"Воспитание притчами"
статья по теме

Гущина Ирина Юрьевна

Притчи - небольшие истории с глубоким смыслом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pritchi-_nebolshie_istorii_s_glubokim_smyslom.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Притчи - это небольшие истории с глубоким смыслом

Часто, воспитывая детей, родители и педагоги готовы задействовать не только методические пособия и советы специалистов, но и «тяжелую артиллерию» в виде наказаний. Однако на крайние меры идти совсем необязательно. Всегда можно сделать так, что ребенок освоит жизненный урок, если это нравоучение преподнести в игровой форме или на примере других людей. К примеру, именно с этой целью подойдет притча. Какими они бывают? Как они помогают в жизни? И о чем они повествуют?

Что представляют собой притчи?

Притчи - это небольшие истории с глубоким смыслом. Их героями являются различные люди, часто являющиеся представителями разных профессий и социальных слоев населения. Притчи несут в себе идею, которую легко можно узнать, дослушав историю до конца. Интересно, что каждый видит в одной и той же истории разную суть, поэтому иногда данные рассказы нуждаются в дискуссии и пояснениях. Что дают притчи детям и родителям? Очень многому учит каждая притча. В школе учатся дети из разных семей, и каждая поучительная история, рассказанная учителем, заставляет не только сопереживать героям и представлять себя на их месте, но и признавать ошибки, а порой даже от души смеяться над ними.

Кому нужны притчи о воспитании ребенка?

Ошибочно полагать, что поучительные истории необходимо рассказывать исключительно детям. Бесспорно, они нуждаются в красивых притчах, которые помогут им вникнуть в суть вещей, но в большей степени в рассмотрении жизненных, хотя порой и аллегорических, примеров нуждаются и сами родители. Кроме того, каждая притча учит и родителей, и детей чему-то новому, а также позволяет посмотреть на жизненную ситуацию под другим ракурсом.

Притча о купленном часе

Как-то раз мужчина вернулся домой с работы поздно, сильно уставший и издёрганный. Маленький четырехлетний сынишка ждал его у дверей.

- Папочка, можно тебя спросить?

- Конечно, сын, что случилось?

- Папа, а сколько ты получаешь?

- Мал еще, не твоё дело! – раздраженно ответил отец. – А зачем тебе это?

- Мне очень нужно. Скажи, пожалуйста, сколько ты получаешь за час?

- Ну, около 400. Тебе-то что?

- Папочка – сынишка посмотрел на отца очень серьёзными глазами, - займи мне 200.

- Я работаю сутками напролёт, страшно устаю, а ты хочешь потратить деньги на какую-то дурацкую игрушку? – заорал отец. – Топай к себе в комнату и быстро ложись спать!.. Денег ему дай! Такой маленький, а уже эгоист.

Ребенок, вздохнув, потихоньку ушёл в комнату, прикрыв за собой дверь. А отец остался стоять в дверях, разозлившись на сынишку. «Что за ребенок? Спрашивает меня о зарплате, чтобы выклянчить денег! Никакого уважения к старшим!»

Через какое-то время, немного успокоившись, мужчина начал размышлять: «Возможно, он действительно хочет купить что-то очень важное для себя. Дам ему, он ведь ни разу еще не просил денег у меня».

-Отец зашел в детскую, сынишка еще не спал.

-Сынок, ты не спишь? – спросил он.

-Нет, папочка, - ответил ребёнок, лёжа в кровати.

- Кажется, я нагрубил тебе, - сказал отец. – Сегодня у меня был тяжёлый день. Прости меня. На, держи деньги. Здесь столько, сколько тебе нужно.

Лицо мальчика озарилось улыбкой.

- Ой, папка, спасибо тебе! – воскликнул он восторженно.

Залез он под подушку и достал оттуда несколько смятых денежных купюр. Отец увидел у ребёнка деньги, и это вывело его окончательно. А мальчик аккуратно сложил все деньги вместе, посчитал купюры, и посмотрел на отца.

- Зачем ты просишь денег, если они у тебя есть? – возмутился мужчина.

-У меня немного не хватало. А сейчас мне как раз хватит, - сказал малыш.

-Папочка, тут ровно четыреста. Я хочу купить только часик твоего времени, чтобы ты пришёл с работы пораньше и поужинал вместе с нами.

Притча «Богатый или бедный?»

Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню, на ферму чтобы показать сыну насколько бедными могут быть люди. Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына:

- Как тебе понравилось путешествие?

- Это было замечательно, папа!

- Ты увидел насколько бедными могут быть люди? - спросил отец.

