Обобщение педагогического опыта по теме: "Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся."
статья по теме

Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_z.s_ahmedovoy.docx52.21 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Большемогойская СОШ»

«Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся».

                                                                         Обобщение опыта работы

                                                                    учителя русского языка

                                                    и литературы

                                                                           МОУ «Большемогойская СОШ»

                                                                        Ахмедовой Зауре Султангалиевны

с.Большой Могой,2010.

I. Теоретическая интерпретация опыта.

1. Тема опыта:

«Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся».

2. Теоретическая база опыта.

Этот вопрос всегда привлекал внимание методистов и учителей русского языка. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа».

3. Актуальность и перспективность опыта.

           Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.

4. Условия возникновения и становления опыта.

Каждый учитель должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы ребенок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь. В связи с этим возникает необходимость использования словарей на уроках русского языка и литературы.

5. Сущность опыта.

Сущность опыта состоит в том, что в своей работе я использую различные словари: толковые словари; словари антонимов, омонимов, синонимов, паронимов; фразеологические словари и сборники крылатых слов; этимологические словари; орфографические и орфоэпические словари; словообразовательные словари; словари иностранных слов; словари, ориентирующие на практическое использование языка.

6. Область применения опыта.

На своих уроках я использую разные виды работы: словарный диктант, диктант по памяти, сочинение-миниатюра по опорным словам; этимологический анализ слова; задания типа вставить пропущенные буквы, подобрать синонимы, прочитать правильно, расставить ударение и т.п.

Выпускаю  стенд по русскому языку под рубрикой "Запомни эти слова". На нем помещаю только те слова, которых нет в "Словаре" учебника, и которые ученики нашли в другом тексте, книге, статье.

Хорошо зарекомендовал себя такой вид работы, как вариативный диктант, обеспечивающий большую самостоятельность. Проверку лучше проводить по "Словарю" учебника, по индивидуальному словарику; ученики меняются тетрадями, проверяя друг друга, подчеркивают карандашом неверную орфограмму.

II.  Система работы.

Большое место в моей работе занимает словарная работа. Программа предусматривает усвоение определенного количества слов в каждом классе. Эти слова выносятся со всех учебниках на полях или заключаются в рамки.

Работа с этими словами дает возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении слова, научить употреблять слово в новом контексте, повысить грамотность. Но слова в рамках в учебниках даются без всякой системы, только в связи с употреблением на данной странице, да и то не всегда. Потом эти слова встречаются только в словарном диктанте, завершающем изучение темы. А одноразовая встреча со словом, даже если учитель провел серьезную работу, дает небольшой эффект.

Хочу подробнее остановиться на такой форме работы как ведение учащимися личного тематического словаря. Использование такой книжечки приводит словарную работу в некую систему.

Все слова, данные в рамках, условно разделяю на темы, группы. Так, в V классе получаются такие группы: спорт, дом и комната, армия, дорога и движение, школа, меры длины и веса, прилагательные, одежда, магазин, профессия, искусство, сад и огород, общественно-политическая лексика, космос – всего 62 слова.

В VII классе появляются новые темы: обед, связь и почта, больница, глаголы, наречия – свыше 100 слов. 

Упражнения по тематическому словарю возможны самые разнообразные: словарный диктант, диктант по памяти, сочинение-миниатюра по опорным словам; задания типа вставить пропущенные буквы, подобрать синонимы, прочитать правильно, расставить ударение и т.п.

В словаре можно вводить слова, которые учащиеся часто слышат по радио, телевизору. Словарь следует начать в начальных классах  и продолжать его в среднем звене,  дополняя начатые списки по темам, обеспечивая тем самым преемственность в обучении.

Я использую на уроках следующие задания:

1. Ответить на вопросы, ответы записать.

    Кто продает билеты в кассах? Какую единицу массы составляет тысяча граммов? Как называется группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами? Как называется рисунок в книге?

  2.  При списывании вставить вместо точек нужные по смыслу слова.  

    1) Сообщение по телеграфу -… .

    2) Килограмм – это тысяча… .

    3) Смотр готовности войск -… .

    4) Рисунок в книге -… .

    5) Специалист в области земледелия и сельского хозяйства -… .

