Грамматические разборы
материал по теме

грамматические разборы для начальной школы по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskie_razbory.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

ГРАММАТИЧЕСКИЕ  РАЗБОРЫ

Фонетический разбор слова (№ 1)

а

о

у

ы

э

н

м

л

р

[й']

б

в

г

д

[ж]

з

ъ

я

ё

ю

и

е

п

ф

к

т

[ш]

с

х

[ц]

[ч']

[щ']

ь

1) Записать слово со строчной буквы, поставить знак ударения, через тире записать количество слогов в данном слове.

2) Разобрать слово по буквам и звукам:

                                           

                                          гласный  или  согласный

                         

                          удар. или безудар.         тв. или мяг.

                                                                  парн. звон. или парн. глух.

                                                                 (непарн. звон. или непарн. глух.)

3) Подчеркнуть разобранное слово, указать количество букв и количество звуков.

Разбор слова по составу (№ 2)

1) окончание         (изменяемая часть слова, вопросы – по части речи)

2) основа                   (всё слово без окончания)

3) корень                   (значимая часть слова, подобрать 2-3 однокоренных слова)

4) приставка              (часть слова перед корнем, изменить или убрать)

5) суффикс                 (часть слова после корня)

Морфологический разбор слова (№ 3)

Имя существительное

I. книгу – сущ. (что?)

II. Н.ф. – книга: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.; в В.п., в ед.ч.

III. взял (что?) книгу

Имя прилагательное

I. красивая – прил. (какая?)

II. Н.ф. – красивый; в ж.р., в И.п., в ед.ч.

III. открытка (какая?) красивая

Глагол

I. поёт – гл. (что делает?)

II. Н.ф. – петь: Iспр., в н.вр., в ед.ч., 3 л. (род если глагол пр.вр.)

III. соловей (что делает?) поёт

Разбор предложения (№ 4)

1) Дать характеристику предложению (по цели высказывания: повеств., вопрос., побуд.; по интонации: воскл. или невоскл.; по наличию главных членов: прост. или слож.; по наличию второстепенных членов: распр. или нераспр.).

2) Выделить грамматическую основу предложения (гл.чл. – подлежащее и сказуемое).

3) Найти зависимость между словами, поставить вопросы, указать части речи.

4) Выписать словосочетания (группу подлежащего, группу сказуемого, группу второстепенных членов).

ЧАСТИ  РЕЧИ

Имя существительное           Имя прилагательное         Глагол

И.п. кто? что?                          какой? – ед.ч.; м.р.               что делает(ют)? – н.вр.

Р.п. (нет) кого? чего?              какая? – ед.ч.; ж.р.                что делал(и)? – пр.вр.                

Д.п. (рад) кому? чему?            какое? – ед.ч.; ср.р.              что сделает(ют)? – б.вр.

В.п. (вижу) кого? что?            какие? – мн.ч.                        что (с)делать? – н.ф.

Т.п. (доволен) кем? чем?

П.п. (думаю) о ком? о чём?                                                                    -ешь (-ёшь)                                      

                                                                                                                  -ет (-ёт)

1 скл.                                                                             I спряжение       -ем (ём)                                                                                                                                                   

ж.р. и м.р.                                                                                                 -ете (-ёте)  

стена земля                                                                                              -ут (ют)

2 скл.                                                                          (Исключения: брить, стелить.)

м.р.       и ср.р.                                                                                           -ишь

конь окно                                                                                                   -ит

3 скл.                                                                            II спряжение        -им                                                                                         

ж.р. с ь                                                                                                       -ите

степь                                                                                                         -ат (-ят)

(Исключения: гнать,  держать, дышать и

слышать; смотреть, видеть, ненавидеть,

и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.)                                                                                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложения для грамматического разбора, 3 класс

Предложения для полного орфографического и грамматического разбора. 3 класс. Можно использовать по всем программам....

Алгоритм грамматического разбора слова по составу.

В материале показаны образец устного разбора слова по составу и схема разбора по составу на письме....

Виды грамматических разборов

Виды грамматических разборов...

Статья "Особенности проведения некоторых видов грамматического разбора в начальной школе"

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Грамматический разбор предложений. Учимся давать характеристику предложению. 4 класс.

Формирование умения делать полный грамматический разбор предложения, устанавливая связь слов в предложениях через словосочетания при помощи вопросов....

Урок русского языка "Виды грамматических разборов".

Виды грамматических разборов. Урок русского языка. 3 класс. УМК-любой...

Памятки грамматических разборов в начальных классах

В начальных классах проводятся разные виды грамматических разборов: фонетический (звуко-буквенный), морфемный (по составу), морфологический (как часть речи) и синтаксический (словосочетание и предложе...