Мастер-класс Литературное чтение 1 класс система Л.В. Занкова
методическая разработка (1 класс) по теме

Методы и приемы, направленные на реализацию новых образовательных стандартов  через УМК системы «Л.В. Занкова», в частности на уроках литературного чтения по учебнику  Н.В. Нечаевой, К.С. Белорусец .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.chtenie_master-klass_.docx395.18 КБ
Файл master-klass.pptx1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые слушатели!

Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания — это книги. В книгах живут думы прошедших времен; внятно и отчетливо раздаются голоса людей, прах которых давно разлетелся, как сон. Все, что человечество совершило, передумало, все, чего оно достигло, — все это сохранилось, как бы волшебством, на страницах книг.

Карлейль Томас (британский (шотландский) писатель, историк и философ).

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Дени Дидро  (французский писатель, философ-просветитель)

- Как вы понимаете значение этих высказываний?

- О чем мы сегодня будем говорить? (слайд)

        Цель курса литературного чтения – воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.

        В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.

        Задачами курса литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах, и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, являются:

  1. расширение представления детей об окружающем мире; о человеческих отношениях; формирование понятий о добре и зле;
  2. понимание литературы как культуры нашего народа; расширение представления детей о российской истории и культуре;
  3. создание условий для постижения школьниками литературоведческих понятий;
  4. воспитание культуры; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
  5. развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирования – слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста). (слайд)

      С первых дней обучения в школе у ребенка формируются не только предметные умения - чтение, письмо, счет, - но и надпредметные - универсальные учебные действия (УУД), являющиеся базовыми для всего дальнейшего обучения, социализации, успешность которой определяется сегодня во многом способностью включиться в процесс непрерывного образования.

Ведущим в обучении  в соответствии с требованиями нового стандарта, является системно-деятельностный подход.

Цель проведения этого «Мастер- класса» я вижу в следующем: показать методы и приемы, направленные на реализацию новых образовательных стандартов  через УМК системы «Л.В. Занкова», в частности на уроках литературного чтения по учебнику  Н.В. Нечаевой, К.С. Белорусец .(слайд)

Использование комплексных многоуровневых заданий "Азбуки" позволяет проводить работу по формированию компонентов учебной деятельности с первых дней обучения.
1. Наблюдение, классификация (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль.
2. Слушание, классификация (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль.
3. Чтение, классификация (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль.

4. Наблюдение, обобщение, самоконтроль.        
5. Слушание, обобщение, самоконтроль.

6. Чтение, обобщение, самоконтроль. (слайд)
УМК по обучению грамоте, решая прикладные предметные задачи обучения чтению и письму, закладывает основы общего развития ребенка, формирует позитивное отношение к процессу познания, формирование регулятивного действия – способность удерживать цель деятельности в течение выполнения задания.

Уважаемые слушатели!

Предлагаю вашему вниманию  формы и методы, используемые мной на уроках обучения грамоте (обучению чтению)

Цель: освоение и развитие средств устного общения, развитие коммуникативных умений, формирование толерантности, чтению посредством инсценирования литературных произведений

1.Построение проекта выхода из затруднения

 (определение целей и темы, рассмотрение плана работы).

Предлагаю слушателям просмотр отрывка из сказки «Приключение Буратино или Золотой ключик» (слайд)

Имитационная игра.

-Назовите персонажей этой сказки.

- Что их объединяет? (театр)

- Чем они зарабатывали себе на хлеб?

- Кто лишний и почему? (Буратино)

- Определите тему урока.

- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать?

- Что узнаем?

- Что бы вы хотели узнать?

Цель: Определить проект будущих действий на уроке

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

2.Исследовательский метод

Получить информацию вам предстоит из различных источников.

Уважаемые слушатели! Предлагаю вашему вниманию список доступных методов исследования.

Для работы я предлагаю словари. Определите  значение слова театр.

- Каким значком мы воспользуемся?

Театр – из французского, от греческого [тэатрóн] – «место для зрелищ».

1. Искусство представлять драматические произведения на сцене.

2. Помещение, где происходят такие представления, а также само представление, спектакль.

3. Совокупность драматических произведений одного или нескольких авторов.

Синоним: драматургия (слайд)

- Какой можно сделать вывод?

Цель: поиск и выделение необходимой информации из различных источников; развитие познавательных умений и навыков учащихся; умение ориентироваться в информационном пространстве.

3.Работа в группе. Информация предоставлена учителем.

Правила работы в группе (на доске)

При разговоре смотри на собеседника.

Говори тихо, чтобы не мешать одноклассникам.

Внимательно слушай ответ.

Дополняй.

Оценивай.

Чтение сообщений о театре (каждой группе даны вопросы, на которые они должны ответить после чтения данной информации)

1 группа Театр зародился в Древней Греции поначалу как торжественный праздник, заканчивающий сбор винограда. С тех пор он сильно изменился, но всегда занимал место в жизни человека. Он прославлял сильное и смелое чувство, глубину разума человека. Высмеивал аристократов, богачей и попов, показывал доброту, честность, ум простых людей. Артисты увлекали своей талантливой игрой зрителей, заставляя их сочувствовать добру и ненавидеть зло.

