Главные вкладки

    Материал (1 класс) по теме:
    Портфолио ученика начальной школы

    Новикова Елена Владимировна

    Структура портфолио, образцы и шаблоны для скачивания, рекомендации по составлению для родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    osnovnye_razdely_portfolio.doc18 КБ
    _razdely_portfolio.doc42.5 КБ
    portfolio_shablon_1.doc180 КБ
    obrazec_portfolio_1.zip533.15 КБ
    portfolio_shablon.doc109.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                           Портфолио ученика начальной школы
    Создание Портфолио – это увлекательная совместная кропотливая работа детей и их родителей. К созданию его следует отнестись внимательно и серьезно – ведь это лицо вашего ребенка. Для начала приобретите в канцелярском магазине самую красивую папку, с большим количеством пустых файлов (не менее 90 листов), пусть ее выберет сам ребенок. Папка покупается на многие годы, она должна быть прочной.  Вам понадобятся фломастеры, карандаши, клей, линейка и несколько листов  с различными наклейками (звездочки, цветы, машинки и т.д.).

    Портфолио должно состоять из двух разделов, которые в свою очередь делятся еще на несколько подразделов.

    Первый раздел  - ознакомительный, в котором ребенок рассказывает о себе.

    Первый лист раздела – это красиво оформленный титульный лист с фотографией ученика, а также данные об учебном заведении, в котором он учится.

    Во 2-ой файл вкладываются  всевозможные открытки и поздравления, подаренные первокласснику к началу учебного года.

    На 3 листе (подраздел «Мое имя») ребенок дает  расшифровку своего имени (происхождения, значение), кто и почему именно так его назвал.

    На 4 листе (подраздел «Моя семья») – пишет небольшое сочинение о своей семье, если есть фотографии, то прикладывает их.

    На 5 листе (подраздел «Это я») рисует свой портрет.
     
    На 6 листе (подраздел «Моя рука в первом классе») обводит свою ладошку и на каждом обрисованном пальчике пишет то, что он думает о себе, какой он (добрый, ласковый и т.д.).

    На 7  листе (подраздел «Мой знак зодиака») рисует свой знак зодиака и описывает его.

    8 лист включает в себя подраздел «Мой режим дня».

    9 подраздел называется «Мои увлечения», в нем ребенок пишет о том, чем он любит заниматься.

    На  10 листе (подраздел «Мои друзья»), пишется небольшое сочинение о своих друзьях, какие они, чем любят заниматься. Если есть фотографии, то прикладываются.

    11 лист - это подраздел «Мой город», здесь дается описание  города, поселка,  в котором живешь (большой или маленький, основные достопримечательности, известные исторические факты и знаменитости).

    11 подраздел -  красочная схема маршрута от дома до школы,  домашний адрес.
    12 подраздел «Моя школа» включает в себя фотографию школы, описание, когда и кем была построена, сколько человек в ней учится, имя директора, эмблему, гимн.

    13 подраздел «Мои педагоги» -  предметы и ФИО педагогов, если есть, их фотографии, описывается характер, внешние данные учителя (добрая, высокая и т.д.), мой любимый предмет и любимый преподаватель.

    14 подраздел «Мой класс» – фотография всего класса, ниже список детей.

    15 подраздел «Расписание уроков» - уложенное в файл красиво оформленное расписание уроков (можно вложить готовый шаблон) для 1 класса, в последующие годы прибавятся расписания  2, 3 и 4 классов.

    16 подраздел называется «Кем я буду, когда вырасту» - здесь ребенок пишет о своей будущей профессии, и почему он выбрал именно ее.

    Второй раздел
    Портфолио включает в себя достижения и успехи ребенка за весь период начальной школы,  заполняется постепенно по мере накопления материала и тоже включает в себя несколько подразделов.

    1 подраздел «Моя учеба» посвящен школьным предметам и заполняется  написанными контрольными и проверочными работами и тестами.

    2 подраздел «Мои лучшие работы» заполняется только работами, выполненными на отличную отметку, а  также красивыми рисунками, докладами.

