Главные вкладки

    Статья по теме:
    Опыт работы «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности».

    Данилова Татьяна Ивановна

    Тема опыта «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    opyt_danilovoy.rar851.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Информация об опыте

    (слайд1) Тема опыта «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности».

    Работа по теме опыта осуществляется с  2008 года.

    (слайд 2) Теоретическая база опыта

       Одной из главных целей образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательные процессы : восприятие ,  внимание, воображение ,  память,  мышление - важнейшие компоненты человеческой деятельности. Ведущий отечественный психолог Валерия Сергеевна Мухина утверждает, что «особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность»

    Российский учёный в области педагогики Татьяна Ивановна Шамова говорила, что «целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность»  

    (слайд 3) Возникает проблема. 

    Как у учащихся  с разными индивидуальными особенностями развивать познавательную активность,  обеспечивающую   познавательную деятельность с целью овладения предметными компетенциями.

                 При поступлении в школу, было проведено диагностическое обследование  по критериям А.К.Марковой, А.Г.Лидерс, Е.А.Яковлевой, которое определило уровень познавательной активности следующим образом: 1.Высокий: активная ориентировка в новом материале; самостоятельное выявление ключевых понятий; понимание и принятие учебной задачи; выбор способов работы. Владение мыслительными операциями: активность, инициатива, нахождение нешаблонных решений.

    2.Низкий: учебная деятельность и операции не связаны друг с другом в целостную учебную деятельность; отсутствует понимание смысла учебной задачи; малое приложение личных усилий в учебной работе: слабая активность, отсутствие инициативы, стремления искать новые решения

        (слайд4) Обработав данные, полученные при проведении диагностики и наблюдений в 1 классе были получены следующие результаты: 1 человек имел высокий уровень активности, 4 – средний и 11 – низкий.

    высокий

         1

    средний

         4

    низкий

         11

           Предпосылками использования методов исследования в классе явились:

    - результаты диагностики  готовности детей к школе;

    - низкий показатель развития познавательной активности детей.

       Ясно видна необходимость повышения уровня познавательной активности учащихся.

           В арсенале инновационных педагогических методов, влияющих на познавательную активность школьников, особое место занимает исследовательская деятельность.

    (слайд5) Исследовательская работа ориентирована на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую дети выполняют в течение определённого отрезка времени. В процессе исследования у них развивается логическое мышление, формируются элементы исследовательской деятельности (они высказывают предположения, обсуждают возможные варианты доказательств, учатся сотрудничать и т.д.). А это так нужно  ученикам.

                   В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. 
    В последние годы эту проблему я решаю, в частности, через организацию исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности.

    (слайд5) Познавательная активность – сознательное, творческое познание учеником окружающего мира и явлений тесно связана с  исследовательской деятельностью – процессом поиска неизвестного, новых знаний.

    (слайд 7) Исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

    Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Это, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

    (слайд8) Актуальность 

    выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.

           Использование метода исследования в начальной школе актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.

    (слайд 9)  Ведущей идеей моего опыта стала идея:

    *организации исследовательской деятельности способствующая развитию познавательной активности школьников,  которая учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.  А главной целью исследования является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать  и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

    (слайд10)  Диапазон применения опыта основан на интеграции учебной и внеклассной деятельности младших школьников и представляет собой единую систему: «урок – внеклассная работа» (уроки в начальной школе, индивидуальные и групповые неаудиторные занятия, занятия в ГПД , а также внеклассную работу по предмету.

    (слайд 11) Новизна опыта .

    Данный опыт имеет репродуктивно - творческий характер. Новизна опыта состоит в том, что:

    1. определены этапы исследовательской деятельности, способствующие развитию познавательной активности у учащихся младших классов в образовательном процессе,
    2. подобраны и апробированы на практике творческие задания, коллективные и индивидуальные исследовательские работы, способствующие развитию умения и желания учиться.

    (слайд12) Технология опыта

    Перед собой я поставила цели:

    1. В аспекте обучения – развитие познавательной активности учащихся в качественном усвоении содержания учебного материала;
    2. В аспекте развития – формирование произвольности познавательных процессов, организационно – деятельностной  культуры;
    3. В аспекте воспитания – осознание необходимости саморазвития.

    (слайд 13) Задачи:

    1. способствовать развитию познавательных потребностей и способностей младших школьников;
    1. создать условия для обучения  детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
    2. формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
    3. развивать способности учащихся управлять познавательными процессами ( вниманием, мышлением, памятью, воображением).

            С первых дней занятий в школе была ненавязчиво направлена работа детей на организацию отдельных этапов исследования:

    (слайд 14)

    1 Актуализация проблемы.

     Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

    Умение видеть проблемы – свойство характеризующее  мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и в се же, для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере в решении этой сложной педагогической задачи.

    2 Определение схемы исследования.

     Цель: формулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

    3 Выбор темы исследования.

     Цель: обозначить границы исследования.

    В ходе работы ребенок выбирает себе ту тему, которая ему больше нравится, и начинает  действовать самостоятельно.

    4. Выработка гипотезы.

    Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационный идеи.

     (слайд15) 

    5 Выявление и систематизация подходов к решению.

    Цель: выбрать методы исследования.

    6 Определение последовательности проведения исследования.

    7 Сбор и обработка информации.

    Цель: зафиксировать полученные знания.

     (слайд16)

    8 Анализ и обобщение полученных материалов.

     Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и  приемы.

    9 Подготовка отчета.

     Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

    10 Доклад.

    Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

    11 Обсуждение итогов завершенной работы.

     (слайд17)

    На каждом этапе деятельность учителя и детей распределяется следующим образом:

    при использовании метода исследования ученик…

    1. Определяет цель деятельности
    2. Открывает новые знания
    3. Экспериментирует
    4. Выбирает пути  решения
    5. Активен
    6. Субъект обучения
    7. Несёт ответственность за свою деятельность.

    Учитель…

    1. Помогает определять …
    2. Рекомендует источники информации
    3. Раскрывает возможные формы работы
    4. Содействует прогнозированию результатов
    5. Создаёт условия для активности школьника
    6. Партнёр ученика
    7. Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

    (слайд 18)

    Главная идея метода исследования

        Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

    Для развития у детей навыков исследовательского поведения, необходимо обучать их следующим умениям:

    1. видеть проблемы;
    2. задавать вопросы;  
    3. выдвигать гипотезы;
    4. давать определение понятиям;
    5. классифицировать;
    6. наблюдать;
    7. проводить эксперименты;
    8. делать выводы и умозаключения; структурировать материал;
    9. доказывать и защищать свои идеи

    (слайды:20 -24) презентации учеников

    (слайд 25)

    Результативность опыта

         Радует то, что все дети нашего класса являются активными читателями школьной и детской поселковой библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию. Считаю, что исследовательская деятельность для учащихся моего класса стала средством развития познавательной активности и дает положительные результаты.

    (слайд 26)Это подтверждает график роста познавательной активности нашего класса.

     (слайд27)познавательной самостоятельности,

     (слайд28)интеллектуальных способностей,

    (слайд 29)уровня обученности и воспитанности.

    (слайд 30)

    Многие учащиеся класса с удовольствием участвуют и часто побеждают в различных школьных и районных, областных конкурсах.

           На  моем личном  сайте можно познакомиться подробнее с разработками уроков, внеклассных мероприятий, исследовательскими работами учащихся данного класса. Адрес сайта: htt://malskola-7.ucoz.ru/. Была участником Всероссийского конкурса педагогов начальных классов «Мой урок в рамках ФГОС», а также районного педагогического марафона «От традиции к новаторству» (мастер – класс).

                   

    Библиографический список:

    1. А. И. Савенков  Методика исследовательского обучения младших школьников / « Учебная литература», 2010
    2. Е. В. Кпивобок, О. Ю. Сапанюк  Исследовательская деятельность младших школьников / Издательство «Учитель»,2009год.
    3. Землянухина, Т.М. Познавательная и коммуникативная активность
    4. ребенка при подготовке его к обучению в школе// Начальная школа. -
    5. 2002. - №6.- с.50-55
    6. Козлова, О.А. Роль современных дидактических игр в развитии
    7. познавательных интересов и способностей младших школьников//
    8. Начальная школа. - 2004.- №11.- с. 49-52
    9. Алейник А.И. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочное время. / Начальная школа Белгородчины. Из опыта работы учителей начальных классов. Выпуск 1. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2010.- с. 155-159.
    10. Винокурова Н.К. «Развиваем способности детей. 1 класс». – М.: Росмэн,
    11. 2002. – 79 с. – (Развитие ребёнка).
    12. Годовикова, Д.С. Соотношение активности детей в общении со
    13. взрослыми и в исследовании предметов/ Д.С. Годовикова. – М.:
    14. Просвещение, 1974. – 218 с.
    15. Н. И.Чуприкова   Познавательная активность в системе процессов памяти – М.,1989г.
    16. Талызина Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников» М. Просвещение 1988г. с.6-151.

    Осипова М.П., Кончаловская Н.И. «Активизация познавательной деятельности младших школьников» Начальное образование с.37-4