родительское собрание по теме: "Выполняем домашнее задание"
материал (2 класс) на тему

При индивидуальном общении с родителями учеников  выяснилось, что часть детей испытывают затруднения при выполнении домашнего задания: большой объем, который требует  много времени. Отчего это происходит, с чем это связано? Почему другие дети с этими же заданиями в данном классе не испытывают трудности и дефицита времени?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_vo_2.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Родительское собрание во 2-м классе 

"Выполняем домашние задания"

                                    Дать детям радость труда, радость успеха в учении,

                            пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного

                                           достоинства- это первая заповедь воспитания…

                                 Успех в учении- единственный источник внутренних

                                    сил ребёнка, рождающих энергию для преодоления

                                                                          трудностей, желание учиться.

                                                                                           В.А. Сухомлинский

Актуальность темы.

При индивидуальном общении с родителями учеников  выяснилось, что часть детей испытывают затруднения при выполнении домашнего задания: большой объем, который требует  много времени. Отчего это происходит, с чем это связано? Почему другие дети с этими же заданиями в данном классе не испытывают трудности и дефицита времени?  

Цели собрания:

1.Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.

2.Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

 Форма проведения: круглый стол.

Организация родительского собрания:

  1. подготовка приглашений для родителей;
  2. изучение учителем  психолого-педагогической и методической литературы по теме собрания ;
  3. организация выставки книг и журналов в помощь родителям;
  4. анкетирование обучающихся и родителей класса.
  5. составление памяток для родителей.

                                                       Ход собрания

На столе лежат картонные кружочки, с обратной стороны которых изображение яблока, груши, апельсина. Родители при входе на собрание выбирают карточку.

Такие же эмблемы лежат на столах. Родитель занимает стол соответственно выбранной карточке. Таким образом сложились три рабочих группы.

Вступительное слово классного руководителя. Сообщение по  теме собрания:

        -Наши дети - второклассники.

   Главный объект их труда - книга, тетрадь, а главный труд в школе- учение. Необходимо поддерживать их интерес к учению, помочь им почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у них любознательности, познавательной активности, наблюдательности, памяти, внимания.

    Семья должна поддерживать интерес ребёнка к учению, помочь ему включиться в учебный труд.

    С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить порядок выполнения уроков, а с другой стороны,  воспи-тать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу, вести её, не отвлекаясь и в хорошем темпе.

     Доводить начатое дело до конца, добиваться поставленной цели, рационально распределять своё время, выполнять домашнее задание самостоятельно - всему этому ребёнка нужно учить, учить тактично, ненавязчиво, не отбивая интереса к учебному труду.

Учитель ведет рассказ по сказке Ш. Перро “Красная Шапочка”.

- Жила-была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идет она лесом, цветочки собирает, кузнечиков слушает, и вдруг вспомнила, а уроки-то не сделала, а солнце к вечеру клонится…

Задание для родителей: продолжить сказку, составив 1-2 предложения по цепочке.

Основная часть

Работа в микрогруппах. Решение педагогических ситуаций.

1) А мы делаем домашнее задание по литературе так…

2) Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как сможет. Я и в тетради не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что она понимает, у ребят, учителя спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе?

-Как вы оцениваете поведение родителей?

-Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?

-Ваши действия на «двойку» за домашнее задание?

3) Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?

- Как вы думаете, выполнение домашнего задания должно происходить сначала в черновом варианте, а потом – в тетради?

Беседа учителя.

- Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: “Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!” Другие ласково спрашивают: “Ну, что нам сегодня задали?” – и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без особых усилий.

Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий.

Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая.

С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы. Выделить место для занятий. Определить наилучший порядок приготовления уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желаниям поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, вести ее, не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя ненастроенность ребенка или какие-то внешние неудобства могут оказаться серьезной помехой.

       Один из примеров работы выполнения домашнего задания:

“Мой Петя сидит за уроками 3-4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание сохранилось у него до десятого класса”.

