Родительское собрание "Как научить ребёнка дружить"
классный час (2, 3, 4 класс) на тему

Мусайбекова Ботагоз Давлетбековна

Сценарий проведения родительского собрания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 2-4 СКклассе на тему:

«КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ДРУЖИТЬ»

Цели:

1.сформировать представление о правилах и приемах бесконфликтного взаимодействия в учебной деятельности, в семье.

2.помочь родителям осознать, как важна и необходима для формирования ребенка дружба со сверстниками; дать рекомендации, цель которых – способствовать формированию правильных отношений подростка и сверстников.

Ход собрания:

I. Организационный момент: Создание эмоционального настроя.

Добрый вечер. Спасибо за то, что пришили на очередное родительское собрание. Тема нашего разговора: « Как научить ребенка дружить?» Считаете ли вы, что дружба – является важной составляющей счастья ребенка? Умеет ли ваш ребенок дружить? Как понимает он это слово? Все эти вопросы и станут предметом нашего обсуждения.

II. Основная часть собрания.

«Друзья – не главное, здоровье в первую очередь», – говорит одна бабулька, привычно отправляясь с четырехлетним внуком на прогулку в лесопарковую зону. «Вот пойдет в школу, там и заведет друзей», – размышляет не очень общительная мама, наблюдая за одиноко копающейся в огромной песочнице дочкой. Правы ли они? Едва ли…

    Человек — существо социальное. В социуме мы реализуем большую часть своих потребностей. И дружба — это тот фундамент, на котором строится психологическое спокойствие человека.

Именно детская дружба учит маленького ребенка искусству сложного взаимодействия в обществе: умению постоять за себя, добиться справедливости, защитить близкого человека, объединить вокруг себя людей по интересам и идти к намеченной цели.

Однако умение дружить не заложено в человеке генетически. Это сложная наука, учиться которой каждому приходится на своих собственных ошибках. И лучше, если эти ошибки человек переживет в 2–3 года при помощи и поддержке родителей, нежели в школьные годы в одиночестве, страдая из-за каждого промаха и удара ровесников.

Кроме того, для развития любого навыка существует свой сенситивный период, упустив который, мы рискуем навсегда остаться без соответствующего умения. И если достаточно общительный от природы малыш как-нибудь сможет компенсировать упущенные годы тренировок, то стеснительному и замкнутому в себе ребенку может оказаться не по силам наладить общение с ровесниками, и он так и останется «в стороне».

Молодые родители с грустью отмечают, что на пути возникновения крепкой дружбы приходится преодолевать совсем не детские препятствия.

Дети чрезвычайно жестоки по отношению друг к другу. Им непременно хочется чужую игрушку, при том, что свою они не позволят даже в руках подержать. Они очень подвержены влиянию внешних факторов: плохая погода, не выспались,  устали – и, совершенно не считаясь с чувствами другого ребенка, могут превратить учебный день или время отдыха  в сущую пытку, как для себя, так и для друга. К тому же вам стоит быть готовыми сглаживать обиды и разрешать споры.

«Кто владеет информацией, тот владеет миром», – сказал У. Черчилль. Думаю, что к этому мнению нужно прислушаться.

Взрослеет ваш ребенок, и все новые и новые черточки появляются в его поведении. Совсем недавно ваш сынишка с удовольствием держался за вашу руку, шагая рядом, но однажды, вы заметили, что он аккуратно освободил свою ладошку и пошел рядом совсем самостоятельно. Не обратили внимания, когда именно это произошло? Скорее всего, где-то рядом были его приятели, одноклассники... Родителям не нужно обижаться, надо понять причины такого поступка.

Ваш ребенок вступил в пору, одним из признаков которой является «Переориентация с норм поведения взрослых на нормы сверстников». Именно так называют это явление психологи, считая его одним из наиболее ярких показателей того, что ребенок становится подростком. Ребенок стремится не просто быть вместе с товарищами, но хочет быть принятым, признанным ими. От этого (а, к огорчению многих взрослых, – не от успехов в школе) во многом зависит его настроение, его самооценка.

