Если возникли трудности в обучении письму.
статья (1 класс) на тему

Если у вашего ребёнка возникли трудности в первом классе на уроках письма, прочитайте, возможно, вы определитесь с решением проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_usvoeniya_chteniya_i_pisma.docx15.62 КБ

Предварительный просмотр:

Письмо и чтение – сложнейшие навыки, которые длительно формируются, проходя ряд одинаковых этапов. Известный отечественный психолог А.Р.Лурия  проанализировал психофизиологические механизмы процесса письма, отмечал «… для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять (удерживать в памяти) их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкие по начертанию, и выработать твёрдые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные…» 

Выделяются следующие виды трудностей на начальных этапах обучения письму:

  • трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента),
  • трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента,
  •  неспособность скопировать элемент, букву( неровные штрихи, тремор);
  • ошибки в пространственном расположении букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо);
  • не «видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы (в-д), пишет лишние элементы:(и-ш, л-м) или наоборот не дописывает;
  •  неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяжённость графических элементов, большие, растянутые, буквы с разным наклоном, тремор);
  • сильный нажим, нестабильность графических форм;
  • ошибки при письме, пропуски согласных и главных букв;
  • замены согласных букв близких по звучанию.

Возможными причинами трудностей могут быть: недостаточная сформированность зрительного и зрительно-пространственного восприятия, недостаточная сформированность зрительной памяти, зрительно- моторных координаций, моторных функций; несформированность фонетико-фонематического восприятия; трудности звуко - буквенного анализа; несформированность механизмов организации деятельности; индивидуальные особенности темпа деятельности.

В чём же заключается помощь родителей, если у ребёнка возникли трудности в обучении письма в первом классе?

  1. Коррекция трудностей – это многоаспектная задача, значит, для успешного решения проблемы необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы.
  2. Помощь в решении школьной проблемы - это коррекция не трудности обучения письму, а причины, которая вызывает эту трудность. Например, если ваш ребёнок пишет небрежно, каллиграфически неправильно, необходимо выявить истинные причины, а не заставлять ребёнка «больше писать». Много причин: от неправильного держания ручки и нарушения посадки при письме до нарушений функционального развития (речевого, моторного).
  3. Помощь должна быть организована комплексная в системном взаимодействии педагога, психолога, логопеда и родителей. Она должна включать:
  • наблюдение и анализ возникающих проблем,
  • определение причин школьных трудностей;
  •  консультации специалистов;
  • четкое определение целей и конкретных задач помощи;
  •  составление индивидуального плана организации работы комплексной помощи (с учетом индивидуальных особенностей работоспособности и состояния здоровья);
  •  составление индивидуального плана обучения (для детей с прогнозом школьных трудностей);
  • опору при обучении на сформированные функции и параллельное «подтягивание» несформированных функций (в системе специальных занятий);
  •  постепенность (пошаговость) освоения учебного материала;
  • переход к новому этапу обучения лишь после полного освоения предыдущего (индивидуальный темп обучения);
  •  регулярное повторение пройденного материала;
  • независимую оценку результатов работы и функционального состояния ребенка не реже двух раз в год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Трудности в обучении письму и чтению"

Рекомендуется для родителей второклассников....

Рекомендации родителям медлительных детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению

Медлительность – свойство нервной системы, поэтому нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстры...

План- конспект родительского собрания во 4 классе тема «Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Методические рекомендации родителям по оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий»

Материал помогает определить типичные школьные трудности при обучении письму и чтению, в нём представлены методические рекомендации родителям....

Если возникли трудности в обучении чтению и письму

Вопросы о трудностях обучения немало интересны всем родителям: и тем, кто считает своих детей успешными и тем, кто уже видит, что ребёнок испытывает трудности обучения....

Трудности в обучении письму

В статье рассказывается о том, какие трудности испытывают первоклассники в обучении письму, раскрываются причины этих затруднений. Также даны рекомендации и игры, которые можно использовать на уроках ...

Трудности при обучении письму

Эта статья интересна учителям и родителям....