Аналитическая справка по адаптации учащихся 1 классов
методическая разработка по теме

Выступление на педагогическом консилиуме по адаптации 1 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptaciya_1_klassov.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

План работы педагогического консилиума, проведенного в 1-х классах по результатам пед. сопровождения.

Повестка дня:

1. Проблемы адаптации.

2. Состояние здоровья учащихся 1-ых классов ( мед. работник)

3. Выступление классных руководителей:

  1. Влияние социума (дети «группы риска»);
  2. Дети, проявляющие признаки одаренности;
  3. Учащиеся, проявляющие признаки дезадаптации;

4. Психофизиологические особенности первоклассников

 Результаты диагностического обследования. (психолог)

5. Анализ посещенных уроков администрацией (зав. по УВР)

6. Рекомендации.

Пед. консилиум: «Адаптация первоклассников»

С первых дней 20011 -2012 уч. года в школе началось педсопровождение 1 классов, основной целью которого было создание наиболее оптимальных условий для безболезненного вхождения учащихся в школьную жизнь.

1. Проблемы адаптации учащихся. 

Первый год обучения определяет порой всю последующую жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Вообще, с началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. И эта нагрузка для детей вообще, а для шести-семилетних особенно является наиболее утомительной.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоится в школе по-настоящему. Нельзя забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, а значит, процесс адаптации к школе в каждом отдельном случае будет различным. Состояние  здоровья наших первоклассников  – это тот резерв, тот запас сил, та стартовая позиция, которые и определяют во многом успешность не только первого года обучения, но и одиннадцатилетнего школьного марафона.

2. Состояние здоровья учащихся 1-ых классов (мед. работник)

 К сожалению, сейчас почти 80% школьников имеют отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Растет число детей не способных на должном уровне усваивать учебную программу колеблется от 15 до 40%. Они имеют много пропусков, долго восстанавливаются после болезни.  У этих детей низкая работоспособность, повышенная утомляемость.

3. Выступление классных руководителей:

К 1-му классу дети имели различную степень готовности. Тестирование будущих первоклассников не проводилось согласно инструктивному письму Минобразования  «О нарушениях при приеме детей в 1-е классы общеобразовательных учреждений», комплектование классов осуществлялось по принципу равного деления по количеству мальчиков и девочек, а так же с учетом пожеланий родителей

4.   Формирование школьной мотивации. Результаты диагностических  исследований. 

Понятие «готовность ребенка к школе» комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка. Первоклассник,  поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. В связи с этим школьным психологом  были проведены комплексные наблюдения, диагностика  уровня интеллектуальных способностей.

5. Анализ посещенных уроков администрацией.

 Справка по классно-обобщающему контролю в 1-х классах.

Согласно внутришкольного контроля в период с 5 сентября по 31 октября 2011-12 учебного года проводилась проверка степени адаптированности, учет индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся на первой ступени обучения, выявления системы работы учителя.

 С этой целью была создана рабочая группа, в состав которой вошли директор МОУ СОШ № 17 Шкондина О.И.,  зам. директора по УВР  Чернышова И.Е., зам. директора по УВР Елисеева С.В., зам директора по УВР Петрова В.В., зам директора по ВР Скворцова З.Е., школьный психолог Кирилина Н.И., социальный педагог Колесникова Т.П.. Рабочей группой была проведена следующая работа:

  1.  Посещение уроков: обучение грамоте, чтения, математики музыки, физической культуры, технологии.
  2.  Тестирование психологом Кирилина Н.И. по вопросу сформированности мотивации, степени  подготовленности учащихся  к обучению в 1 классе.
  3.  Проведение бесед с учителями-предметниками и классными руководителями 1-х классов.

   

Первые дни ребенка в школе сопряжены с более или менее продолжительной адаптацией. Его психика в этот период испытывает определенную нагрузку, так как резко изменяется образ жизни, увеличиваются и качественно усложняются требования, предъявляемые со стороны учителя и родителей. В связи с этим возможно возникновение определенных адаптационных затруднений.

В последнее время увеличилось количество детей, которые уже в начальной школе не справляются с учебной программой. Они требуют к себе особого внимания со стороны педагога и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии уч-ся.

Компетентный учитель предотвращает развитие дезадаптации, содействует преодолению возникающих адаптационных затруднений, обеспечивает более быстрое включение первоклассников в учебную деятельность и, в конечном счете, содействует их развитию.

В МОУ СОШ № 17 в 2011-20012 учебном году четыре первых класса:

1 «А»- учитель Пшеничнова О.В.., учитель первой квалификационной категории, пед. стаж- 23 года;

1 «Б»- учитель Жирнова Г.Н., учитель первой квалификационной категории, пед. стаж- 26 лет;

1 «В»- учитель Гарматина В.А.,  учитель первой квалификационной категории, пед. стаж- 22 года;

 1 «В»- учитель Гришанова Н.Б., учитель первой квалификационной категории, пед. стаж- 23  года;

Все первые классы работают по развивающей системе Л.В. Занкова, по новым ФГОСам.

Администрацией было  посещено 8  уроков. Следует указать, что это недостаточно, чтобы иметь полную картину. В 1 «А» было посещено 3 урока, в 1 «Б» - 1 урок, в 1 «В» - 2 урока, в 1 «Г» -2 урока. 12 уроков посещено  психологом школы Кирилиной Н.И.. Посещенные уроки заканчивались  обязательным самоанализом и анализом после посещения. (Следует учесть, что самоанализ до сих пор вызывает затруднения  у учителей). Посещенные уроки показали, что в этом учебном году на первых классах работает сильный педагогический состав, который не раз проходил с первоклассниками этот сложный путь.