    6) Огородное растение, растущее кочаном -… .

    7) Старый воин или человек, который долго где-либо работал -… .

    8) Книга, в которой  перечислены в последовательном порядке все дни года и события -… .

   З. Ответить на вопросы, ответы записать

Как вы думаете, каково значение толкового словаря для человека? Ответ обоснуйте.

  1. Раскройте значение слов (своими словами):

                           симпозиум                             абонемент

                             президиум                             воззрение

4. Ответить на вопросы, ответы записать.

        Для чего человеку необходимо пользоваться орфографическим словарем? Каково ваше мнение?

  1. Объясните правописание слов:

                      …(н, нн) улировать                  бе…пр…цедентный  

                      бе(л, лл)…тристика                   и(л, лл)юстрация

                       и(л, лл) юминация                       м…н…стерство

                        …(к, кк) уратный                        …(к, кк) упация

                   прив…л…г…рованный                   п…рсп…ктива

        

  1. Расставьте ударение в следующих словах:

                              каталог                                      ходатайство

                              партер                                           форзац

                            красивее                                       диспансер

                            углубить                                        колледж

                         обеспечение                                    позвонишь

  1. Перечислите, какие виды словарей вы знаете? Кто их автор?
  2. Варианты словарных диктантов:

Вариант 1.

Актриса, дрессировщик, отшельник, аллея, министерство, перспектива, биссектриса, ходатайство, президиум, впоследствии.

Вариант 2.

Каталог, оккупация, абонемент, юннат, беспрецедентный, симпозиум, воззрение, иллюминация, сжаться, участвовать.

Вариант 3.

Вплотную, аккомпанемент, беллетристика, привилегированный, абонемент, обеспечение, грошовый, пресмыкающиеся, фармацевт, дезертир.

9. Прочитайте, поставьте ударение. Проверьте себя по словарю.

                  апокалипсис                 кладовая                         созвониться

                  балованный               лопочущий                           таможня

                      ваяние                      молодежь                            углубить

                гарантировать               намерение                           феномен

                     дремота                     облегчить                         христианин

                  закупорить                  псевдоним                            эксперт

                     издавна                   разомкнутый                        диспансер

10. В чем разница между данными ниже словами? Составьте с каждым из них словосочетания или предложение.

                       Зубы – зубья                              образа – образы

                  корпуса – корпусы                         ордена – ордены

                    лагери – лагеря                           сыновья – сыны

                    листья – листы                            учители – учителя

                    мужья – мужи                                 цветы – цвета

  11. Как правильно: «у рыб нет зуб», «у рыбей нет зубей» или «у рыб нет зубов»? После того как вы решите этот вопрос, приступайте к следующему заданию: образуйте форму родительного падежа существительных.

                   абрикосы                         вафли                         партизаны

                  апельсины                       гектары                       полотенца

                      басни                          зеркальца                      простыни

                     блюдца                         минеры                           рельсы

                    ботинки                         монголы                         румыны

                      будни                             носки                             сапоги

12. Паронимы – это разные по значению слова, близкие по произношению, или лексико-грамматической принадлежности, или по родству корней; сходность в звучании этих слов приводит к смешению их в речи.

Для того чтобы проверить, умеете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках. При затруднении используйте словари.

Концертный (абонемент, абонент).

(Безответная, безответственная) покорность.

(Вдох, вздох) сожаления.

(Длинные, длительные) наблюдения.

(Зрительные, зрительские) аплодисменты.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Крокодилий, крокодиловый) чемодан.

(Невежа, невежда) в музыке.

(Памятный, памятливый) разговор.

(Экономика, экономия) времени.

13. Установите случаи ошибочного употребления иноязычных слов.

1) «А если, не случай, – чего боже сохрани! – кто и приедет, да если что тебя спросит или что-нибудь скажет, то немедленно отвечай саркастической улыбкой. Знаешь, что такое саркастическая улыбка?» – «Это остроумная, что ли, матушка?» (Достоевский)

2) – Мужу нравится только одна твоя материальная красота, а нам ты вся нравишься. За что тебя будет любить муж твой? За характер? За доброту? За эмблему чувств? (Чехов)

3) «Это кто ж там такой вышедший?» – «Это? Да это президиум вышедши. Очень острый мужчина. И оратор первейший». (Зощенко)

4) Он показывает мельчайшие, невидимые глазу анатомы, блоху величиною со слона и инфузорию… (Теффи)

14.  Объясните значение следующих фразеологизмов (ниже даны слова для справок). При затруднениях используйте фразеологический словарь.

