Родительское собрание "Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге".
материал на тему

Ахатова Мавлия Мусаевна

Родительское собрание"Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

                             

                            Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение

                             средняя общеобразовательная школа № 16

                             а. Малый Барханчак Ипатовского района

                             Ставропольского  края

         

 Родительское собрание «Воспитание у детей безопасного поведения на дороге»

                                                                               Подготовила  

                                                               учитель начальных классов

                                                               Ахатова М. М.

                               2013-2014 уч. г.

Предварительная подготовка к собранию:

• Родители и обучающиеся заполняют анкеты

• Памятки для родителей

• Конкурс рисунков на тему « Я – пешеход»

Цель: организация совместной деятельности родителей, учителей и обучающихся по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения.

  Задачи: 

1. Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД - самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.

2. Ознакомить родителей и обучающихся с некоторыми правилами и памятками, способствующими наиболее эффективному усвоению ПДД.

3. Познакомить родителей с методами обучения детей ПДД.

4. Обратить внимание на психологический аспект проблемы.

                                                      Ход собрания

1. Вступительное слово учителя:

Уважаемые родители! Наше сегодняшнее собрание посвящено очень 

важной проблеме – воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дороге. Наша задача сделать всё необходимое, чтобы в вашу семью не пришла беда. Обучение правилам дорожного движения требует знаний и от детей, и от родителей. Следует своевременно научить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и внимательными.

      К теме безопасности детей на городских улицах приходится возвращаться постоянно. Дорожно-транспортными происшествиями с наиболее тяжкими социальными последствиями были и остаются те, участниками, а порой и жертвами которых оказываются дети. Появление малолетнего ребенка без сопровождения взрослого на дороге противоестественно, а его действия непредсказуемы, нелогичны и беспомощны. Некоторая осознанность в поведении ребенка вообще и на дороге в частности появляется к 10-12 годам. 

    Поэтому первый совет родителям - путем несложных экспериментов и наблюдений попробуйте оценить, к какой категории пешеходов относится ваш ребенок, готов ли он самостоятельно ориентироваться в дорожной обстановке, может ли принимать верные решения. Если нет, выходя на улицу, вам пора брать его не только за руку, но и заниматься воспитанием. Объясняйте, рассказывайте, убеждайте, воспитывайте личным примером. Совместно с учителями активно включайтесь в профилактику сами. Но не забывайте при этом, что вы теперь выступаете перед ребенком в роли непререкаемого авторитета, действующего во всех дорожных ситуациях правильно, взвешенно, максимально безопасно.

       В повседневной жизни мы стараемся быть вежливыми по отношению друг к другу, а вот ступая на дорогу, садясь за руль автомобиля, становимся другими, как бы перерождаемся. «Не трамвай – объедет», – убеждает себя пешеход, переходя дорогу перед близко идущим транспортом. У водителя мнение насчет пешехода совсем другое: «Не столб – отойдет», а в результате статистика собирает урожай дорожных происшествий, связанных с наездом на пешеходов. Пешеходы наравне с водителями обязаны соблюдать Правила дорожного движения. Об этом должны знать и взрослые, и дети.

   В школе  проводим большую работу по обучению и воспитанию детей, связанную с Правилами дорожного движения. На уроках окружающего мира, классных часах мы объясняем, рассказываем, показываем как нужно вести себя на дороге, проигрываем различные ситуации. В класс приходят работники ГИБДД, рассказывают о происшествиях на дорогах, проводят инструктажи по ПДД, получаем информацию по правовым знаниям. В школе проводятся конкурсы рисунков на темы безопасности ПДД, игры по правилам дорожного движения. В классе в «Уголке безопасности» есть памятки по ПДД.

    Сегодня школа стремится обеспечить обучающимся качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.

    Роль семьи в воспитании ребёнка трудно переоценить. С точки зрения ребёнка всё, что делают, особенно мама и папа, - правильно и лучше не бывает. Родители для ребёнка в младшем школьном возрасте являются образцом поведения, и только более взрослые дети начинают критически оценивать поведение членов семьи. Именно в таком возрасте, когда родители ребёнка ещё водят его по улице за руку, систематическая, повседневная тренировка в движении, с постоянным личным примером всех членов семьи  могут создавать положительные или отрицательные привычки в правилах поведения на дороге. Об этом должны помнить все, когда они с ребёнком делают первые шаги на проезжую часть дороги.