       Уроки Ольги Вадимовны соответствуют методическим рекомендациям преподавания в начальной школе, дети чувствуют себя комфортно, не боятся ошибиться, хотя есть проблемы. Не все ученики в этот период вели себя адекватно, не всегда учитель умело и грамотно мог выйти из сложившейся ситуации.

Урок Галины Николаевны соответствовал всем  методическим требованиям, в классе царила доброжелательная обстановка, постоянная смена видов деятельности, формы фронтальной, индивидуальной работы позволили провести его на достаточном уровне.

Урок Валентины Анатольевны прошел на достаточном уровне, хотя в начале урока произошел конфликт. Учитель смог провести урок, что говорит о профессионализме педагога.

Уроки Натальи Борисовны соответствуют методическим рекомендациям преподавания в начальной школе, дети чувствуют себя комфортно, не боятся ошибиться, разнообразие форм и быстрая смена видов деятельности позволила увлечь всех.

Следует отметить, что все посещенные уроки в первых классах насыщены большим количеством наглядного материала, сказочными героями, красочными картинками, особенно порадовало умелое использование ИКТ, что делает процесс обучения сказочным.

Следует отметить хороший уровень проведения нестандартных уроков, посещенных во время пед. сопровождения, это урок музыки (учитель Сухомлинова Т.В.), урок физической культуры (учитель Канаева Е.П.).

Завершилась работа по классно-обоощающему контролю в 1-х классах пед консилиумом, на котором присутствовали зам. директора поУВР Чернышова И.Е., зам директора по УВР Петрова В.В.,  психолог школы Кирилиной Н.И., соц. педагог Колесникова Т.П., учителя, работающие в 1-х классах Пшеничнова О.В., Гарматина В.А., Гришанова Н.Б., Жирнова Г.И., медицинский работник Лыкова Е.Я., учителя-предметники Канаева Е.П., Сухомлинова Т.В., Донченко Л.Г..

В результате работы малого пед.совета было установлено, что социально – психологическая адаптация у разных детей проходит по - разному. Значительная часть детей (87 %)адаптировалась в течение первых двух месяцев. У этих детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Однако, в классах есть дети (13  %), у которых наблюдаются признаки дезадаптации, так называемые дети « группы риска»:

 в 1   «А» классе:  Аскалепов Никита, Иванов Илья, Шилов Дмитрий

    в 1-б классе: Чернова Анна, Солодченко Денис, Кучерова Яна, Сенин Антон.

    в 1-в классе: Окопная Лизавете, Аксенов Руслан, Соколов Дмитрий, Ломова Алина, Челноков Артем, Горохов Владимир, Алентьев Данил.

в 1-г классе:Жуков Денис, Таробаров Алексей, Богданов Александр, Казьмировский Денис.

Они отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с такими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.

Следует учесть, что в 1-х классах обучается  2  человек из ГУ РО «СРЦ» (Калаева Софья, Матухненко Диана).

На основании вышеизложенного:

  1. Отметить работу учителей Пшеничновой О.В., Гарматиной В.А., Гришановой Н.Б., Жирновой  Г.И., по адаптации учащихся на первой ступени обучения.

  1. Социальному педагогу Колесниковой Т.П., психологу школы Кирилиной Н.И. совместно с учителями 1-х классов составить план мероприятий по психолого-педагогическому   сопровождению учащихся, испытывающих трудности адаптационного периода.

  1. Администрации продолжить посещение уроков, с целью отслеживания дальнейшей адаптации учащихся, возникающие конфликты решать с  психологом школы Кирилиной Н.И.

  1. Активно привлекать детей, проявляющих школьную дезадаптацию к участию во внеурочной деятельности.

  1. Рекомендовать родителям детей «группы риска»  1 «а» – Шилов Д, 1 «б» - Чернова А, 1 «в» - Аксенов Руслан, 1 «г» - Палупанов С  пройти школьную МПК. Учителям Пшеничновой О.В., Гарматиной В.А., Гришановой Н.Б., Жирновой  Г.И. совместно  с психологом школы Кирилиной Н.И.  подготовить пакет документов для направления этих детей на школьную  МПК.

  1. Учителю  Гришановой Н.Б. поддерживать тесную связь с психологом, социальным педагогом, воспитателями из ГУ РО СРЦ с целью оказания педагогической поддержки учащихся из ГУ РО СРЦ.

  1. Провести повторную углубленную диагностику с целью отслеживания динамики школьной мотивации, развития  интеллектуальных способностей первоклассников (апрель).
  2. Обсудить результаты классно-обобщающего контроля на малом педагогическом совете совместно с учителями начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по итогам выполнения итоговой комплексной работы учащимися 1-3 классов МКОУ Новопоселковая СОШ

Цель комплексной работы – определить уровень  сформированности метапредметных результатов у учащихся 1-3 классов  по итогам освоения программы  Задачи комплексной работы – установ...

Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации учащихся 1-х классов.

Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации учащихся 1-х классов....

Аналитическая – справка отчет по результатам изучения школьной мотивации учащихся 2-4-х классов по МБОУ «АНОШ-детский сад» 2017-2018 учебный год

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенст...

Аналитическая справка «Адаптация учащихся I-х классов к школе в 2018-2019 учебном году»

Материал содержит результаты адаптации учащихся I-х классов к школе в 2018-2019 учебном году»...

Аналитическая справка об участии учащихся 2-4классов в «ЭМУ» (Эрудит-Марафоне Учащихся) в 2019-2020 уч.году

Аналитическая справка об участии учащихся 2-4классов в «ЭМУ» (Эрудит-Марафоне Учащихся) в 2019-2020 уч.году...