О готовности МОУ Урлукская СОШ к переходу на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
статья по теме

Комогорова Любовь Федоровна

Доклад "О готовности  МОУ Урлукская СОШ к переходу на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Урлукская СОШ

О готовности  МОУ Урлукская СОШ к переходу на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

       Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена в новом Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, Статья 79). Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья  рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. В соответствии с приказами Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении  федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» в МОУ Урлукская СОШ утвержден план - мероприятий по обеспечению условий обучения детей с ОВЗ.

Кроме этого, с 1 сентября вводятся в действие  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ»

        В настоящее время в нашей  школе 11 детей с ОВЗ.  7 детей-инвалидов.  С ЗПР 5, С УО 6. 5 обучающихся получают образование на дому.

Детей, поступающих на обучение в 1 класс  с ОВЗ 1 сентября 2016 года  нет., но мы понимаем, что такой ребенок может появиться в школе в любой момент (переезд родителей, прохождение ПМПК), и в соответствии с законом, школа должна будет создавать необходимые условия обучения для этого ребенка. Поэтому в нашем ОУ проведена большая работа по подготовке к введению ФГОС образования детей с ОВЗ, в соответствии с  Муниципальным планом действий по обеспечению введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В ОУ проведен ряд мероприятий по следующим направлениям:

I. Нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение реализации ФГОС ОВЗ.

По первому направлению создана нормативно-правовая  база, регламентирующая внедрение ФГОС:

- «Положение о разработке адаптированной образовательной программы»;

- «Положения об индивидуальном обучении обучающихся с ОВЗ на дому»;

- «Положения о психолого – медико - педагогическом консилиуме»;

- «Положения об организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ»;

- «Положения о приеме и переводе на обучение по адаптированной образовательной программе»;

- «Положение о разработке адаптированной образовательной программы по предметам в образовательном учреждении МОУ Урлукская СОШ»;

- «Положения об организации обучения  на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»;

- «Положение о порядке обмена информацией между образовательным учреждением и комитетом образования об исполнении возложенных на них ИПРА детей – инвалидов мероприятий психолого – педагогической реабилитации».

Подробнее остановлюсь на сложившемся в практике нашей школы  формировании документов, регулирующих индивидуальное обучение  на дому  обучающегося с ОВЗ, поскольку в этой части много изменений:

(в соответствии со ст.41 ФЗ 273 «Об образовании в РФ»

справка ВК о необходимости организации индивидуального обучения на дому;

документ, подтверждающий инвалидность ребенка (при наличии инвалидности);

заявление родителя (законного представителя) ребенка;

(В соответствии с Приказом Минобразования ЗК №520 от 04.06. 20014 г.)

приказ руководителя образовательного учреждения об индивидуальном обучении на дому;

договор о сотрудничестве образовательного учреждения и родителей обучающегося, находящегося на индивидуальном обучении;

адаптированная образовательная программа;

          индивидуальный учебный план;

          журнал индивидуального обучения на дому;

          расписание занятий обучающегося индивидуально на дому.

Работаем над приведением в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения (директора, заместителя директора по УВР, учителя начальных классов, классного руководителя, психолога).

II. Организационное обеспечение реализации ФГОС ОВЗ

По второму направлению достижение основной цели и решение поставленных задач по осуществлялось через:

         - создание рабочей группы по введению ФГОС НОО, в которую входили учителя первых классов, заместитель директора по УВР, психолог;

- координацию деятельности администрации школы, педагогического совета, научно-методического совета,  МО учителей начальных классов, психолога, учителей-предметников школы.

III. Кадровое обеспечение введения ФГОС ОВЗ

Одна из главных составляющих стандарта, без которой немыслимо их успешное внедрение в школу, – это подготовка кадров. Учитель – центральная фигура современной школы. Он:

    * креативный;

    * владеющий современными образовательными технологиями;

    * эффективно взаимодействующий с семьями учащихся;

    * открытый новшествам;

    * мотивированный на работу с детьми;

    * способный к личностному и профессиональному развитию.

4 учителя начальных классов нашей школы прошли курсовую подготовку, 3 из них  дистанционно.

IV. Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ОВЗ

        Совершенствуется материально-техническая база с целью создания развивающей среды в начальном звене

        В рамках государственной  программы РФ «Доступная среда» в нашу школу поставлено оборудование -  сенсорная комната на сумму 1 млн.руб.

Оборудование  сенсорной комнаты можно условно разделить на следующие функциональные блоки:

- релаксационный (кресло с гранулами, пуфики, мат, музыкальный центр и набор СД дисков для релаксации);

- активизирующий Назначение приборов, входящих в активизирующий блок – цветотерапия, воздействие на зрительное ощущение (мягкая платформа с угловым зеркалом и пузырьковая колонна, напольный ковер «Звездное небо», подвесной фибероптический модуль «Туча», пучок фибероптического волокна, световой столик – планшет для рисования песком и др.);

 - общеоздоровительный Назначение оборудования, входящего в общеоздоровительный блок – массажный эффект, профилактика плоскостопия, развитие координации движения и чувства равновесия,

развитие восприятия цвета и формы, развитие мелкой моторики, ароматерапия (балансировочные дорожки, диски, качели, коврики, ультразвуковой распылитель эфирных масел с набором эфирных масел);

-  развивающий (балансировочные доски с лабиринтами разных типов, тактильно – развивающие панели).

Сенсорная комната - мощный инструмент для сенсорного и познавательного развития  здоровых детей  и детей с ограниченными возможностями здоровья. Сенсорная комната позволяет провести сеансы музыкотерации, цветотерапии, ароматерапии.

 Психологом нашей школы Матвеевой Е.Ю. проводятся развивающие занятия с детьми  разных возрастных групп по:

- корректировке зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций;

- коррекции слуховых ориентировочных реакций;

- развитию тактильных ощущений;

- развитию эмоциональной сферы;

- развитию общей и мелкой моторики, коррекции двигательных нарушений;

- развитию наблюдательности и внимания;

- развитию речи, обогащению пассивного и активного словаря

        -развитию высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения).

В рамках этой же программы поступили и используются сенсорные клавиатуры, интерактивная доска, моноблок.

V. Информационное обеспечение введения ФГОС ОВЗ

Проведены семинары по вопросам подготовки к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и УО:

1.«Изучение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ  и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» .

2.«Актуальные вопросы разработки адаптированной образовательной программы  для детей с ОВЗ»

3. «Психологическое сопровождение программы коррекционной работы образовательной организации педагогом –психологом (в условиях ФГОС НОО для детей с ОВЗ)

Проведено 5 совещаний по вопросам подготовки к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью Педагоги школы приняли участие в вебинарах. Информация для родителей о деятельности ОУ регулярно размещается на сайте.

На видеоконференции от 23 августа на Забайкальском образовательном портале поднимался вопрос об организации образования детей с ОВЗ с 1 сентября 2016 г. На этом вебинаре было обращено особое внимание на  широкое информирование родительской общественности.  

Анализ ситуации в преддверии введения СФГОС позволил выявить проблемы на этапе переходного периода, а именно:                                                

1. Будут нарастать проблемы, связанные с оснащением   школы по обеспечению современных требований безопасных и комфортных условий обучения.                                                                                                                    

Таким образом, в Учреждении решались задачи нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, научно-методического обеспечения деятельности и эта работа будет продолжена.

Спасибо за внимание.

Поздравляем с наступающим новым учебным годом. Желаем крепкого здоровья, терпения, творческих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ ФГОС.

Обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС НОО...

Доклад «Использование арт-терапии в коррекционно-развивающих занятиях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

В данном докладе освещёны вопросы применения арт-терапевтических приёмов при проведении коррекционно-развивающих занятий, дана классификация изотерапевтических техник и приёмов, типов задани...

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Тема выступления «Современные подходы во взаимодействии школы и семьи в аспекте ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

     Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) ...

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В соответствии с деятельностным подходом, являющимся общеметодологической основой современного отечественного образования, группой авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) была ...

Технологическая карта по предмету русский язык (обучение грамоте) 2 класс для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС ОУО 1 вариант 1-4

Авторский подход к данной работе позволил представить планируемые результаты и метапредметные , как для обучающихся в норме-универсальные учебные действия, так и для обучающихся с ОВЗ (с интеллектуаль...