     Хотите ли вы, не хотите ли…

    Но дело, товарищи, в том,

   Что прежде всего – вы родители,

   А всё остальное – потом!

    Уважаемые родители! Помните, если вы нарушаете Правила, ваш ребенок будет поступать так же. Уважение к Правилам дорожного движения, привычку неукоснительно их соблюдать должны прививать своим детям родители. В наших силах сформировать навыки безопасного поведения на дорогах, воспитать сознательного и грамотного пешехода, ответственного за жизнь и здоровье участников дорожного движения.

    Проанализировав достаточно много дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети, сотрудниками ГИБДД установлено, что 80% аварий произошли в радиусе одного километра от места проживания ребенка. То есть в тех местах, где дети должны были бы хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов.

Блиц-опрос для родителей:

• Как правильно переходить улицу?

• Почему перед тем, как переходить проезжую часть, нужно остановиться и осмотреться?

• Зеленый сигнал светофора начинает мигать. Можно ли начинать переходить дорогу?

• Где находится самое безопасное место для перехода проезжей части?

• Как обозначается наземный пешеходный переход?

• Для чего нужно детское сиденье в автомобиле?

• С какого возраста детям разрешается выезд на проезжую часть на велосипедах, скутере?

• Знак «Дети» - для пешехода или водителя?

Рекомендации родителям по обучению детей ПДД:

• Основные термины и понятия правил.

• Обязанности пешеходов.

• Обязанности пассажиров.

• Сигналы светофора.

• Предупредительные сигналы.

   • Особенности движения на велосипеде.

• Движение в жилых зонах и перевозка людей.

• Движение через железнодорожные пути.

    Деловая игра для родителей «Ловушки на дорогах» (работа в группах)

Этот метод является обучающим, поможет родителям научить ребенка, как вести себя, чтобы предотвратить несчастные случаи на дорогах.

(На столах лежат карточки с описанием дорожных ситуаций, в которых может оказаться ребенок. Надо найти правильное решение из «дорожной ловушки»)

  Ловушка  №1 Когда ребенок спешит на автобус, он не видит ничего вокруг.

• Что нужно объяснить ребенку в данной ситуации?

Вывод: Научить ребенка быть особенно осторожным в этой ситуации.

 Ловушка №2 Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может   

                быть скрыта другая.

• Что нужно объяснить ребенку в данной ситуации?

Вывод: «Машина медленно едет, успею перебежать», - думает ребенок…   

             и попадает под автомобиль. Нужно показать подобные ситуации   

           ребенку, объяснить ему на улице, почему медленно 

           приближающаяся машина может скрывать за собой опасность.

Ловушка №3 Остановка – место, где дети чаще всего попадают под

               машину.

• Что нужно объяснить ребенку в данной ситуации?

Вывод: В зоне остановки попадают под машину в три раза больше детей, 

             чем на перекрестке.

       Деловая игра « Продолжите фразу …»

Сегодня я еще раз напомню ребенку о том, что ….

Составление памяток для детей (работа в группах)

Разработать и составить памятки для детей: дети-пешеходы, дети-пассажиры, дети-велосипедисты.

  Этот метод можно применить для обучения ребенка ПДД.

Слово классного руководителя.

   Работа по обучению детей Правилам дорожного движения - это длительная работа. Терпение и настойчивость – именно то, чего нам так не хватает в повседневной жизни. Для того, чтобы эта работа принесла результаты, необходимо применение теоретических знаний на практике. Практическое применение этих Правил – это работа родителей. Если научите соблюдать и применять эти основные правила поведения на дорогах, значит. В ваш дом не придет беда.