Но ведь во 2-м классе на домашние уроки надо тратить не более полутора-двух часов. Воспользовавшись приглашением Петиной мамы, учитель понаблюдал, как Петя учит уроки.

Петя занял рабочее место. сидит за столом, значит работает… Но нет, оказывается. Вот куда-то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут…

Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу…  Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…

На раскачку ушло 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

дважды встал из-за стола и ходил на кухню пить воду;

один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;

дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;

один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

Но вот работа закончена. Петя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради…

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 2-го класса.

Работа в микрогруппах.

 Каждая микрогруппа получает задание проанализировать предложенные ситуации,  ответить на поставленные вопросы и затем доложить собранию о своей точке зрения на предложенную проблему.

    Задание для группы 1. Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребёнок, когда родители помогут ему выполнить домашние задания и когда не помогают.

     Запишите ваше мнение в таблицу.

Если родители помогают

Если ребёнок представлен сам себе

1.

2.

3.

    Решение. Разумно предоставить ребёнку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.

   Задание для группы 2.Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным?

    Решение. Для ребёнка важно иметь  удобное, красивое рабочее место и т. п. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Старайтесь, чтобы ребёнку всё было понятно, что ему надо сделать и как, - тем больше будет его желание всё выполнить, найдите, за что можно ребёнка похвалить.

   Задание для группы 3. Как должны вести себя родители, увидев в работе ребёнка ошибки?

   Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребёнка:

  1. на строчку, где допущена ошибка;
  2. на слово с ошибкой.

Спросить, почему возникла такая ошибка, как её исправить. Ребёнок должен научиться анализировать свои работы.

   Задание для группы 4. Ребёнок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом . Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям? 

  Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимание на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребёнок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.

   Задание для группы 5. Ребёнка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет -постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям?

   Решение. До тех пор, пока ребёнок будет считать, что учится для родителей, а ему учёба не нужна, ситуация не исправится. Родителям необходимо сформировать у ребёнка определённую мотивацию к обучению. У него должен возникнуть личностный интерес к урокам.

  Подведение итогов коллективной работы.

  1. Информация о выполнении задания каждой группой родителей.
  2. Выработка правильных решений проблем.

- Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянного отведенного для занятий времени. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе.

На столе все должно находиться на своих местах. Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков.

Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на один грамм усиливает утомление. Известный специалист по научной организации труда А.К. Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.

Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? В педагогической науке нет однозначного ответа на этот вопрос.

Для успешного выполнения домашнего задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий ребенку следует сделать перерыв, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений.

  При выполнении детьми домашних заданий очень важно помочь или выработать навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно. Выработка этих навыков у детей и у вас, уважаемые родители, может помочь знание памяток, которые нередко используют в своей работе учителя начальных классов, воспитатели группы продлённого дня. Вот примеры некоторых из них . (выдаются родителям)

Общие рекомендации к самоподготовке:

  1. выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время;
  2. прежде ,чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
  3. приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начинаешь;
  4. старайся все затруднения разрешить самостоятельно;
  5. о задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике;
  6. забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику;
  7. начинай самоподготовку в определённом порядке, например,: русский язык, математика, чтение.

Письменные задания:

  1. внимательно прочитай задание;
  2. повтори по учебнику, выучи определения, правила, связанные с выполнением данной работы;
  3. после выполнения письменного задания внимательно проверь написанное;
  4. ошибки исправляй аккуратно, в соответствии с рекомендациями учителя.

Устные задания:

  1. посмотри, что задано, подумай, с чего начинать выполнять задание;
  2. прочитай задание по учебнику;
  3. выдели основные части, главные мысли текста;
  4. прочитай задание вторично;
  5. составь план прочитанного;
  6. расскажи по плану;
  7. повтори рассказ;
  8. следи за интонацией, темпом речи;
  9. не спеши, говори ясно, чётко.