Такая зависимость от сверстников связана с очень сильным и ярким чувством взросления, переживанием подростком того, что он становится другим, иным, чем вчера, что он уже не ребенок. Он стремится понять себя, нового, свои новые качества, возможности. Но для того, чтобы сделать это, он должен себя с кем-то сравнить. Как важно, чтобы ребенок не оказался в этот момент под влиянием отрицательных «героев», не попал в дурную компанию (именно этого так часто боятся родители).

Поэтому если вы не хотите, чтобы ваш ребенок попал в «дурную» компанию, позаботьтесь о том, что уже в детстве у него был широкий круг интересов, ценности и представления, соответствующие вашим взглядам на жизнь, а главное, чтобы он любил и ценил общение с вами. Чем более широким будет его кругозор, чем более интересно ему будет жить, тем меньше вероятность, что он попадет в плохую компанию и, главное, что он предпочтет ее семье. Большинство подростков проходят стадию конформизма, подверженности влиянию сверстников. Такой конформизм, как показывают исследования, абсолютно нормален для развития в подростковом возрасте. Впервые он появляется к концу младшего школьного возраста, достигает максимума примерно в 13–14 лет, а затем уменьшается. И он, как правило, не имеет той силы и того полностью негативного характера, которому ему приписывает обеспокоенное родительское воображение.

Психологические исследования показывают, что для подростков самыми важными становятся две группы качеств личности – те, которые выражают их взрослость, самостоятельность, и те, которые характеризуют их как настоящего товарища.

Именно принцип товарищества становится важным критерием оценки себя и других.

Большинство взрослых, если серьезно задумаются, вспомнят себя в подростковом возрасте, согласятся, что товарищество, дружба были для них тогда очень важны. Но только проявлялись они по-другому. Для каждого поколения формы выражения этого принципа, его внешние проявления иные и именно они часто раздражают, выводят из себя взрослых.

«Так не делают», «Меня будут презирать», – в основе всего этого принцип товарищества, который для школьника является теперь главным принципом, главным критерием морального поведения. Такой основной, сознательно выделяемый, сознательно предпочитаемый критерий возникает здесь впервые (хотя подросток находит для его названия другие слова, другие определения). И отсюда часто возникающее объяснение: «Так все делают», которое вовсе не является попыткой «скрыться за спинами других» (как это часто понимают взрослые), а именно указание на равенство, общность норм для всех.

Когда ваши сын или дочь делает что-то не так, как вы того от него требуете – посмотрите, подумайте, с чем это связано. И если причины этому – ориентация на требования сверстников, не спешите с упреками или наказаниями. Порадуйтесь за него – он сделал громадный шаг в своем нравственном развитии. Известный швейцарский психолог

Ж. Пиаже описывает этот переход от низшей формы нравственности – «нравственности принуждения» к высшей ее форме – «нравственности сотрудничества».

«Нравственность сотрудничества» основана на равенстве, это нравственность взаимных отношений, тогда, когда каждый и сам должен вести себя определенным образом, и может требовать такого отношения от других. Это поведение, с ориентацией на интересы другого человека, других людей, т. е. нравственность в собственном смысле слова. И многие пугающие или раздражающие вас формы поведения вашего сына или дочери – это проявления «нравственности сотрудничества». И простая борьба с этими проявлениями путем запретов, наказаний, попытками доказать, что те или иные ребята не могут быть его друзьями, что они только «пользуются» им – все эти известные педагогические приемы, как правило, бесполезны. Ведут они часто не к смене друзей, не к желаемой взрослыми цели, а, наоборот – к углублению пропасти между подростком и взрослыми, причем – и это хорошо известно – чем сильней «нажим» со стороны взрослых, тем сильнее сопротивление подростка, тем эта пропасть больше.

 Если же подросток безропотно подчиняется взрослым, то это (особенно в долгосрочной перспективе) вредно для развития его личности. И когда вы с понятными опасениями думаете, что ваш сын, «как телок» всюду идет за товарищами, помните, что он сам тот самый товарищ для сына ваших соседей.