   Нужно обращать внимание на психологический аспект проблемы. Чтобы избежать неприятностей на дороге, нужно знать особенности детей и подростков. Медики настойчиво предупреждают, а взрослые эти предупреждения просто игнорируют:

• Дети до 13-14 лет видят только прямо, а боковым зрением слабо фиксируют происходящее («тоннельное зрение»).

• Ребенку приходится поворачивать голову для того, чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве. Для этого ребенку понадобится 4 секунды, в то время как взрослому -  четверть секунды.

• Восприятие ребенком скорости, размера транспортного средства и расстояния до него также искажено.

• Дети с искажением воспринимают звуки на дороге.

• У них искажено восприятие размеров транспортных средств.

(Психолог В.Арутюнян в статье «Маленький «мыслитель» и дорога»)

  Уважаемые родители! Ребенок – это чистый лист бумаги, на котором можно написать все хорошее и плохое. Пусть на вашем листе будет написано только хорошее. Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным. Помните, что от вашей культуры поведения на улице, в общественном транспорте, от вашего уважения Правил дорожного движения зависит жизнь и здоровье вашего ребенка. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.

Памятки для родителей (Приложение )

Рефлексия

• Была ли необходимость в проведении собрания?

• Получена ли полезная информация? Какая?

• Если нет – что упущено?

     

                                                            Приложение

Памятка родителям при составлении безопасного

маршрута школьника

Дорогие родители! Помогите вашему ребенку сохранить жизнь и здоровье на дороге.

Эту трудную задачу облегчит создание вами семейных учебных пособий.

Вместе с детьми составьте схему маршрута «Дом - школа - дом» с

детальным описанием особенностей каждого перехода через дорогу и мест,

требующих повышенного внимания. Могут быть полезными схемы других

 постоянных маршрутов вашей семьи («Дом - музыкальная школа», «Дом - дом бабушки» и т.д.), а также планы окрестностей дома и школы с их описанием.

Образец схемы маршрута

Текст к плакату:

Переход

Если у тротуара стоят машины, не выходи из-за них, отойди подальше, чтобы был обзор.

Пропусти едущую машину, подожди: не скрыта ли за проехавшей встречная.

Осторожно: обзору улицы мешают деревья.

Местный проезд

При движении по проезду не болтать с приятелем, не бежать. Здесь тротуар и дорога вместе.

 «Пустынная» улица

Даже если не видно машин, приостановись, осмотрись и переходи шагом.

Улица с интенсивным движением

Такую улицу безопаснее переходить только по обозначенным пешеходным переходам.

ДОМ и прилегающая территория

Особенности улиц, внутриквартальных проездов, стоящие машины, места ограниченного обзора (домами, деревьями), остановки автобуса, игровые площадки рядом с дорогой.

Остановка автобуса

Внимание! Стоящий автобус может ограничивать обзор!

Проезд в дворовую территорию

Остановись для наблюдения, как при переходе проезжей части: убедись, что из двора не выезжает машина.

Регулируемый перекресток

Всегда дождись зеленого сигнала светофора!

Перед тем как переходить дорогу, убедись, что на твоем пути нет машин, поворачивающих под зеленую стрелку светофора.

Остановка автобуса

Торговая палатка

Еще одна «помеха обзору»

ШКОЛА и прилегающая территория

Особенности улиц, все места с ограниченным обзором, основные помехи обзору, основные маршруты перехода улиц детьми, идущими в школу и из нее.

Образцы характеристик особенностей улиц:

- Узкая улица с интенсивным движением (на узких улицах пешеход менее осторожен, чаще невнимателен, так как для перехода улицы требуются считанные секунды).

- Узкая улица с неинтенсивным движением (на таких улицах зачастую пешеход выходит на проезжую часть, даже не осмотрев ее).

- Широкая улица с интенсивным движением (переход таких улиц опасен тем, что за время перехода обстановка на дороге может внезапно измениться, а пешеход не может так быстро покинуть дорогу, как на узких улицах).

- Большое число стоящих автомобилей (помехи обзору).

- Обзору проезжей части улицы мешают кусты, деревья.

- Дома, расположенные близко к проезжей части улицы - ограничивают обзор пешеходов, детей.

- Машины могут появиться неожиданно из-за поворота.