    3 подраздел «Мое творчество» заполняется рисунками, фотографиями поделок, собственными стихами, рассказами и т.д.

    4 подраздел «Мои достижения» собирается из таблиц, графиков, показывающих динамику обучения письму, скорости чтения и навыкам счета,  также туда включается все грамоты, дипломы и благодарности.

    5 подраздел «Наши праздники и мероприятия» состоит из фотографий праздников и мероприятий (например, чаепития, экскурсий) и комментариев к ним: когда состоялся праздник и какое я принимал в нем участие.

    6 подраздел «Моя общественная работа»  включает всю деятельность ученика, кроме учебной (участие в различных мероприятиях, рисование газет, посадка растений на школьном дворе, субботник и т.д.).

    7 подраздел «Литературное чтение», где ребенок пишет названия книг, которые он прочитал, автора и краткое описание прочитанного.

    Самый последний 8 подраздел называется «Отзывы и пожелания». В конце каждого учебного года учитель пишет ученику характеристику, которая вкладывается сюда. Сам ребенок здесь может написать свои пожелания учителям и родной школе, какими бы он хотел их видеть и что бы изменил.

    Каждый лист
    Портфолио красиво обрамляется в рамку фломастерами и украшается наклейками.


    Предварительный просмотр:

    1. Портфолио ученика начальной школы, образцы и шаблоны для скачивания, структура портфолио, рекомендации по составлению

    Портфолио - это образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и умение ученика. Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах деятельности в школе и за ее пределами. В конце статьи расположены образцы портфолио, которые вы можете скачать и использовать их как пример для оформления портфолио вашего ребенка.

    1. Введение портфолио для начальной школы

    Несколько лет назад в учебный процесс добавили это нововведение, которое сейчас носит повсеместный характер. Многие родители учеников начальной школы, получая задание от учителей, которое связанно с оформлением портфолио, испытывают недоумение и растерянность, как и что, делать. Да и сами педагоги иной раз затрачивают много сил и времени, чтобы разобраться со структурой и оформлением портфолио для учеников. На сегодняшний день жестких требований к нему не предъявляют, что очень хорошо, можно привлечь к его созданию и самих учеников.

    1. Цель составления портфолио для учеников

    Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их. Учебный процесс требует самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам. Поэтому родители и педагоги должны помочь ему раскрыть свой внутренний потенциал. Портфолио ученика для начальной школы создается для структуризации его работ, успеваемости и достижений. Весь собранный материал впоследствии станет основой при выборе профильных классов или может даже школы и профессии ученика. Основная цель школьного портфолио - выявить все достоинства учащегося и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей.

    1. Структура портфолио

    Портфолио ученика начальных классов включает в себя следующие разделы:

    1) Личные данные:

    1. а) титульный лист;
    2. б) автобиография;
    3. в) рассказ о себе;
    4. г) список долгосрочных и краткосрочных планов учебы и карьеры.

    Для титульного листа потребуется вклеить фотографию ребенка. Будет лучше, если он сам выберет свое фото. Таким образом, можно развивать его инициативность. Ребенок мог бы описать свои увлечения, рассказать о своем городе, семье, друзьях, о своем имени или фамилии, написать о своей школе. Главное, чтобы он описывал то, что ему интересно и то, что он считает важным.

    2) Достижения:

    1. а) заполненный бланк под названием «Перечень моих достижений»;
    2. б) творческие работы, статьи, исследовательские проекты, работы, которые признаны самыми лучшими в процессе обсуждения ученика с учителем;
    3. в) полученные ребенком грамоты, дипломы за достижение успехов в разных сферах деятельности; г) характеристика;
    4. д) информация, которая подтверждает учебную инициативу и самостоятельность выполнения работ;
    5. е) поставленные цели.

    В этом разделе все имеющиеся грамоты и дипломы лучше записывать в хронологическом порядке. В начальных классах для ребенка важны все его успехи, поэтому лучше не делить их на главные достижения (например, в учебе) и второстепенные (например, в спорте).