- Да.

- И чему ты научился из этого?

Сын ответил:

- Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них - бухта, которой не видно края. Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звёзды. У нас патио на заднем дворе, а у них - целый горизонт.

Отец лишился дара речи после этого ответа сына.

А сын добавил:

- Спасибо, папа, что показал мне насколько богаты эти люди.

Не правда ли, что всё это зависит от того с какой точки зрения смотреть на мир? Имея любовь, друзей, семью, здоровье, хорошее настроение и позитивное отношение к жизни, вы получите всё! Но вот купить что-либо из вышеперечисленных вещей невозможно. Можно приобрести любые воображаемые материальные блага, даже запастись ими на будущее, но если ваша душа не наполнена, у вас нет ничего!

Притча «Урок бабочки»

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Я просил сил... А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

Я просил мудрости... А жизнь дала мне проблемы для разрешения.

Я просил богатства... А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

Я просил возможность летать...А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

Я просил любви... А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.

Я просил благ... А жизнь дала мне возможности.

Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.

Притча «Раны, которые мы оставляем»

        Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».

           В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада.

       В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день:

 Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

        Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада.

          Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость.

          Тогда отец сказал юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения».

        Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.

         Отец подвел сына к садовым воротам:

       “Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!”

        Никогда они уже не будут такими как раньше.

        Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи,

 ты оставляешь ему раны как те, что на воротах.

       Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его,

 Но всегда останется рана.

     И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется.

     Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.

Притча «Две семьи»

Живут в соседних домах две разных семьи… Одни всё время ссорятся, у других всегда тишина и взаимопонимание. 

Однажды, позавидовав миру в соседской семье, жена говорит мужу: 
– Сходи к соседям и посмотри, что такого они делают, что у них всегда все хорошо. 

Пошел, спрятался и наблюдает. Вот видит, женщина моет полы в доме, вдруг что-то ее отвлекло, и она побежала на кухню. В это время ее мужу надо было срочно в дом. Он не заметил ведро с водой, зацепил его и вода разлилась.

Тут пришла жена, извиняется перед мужем, говорит:
– Прости, дорогой, я виновата.
– Нет, это ты прости, я виноват.
...Расстроился мужчина, и пошел домой. Дома жена спрашивает:
– Ну, что, посмотрел?
– Да!
– Ну что?
– Все понял! У нас ВСЕ ПРАВЫ, а у них ВСЕ ВИНОВАТЫ.

Притча «Булочка»

Муж и жена прожили вместе 30 лет. В день 30-летия совместной жизни жена, как обычно, испекла булку - она пекла ее каждое утро, это было традицией. За завтраком она разрезала ее поперек, намазала маслом обе части, и как обычно, подает мужу верхнюю часть, но на полпути рука ее остановилась...

Она подумала: "В день нашего тридцатилетия я хочу сама съесть эту румяную часть булочки; я о ней мечтала 30 лет. В конце концов, я 30 лет была примерной женой, я вырастила ему прекрасных сыновей, была верной и хорошей любовницей, вела хозяйство, столько сил и здоровья положила на нашу семью".

Приняв это решение, она подает нижнюю часть булочки мужу, а у самой рука дрожит - нарушение 30-летней традиции! А муж, взяв булочку, сказал ей: "Какой неоценимый подарок ты мне сделала сегодня, любимая! 30 лет я не ел свою любимую, нижнюю часть булочки, потому что считал, что она по праву принадлежит тебе".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Притча "Разумное воспитание"

Разумное воспитание (Хинг Ши)Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:— Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?— Посмотри, женщина, на виноградную...

Притчи о воспитании

В помощь классному руководителю.Притча о Разумном воспитанииОднажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:- Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости? Что важне...

ПРИТЧА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОРКСЭ

Данный материал позволяет рассмотреть применение притчи на уроках ОРКСЭ, а так же и на других уроках. Представлены виды притч, направления, методика применения....

Притчи. Притча "Осёл и фермер".

"ПРИТЧА - нравственное поучение в аллегорической форме, отличающееся от басни тем, что свой поэтический материал оно черпает из человеческой жизни" . Такое опрделение мы можем прочитать в Словаре лите...

Притчи о воспитании детей.

Притчи о воспитании детей....

Притча - как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

В образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.Смысл...

Использование притч в духовно- нравственном воспитании школьников- мастер-класс

Описание опыта работы по  классной инновационной плащадке по теме "Использование притч в духовно- нравственном  воспитании школьников".Вопрос нравственно - духовного воспитания уча...