В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

Слова для справок: быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

Запоминание словарных слов ведется по следующей методике:

    1. Записать словарное слово и поставить ударение. Например: береза.

    2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании. Например: бе-ре-за.

    3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму. Например: бЕ, бе.

    4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.

    Требования к ассоциативному образу.

    а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

    Модель: Сл.слово                Ас. образ

                признак                 признак

    Ассоциативная связь может быть по:

    - цвету;                        - месту расположения;

    - форме;                        - звучанию;

    - действию;                - вкусу;

    - материалу;                - назначению;

    - количеству;                - и т.д.

    б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

    Например:

                        Сл. слово                   Ас. образ

                 береза – по цвету                 БЕлая

                 береза – кудрявая                 нужен грЕбень –

                                                 чтобы расчесать –

                                                 по форме, как буква Е

                          результат:                 бЕреза – бЕлая

                                                 - гребень (Е)

    5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).

   б

б Е р ё з а

   л

   а

   я

     6. Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

    Нельзя навязывать ученику своей ассоциации.

    Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

    Эта методика – не догма, а источник творчества.

    Примеры словарных слов и ассоциативный образ:

    гАзета – бумАга

дИректОр – крИк, рОт

зАвод – трубА

инЕй – бЕлый, снЕг

кАпуста – зАяц

кАрандаш – грАнь, бумАга

кАрман – дырА

кОнцерт – нОта, дО, хОр

 кОрабль – вОлны, бОцман, кОк

лАдонь – лАпа

мАшина – шинА

сОбака – хвОст                

III. Результативность опыта.

Таким образом, словарная работа на уроках русского языка имеет немаловажное значение для расширения лексикона учащихся, уточнения значения слов, включения их в активный словарный запас, повышения грамотности. Представленная выше система работы включает учащихся в активный поиск по вопросу, прививает потребность обращения к словарям. Работа по данной проблемной теме приносит положительные результаты:

1) игровые  приемы стимулируют познавательную активность учащихся;

2)  ребята грамотно пишут сочинения, творческие работы, изложения, диктанты;

3) дети грамотно используют в своей речи словарные слова;

4) дети активно участвуют в олимпиадах;

Интегрированный урок на тему: «Заимствованные слова».

                                                                      «Все народы меняются                                                                                                                                                                                  словами и занимают

их друг у друга».

В.Г.Белинский.

        Цель урока. После изучения этой темы учащиеся должны

         Знать: 1) почему слова из одного языка проникают в другой? Какими путями?

2) Что происходит со словами-«иностранцами» в русском языке?

3) Каково отношение общества к заимствованиям?

Уметь: пользоваться словарями (этимологическим, толковым, словарем иностранных слов).

Ход урока

        I. Вступительное слово учителя (о теме и цели урока).

        Задание. Послушайте текст, выпишите в тетрадь слова, которые покажутся вам знакомыми.

Учитель английского языка читает английский текст «Sport in England».

- Какова тема текста?

- Почему вы так решили? Ведь текст на иностранном языке?

Вывод: в русском языке есть слова, заимствованные из других языков.

- Как они к нам попали?

Немного истории: сообщение учащихся о времени проникновения в наш язык немецких и английских слов, об истории слов (учитель вводит слово этимология): вокзал, бойкот, комбайн (из англ.), лодырь, верстак, ягдташ (из нем.).

- Почему же слова из одного языка проникают другой? И какими путями? (Ребята высказывают свое мнение.)

- А что происходит со словами-«иностранцами», когда они попадают в русский язык?

Учитель иностранных языков на конкретных примерах показывает эти процессы: jazz – джаз

cowboy – ковбой       die       Schrift – шрифт

cakes – кекс                die       klasse – класс

        Обобщение: итак, слово осваивается 1) графически, 2) фонетически, 3) грамматически, 4) лексически.