    3) Демонстрация процесса и развития ученика в определенной сфере:

    1. а) фотографии;
    2. б) видеозаписи;
    3. в) результаты контрольных работ, тестирования, экзамена, рисунки;
    4. г) информация, которая отражает всю общественно-полезную деятельность ребенка;
    5. д) заполненные бланки:
    1. «Исследовательские, творческие работы»;
    2. «Посещение дополнительное образование»;
    3. «Индивидуальные (элективные) курсы».
    1. е) список прочтенной литературы;
    2. ж) учебный план;
    3. з) информация о награждениях.

    В бланках может потребоваться оформление фотографиями объемных работ или подделок, которые делал ребенок. Так же можно помещать в этом разделе рисунки, стихи, сказки или любое другое творчество ученика. Для оформления этого раздела у ребенка должна быть полная свобода, чтобы он мог наглядно видеть, каких успехов достиг.

    4) Отзывы и пожелания:

    1. а) отзывы за проделанную работу;
    2. б) рекомендации в письменном виде;
    3. в) ободрительные письма;
    4. г) цели на начало учебного года;
    5. д) итоги учебного года.

    Этот раздел один из самых важных для повышения самооценки у ученика. Педагоги, которые уделяют достаточно внимание стараниям ребенка, смогут положительно оценить их. Если использовать не просто слово «молодец», а хвалить ребенка за что-то конкретное, то его мотивация в учебе будет только расти. Дети, которых хвалят за конкретные достижения, намного лучше учатся. Этот раздел так же может помочь учителю выразить свои рекомендации и пожелания родителям ученика.

    Портфолио может содержать дополнительные разделы, которые может добавить учитель.

    1. Распределение ответственности в ведении портфолио

    Одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком. Ученики младших классов, которые впервые оформляют портфолио, не смогут обойтись без помощи родителей. Но помощь должна заключатся в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, а так же формировать личное отношение к полученным результатам.

    Ребенок, ощущая на себе груз ответственности, будет самостоятельно работать с портфолио, производить оценку результатов. Он сможет развивать коммуникабельность, потому что портфолио требует общения и консультаций с родителями и педагогами. Портфолио помогает ребенку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели.

    Роль учителя в работе со школьным портфолио так же нельзя недооценивать. Это серьезный труд. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио, производить своевременную оценку заполнений всех разделов. На плечи классных руководителей ложатся такие обязанности как подготовка выставок, конкурсов, которые позволят ученикам проявить себя. Они помогают ученикам принимать участие в разных сферах деятельности. Все это помогает формироваться личности ребенка.

    Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.

    В качестве примера предлагаем вашему вниманию содержание Портфолио по оценке развития универсальных учебных действий, разработанный  для 1 класса. Обращаем внимание, что задания, предлагаемые в Портфолио находятся в рабочих тетрадях и учебниках УМК. Можно воспользоваться этим вариантом и внедрить его в практику работы школы, но возможно и предложение своего варианта.

    Разделы рабочего Портфолио

    Страницы раздела «Портрет»

    1. Мой портрет (знакомьтесь:  это - я)
    2. Место для фото (или автопортрета)
    3. Напиши о себе (как умеешь):

    Меня зовут___________________

    Я родился ____________________ (число/месяц/год)

    Я живу в ______________________

    Мой адрес

    Моя семья

    1. Нарисуй портрет своей семьи
    2. Родословное дерево
    3. Чем я люблю заниматься
    4. Я ученик

    Выкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых уроках в школе («напиши буквы, какие ты знаешь, цифры, нарисуй и т.д.»)

    1. Я могу делать
    2. Я хочу  научиться в этом году…
    3. Я научусь в этом году

    Составляется вместе с учителем на уроке

    Предмет

    Чему научусь

    Рисунок или пример

    Русский язык

    Литературное чтение

    Математика

    Окружающий мир

     

    1. Я читаю.
    2. Мой класс,  мои друзья,  мой первый учитель
    3. Мой распорядок дня

    Время

    Дела

    Рисунок

    Утро

    День

    Вечер

    1. Я и мои друзья

    Вопрос

    Напиши

    Нарисуй

     Чем я люблю заниматься?