- Движение машин с высокими скоростями.

- Выезд транспорта из ворот предприятия (въезд).

- Возможно движение транспорта задним ходом.

- Обзор ограничен павильоном остановки общественного транспорта.

- Две остановки одна недалеко от другой («пересадочный пункт»).

- Движение военных, учебных или личных машин (неумелые водители).

- Уклон, поворот (возможность выезда машин на встречную полосу, на обочину, на тротуар при скользкой проезжей части).

- Движение крупногабаритных машин (автобусы, грузовики). Вероятны случаи, когда за одной машиной скрыта другая - движущаяся в ту же сторону или навстречу.

Рекомендуем:

1. Вместе с ребенком пройти по рекомендуемому маршруту, обсудив места, требующие повышенного внимания. Обязательно обозначить, по какому маршруту идти нельзя.

2. Дома вместе с ребенком составить схему рекомендуемого маршрута и описание к ней.

3. Пройти маршрут вместе с ребенком повторно, попросив его объяснить взрослому, как правильно поступать в том или ином случае.

4. Регулярно тренировать внимание ребенка, превращая его знания в навыки поведения.

                                                                            Памятка школьнику

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ

Ежегодно в Ставропольском крае жертвами дорожно-транспортных происшествий становятся дети. Каждый день вы выходите на улицу и становитесь участниками дорожного движения.  Очень часто ребята нарушают правила дорожного движения  или вовсе их не знают. Давайте сейчас, прочитав эту памятку, запомним основные правила и не будем  их нарушать.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА  БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ

        Никогда не выбегайте на дорогу перед приближающимся автомобилем. Это опасно, потому что водитель не может остановить машину сразу.

        Дорогу необходимо переходить в специально установленных местах по пешеходному  переходу.

        На проезжую часть выходите только после того, как убедитесь в отсутствии приближающегося транспорта и слева и справа.

        Выйдя из автобуса не выбегайте  на дорогу. Подождите, пока автобус отъедет, и только потом, убедившись в отсутствии машин, переходите дорогу.

        Опасно выезжать на проезжую часть на скейтах и роликовых коньках.

        Не выбегайте на дорогу вне зоны пешеходного перехода, в этом месте  водитель  не ожидает пешеходов и не сможет мгновенно остановить автомобиль.

        Опасно играть в мяч и другие игры рядом с проезжей  частью, лучше это делать во дворе или на детской площадке.

        Умейте  пользоваться светофором.

 

Помните! Только строгое соблюдение

Правил дорожного движения защищает всех вас

от опасностей на дороге.

Памятка

для родителей по обучению детей правилам дорожного движения

        Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

        Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”. Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.

        Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

        Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

        Не разрешайте детям играть вблизи дороги и на проезжей части.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения

1.        Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению.

2.        Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.

3.        Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас – этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться – это типичная причина несчастных случаев.

4.        Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

5.        Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл издалека. Научите его всматриваться вдаль.

6.        Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая едет прямо, а какая готовится к повороту.

7.        Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у учащихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах».

Выступление на тему: «Формирование у учащихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах».        Считаю, что обучение правилам дорожного движения следу...

Авторская целевая воспитательная программа «Формирование навыков безопасного поведения на дорогах»

Основной идеей программы является реализация положений Государственной политики  в области образования направленных на воспитание культуры личной  безопасности. Формирование знаний и н...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Меня всегда волновали вопросы воспитания и развития обучающихся, формирование их качеств личности,  необходимых им для полноценной жизни в обществе, а главное сохранности их жизни и здоровья....

Обучение родителей методам формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

При подготовке к занятиям по ПДД и в процессе проведения урока перед учителем возникают сложные методические вопросы, связанные как с выбором средств, форм и методов изложения учебного материала, с вы...

Методическая разработка родительского собрания на тему «Способы формирования устойчивых навыков безопасного поведения на дороге с помощью семьи».

Этот материал поможет родителям лучше понимать своих детей, сделать их поведение на дороге безопаснее.  ...

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей начальных классов с ОВЗ

информация будет полезна учителям начальных классов, воспитателям ГПД...