        - И все же по некоторым элементам в слове можно узнать, откуда оно к нам пришло:

Из английского:                         Из немецкого:

    дж – джаз                              шт, шп – в начале слова

    -инг – митинг                         -ман   

    мен – спортсмен                   -мейстер   на конце

                                                     -бург

        Задание. Разделите слова на группы в зависимости от их происхождения. (Слова записаны на доске.)

        Смокинг, штаб, митинг, пиджак, штольня,

        почтмейстер, спортсмен, джин, штабель,

        Оренбург, штамп, спиннинг, вундеркинд.

        - Как можно проверить себя?

        - Где вообще можно узнать о происхождении слова?

        Учитель знакомит учащихся с этимологическим словарем, со словарем иностранных слов, с пометами в толковом словаре.

        Задание. Найдите в толковом словаре учебника заимствованные слова.

        - А заимствованные слова – это хорошо или плохо? (Учитель вводит элемент дискуссии.)

        - Понятны ли вам эти слова: маркетинг, консенсус, паритет?

        Обобщение: благодаря заимствованиям русский язык, становится богаче, угрозы для него не составляют (заимствованных слов всего 10%. Можно провести эксперимент: подсчитать все слова на одну букву и выяснить, сколько среди них иностранных.) Интернациональная лексика облегчает научные, культурные и политические контакты.

        Важным условием является правильное, умеренное использование иностранных слов. Против бездумного использования иноязычных слов выступал В.И.Ленин.

        II. – А теперь обратимся к таблице:

       Русский язык                         Английский язык            

            мать                                            mother                              

             нос                                               nose                                

             волк                                             wolf                                  

            сестра                                           sister                            

             сын                                               son                                  

           (Слова читают по очереди учителя русского, английского языка.)

        Похожие слова почти одинаково звучат в некоторых других знакомых нам языках. (Учитель рассказывает о родстве индоевропейских языков, опираясь на генеалогическое дерево языков (схема нарисована заранее).)

        - А как вы думаете, кто скорее поймет англичанина – немец или русский? Почему? (Рассказ учителя о германской и славянской ветвях индоевропейских языков.)

        - И все же каждый язык неповторим, по-своему богат и прекрасен.

        А незнание чужого языка порой приводит к недоразумениям. Подстерегают они даже опытных переводчиков.

        Сообщение ученика об эксперименте, проведенном газетой «Неделя»:

        К участию в эксперименте были привлечены профессиональные переводчики. Каждый из 20 приглашенных, превосходно зная два смежных языка, должен был принять от своего коллеги текст и, переложив его на другой язык, передать следующему. Участники этой затеи были точными и добросовестными как в приеме, так и в передаче переводимого текста. За исходный был взят отрывок из «Повести о том, как Иван Иванович с Иваном Никифоровичем…» Н.В.Гоголя:

        «Она сплетничала, и ела вареные бураки по утрам, и отлично хорошо ругалась, - при всех этих разнообразных занятиях лицо ее ни на минуту не изменило своего выражения, что обыкновенно могут показывать одни только женщины».

        Переводчики, получив текст, приступили к работе. И вот наступила заключительная фраза эксперимента – сопоставление перевода с языком оригинала. Теперь, после добросовестных усилий двух десятков переводчиков, пройдя через традиции, законы, характер и особенности различных языков, гоголевская фраза трансформировалась в нелепые до смешного строки: «Выпив компот, она выбросила из хижины старье, а он радостно забил в тамтам». Цепочка замкнулась. Сработал механизм «испорченного телефона». И 34 слов оригинала к финалу пришло только одно: личное местоимение она, а возможность правильно понять мысль отрывка была сведена дружным коллективом переводчиков к нулю».

        Даже в самом лучшем переводе текст теряет что-то свое, национальное, неповторимое. Выход один – серьезно изучать язык, чтобы понять народ, который на нем говорит.

        III. Подведение итогов.

        Домашнее задание: выписать из художественных произведений 4 предложения (одно сложное) с заимствованными словами и подготовить выступление об этих словах.

Урок на тему:  «Словари – наши помощники».