     Какая игрушка у  меня самая любимая?

     Сколько у меня друзей и как их зовут?

     Какой у меня самый любимый цвет?

     Какие поделки я очень хочу научиться  мастерить?

    Страницы раздела «Коллектор» 

    1. Правила поведения в школе
    2. Законы жизни класса
    3. Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения.
    4. План – памятка Решения задачи
    5. Памятка  «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»
    6. Памятка  «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»
    7. Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)
    8. Памятка: Правила  общения

    Раздел «Рабочие материалы»

    На каждый предмет имеется свой «файл»,  в него вкладываются диагностические работы.

    Страницы раздела «Мои достижения»

    1. Моя лучшая работа
    2. Задание, которое мне больше всего понравилось
    3. Я прочитал ……. книг.
    4. Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
    5. Что я теперь умею, чего не умел раньше?
    6. Мои цели и планы на следующий учебный год:
    7. Чему я еще хочу научиться?
    8. Какие книги прочитать?
    9. Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
    10. Мои проекты
    11. Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)


    Предварительный просмотр:

                                                                                    Лацин  

                                          Евгения

                                          Владимировна

                                               Мой день рождения:

                                               13.02. 2001год

                                                   

                                   

    Что по твоему мнению, нужно делать, чтобы сохранить семью крепкой и дружной?

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Есть ли у вас семейные праздники?

    ______________________________________________________________________________________________________________________________

    Что такое счастье семьи?

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                   Нарисуй или наклей то, что ты любишь делать.

    Время года__________________________________

    Животное___________________________________

    Лучший друг________________________________

    Больше всего на свете_________________________

    Книга_______________________________________

    Телепередача_________________________________

    Песенка______________________________________

    Игра_________________________________________

    Цвет_________________________________________

    Игрушка______________________________________

    Блюдо________________________________________

    Время суток___________________________________

    Запах_________________________________________

    Лучше всего я умею:

    1. ____________________________________
    2. ____________________________________
    3. ____________________________________
    4. ____________________________________

    Я не очень хорошо умею:

    1. ____________________________________
    2. ____________________________________
    3. ____________________________________

    Больше всего я хочу научиться:

    1. ____________________________________
    2. ____________________________________
    3. ____________________________________

    Вот что мне для этого нужно:

    1. ____________________________________
    2. ____________________________________
    3. ____________________________________

    Мой адрес:    Ставропольский край

                              Курской район

                             ст. Галюгаевская

                             ул.Клубная,20

    История моей улицы:





     

    1. __________________________________
    2. __________________________________
    3. __________________________________
    4. __________________________________
    5. __________________________________

    Настоящий друг это:

    1. тот, кто никогда не обманывает своего друга,
    2. тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом, что сам имеет,
    3. тот, с кем всегда интересно,
    4. тот, кто постарается защитить от обидчика
    5. ______________________________________________________________________________
    6. ______________________________________________________________________________
    7. ______________________________________________________________________________

                      Схема режима дня

    Режимные моменты

    Время проведения

    1—2 классы

    3 4 классы

    Пробуждение, гимнастика, закаливающие процедуры

    7.00

    7.00

    Завтрак

    7.30

    7.30

    Дорога в школу (прогулка)

    7.50

    7.50

    Учебные и факультативные занятия в шко ле, завтрак на большой перемене

    8.30

    8.30

    Дорога из школы домой (прогулка)

    12.30

    13.30

    Обед

    13.00

    14.05

    Послеобеденный отдых (сон для перво классников и ослабленных детей)

    13.30

    Пребывание на воздухе

    14.30

    14.30

    Приготовление уроков. Каждые 35—45 ми нут занятий перерыв на 5—10 минут. Во время первого перерыва – полдник.

     Во

    16.00

    17.00

    Пребывание на воздухе

    17.30

    _

    Ужин и свободные занятия

    19.00

    19.30

    Сон

    21.00

    21.00

    Организация рабочего места

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

     

    Секреты успешной работы

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Тест №1.