2 группа Писатель-драматург подмечает в окружающей его жизни что-то новое и важное, что ему хочется передать другим людям. Он пишет пьесу – трагедию, комедию или драму, где в виде разговоров и поступков людей передаются жизненные события. Пьеса попадает в театр, там между актёрами распределяются роли (то есть слова действующих в событиях лиц, персонажей). Потом начинаются репетиции – подготовка к будущему спектаклю.

3 группа Режиссёр объединяет усилия всех создателей спектакля. А их немало. Кроме артистов, нужен художник: по его рисункам делают декорации и мебель, шьют костюмы. Композитор сочиняет музыку для спектакля, исполняют её музыканты оркестра театра. Осветитель освещает сцену, готовит  световые эффекты. Видите, сколько людей сообща создают спектакль. Наконец, первое представление – премьера. На ней обычно царит праздничное оживлённое настроение. А дружные аплодисменты говорят о том, что спектакль и для зрителей стал праздником.

- Какой информацией мы можете поделиться со своими одноклассниками?

(чтение ответа по тексту)

1 группа

- Где зародился театр?

- Что прославляли на подмостках  тетра?

- Кого высмеивали?

- Что чувствовали зрители?

2группа

- Кто пишет пьесы ?

- Виды пьес?

- Между кем распределяются роли?

3 группа

- Кто объединяет всю работу в театре?

- Кто ещё трудится над созданием спектакля?

- Как называется первое представление в театре? (слайд)

Какие бывают театры? (Оперный, драматический и т.д.)

От чего зависит название театра? (От того, какое представление показывают).

Я буду описывать представление, а вы скажете, в каком театре его показывают.

Музыкально-драматическое произведение, в котором актеры поют. (Театр оперы).

Как называется театр, в котором показывают пьесы: комедии, трагедии, драмы? (Драматический)

Как называется театр, в котором в спектаклях участвуют животные? (Театр зверей им. Дурова).

Театр, в котором показывают заранее отснятое на кинопленку действие, называется… (Кинотеатр).

Цель:

-  личностные: проявлять интерес к занятиям;

- регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия, оценивать действия одноклассников.

 - познавательные: формировать умение понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме, искать нужную информацию в тексте.

- коммуникативная: умение работать в группах.

Уважаемые слушатели, предлагаю вашему вниманию следующий метод работы.

Имитационная игра со слушателями.

4.Сюжетно – ролевая игра «Театр»

Существует еще один необычный театр – театр мимики и жестов (Пантомимы). В чем необычность этого театра? (В нем не разговаривают, показывают представления при помощи мимики - различные выражения лица и жестов – движения рук).

Предлагаю вам проникнуться духом этого театра и исполнить мини-роли. Мне нужно трое желающих. (Выходят желающие, им раздаются роли).

Это актеры, все остальные зрители. Актеры при помощи мимики и жестов показывают свой образ, при этом не говорят ни слова, а зрители должны угадать, что же показывает актер. Потренируемся. Первый образ покажу я (“человек, который режет лук”).

Выступают учащиеся, их задания:

 - “шофер”;

- “человек, который ловит комара”;

- человек, который ест мороженое.

Молодцы, хорошо справились с заданием! А как зрители должны

отблагодарить актеров? (Аплодисменты). И актеры выходят на поклон.

Цель: формирование коммуникативных качеств личности, пробуждение творческой активности учеников, развитие воображения, способность к творчеству, самовыражению.

5. Иллюстрирование.

Уважаемые слушатели! Используя метод иллюстрирования на уроках чтения, нужно иметь ввиду то, что существуют формы  иллюстрирования различной сложности, которые необходимо вводить постепенно, начиная от простого к сложному.

В мире много разных сказок

Грустных и смешных,

Но прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди,

Сказка в двери постучится –

Скажем гостье: «Заходи».

Вашему вниманию предлагаются иллюстрации к сказке  (слайд)

- Назовите её.

 - Кто главный герой?

-Можно ли сыграть эту сказку на сцене театра?

- Какую роль из этой сказки хотите сыграть вы и почему?

Сегодня вам предстоит стать художниками иллюстраторами.

- Нарисуйте главного героя сказки.

Цель: формирование познавательных качеств личности: пробуждение творческой активности учеников; развитие воображения; способность к самовыражению.

6. Разминка

Для смены видов деятельности на  уроках, кроме физминуток  провожу  разминки «Юным умникам и умницам»

Логическо – поисковые задания (пословицы)

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Хочешь много знать – надо мало спать.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Сам пропадай, а товарища выручай.

Я увидел свой портрет, отошел, портрета нет.

В поход идут, и дом берут, в котором дома не живут.

Где бывает: человек стоит, лестница шагает.

