Родительское собрание «Воспитание доброты, чуткости, отзывчивости»
материал по теме

Елесина Евгения Васильевна

Цели и задачи:

- помочь родителям осознать  как важно  и необходимо для формирования личности ребенка воспитание доброты, чуткости, отзывчивости,

- построить тесное взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы,

- выявить проблемы взаимоотношений родителей и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_dobroty_sobranie.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Воспитание доброты, чуткости, отзывчивости»

Цели и задачи:

- помочь родителям осознать  как важно  и необходимо для формирования личности ребенка воспитание доброты, чуткости, отзывчивости,

- построить тесное взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы,

- выявить проблемы взаимоотношений родителей и детей.

Ход собрания:

  1. Организационный момент: создание эмоционального настроя.

Добрый вечер!

Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу.

Школа, кино, семья воспитывает детей, но основная, главная роль в деле воспитания молодого поколения принадлежит семье. Зачастую родители не принимают никакую роль  в воспитании ребенка, возлагая ее на школу, но школа является только помощником родителей в этом нелегком вопросе. В процессе воспитания мы должны формировать у детей не только лучшие нравственные черты, но и помогать преодолевать отрицательные качества.

  1. Основная часть собрания

«Рождены мы в самый светлый час

Женщинами в доброте святыми

Почему же многие из нас

Иногда бывают очень злыми?»...

Расул Гамзатов

Мы нередко встречаем людей с довольно противоречивыми представлениями о добре и зле, любви и ненависти, дружбе и вражде. Разнородным представлениям этим  соответствуют столь же разнородные и противоречивые суждения, отношения и вытекающие из них последствия.

Обычный класс обычной школы. Идет урок рисования. Тема его – «Наши любимые игрушки». Дети принесли на урок свои любимые игрушки: крокодила, кукол, машину, котенка. Но урок начался необычно, с чтения рассказа Виктора Драгунского «Друг детства». Дети слушают рассказ: герой произведения решил стать боксером и попал в сложную ситуацию -  отец отказывает ему купить настоящую боксерскую грушу, так как она слишком дорогая. Мама, вместо нее, выдает сыну старого плюшевого медвежонка, весело приговаривая: «Хороший Мишка, отличный Мишка! Погляди, какой у него тугой живот. Ишь, как выкатил! Чем не груша? Еще лучше! И грушу покупать не надо». После того, как сын высказал свое отношение  к предложению мамы – а он очень обрадовался, что мама так здорово придумала и устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы сподручнее было об него тренироваться и развивать в себе силу удара - учительница прервала чтение и попросила ребят (учеников) рассказать  о своих игрушках. Затем, выслушав, она предложила каждому попытаться нарисовать свою  любимую игрушку и попутно обдумать ответ на вопрос: «А вам, ребята, понравилось, что придумала мама мальчика или нет? Почему? С ответами она не торопила, просила подумать. Ученики отвечали на ушко своей учительнице. Оказалось, большинство изъявило желание тренировать силу удара, т.к.  хотели стать сильными, ловкими. Медвежонка не жалели: «Он не живой». А у кого не было такого медвежонка, то предлагали заменить его зайцем, потому что заяц тоже тугой и толстый.

         По окончании работы детей над рисунками учительница прочла рассказ до конца. Ребята узнали, что мальчик все же отказался от решения стать боксером, потому что не пожелал использовать «друга» детства в качестве тренировочной груши, пощадил его. Но даже после  этого дети продолжали радоваться тому, что  мама так здорово придумала.

Разные детские характеры и, естественно, разные детские судьбы. А в решении задачи на выявление гуманистической направленности эти разные дети ведут себя почти одинаково: без каких-либо сомнений изъявляют желание тренироваться на старых, пусть даже когда-то и любимых ими игрушках, объясняя свое согласие  тем, что игрушки уже никому не нужны, удобны для тренировки и, кроме того, не надо тратить денег на приобретение боксерской груши.

Практично. Экономично. А вот только этично ли?

В другом случае такие дети могут ведь в качестве удобного объекта для упражнений использовать и молодое гибкое дерево, нерасторопную лягушку, неоперившегося птенца, бездомную собаку или чем-то непонравившегося ученика.  Разнообразные проявления эгоизма у детей не редкость.  Мы можем встретиться  и с совершенно необъяснимой  их жадностью, себялюбием, равнодушием, наконец и с жестокостью. И в недоумении разводим руками, беспомощно вопрошая: «Откуда в них это?».  А наши дети обзываются, пинаются, бьют друг друга по лицу.  Взрослые нередко забывают о том, что дети не черпают ниоткуда жестокость, но не черпают ниоткуда и добрые  движения души.

Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение  человеческой души, не злоупотребляя своей властью, не превращайте мудрость в деспотичное самодурство. Помните, что  ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать  его игрушкой своего произвола.

Некоторые родители почему-то считают, что если «хорошо нажать, ребенок будет учиться на «5» и «4». По мнению многих родителей, оценка успеваемости выражает вместе с тем и оценку нравственности. Это глубокое заблуждение наносит серьезные травмы ребенку, а иногда просто калечит его душу.  Ведь не у всех одинаковые способности: одному легко учиться на «4» и «5»,  а для другого и оценка «3» является большим успехом. А еще хуже, когда родители бьют ребенка. Учитель написал в дневнике: «Ваш сын не принес книгу!» – бьют. «Плохо вел себя на физкультуре!» – бьют. Всем надо помнить: если ребенок познал потрясение, связанное с наказанием, в его душе ослабляются внутренние силы самой человеческой  природой, предназначенные для самовоспитания. Чем больше наказаний и чем они жестче, тем  меньше самовоспитания. Наказание огрубляет человеческую душу, озлобляет и ожесточает ее. Человек, испытавший наказание в детстве, в подростковые годы не боится ни детской комнаты милиции, ни суда, ни исправительно-трудовой колонии. Мне хочется зачитать несколько  строк о воспитании Макаренко:

«Дети невинны, когда совершают зло и добро: они поступают согласно своим желаниям, поступают так, как любят, как чувствуют – в них нет еще фальши. Розги и чрезмерная строгость учат их лицемерию и фальши, учат чувствовать и желать одно, а говорить и делать другое из-за страха. Запугиванием можно вырастить в ребенке только низость, испорченность, лицемерие, подлую трусость, жестокость».

А мы, учителя, опасаемся именно грубости души, нравственной толстокожести, невосприимчивости к добру, красоте. Сухомлинский писал: «Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью, любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят и уважают людей. У такого ребенка мир и покой в душе, стойкое душевное здоровье, чистосердечная вера в добро, вера в красоту человеческую, вера в слово воспитания, чуткость к тонким средствам влияния на человеческую душу – доброму слову и красоте.  Высшая мудрость родительской любви заключается в том, что  отцы и матери умеют раскрыть перед детьми подлинные источники радостей жизни, в чем видят и чувствуют дети радость бытия.