    Отметь 5 самых важных по твоему мнению действий, направленных на достижение поставленной цели.

    1. Быть настойчивым.
    2. Быть решительным.
    3. Не расстраиваться при неудаче, ошибке.
    4. Верить в успех.
    5. Не торопиться.
    6. Поддерживать друзей в трудную минуту.
    7. Не унывать.
    8. Не сдаваться.
    9. Не бросать  начатое дело.
    10.   Верить в то, что всему можно научиться.

    Тест №2.

    1. Мне нравятся люди, которые… __________________________________________________________
    2. Я хочу, чтобы в школе…

    _____________________________________________________________

    1. После занятий я люблю…

    _____________________________________________________________

    1. Когда бывает трудно я…

    _____________________________________________________________

    1. Я знаю, что мое здоровье…

    _____________________________________________________________

    1. Друзей у меня…

    _____________________________________________________________

    1. Я часто думаю о…

    _____________________________________________________________

    1. Дома я…

    _____________________________________________________________

    1. Более самостоятельным я стану…

    _____________________________________________________________

    1. В будущем я...

    _____________________________________________________________

    Тест №4.

    «Какой я?»

    Если бы ты поймал жар-птицу. Она умеет выполнять ваши желания. Что бы ты попросил?

    Зачем тебе это нужно?

    Я хочу получить это:

    1. Потому, что это есть у других.

    2. Потому, что этого нет у других.

    3. Потому, что это мне необходимо.

    4. Потому, что это надо моим родственникам и

                                                                           друзьям.

    5. Потому, что это просто хочется.

    А вот как можно назвать эти душевные качества:

    1. завистливость

    2. хвастливость

    3. практичность

    4. доброта, заботливость

    5.  жадность

            

    2 кл

    3

    кл

    4

    кл

    5

    кл

    6

    кл

    7

    кл

    8

    кл

    9

    кл

    10

    кл

    11

    кл

    итог

    Русский язык

    Чтение / литература

    Математика

    Мир вокруг нас

    Информатика

    Детская риторика

    Изобразительное искусство

    Технология

    Английский язык

    Музыка

    Физическая культура

       

       

            

    класс

    дата

    кол-во

    слов

    класс

    дата

    кол-во

    слов

    Тест №3.

    «Все цвета, кроме чёрного»

    Поставь красный «огонёк» около «хороших» качеств характера,

    а около «плохих» - чёрный.

    Зависть

    Добродушие

    Трудолюбие

    Любознательность

    Корысть

    Злоба

    Бескорыстие

    Взаимопонимание

    Ненависть

    Доброта

    Наблюдательность

    Великодушие

    Сочувствие

    Покладистость

    Упрямство

    Агрессивность

    Нетерпимость

    Эгоизм

    Безразличие

    Сопереживание


    1.    Доверяйте своим родителям — они самые близкие вам люди, они
                                                                  могут помочь вам, дать хороший совет.

    2.    Рассказывайте им о своих проблемах, неудачах, горестях.

    3.    Делитесь своими радостями.

    4.     Заботьтесь о родителях: у них много трудностей.

    5.    Старайтесь их понимать, помогайте им.

    6.    Не огорчайте и не обижайтесь на них понапрасну.

    7.    Знакомьте их со своими друзьями, рассказывайте о них.

    8.    Расспрашивайте своих родителей об их детстве, о друзьях детства.

    9.    Демонстрируйте родителям достоинства своих друзей, а не недо статки.

    10.  Радуйтесь вместе с родителями успехам своих друзей.


    Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать каждый день.



    1. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.


    1. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телеви зор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.


    1. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на
      время, скоро забудешь смысл читаемого текста.


    1. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай
      перерыв, используй его для физкультурной паузы.


    1. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки,
      делай для себя выводы.


    1. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим
      поступкам.


    1. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной


    1. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей
      книге.


    1. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись и
      выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам, выполняя задание учителя.