Цель: комплексное развитие личных видов памяти, внимания, познавательных способностей.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- На каких уроках вы можете использовать эти методы?

Метод иллюстрирования

- На каких уроках вы можете использовать эти методы?

Сюжетно – ролевая игра

- На каких уроках вы можете использовать эти методы?

Работа в группе.

- На каких уроках вы можете использовать эти методы?

Исследовательский метод

- На каких уроках вы можете использовать эти методы?

Построение проекта выхода из затруднения

 (определение целей и темы,  рассмотрение плана работы на уроке).

В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: воспитание, умения учиться, формирование предметных и универсальных  способов действия, обеспечение индивидуального прогресса ребенка в эмоциональной, познавательной сферах.

Для реализации этих приоритетов необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система. Таковой является система Л.В.Занкова.

И хочется закончить словами:

«Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами».

Али Апшерон


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания — это книги. В книгах живут думы прошедших времен; внятно и отчетливо раздаются голоса людей, прах которых давно разлетелся, как сон. Все, что человечество совершило, передумало, все, чего оно достигло, — все это сохранилось, как бы волшебством, на страницах книг». Карлейль Томас

Слайд 2

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Дени Дидро

Слайд 3

Цель курса литературного чтения – воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности.

Слайд 4

-расширение представления детей об окружающем мире; о человеческих отношениях; формирование понятий о добре и зле; -понимание литературы как культуры нашего народа; расширение представления детей о российской истории и культуре;

Слайд 5

-воспитание культуры; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам; -создание условий для постижения школьниками литературоведческих понятий;

Слайд 6

-развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия ( аудирования – слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста).

Слайд 7

Цель проведения этого «Мастер- класса» я вижу в следующем: -показать методы и приемы, направленные на реализацию новых образовательных стандартов через УМК системы «Л.В. Занкова », в частности на уроках литературного чтения по учебнику Н.В. Нечаевой, К.С. Белорусец «Азбука».

Слайд 8

Задачи курса литературного чтения 1.Наблюдение, классификация (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль. 2.Слушание, классификация (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль. 3.Чтение, классификация (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль. 4. Наблюдение, обобщение, самоконтроль. 5. Слушание, обобщение, самоконтроль. 6. Чтение, обобщение, самоконтроль.

Слайд 9

Цель уроков: -освоение и развитие средств устного общения; -развитие коммуникативных умений; -формирование толерантности; -обучение чтению посредством инсценирования литературных произведений.

Слайд 10

1.Построение проекта выхода из затруднения (определение целей и темы , рассмотрение плана работы).

Слайд 12

Цель: о пределить проект будущих действий на уроке На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий, ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока. Этим процессом руководит учитель, на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

Слайд 13

2.Исследовательский метод

Слайд 14

Цель: -поиск и выделение необходимой информации из различных источников; -развитие познавательных умений и навыков учащихся; -умение ориентироваться в информационном пространстве.

Слайд 15

3.Работа в группе. Правила. При разговоре смотри на собеседника. Говори тихо, чтобы не мешать одноклассникам. Внимательно слушай ответ. Дополняй. Доказывай. Оценивай. Приходи к общему мнению.

Слайд 16

Цели: - личностные: проявлять интерес к занятиям; -регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия, оценивать действия одноклассников; -познавательные: формировать умение понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме, искать нужную информацию в тексте; - коммуникативная: умение работать в группах.

Слайд 17

4.Сюжетно – ролевая игра «Театр»

Слайд 18

Цель: -формирование коммуникативных качеств личности; -пробуждение творческой активности учеников; -развитие воображения, способности к творчеству, самовыражению.

Слайд 19

5. Иллюстрирование. В мире много разных сказок Грустных и смешных, Но прожить на свете Нам нельзя без них. В сказке может все случиться, Наша сказка впереди, Сказка в двери постучится – Скажем гостье: «Заходи».

Слайд 21

Цель: -формирование познавательных качеств личности; -пробуждение творческой активности учеников; -развитие воображения; -способность к самовыражению.

Слайд 22

6. Разминка Цель: - комплексное развитие личных видов памяти, внимания, познавательных способностей.

Слайд 23

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) .

Слайд 24

«Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами». Али Апшерон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. 3класс (система Л.В.Занкова)

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Японские хокку. Дан самоанализ урока, приложена технологическая карта урока. Есть приложение. Немного о технологии обучения....

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...

Рабочая программа по литературному чтению (Лазарева, система Л.В. Занкова)

В работе представлена рабочая программа к учебнику В.А. Лазаревой литературное чтение по системе развивающего обучения Л.В. Занкова...

Анализ программы по литературному чтению по системе Л. В. Занкова.

Краткий анализ программы по литературному чтению по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Анализ программы по литературному чтению по системе Л. В. Занкова.

Краткий анализ программы по литературному чтению по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Рабочая программа по литературному чтению по системе Л.В.Занкова 2 класс

Представлена рабочая программа с тематическим планированием политературному чтению по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...