность учения ребенка, его способность выполнить все необходи мые, но посильные для него задания, его возможность внима тельно слушать учителя, усваивать новые знания и т.п. Неумение организовать свою деятельность встречается у детей 6—7 лет дос таточно часто и может серьезно осложнить процесс обучения. Если у ребенка не сформированы все компоненты организации деятельности (сумма баллов ниже 10), возможно, это связано с неблагоприятным развитием нервной системы — с неврозопо-добными расстройствами (беспокойный сон, страхи, навязчи вые движения, нарушение темпа речи и т.п.). Нельзя исключить влияние тяжелых и частых заболеваний. Причиной может быть и неблагополучная семейная обстановка (пьянство, конфликты в семье и т.п.). При несформированности организации деятель ности возможны комплексные трудности при обучении письму, чтению, математике. Для таких детей не рекомендуется школа с интенсивной программой обучения, противопоказаны дополни тельные нагрузки в первом классе.

Общее развитие ребенка — аспект подготовки, которому уделяется много внимания. Современные дети (за исключением тех, кто растет в неблагоприятных социальных условиях) много видят, слышат, им читают, их развитием активно занимаются.

Высокий уровень общего развития порой бывает единствен ным критерием для выбора школы, и это может создать свои проблемы, особенно в тех случаях, когда выбирается «серьез ная» школа, с углубленным изучением предметов. Важно объек тивно оценить и другие стороны развития ребенка.

В тех случаях, когда общее развитие оценивается ниже 10 бал лов (в случае благоприятных условий жизни), необходима кон сультация специалиста, не рекомендуются школы с интенсивной программой обучения и с углубленным изучением предметов.

Развитие внимания и памяти — необходимое условие успеш ного обучения. Неустойчивое внимание, заторможенность при его переключении или, наоборот, постоянное отвлечение, низ кий объем и неустойчивость памяти, трудности при произволь ном запоминании также могут осложнить процесс обучения. Од нако достаточно часто учебные неудачи ребенка объясняются не слабостью внимания или памяти, а его состоянием (неудовлетво рительное здоровье, эмоциональное напряжение, утомление), а нередко и чрезмерно жесткими требованиями родителей.

У детей с неустойчивым вниманием, низким объемом памя ти возможны комплексные трудности при обучении письму, чте нию, математике, которые, как правило, становятся выраженны ми не в первом, а во втором классе. У таких детей много «пробе лов» в обучении, и лучшей тактикой помощи в этом случае явля ется постоянное повторение учебного материала. Программы интенсивного обучения и дополнительные учебные нагрузки да же при очень высоком общем развитии ребенка могут превы шать его возможности. Поэтому особенно важны выбор педаго гической поддержки, соответствующей особенностям познава тельной деятельности начинающего ученика, индивидуализация подготовки к обучению в специальной школе.

Речевое развитие — без определенного уровня развития ре чи обучение не просто затруднено, а невозможно. Однако нес-формированность речи встречается часто (почти у 60 % первок лассников). Как правило, это нарушения звукопроизношения, трудности звуко-буквенного анализа, бедный словарный запас, неумение вести диалог и составлять связный рассказ по картин ке. При подобной несформированности речи (ниже 10 баллов) необходима консультация (а возможно, и специальные занятия) с логопедом. Индивидуальные занятия с логопедом до школы и в процессе обучения в школе очень эффективны и могут предотв ратить трудности при освоении письма и чтения, которые харак терны для таких детей.

Для детей с отставаниями в речевом развитии не рекоменду ются школы с интенсивным обучением и углубленным изучени ем иностранных языков.

Развитие движений и пространственная ориентация — важ ный показатель развития ребенка. Почти все движения, которым учат ребенка (или он учится сам), — произвольные, самые слож ные по организации. К 6—7 годам ребенок должен овладеть эле ментарными двигательными действиями (особенно бытовыми, самообслуживающими), однако формирование новых движений, особенно таких сложных, как письмо, требует специального обу чения.