    Как готовить домашнее задание по чтению



    1. Внимательно прочти название произведения, которое тебе необходимо прочитать.


    1. Посмотри, кто автор произведения.


    1. Внимательно прочитай весь текст.


    1. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.


    1. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых


    1. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.


    1. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с      помощью текста.


    1. Составь план пересказа текста.


    1. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).


    1. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мне нием со своими родными. Им это будет интересно.


    Памятка "Как выполнять домашние задания"



    ►        Проветри свою комнату до начала выполнения домашних заданий.



    ►        Выполняй задания в одно и то же время.



    ►        Если тебе это необходимо, включи тихую музыку.



    ►        Просмотри записи в дневнике. Определи, какие задания ты должен выполнить на следующий день.



    ►        Приготовь все принадлежности, которые необходимы тебе для выполнения домашних заданий.



    ►        Подумай, какое задание ты будешь выполнять первым. Нач ни с самого трудного, более легким заверши свою работу.



    ►        Отмечай в своем школьном дневнике карандашом выпол ненное задание.



    ►        Делай 10-минутный перерыв между каждым выполненным домашним заданием.



    ►        После подготовки уроков сложи книги и тетради в свой портфель.



    ►        Проверь, все ли ты положил в портфель для следующего дня.



    1. Не отнимай чужого.


    1. Попросили — дай, пытаются отнять — защищайся. Не дерись без причины.


    1. Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения иг рать вместе, это нестыдно.


    1. Играй честно, не подводи своих товарищей.


    1. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.


    1. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результа тах, они обязательно у тебя будут.


    1. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.


    1. Старайся быть аккуратным.


    1. Почаще говори: давай дружить, давай играть.


    1. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — непо вторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!  

    1. Что означает твоё имя?
    2. Что ты знаешь о своём имени?
    3. Каких известных людей ты знаешь с твоим именем?
    4. Спроси у родителей, почему они тебя так назвали?
    5. Есть ли в вашем роду люди с таким именем?
    6. Почему нужно дорожить своим именем?

























    ?  Ответь на вопросы.

    1. Что значит быть здоровым? ___________________

       ______________________________________

    2. Что влияет на твоё здоровье?___________________


                                                                                                           


    3. Как уберечь себя от болезней? _________________

    ______________________________________________

    4. Как лечат простуду? _________________________

    _____________________________________________

    5.Как тебе помогают солнце, воздух и вода?

    ______________________________________________

    6. Может ли измениться температура тела, и когда это происходит? __________________________________

    ______________________________________________

           

    Прочитай и подумай!

    Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее: богатство или слава?»

    Узнай, что ответил мудрец...

    _____________________________________________

             Здоровье не купишь – его разум дарит.

             Здоров будешь - всё добудешь.

             Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.

    Напиши сам пословицы о здоровье.

    _____________________________________________

    ______________________________________________


    Предварительный просмотр:

    Портфолио ученика начальной школы.


    1. Для чего ученику портфолио?

    "У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов". (министр образования В.М.Филиппов "Комсомольская правда" 14.01.2003)

    Основная функция данного нововведения - помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.

    Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.

    Нам всем придется привыкнуть к формуле:

    аттестат + портфолио = образовательный рейтинг выпускника школы


    Порядок исчисления удельного "веса" портфолио в суммарном образовательном рейтинге ученика предполагает два варианта:
    1. Вес портфолио может соответствовать весу одного экзамена - max 5 баллов.
    2. Вес портфолио может соответствовать весу двух экзаменов - max 10 баллов.

    Другими словами, дополнительная аттестация для поступления в профильные классы действительно необходима. Ведь существующая система экзаменов в 9 классе не дает представления ни о способностях, ни об интересах ученика!


    2. Философия портфолио.

    Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

    В педагогической литературе портфолио характеризуется как:

      Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;

      Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).

    Философия учебного портфолио предполагает:
    – cмещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
    – интеграцию количественной и качественной оценок;
    – перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;
    – основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".