        Эпиграфы к уроку: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке» (А.Франс).

        «Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений» (Декарт).

        Цели урока: 1) повторить и закрепить знания учащихся по лексике (о лексическом значении слова, синонимах, исконно русских и иноязычных словах);

        2) совершенствовать навыки работы со словарями;

        3) воспитывать интерес к книге, к слову.

Ход урока

I. Начало урока.

Игра «Дежурная буква». В течение двух минут учащиеся записывают слова на указанную букву (н-р: Африка, алгебра, Америка, антилопа и т.д.). Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.

- Название всего, что есть во вселенной, вместились в словари, – говорит учитель. – Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

Затем ребята отвечают на вопросы:

- Какие словари русского языка вам известны?

- К каким словарям мы обращаемся чаще всего?

- В каких случаях словари приходят вам на помощь?

II. Знакомство со словарями.

В роли словарей выступают четыре ученика. «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а класс – определить, какой перед ними словарь.

Фразеологический словарь. «Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».

Словарь иностранных слов. «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

Толковый словарь. «В 6 часов началось моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. Я что они означают? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».

Словарь синонимов. «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну все, пора а работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».

III. Конкурс рисунков.

Учащиеся заранее придумали и нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, какому из представленных «словарей» какой рисунок предназначен. «Словари» сами выберут себе по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса.

IV. Работа «словарей» с классом.

- Я – словарь иностранных слов. Я имею 20.000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача – не только перечислить иноязычные слова, называющие его одежду, но и определить, из какого языка они пришли в русский. (Появляется «блестящий денди». Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду и обувь: костюм, жилет, туфли и т.д.)

Задание 1. А теперь в предложениях заменить словосочетания, одним словом.

  1. Торжественный смотр физкультурников на красной площади. (Парад.)
  2. Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия как депутат. (Мандат.)
  3. В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир.)

Задание 2. Поработайте со словарем иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, немецкого, французского, греческого языков. Дайте лексическое толкование этих слов. (Работа по группам.)

- Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражений типа: бит баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий. А сейчас попрошу выполнить мои задания.

Задание 1. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о…

- кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит.)

- чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться.)

- Человеке, который пришел не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла.)

Задание 2. Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям, к фразеологизмам:

  1. Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо.
  2. Кот наплакал (с гулькин нос), по пальцам пересчитать можно (раз-два и обчелся), во всю прыть (сломя голову), со всех ног (раз-два и готов). И т.д.

Задание 3. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).

Голова – человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потеря голову, не сносить головы, с большой головы на здоровую…

Ноги – уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять…

Глаза – мозолит глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи…

Нос – задирать нос, вешать нос, водит за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру…

- Пользуйтесь фразеологическим словарем, он делает вашу речь яркой и самобытной!

- Я – словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они вед и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, под мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание: объяснить значение слова стол в каждом предложении.

1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.

2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.

3) Анна Ивановна работает в адресном столе.

4) В санатории нам определили пятый стол.

А теперь определите, какие значения имеет слово голова.

1) Колхоз продал государству сто голов скота.

2) Вдали показалась голова пехотной колонны.

3) Он в неравном бою сложил свою голову.

- Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избегает повторений одного и того же слова.

Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же, ребята, часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Л.Леонов в романе «Русский лес». Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить и т.д.

Теперь прошу выполнить мои задания.

Задание 1. К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?

Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.

Задание 3. Индивидуальное задание: редактирование своих текстов (исправление речевых ошибок) в тетрадях по развитию речи. (Словарь синонимов вам поможет справиться с заданием.)

  V. Подведение итогов урока.  Оценивание.Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной активности обучающихся"

Значительные изменения в обществе не могли затронуть и изменения в образовании. Изменения технологий в информационной, коммуникационной и других сферах требуют и изменения технологических аспектов обр...

РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через р...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Педагогический опыт по теме "Творческие виды работ на уроках русского языка как средство развития креативных способностей младших школьников"

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать...

Статья: "Организация самостоятельной работы на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся".

Материал полезен на уроках русского языка для развития творческой и познавательной активности учащихся....

Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Квалификационная работа           по обобщению собственного                педагогического опыта...