Многие родители в ответ на эти рассуждения воскликнут: «Но он еще мал! В жизни столько опасностей!»; «Что она понимает! Вот подрастет, тогда...». Действительно, насколько было бы спокойнее, если бы все это происходило позже, когда сын или дочь станут старше, сознательнее, станут лучше разбираться в жизни и в людях, когда можно будет не опасаться, что они попадут в руки наркодилера, преступника.

Увы! Законы развития психики, так же как и законы природы, плохо подчиняются нашему желанию, а наше вмешательство (с самыми добрыми намерениями) нередко через какое-то время оборачивается катастрофой. Ваши дети, являющиеся младшими подростками, вступили сейчас в очень непростой и ответственный период- период взросления. На этом этапе наиболее важным для них являются отношения со сверстниками. Но, вероятно, в это время взрослеющего человека многое волнует, очень нужен рядом не только ровесник, но и взрослый близкий человек, который поможет в трудную минуту. И я хочу напомнить вам русскую пословицу: «Нет лучше дружка, чем родная матушка». Вы по-прежнему должны быть рядом со своими детьми. Так ли это на самом деле?

Ответьте на несколько вопросов и подумайте о том, все ли правильно в ваших взаимоотношениях с ребенком?

1. Знаете ли вы одноклассников вашего ребенка?

2.С кем сидит ваш ребенок за одной партой?

3.Хотел ли он сделать подарок на 8 Марта (23 февраля) своей однокласснице (однокласснику)? Кому именно?

4.Внимательно ли вы слушаете рассказы ребенка о школьных буднях? (Или слушаете, но думаете при этом о своем?)

5.Являетесь ли вы инициатором разговора с ребенком о школьных друзьях, делах, достижениях и неудачах?

6.Часто ли к вашему ребенку приходят друзья? Не стесняется ли ваш сын (дочь) вас при общении с ними?

7. Много ли телефонных номеров хранится в сотовом телефоне вашего ребенка?

8. Какая игра самая популярная среди друзей вашего ребенка?

Думаю, каждый присутствующий родитель в состоянии проанализировать собственные ответы и сделать вывод. Как помочь найти ребенку друзей и как относиться к тем, кого он нашел сам.

Несколько практических советов.

• Путь ваши дети сами выбирают себе друзей, а вы позаботьтесь о том, чтобы эти друзья бывали у вас в доме.

• Познакомьтесь с родителями друзей вашего ребенка.

• Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка был широкий круг интересов, чтобы ему хотелось как можно больше узнать, понять, сделать.

• Научите своего ребенка с самых первых шагов принимать самостоятельные решения и справляться с ситуациями, когда ему навязываются чужие мнения.

• Как можно больше разговаривайте со своими детьми. Важно, чтобы этот разговор не превратился в ваш монолог, чтобы вы, выясняя, что думает ваш подросток, о чем мечтает, чего страшится, делали это уважительно, серьезно и с подлинным интересом к нему, к тому, что он говорит. И никогда в минуту раздражения не используйте откровенность подростка для того, чтобы «уличить» его в чем-то.

• Если вам активно не нравятся друзья вашего подростка, не пользуйтесь прямыми запретами (как правило, это только поднимает ценность такой дружбы в глазах подростка и ведет к тайным встречам, лжи и т. п.), поговорите со своим сыном и дочерью. Постарайтесь понять, что привлекательного они находят в своих друзьях. Возможно, вы измените свою точку зрения. Если нет – открыто и спокойно объясните, что вам не нравится.

• Если ваши дети выбирают «плохих», с вашей точки зрения, друзей, подумайте о своих отношениях с вашим ребенком. Не чувствует ли он себя заброшенным (нередко подросткам кажется, что родители их любят меньше, чем тогда, когда они были маленькими). Или, может быть, он постоянно ощущает, что вы в него не верите, ждете, что он сделает что-нибудь не так и «назло» стремится оправдать эти ожидания. А возможно, вы несколько переборщили с контролем, и подростку кажется, что вы хотите, как они выражаются, «рулить» всем, и он стремится показать вам, что он сам может что-то определять в своей жизни.