    Концепция портфолио:
    Портфолио - перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика. Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ или каких-либо иных форм экзаменов при поступлении в вуз, поскольку наиболее полно покрывает тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре. Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты,
    компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования.


    3. Для чего все это нужно?

    Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.

    Портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи:

    1. поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
    2. развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
    3. формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
    4. закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.


    4. Как выглядит портфолио?

    Как правило, для создания портфолио требуется папка "на кольцах" (обычная или архивная), которая наполнена файлами с перфорацией. Желательно приобрести разноформатные файлы для хранения документов или работ формата А4, А5 и А3. Дополнительно можно вложить разделители, которые помогут структурировать папку по разделам.


    5. С чего начать?
    Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено? Разумеется, многие разделы из
    Портфолио-9 не подходят. Чем их заменить? Делать ли портфолио комплексным или ограничиться одной его частью? На все эти вопросы можно найти ответы, поразмыслив над тем, каковы основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах.


    6. Цели и задачи.

    Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе (я надеюсь!) является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. А вот как определяет основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах учитель из Санкт-Петербурга Ольга Уханова
    1:

    — создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
    — максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
    — развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
    — формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
    — формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
    — приобретение навыков рефлексии
    2, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
    — формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

    Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!

    Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован". 
    _______________
    1 Опубликовано в газете "Начальная школа".
    2 Рефлексия - склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии. Размышление о самом себе, познание и анализ собственных психических процессов и состояний. Нарушает жизнь человека и снижает его адаптацию как при избытке, так и при недостаче самопознания. 


    7. Главное не победа, главное - участие! 

    Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен
    сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

    Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой
    ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию3 (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.
    _______________
    3 Мотивация - побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность. 


    8. Как выглядит портфолио ученика начальной школы? 

    Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти к творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Как правило, администрация школы дает советы, рекомендации по оформлению. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты). Об опасности такого подхода поговорим чуть дальше. А пока напомню, что для "борьбы" с подобного рода обязаловкой и прочими "административными перекосами" существует такой орган, как попечительский совет школы. Отстаивайте интересы своих детей. Действуйте!


    9. Возможный вариант составления портфолио ученика начальной школы. 

    9.1. Примерная структура портфолио 

    Вариант 1. ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ЛИСТЫ
    (для самостоятельного раскрашивания)

    РАЗДЕЛ

    РАЗДЕЛИТЕЛЬ

    ВКЛАДЫШ

    ВКЛАДЫШ

    ВКЛАДЫШ

    ВКЛАДЫШ

    ВКЛАДЫШ

    Титульный
    лист


    увеличить >>>

     

     

     

     

     

    Мой мир


    увеличить >>>


    увеличить >>>


     


     


     


    увеличить >>>

    Моя учеба

     

     

    Моя общественная
    работа

     

     

     

     

     

    Моё творчество

     

     

     

     

     

    Мои впечатления

     

     

     

     

     

    Мои достижения

     

     

     

     

     

    Отзывы и
    пожелания

     

     

     

     

     

    Работы, которыми
    я горжусь

     

     

     

     

     

    Содержание

     

     

     

     

     


    9.2.  Как и чем наполнить портфолио ученика начальной школы 

    ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

    Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

    Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим. 


    РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"

    Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

      "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

      "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

      "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

      "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

      "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

      "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.

      "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.


    РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"

    В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.


    РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"

    Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал
    стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.


    РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"

    В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы:
    рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

    Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

    Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку
    тематической странички 


    РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"

    В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк "Творческого задания". В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.


    РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"

    Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.


    РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"

    В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа "Не готов к уроку!", либо ничего не отражающей похвалой типа "Молодец!". А что если вместо того же "Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио? Например:
    "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей." 

    Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.


    РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"

    В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.
    Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет бОльшую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"


    И ПОСЛЕДНИЙ РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ"

    Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто.


    10. Важно помнить.

