Рекомендации для родителей гиперактивных детей
учебно-методический материал на тему

Потапова Наталья Владимировна

Рекомендации для родителей и педагогов по воспитанию и обучению гиперактивных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_pedagogam_i_roditelyam_detey_s_sdvg.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рекомендации педагогам и воспитателям по работе с гиперактивными детьми.

  1. Ознакомьтесь с информацией о природе и проявлениях СДВГ, обратите внимание на особенности этих проявлений во время пребывания ребенка в школе.
  2. Вместе с ребенком и его родителями обратитесь за помощью к детскому  психологу образовательного учреждения или психологу-консультанту.
  3. Для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства – планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.
  4. На определённый отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику (воспитаннику) предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель (воспитатель) периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  5. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учёбе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
  6. Изменяйте режим урока (занятия) — устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией.
  7. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.
  8. При каждом подходящем случае давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность. Например, ребенок должен убирать за собой посуду после еды. Если этого не сделал, то пусть продолжит убирать со стола, пока его одноклассники играют.
  9. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребёнка — в центре класса (группы), напротив доски (воспитателя). Он всегда должен находиться перед глазами педагога. Выполняя задание, гиперактивные дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите правильно организовать работу. Обеспечьте для ученика (воспитанника) возможность быстрого обращения за помощью. Создавайте ребенку с СДВГ индивидуальные условия, которые помогут ему быть более организованным. Например, через 20-минутные интервалы разрешайте ему вставать и ходить в конце класса. Некоторые гиперактивные дети лучше концентрируют внимание, одевая наушники. Используйте все, что помогает (если это приемлемо и не опасно).
  10. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло — во время урока (занятия) попросите его вымыть доску собрать тетради и т. д. Разрешите этим детям рисовать во время объяснения Вами нового материала. При этом уровень восприятия детей с большой степенью вероятности не изменится или возрастет.

  1. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников (воспитанников), используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
  2. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика (воспитанника). Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к детям с СДВГ.
  3. Гиперактивные дети особенно в подростковом возрасте могут восставать не только против родительских запретов, но и запретов педагогов. Поэтому учителям необходимо научиться общаться с ними без применения так называемой «родительской лексики», основывающейся на активном использовании глаголов повелительного наклонения (сделай, подай, убери и т.п.) и глагола «должен». Например, фразу «запишите задание в дневник» разумнее заменить на «давайте запишем задание в дневник» или «вы должны выполнить упражнение» на «а теперь вы можете приступить к выполнению упражнения».
  4. Придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка. Создавайте ситуации успеха, в которых ребёнок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счёт здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний. Дети с СДВГ более других нуждаются в похвале.
  5. Используйте поощрения. Например, если ребенок с СДВГ хорошо себя вел на перемене, разрешите ему и одноклассникам дополнительно погулять еще несколько минут.
  6. Ищите слова поддержки даже в ситуации неуспеха ребенка. Гиперактивный ребенок нуждается в ощущении временности своей несостоятельности и вере взрослых в его возможности. Используйте фразы: «Пока у тебя это не получилось, но если ты потренируешься, то ты справишься с этим заданием», «Я верю в тебя» и т.п.
  7. При необходимости посоветуйте родителям пригласить педагога для дополнительных занятий с ребенком и выполнения им школьных уроков. Сами родители в этих ситуациях становятся надсмотрщиками.
  8. Совместно с психологами помогайте ребёнку адаптироваться в условиях образовательного учреждения, в детском коллективе — воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.
  9. Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить!!!

Рекомендации родителям гиперактивных

детей.

  1. В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале. Похвала помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребёнком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.
  3. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».
  4. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  5. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  6. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  7. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т. д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.
  8. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учёба в школе, выполнение домашних заданий.
  9. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
  10. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
  11. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
  12. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  13. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  14. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
  15. Определите для ребёнка рамки поведения — что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесёт никакой пользы. Несмотря на наличие определённых недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами.

 

  1. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
  2. Вызывающее поведение вашего ребёнка — это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.
  3. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.
  4. Дома следует создать для ребёнка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдаётся голубому цвету.
  5. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик и др.). Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребёнка.
  6. Создайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе и над столом не должно быть ничего отвлекающего его внимание: плакатов, игрушек и т.д.
  7. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2—3 основным.
  8. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
  9. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.
  10. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 1 до 19. Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребёнка.
  11. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя человеком умелым и компетентным в какой-либо области. Задача родителей — найти те занятия, которые бы «удавались» ребёнку и повышали его уверенность в себе. Хорошо, если в свободное время ребёнок будет занят своим хобби. Не следует перегружать ребёнка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть значительные нагрузки на память, внимание. Занятия в кружке должны приносить ребенку радость и удовольствие.
  12. Помните о том, что гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер!!!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям гиперактивных детей.

Данные рекомендации в помощь родителям....

Гиперактивность.Рекомендации родителям гиперактивных детей

Материал содержит рекомендации родителям гиперактивных детей....

Рекомендации родителям гиперактивных детей

1. В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети иг...

Рекомендации для родителей гиперактивных детей

В статье даются советы по общению с детьми с гиперактивностью....

Рекомендации для родителей гиперактивных детей

Практические советы для педагогов и родителей...

рекомендации для родителей гиперактивных детей

В материале представленыпсихолого-педагогические  рекомендации родетелям гиперактивных детей по воспитанию, обучению и правильному подходу....

Рекомендации для родителей гиперактивных детей

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ...