Родительское собрание на тему: Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка
методическая разработка (3 класс) на тему

Белова Светлана Петровна

Воспитание  человека начинается в семье. Семья для ребенка - это место его рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. В семье у ребенка формируется умение ценить и уважать труд взрослых. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx108.99 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка

Цель:

  • обратить внимание родителей на значение культурных ценностей и традиций семьи в развитии познавательной активности ребёнка;
  • актуализировать значение культурных ценностей семьи для развития ребёнка;
  • проанализировать наличие традиций в современных семьях.

Оборудование:

  • выставка книг, посвящённая  воспитанию ребёнка в семье;
  • фотовыставка «Мои увлечения и увлечения и увлечения моих родителей».

Оформление доски:

Ребенок – зеркало семьи; как в капле отражается  солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

                                                                 (В.А.Сухомлинский)

Один добрый пример лучше ста слов.

Что делает отец, то старается делать и сын.

                                                                  (Пословицы)

                                                   Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим о значении культурных ценностей семьи для развития ребёнка.

Воспитание  человека начинается в семье. Семья для ребенка - это место его рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. В семье у ребенка формируется умение ценить и уважать труд взрослых. В семейной атмосфере складываются представления ребенка о добре и зле, то есть закладываются основы нравственности личности. В семье закладываются основы духовной культуры человека.

Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.

Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на  которой произрастает высаженное вами семечко.

Предлагаю вам немножко поиграть со мной. Упражнение «Ассоциация»

У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

• Если семья — это здание, то какое…

• Если семья — это цвет, то какой…

• Если семья — это музыка, то какая …

• Если семья — это геометрическая фигура, то какая…

• Если семья — это настроение, то какое…

Тип поведения ребенка формируется на основе ценностных представлений семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Один папа считает, что сын должен быть добрым уступчивым, другой, наоборот,  идеал мужчины видит в физической силе, в умении постоять за себя. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствует их представлению о «хорошем» человеке.

                 Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции,  исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Так, например, во многих семьях сложилась традиция посадки дерева в честь новорожденного малыша; празднования дня поступления ребенка в школу; передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги; ведение семейной фото-летописи (а сегодня – видео-летописи) и т.д.

Несмотря на суету и спешку современной жизни, во многих семьях сохранилась традиция общесемейных трапез, которые восполняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и заинтересованность в ней всех домашних. Идет обмен текущими новостями, обсуждаются семейные дела, волнующие всех или кого-либо из членов семьи. Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейственности.

По установившимся в семье традициям можно судить о нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего, потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив.

Велико взаимовлияние друг на друга всех членов семьи. Кого ребенок видит в отце, матери, старших братьях и сестрах повседневно – все это имеет огромное значение в воспитании личности.   «Ты не один на свете» - эту истину трудно ребенку усвоить, если он не постигнет ее на практике. Надо, чтобы он постоянно видел, что в семье все делается поровну – труд, забота, внимание, лакомства, радость, огорчения. Атмосфера равенства и взаимной ответственности является своеобразной профилактикой эгоизма, потребительства, беспомощности, лени, чувства исключительности.

  1. Эмоциональная атмосфера семьи – это тоже своего рода традиция. В одних семьях принято все дела, даже возникающие разногласия, решать спокойно, по-деловому. В других и обычный разговор ведется с раздражением, на детей принято покрикивать. Ясно, что в первом случае ребенок приучается реагировать на спокойное обращение, во втором – на сильные раздражители: не послушается до тех пор, пока не накричат на него.

Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребенка поучаем, внушаем ему понятие о добре и зле, объясняем, требуем… Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту соприкосновения с развивающейся личностью.

  1. Трудовая атмосфера семьи – это участие в общих заботах по дому вместе со старшими, ребенок осознает свою причастность к жизни всей семьи. Он постигает очень важные понятия: каждый член семьи (в том числе и он) имеет свои обязанности, от выполнения которых зависит чистота, уют, порядок, в доме; в семье существуют определенные законы, которым нельзя не подчиняться; действия всех членов семейного коллектива взаимозависимы и продиктованы общими интересами; все – старшие и дети – делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо; каждый, выполняя определенные обязанности, делает это не только для себя, но и для других.

Совместный труд дает почувствовать всем участникам равенство членов семьи, ответственность каждого перед семейным коллективом.

Несомненно, что дети в тех семьях, в которых все творят, рисуют, лепят, поют хором, устраивают концерты, занимаются коллекционированием (имеют общее хобби) значительно более развиты.

Предоставляем им слово Татьяне Сергеевне и Насте ученицы 3г класса познакомят нас с их общим делом.

 Семья МАЗИНЫХ

          И я думаю, что каждый из вас согласиться, что родительство – самая трудная жизненная задача: здесь никто не может рассчитывать на быстрый успех и абсолютную компетентность, зато каждый в своем ребенке видит себя. Для того чтобы дети не останавливались на каком-то уровне, а продолжали двигаться дальше, нужна помощь родителей в поддержании и дальнейшем развитии познавательных интересов своих детей.

Нужно помнить, что в организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок:

•слишком много времени дети находятся у телевизора или компьютера,

•мало бывают на свежем воздухе,

•родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость.

Преодолеть эти ошибки –  задача современной семьи.

Упражнение «Дерево семейных ценностей» 

Цель: определение и ранжирование семейных ценностей.

Каждый получает заготовку «Дерева семейных ценностей» и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться).

Задача участников – ранжировать ценности:

– в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях.

- в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться.

- в крону – желаемые, но не обязательные ценности.

Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/raskraska_derevo_bez_listev9.jpg

Перечень возможных семейных ценностей:

Уважение,

забота о каждом члене семьи,

 семейное проведение праздников,

финансовая обеспеченность,

 здоровье и  любовь,

взаимопонимание,

семейные традиции,

 хобби,  связь поколений,

совместное проведение выходных,

праздничных дней,

комфортабельное жилье,

 дети,

занятия спортом,

высокооплачиваемая работа,

наличие друзей,

совместные путешествия,

 знания,

преданность,

достоинство,

 творчество,

честь,

красота,

счастье,

развлечения,

 физическая сила,

 совместный труд,

 верность,

 карьерный рост,

доверие.

ВИДЕОРОЛИК (на тему:«Какой я хочу видеть свою семью»)

Спасибо всем участникам нашего обсуждения и помните, пожалуйста, всегда:

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы, и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слайд-презентация "Культурные ценности семьи и их значение в жизни ребенка"

В данной презентации представлены основные направления нравственного воспитания в семье.Предложены возможные пути реализации принципов воспитания культуры в семье.Также можно ознакомиться с мыслями де...

Родительское собрание «Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в условиях введения федеральных образовательных стандартов»

Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, у...

Родительское собрание на тему "Семейные ценности"

В каждой семье существуют свои традиции, которые складываются при создании семьи или же продолжают те традиции, которые уже были сложены ближайшими предками и передались по наследству. Что же такое «с...

Родительское собрание на тему «Общение в семье, как средство формирования личности ребёнка».

Родительское собрание  на тему «Общение в семье, как средство формирования личности ребёнка».Тип собрания: семинар-общение....

Родительское собрание 2 класс. Тема: «Роль семьи в развитии ребёнка»

Цель: создание условий для ознакомления родителей с методами воспитания младших школьников; определение средств и приёмом построения гуманных взаимоотношений в семье.Задачи:- Изучить, обобщить, систем...

Презентация к родительскому собранию по теме: "Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка"

Презентация к родительскому собранию по теме: "Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка"...