К  решению задач:

  1. прочитай внимательно задание, если не понял содержания, прочитай ещё раз, подумай;
  2. повтори условие задачи и её вопросы;
  3. подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;
  4. подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопрос задачи;
  5. подумай, по какому плану будешь решать задачу; решай задачу;
  6. проверь ход решения, ответ.

К выполнению заданий по русскому языку:

  1. внимательно прочитай задание;
  2. подумай, какими правилами можно воспользоваться при его выполнении;
  3. если не уверен, знаешь ли ты правило точно, найди его в учебнике и ещё раз повтори;
  4. выполняя задание, сверяйся с правилами;проверь работу4
  5. если обнаружил ошибку, аккуратно исправь её.

К выполнению заданий по чтению:

  1. прочитай текст;
  2. если встретишь непонятные слова, выясни их смысл (у старших, в словаре0;
  3. если в чтении текста были затруднения, прочитай его ещё раз;
  4. прочитай весь текст, подумай над его содержанием. Перескажи его.

Правила списывания:

  1. прочитай предложение, прочитай каждое слово по слогам так, как оно пишется;
  2. списывай, диктуя себе по слогам;
  3. проверь списанное: читай слово в тетради и это же слово в книге.

- Обращение родителей к этим памяткам не должно выливаться в назойливое повторение одних и тех же указаний. Естественно, ненавязчиво , проявляя искренний интерес к успехам детей, надо учить их навыкам организации учебного труда. Помощь и контроль родителей не должны быть муштрой, назойливым морализированием, изматывающим ребёнка.

    При проверке домашнего задания надо нацеливать ребёнка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Вопросы родителей: «Почему?», «Докажи», «А можно ли по-другому?»- помогут в этом. В семье следует создать атмосферу постоянного внимания друг к другу. К успехам каждого члена семьи. В такой обстановке будет естествен постоянный интерес родителей к учебным успехам ребёнка, их вопрос «Что ты узнал сегодня нового?» Радость родителей по поводу успеха ребёнка, его новых знаний воспитывает в нём желание учиться. В этом серьёзном труде у школьника могут быть какие-то неудачи. Хорошо, когда родители стремятся помочь ребёнку преодолеть их, не срывают на нём своё раздражение по поводу этих неудач.

   

Родительские советы”

Каждая микрогруппа дает совет по выполнению домашнего задания.

Можно с юмором;

Строками из художественных произведений;

Высказыванием мыслителя-философа;

Афоризмом.

Ребенок может все! Для этого важно не запрещать ему что-то делать, а лучше перевести его внимание на более привлекательное и полезное. Научите ребенка видеть и слышать прекрасное.

Рефлексия.

Под музыкальное сопровождение родители передают свечу, заканчивая фразу:

- Я сегодня благодарен себе за то…

Решение родительского собрания:

1)Родителям совместно со своим ребёнком выработать наиболее рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его выполнению. 

2) Организовать в каждой семье рабочий уголок ребёнка.

3)Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание.

4)Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий;

5)Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности.

Список литературы.

Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М., 1986.

Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1988.

Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1989.

Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов. М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Выполняем домашние задания" (собрание-практикум)

Рекомендации родителям по формированию у детей навыков самоконтроля, развитию умения работать самостоятельно. Как быть: помогать детям в выполнении домашних заданий или нет? Памятки для родителей "Хот...

Родительское собрание на тему:"Выполняем домашние задания"

Вам предлагается конспект и презентация родительского собрания "Выполняем домашние задания". Полезный материал для первого собрания во 2 классе....

Родительское собрание на тему" Выполняем домашнее задание. Пути к бесконфликтной дисциплине".

Конспект родительского собрания с рекомендациями по выполнению домашнего задания....

конспект родительского собрания на тему "выполняем домашние задания"

помощь родителям при выполнении домашнего задания...

Родительское собрание на тему: «Выполняем домашнее задание».

Конспект родительского собрания на тему "Выполняем домашнее задание"...

Родительское собрание на тему: «Выполняем домашнее задание».

Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля при выполнении домашнего задания....