Несформированность (неловкость) моторных действий — частая причина проблем ребенка при усвоении предметов, где требуются хорошие письменные навыки. Поэтому при определе нии готовности к школе важно иметь в виду не только развитие «больших» движений (бег, прыжки, повороты, развороты, пере вороты и т.д.), но и способность ребенка манипулировать мелки ми предметами, умение правильно держать ручку и выполнять простые графические движения (чертить вертикальные и гори зонтальные линии, круг, квадрат, треугольник). Детям с несформированностью мелкой моторики необходима специальная подготовка к письму*.

Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации — функции, которые можно с полным основанием считать школьно значимыми. При недостаточной сформированности этих функций невозможно научить ребенка хорошо читать и правильно писать. Причем эти особенности развития ребенка могут быть не очень явными, заметными.

Детям с подобными недостатками развития не рекомендуют ся программы интенсивного обучения, ранее (с первого класса) изучение иностранного языка.

Личностное развитие — наряду с развитием социальных на выков определяет успешность психологической адаптации ре бенка в школе. Однако недостаточная сформированное лично стного развития ребенка может быть компенсирована психоло гически комфортными условиями обучения, личностно ориен тированной тактикой работы педагога и доброжелательностью родителей. Для такого ребенка важнее правильно выбрать не столько школу, сколько педагога.

Здоровье ребенка — главный фактор, определяющий успеш ность обучения. К сожалению, сейчас почти 80% школьников имеют отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Среди первоклассников почти 40% часто болеющих детей. Как правило, такие дети болеют раз в полтора-два месяца (по 7—10 дней), долго восстанавливаются после болезни, пропус кают много занятий. У этих детей низкая работоспособность, по вышенная утомляемость. Для них характерны комплексные труд ности при освоении письма, чтения, математики.

Дети с нарушениями психического здоровья могут быть че ресчур активны, непоседливы или, наоборот, вялы, заторможен ны. Для них характерна резкая смена настроения, неусидчи вость, они раздражительны, плохо спят. У таких детей нередки страхи, навязчивые движения. Их школьные проблемы — комп лексные (письмо, чтение, математика). Безусловно, таким детям необходима консультация врача-психоневролога. Им противопо казаны интенсивные программы обучения, дополнительные на грузки. Рекомендуется щадящий режим учебных занятий с одним днем отдыха в течение недели (лучше в четверг), обязателен дневной сон. Строгое соблюдение режима дня (сон, отдых, про гулки, выполнение домашних заданий не больше 1 часа и т.п.).

Десять советов родителям будущего первоклассника

Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, кото рые могут осложнить его обучение.

Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.

Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли обязательные дополнительные занятия).

Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак — не придется ли вставать слишком рано?

Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учи тельницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (и захочет ли).

Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (музыкальная школа, кружки, секции).

Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.

Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не за пугивайте неудачами.

Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой про цесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень нужны ваша вера в него, умная помощь и поддержка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Пора ужинать". 2 класс. Здоровьесбережение.

Классный час "Пора ужинать" для учащихся 2 класса по программе "Здоровьесбережение в начальных классах"....

Классный час в 3 классе "Весна - чудесная пора!"

Материал классного часа содержит фенологические данные, элементы фольклора, стихи и песни о весне....

Примерное планирование занятий по программе «Предшкольная пора»

Примерное планирование занятий подготовлено в соответствии с программой подготовки дошкольника к школьному обучению «Предшкольная пора», и предназначено для организаций занятий с детьми, не посещающих...

ПРОГРАММА "Предшкольная пора"

В сфере экономических  и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно – воспитательного ...

"Дети военной поры". Устный журнал.

Данный материал готовился к 60-летию Великой победы, но может быть использован и к другой дате. На титульном листе дату я поставила произвольно....

Конспект занятия по грамоте по программе "Предшкольная пора" Н.Ф. Виноградовой

Тема: «Звуковой анализ слов с фиксацией в модели гласных, твёрдых и мягких согласных звуков».Цели:Учить детей проводить звуковой анализ слов, фиксируя в модели гласные, твёрдые и мягкие согласные звук...

Праздник "Осень - славная пора"

Сценарий праздника, посвященный осени. В гостях у детей осень, пугало. Много интересных конкурсов....