Детское счастье по своей природе эгоистично. Добро и благо, созданные для ребенка старшими, дети воспринимают как нечто само собой разумеющееся. До сих пор, пока они не почувствовали,  не пережили на собственном опыте  (а опыт сам по себе стихийно не приходит) что важнейший источник их личной радости – это труд и пот старших , они будут глубоко убеждены в том, что мать и отец существуют лишь для того, чтобы приносить им радость. Одно время был широко распространен  такой взгляд: лодыри и бездельники, неблагодарные сыновья и дочери вырастают, дескать, чаще всего у родителей, далеких от производственного труда. Но этот взгляд оказался мифом, надуманной схемой, его опровергает жизнь. «Жизнь твердо убедила меня – пишет Сухомлинский, - в противоположном: люди с каменными сердцами чаще всего вырастают именно в трудовых  семьях, в семьях рабочих, колхозников, интеллигентов, где отец и мать души не чают в своих детях, отдают им все и не требуют  от них ничего. С первого взгляда это может показаться странным и парадоксальным: в хорошей, трудовой, честной семье, у добрых, чутких, отзывчивых, сердечных  родителей дети вырастают иногда равнодушными, бессердечными. Но никакого парадокса здесь нет: ребенок вырастает с каменным сердцем, потому что он лишь потребитель радостей, все радости его жизни заключаются только в том, что он берет, получает, а это самое страшное, что может быть в семейном воспитании. Вряд ли можно встретить хотя бы одного из родителей, которому была бы безразлична судьба его детей, было бы все равно, что выходит из-под его влияния. Каждый желает им добра и благополучия. Нравственная ценность имеет не просто добро, которое всяк по своему разумеет, а добро, несущее в основе своей гуманность высшего  этапа развития. Такая гуманность сочетает в себе  уважение, любовь, заботу к людям труда, к природе, к Родине с ненавистью к тем, кто стремиться жить за чужой счет, посягает на свободу и независимость человека, оскорбляет его достоинство, потребительски небрежен к природе, она предполагает и активную борьбу против аморальных явлений в обществе, борьбу за истинно человеческие отношения между людьми всех  стран и народов.  Смелость без гуманности это уже наглость, которая никогда не была среди людей  за добродетель.  И трудолюбие без гуманности, направленное лишь на  достижение честолюбивых целей, не теряя своей материальной значимости, полезности, утрачивает нравственное достоинство.  Если группу людей объединяют цели, удовлетворяющие интересы только этой группы, то такая группа, какой бы работоспособностью она не обладала, все равно не коллектив.  Она сборище эгоистов.  И даже образованность человека только тогда заслуживает  положительной оценки, когда обнаруживает органическое единство с гуманностью.  Иначе она явится благоприятным фоном для процветания в отношениях чванства и высокомерия. Гуманность, как видим,  поднимает  до высокого уровня нравственности все наши проявления: помыслы, устремления, действия, поступки. Это качество есть ведущее нравственное достоинство личности. Кроме того, понятие «гуманность» включает в себя целый ряд мелких, более частных, но взаимосвязанных черт, таких как чуткость, отзывчивость, доброжелательность, тактичность, способность  проявлять интерес к людям, умение сопереживать, сострадать, оказывать помощь, доверие.  Надо начинать с элементарных форм выражения человечности и завершая самыми сложными, процесс становления гуманности представить как  постепенный переход от  уровня к уровню,  от низкого к более высокому. Самый простейший уровень гуманности имеет следующие формы проявления: человек, поднявшийся на эту ступень воспитанности, способен видеть, что его окружает, и себя в данном окружении, способен проявлять интерес к суждениям, поступкам и отношениям окружающих его людей, умеет слушать их и выслушивать спокойно и уважительно. Это довольно сложная задача: научить детей внимательно и с уважением относиться к рассказчику, слушать  его, проявлять интерес друг к другу. Гораздо труднее научить при этом сопереживать, быть доброжелательными, участливыми, т.е. гораздо труднее поднять их отношения до более высокого уровня гуманной воспитанности. Источником детской готовности делать добро людям  является их сопереживание с теми людьми, у которых на сердце горе.  Чуткость к духовному миру человека, способность отозваться  на чужое горе -  именно с этого начинается человеческая радость, без которой немыслима нравственная красота. В воспитании чуткости и отзывчивости большую роль играют личные, теплые взаимоотношения, духовное общение, прежде всего двух людей: это или учителя и ученика, или родителя и ребенка. Мы, учителя, убедились: эффективность воспитания чуткости и отзывчивости у детей достигается при том условии, когда добрые чувства и добрые дела  ребят  не превращаются в показательные  мероприятия, а являются результатом их естественных внутренних побуждений, вытекающих из сложившейся ситуации и обстановки. Мы убедились: поменьше разговоров о сделанном, никакой похвалы за чуткость и отзывчивость – вот главные требования в воспитательной работе. Отзывчивость к людям должна стать таким же обыкновенным, естественным состоянием ребенка, как и учение, труд, игра. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, в волнениях о близких, о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.  Если добрые чувства не воспитаны в детстве - их никогда не воспитать, потому что это - подлинно человеческое - утверждается в душе одновременно с пониманием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием первого родного слова.

В детстве человек должен пройти первую эмоциональную школу воспитания добрых чувств. Представления и понятия о чуткости и отзывчивости не просто сведения, которыми после  запоминания можно руководствоваться в повседневной жизни. Это истины, которые должны затрагивать личную жизнь воспитанника. Они становятся священными  для ребенка при условии, когда величие человека познается через величие доброты.

  1. Заключительная часть.

Подошел к  концу наш разговор. Сейчас вы поспешите домой. Найдите время, отвлекитесь от будничных забот и поговорите со своим ребенком. О чем? О дружбе, взаимопонимании, конечно о терпимости…

Удачи! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание “Воспитывать доброту”

Родительское собрание-диспут – “Воспитывать доброту”...

Родительское собрание “Воспитывать доброту”

Родительское собрание-диспут – “Воспитывать доброту”...

Родительское собрание “Воспитывать доброту”

Родительское собрание-диспут – “Воспитывать доброту”...

Родительское собрание "Воспитать доброту"

Собрание разработано в деятельностном режиме. Даются советы как сделать ребенка добрее....

родительское собрание "Воспитываем доброту"

Показывает родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, побуждает их к этому....