• Всегда старайтесь понять своего ребенка, понять, с чем связаны его поступки, какими потребностями, в том числе и потребности возраста в них выражаются. Всегда показывайте (и особенно тогда, когда это бесконечно трудно, поскольку он буквально «выводит вас из себя»), что вы любите его и доверяете ему. Научите его думать и принимать самостоятельные решения. Если он не всегда будет послушен, научится отстаивать свою точку зрения в общении с вами, то потому ему будет намного легче сделать это в отношении сверстников.

С позицией родителей по поводу влияния сверстников на ребенка мы разобрались. Пришло время поговорить о том, что ребенок знает о дружбе и какой смысл он вкладывает в это понятие. Ваших детей попросили ответить на вопросы.

– Как ты понимаешь, что такое дружба?

– Есть ли у тебя друзья? Как ты понимаешь, что это друзья, а не просто одноклассники?

– Можешь ли ты совершить какой-нибудь поступок ради своего друга?

– Если тебе нужно выбрать подарок для друга, как ты будешь рассуждать при обдумывании его? (Подаришь то, о чем друг давно мечтал? Подаришь что-нибудь не очень нужное тебе? Подаришь что-нибудь, на что хватит денег?)

– Приходит ли твой друг к тебе домой? Знают ли родители о том, с кем ты дружишь?

– У твоих родителей есть друзья? Ты хотел бы иметь таких друзей, когда сам станешь большим?

А какие проблемы волнуют ваши умы, родители? Предлагаю поделиться своими мнениями, задать вопросы. (Родители обсуждают волнующие их вопросы.)

«Мой первый друг, мой друг бесценный», – так с любовью обратился к своему лицейскому другу в своем стихотворении А. С. Пушкин. Их разъединили годы взрослой жизни, полные испытаний и лишений, но тепло и надежность дружеских чувств, зародившиеся в светлые лицейские годы, согревали еще долгие годы. Как важно помочь ребенку обрести в детстве друзей, помочь пережить первые радости и разочарования, связанные с дружбой. Может быть, именно от этого зависит все будущее счастье человека. Он не научился в детстве дружить: а сможет ли он любить? Жертвовать ради другого чем-то дорогим? Сможет ли дарить другому радость?

Согласитесь, что роль родителей в формировании умения дружить несомненна. Очень хочется, чтобы вы не пренебрегали ею.

Сейчас мы проведем с Вами тренинг.

Тренинг  “Учимся договариваться с другими людьми”

Цель: формирование навыков сотрудничества, способностей конструктивно  взаимодействовать с другими членами коллектива родителей  по достижению общей  цели.

Задачи: сформировать стремление к совместной деятельности  родителей;  представление о зависимости результата общей работы от  распределения обязанностей и соблюдения их всеми членами группы.      

                                Ход  тренинга

                       Эмоциональный настрой.

 

                       Игра ”Дружеский микрофон”

            Под музыку родители передают по кругу игрушечный микрофон. Музыка останавливается. Тот, у кого в руках окажется микрофон, высказывает свои пожелания.

             “Сегодня я хочу пожелать всем …”

                        Актуализация знаний.

            Педагог выясняет у родителей, для выполнения каких дел требуется объединить усилия многих людей. Например, в одиночку невозможно построить дом, автомобиль, издать книгу, вырастить большой урожай. Ребята  обсуждают, какие существуют разные виды объединений людей в зависимости от цели. На доске появляются слова ” Группа”,

“Коллектив”, “Компания”.

-Как вы думаете, “группой, коллективом, компанией”, были:

* куклы Карабаса-Барабаса, помогающие Буратино?

* бременские музыканты: петух, кот, пес и осел, вместе прогнавшие разбойников?

              Родители обращают внимание на общие цели и способы взаимодействия в этих объединениях.

-А Лебедь, Рак и Щука в известной басне И.Крылова?