    В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

    А вы обратили внимание на то, что постепенно "человек для общества" уступает место "человеку для себя"? Вот поэтому и главные усилия в сфере образования теперь предлагается направлять на развитие прежде всего тех способностей, которые не вытекают из каких-то абстрактных "общественных потребностей", а требуются самому человеку для успешной самоактуализации и самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам.


    10.1. Тем, кто будет учиться на первой ступени общеобразовательной школы (1-4 классы).

    Ко всему сказанному в п. 2 хотелось бы добавить, что введение портфолио в начальной школе, скорее всего, является инициативой учителя (или завуча начальной ступени). Обязать вас вести портфолио в соответствии с какими-либо жесткими требованиями администрация не вправе. На общеклассном родительском собрании (которое по этому поводу обязательно должно быть проведено) необходимо обсудить вопрос введения портфолио и четко определить:

    а) цели и задачи портфолио;

    б) структуру портфолио и возможность ее изменения по желанию ребенка (родителя);

    в) возможность отказа ребенка (или родителя) от ведения портфолио по тем или иным причинам.

    Источник:

    Приложение к статье «Портфолио школьника»

    http://www.solnet.ee/parents/p1_61.html

    на сайте «Солнышко»

    http://www.solnet.ee

     


    Предварительный просмотр:

    1. Есть ли у вас любимые семейные праздники?

    2. Каковы общие увлечения?

    _______________________________________________________


    ____________________________________________________________      

         

                                                                                                                                             

    Мое любимое время года        

    Мое любимое животное        

    Место, где я люблю бывать больше всего на свете        

    ___________________________________________________________________

    Мой лучший друг ______________        

    Мой любимый вид спорта  _        

    Моя любимая книга ___________        

    Мое любимое занятие __________        

    Мой любимый фильм _____________        

    Моя любимая телепередача _____        

    Моя любимая одежда _____________        

    Моя любимая музыка        

    Мой любимый музыкальный инструмент        

    Моя любимая песенка ________________________________________________

    Моя любимая игра _____________        

    Мой любимый цвет _____________        

    Мой любимый звук ____________        

    Мой любимый урок_____________________________________________

    Моя любимая игрушка ______________        

    Мое любимое блюдо        

    Мой любимый запах        

    Мое любимое время суток           

    …                     

    …                     

    …                     

    …                     

    …                     

                                                                         1 класс.

    «Мои успехи в школе и вне школы»

    Чему я научился на уроках по всем предметам в этом учебном году (общеучебные и предметные умения)

    п/п

                   

                             Умения

    Само-

    оценка и оценка учителя

    1.

    Я могу сказать, что и зачем мы будем делать на уроке.

    2.

    Я могу сказать, что нового я узнал на уроке.

    3.

    Я умею наблюдать и делать выводы.

    4.

    Я могу запомнить важные сведения.

    5.

    Я с уважением отношусь к другим людям.

    6.

    Я выполняю правила, о которых мы договорились с ребятами в классе.

    7.

    Я умею объяснять, что я чувствую.

                                                       

          Достижения – это положительный результат каких-либо усилий, успех! В каких конкурсах, олимпиадах, соревнованиях принимал участие ты?

    п/п

    Дата

    Твоё участие

    (конкурсы, мероприятия, олимпиады, проекты и т.д.)

    Результат

    (награды)


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

    Портфолио ученика начальной школы

    Портфолио ученика начальной школы как средство мониторинга качества образования. Статья-отчет о работе в рамках эксперим...

    Контрольная работа по математике

    Контрольная работа по математике за  I   полугодие 4 класс  (2012-2013уч.год)....

    Занимательная грамматика.

     Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков г...

    Психолого- педагогическая характеристика 1 класса

    Психолого- педагогическая характеристика 1 класса...

    Викторина 1 класс

    Викторина 1 класс...

    Правила игры «Пионербол»

     * Каждая команда отбивает мяч руками любым способом через сетку на сторону противника. * Касание мяча к телу ...

    План методической и учебно-воспитательной работы

    Вариант плана методической и учебно-воспитательной работы...

    Комментарии

    Спасибо за материалы по портфолио ученика. Нашла новые разделы. Буду оформлять с ребятами.