 -Почему?  (Была общая цель, но не было навыков взаимодействия).

                       Формирование представлений о правилах конструктивного взаимодействия с членами объединения.

                 -Что нужно уметь делать, чтобы с нами не случилось то, что произошло с Лебедем, Раком и Щукой?

 Родители обсуждают, как должны действовать люди, участвующие в общем деле, как научиться делать что-либо сообща.

                 В результате коллективного обсуждения этой темы на доске появляется запись.

“Сотрудничество- это умение делать дело вместе”

Правила сотрудничества:

-умей понять другого

-умей договориться

-умей уступить

-умей прийти на помощь

-умей выбрать свою роль в команде

                 Формирования групп

      - Сегодня мы попробуем научиться сотрудничать. Для этого нам нужно разделиться на группы.

У педагога 5 открыток (по количеству групп), разрезанных на несколько частей ломаными линиями. Все части складываются вместе,  перемешиваются и раздаются родителям. Под веселую музыку родители должны собрать открытки. Те, у кого оказались части одной открытки, становятся членами одной группой.

        - Давайте проверим, все ли группы готовы к работе.  

                    Игра “Мы вместе”

Родители  в группе берутся за руки и образуют круг. С закрытыми глазами все вместе выполняют команды ведущего: построиться в квадрат, в треугольник, попрыгать на одной ноге, сесть, встать.

            -Молодцы. Вижу, что вы готовы работать в одной команде. В этой игре вы действовали очень согласованно и дружно.

                  Коллективная работа ”Строим дом Дружбы”

        Родители получают задание нарисовать дом для дружной компании.

        Каждой группе выдаются лист ватмана, карандаши, мелки, фломастеры.

Родители выбирают компанию сказочных героев, для которых им предстоит построить дом Дружбы. Например:

- для Винни -Пуха и его друзей

-для Незнайки и его друзей

-для бременских музыкантов

-для героев Г.Остера: попугая, удава, слоненка и мартышки

-для Незнайки и его друзей

         Педагог предлагает повторить правила сотрудничества, договориться о роли каждого члена группы , согласовать действия и  приступить к работе.

                    Презентация коллективной работы

       Через 15 - 20 минут каждая группа представляет свою работу и комментирует свой плакат.

                 Рефлексия. Игра “Волшебный телефон”

                Родителям предлагается позвонить по “волшебному “ телефону в далекую страну или сказочному герою и рассказать о том, как работала их группа. Педагог помогает определить, что помогало, что мешало сотрудничеству.  

           

Мы  - это слово короткое очень,

Но нет слова  волшебней его.

В нем, между прочим,

Две буквы всего.      

Мы! Звонче слова в мире нет!

Мы! Это песня и рассвет!

Мы! Это значит, ты и я!

Мы! Значит, встретились друзья!

III. Заключительная часть

Педагог. Подошел к концу наш разговор. Сейчас вы поспешите домой... Найдите время, отвлекитесь от будничных забот и поговорите со своим ребенком. О чем? О дружбе, конечно о терпимости …. Удачи! До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4 классе "Как научить ребенка дружить"

Этот материал будет интересен классным руководителям  4 класса....

«БЕЗ ДРУЗЕЙ МЕНЯ ЧУТЬ-ЧУТЬ» ИЛИ КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ДРУЖИТЬ

Цели: помочь родителям осознать, как важна и необходима для формирования ребенка дружба со сверстниками; дать рекомендации, цель которых – способствовать формированию правильных отношений подростка и ...

Как научить ребёнка дружить?

Консультация для родителей (брошюра) "Как научить ребёнка дружить?"...

Родительское собрание "Научите ребёнка говорить "НЕТ!""

Целью собрания является знакомство родителей с целями, методами и приемами развития жизненно важных навыков....

Родительское собрание в 4 классе на тему: « КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ДРУЖИТЬ»

Цели: помочь родителям осознать, как важна и необходима для формирования ребенка дружба со сверстниками; дать рекомендации, цель которых – способствовать формированию правильных отношений подростка и ...