Формирование УУД в начальной школе на примере программы "Музыка" в контексте ФГОС
статья по теме

Калиничева Екатерина Владимировна

Формирование УУД в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo_formirovanie_uud.doc94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                        МБОУ Залесовская СОШ

Выступление на методическом объединении

«Формирование

УУД в начальной школе на примере программы

                                                             «Музыка»              

                                     в   контексте ФГОС второго поколения

                                                                                                       Выполнила

                                                                                                                   Калиничева Е. В.

                                                         

                                       Понятия «универсальные учебные действия» и их функции

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  

Такая способность обучающихся самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают возможность широкой ориентации обучающихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  1. познавательные и учебные мотивы,
  2. учебную цель, 
  3. учебную задачу,
  4. учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий

  1. Обеспечение возможности обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

  1. Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности.

  1. Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков формирования картины мира и компетентности в любой предметной области познания.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер;  реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса. Универсальные учебные действия   обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Виды «универсальных учебных действий».

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

  1. личностный;
  2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
  3. познавательный;
  4. коммуникативный.

 Представим названные блоки УУД более подробно.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся

  1. знание моральных норм,
  2.  умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
  3.  умение выделить нравственный аспект поведения

Регулятивные универсальные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

  1. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  2. - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  3. -  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  4. - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  5. - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  6. -  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  7. -  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные  действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  1. - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  2. - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  3. разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  4. управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
  5.  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

                      Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Раздел программы: «Россия - Родина моя»

Музыкальный материал

Виды музыкально- практической деятельности

         УУД

П.И. Чайковский - главная мелодия 2-ой ч. из Симфонии№4

Пение мелодии с ориентацией на нотную запись: .интонация русской природы. любовь к родной природе, гордость за ее красоту.

Слушание произведения: жанрово - стилевой разбор, разделение на 2 группы - формируем вопросы: «образ» -1гр. -«стиль» 2-гр.  Самооценка. Письмо к композитору. Обе группы формируют содержание письма.

Пластические импровизации, в форме дирижерских жестов, с подчеркиванием контрастной линии .

Музицирование: исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла» на свирелях .

Знать: понятие «мелодия»  «мелодическая линия», «образ», «стиль». «жанр».

Личностные



Коммуникативные


Регулятивные



Познавательные




Русские нар. песни:  «Славны были наши деды» и «Вспомним , братцы, Русь и славу»











Выразить отношение к прозвучавшим песням: гордость, чувство патриотизма, формирование жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении .

Формируем исполнительский план, в котором присутствуют солист и хор. Исполнение песен с воплощением  художественного образа героического русского народа

К пению мы добавляем пластические импровизации в виде отбивания четкого маршевого ритма шагом  и

шумовые эффекты в виде барабанной дроби на сильных долях.

Знать: Историю создания  русских народных песен,. характерные черты русской нар. песни, знать песни о героических событиях истории и исполнять их на уроках и на школьных праздниках

       



 

Личностные


Коммуникативные



Регулятивные



Познавательные


.музыкальный материал.

«День, полный событий»

Музыкально - практическая деятельность


УУД

«Утро» Э. Григ


















«Заход солнца» Э. Григ















Раздел:

Выразительное, осмысленное исполнение с помощью нотной записи, восхищение красотой , светлой радостью, осознанием пробуждения природы и это все в музыке

Слушание музыки , интонационно-образный анализ: делимся на группы, формируем вопросы: образ, стиль, развитие музыки, письмо композитору.

Пластические импровизации в форме движения рук - «Солнце встает!»

Музицирование: исполнение на свирелях главной темы.

Уметь проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки, понятия выразительность и изобразительность в музыке, что означает понятие образы природы в музыке.


Прослушивание произведения. Музыка, связанная с душевным состоянием человека и отображающая образы природы: интонационно - образный анализ.

Хоровое исполнение. Записываем исполнение, затем прослушиваем, даем оценку собственного исполнения.

Пластические импровизации в форме плавного движения рук, отражающих интонационно- образный характер, добавляем к исполнению хора шумовые инструменты  в виде  колоколов.

Уметь  обладать вокальной исполнительской культурой, владеть во время пения правильным дыханием. Уметь определять в музыке : песенность, танцевальность, маршевость Дом. зад: Выполнить рисунок по теме : «Утро» и «Вечер»













                   «О России петь, что стремиться в храм»

Личностные



Коммуникативные


Регулятивные



Познавательные





Личностные

Коммуникативное




Регулятивные

Познавательные





Музыкальный материал

    Музыкально- практические действия

       УУД

«Богородице Дево, радуйся» №6 из «Всенощного бдения» С. Рахманинов


















«Аве, Мария»

Ф Шуберт



«Аве, Мария» Ф. Шуберт

Раскрываются следующие содержательные линии. Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской - величайшая святыня Руси. Песнопения и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро. Осмысленное прослушивание, Определить образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»

Хоровое пение. Разделить класс на 4 содружества. Исполняется произведения каждым содружеством по очереди. Оценка слушателей.

В исполнение вводятся шумовые инструменты - колокола, которые изображают церковные перезвоны.

Знать произведения, в которых средствами музыкальной выразительности воплощен образ матери. Уметь проводить интонационно- образный анализ произведений искусства. Знакомиться жанрами церковной музыки(тропарь, молитва, величание)


Образ матери. Все самое дорогое. Родное, святое связано с мамой. Отношение . уважение к матери в русской семье.

Слушание произведение в исполнении Р.Лоретти. Жанрово- стилевой разбор произведения. Формирование эстетического отношения к миру, образу матери, стремление к гармонии и красоте обеспечивается приобщением к вершинным достижениям отечественной и мировой музыкальной культуры в исполнении выдающихся музыкантов.

Класс делится на 3 содружества. «Письмо из прошлого» - таково задание всем трем содружествам.

Исполнение на свирелях произведения.   Одна группа исполняет вокализ, другая исполняет на свирелях главную тему произведения «Аве, Мария»  Ф Шуберта

Обнаружить  сходство и различие русских и западноевропейских произведений религиозного искусства.

Личностные









Коммуникативные



Регулятивные


Познавательные










Личностные






Коммуникативные


Регулятивные



Познавательные

Раздел:                         «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Музыкальный материал

       Музыкально - практические действия

УУД

Римский-Корсаков  «Третья песня Леля»

Исполнение произведения с помощью нотной записи, осмысленно ,выразительно. Мы погружаемся в мир волшебных сказочных героев. Представьте, что вы находитесь в сказке, что все. что в ней происходит, происходит с вами. Ваши ощущения? Нарисуйте, напишите, поделитесь.

Мы разыгрываем сказку, выбираем главного героя,  творческие импровизации.

Музицирование - на свирелях исполняем песню Леля.

Обладать умением ыявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального народного творчества .Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.

Личностные






Коммуникативные


Регулятивные


Познавательные

Раздел  :                    «В музыкальном театре»

Музыкальный материал

Музыкально - практические действия

     УУД

Опера «Руслан и Людмила» Увертюра

М. И. Глинка

Раскрываются следующие содержательные линии. Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей.


Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах)

Личностные

Коммуникативные


Познавательные

Раздел:                   «В концертном зале»

Музыкальный материал

Музыкально - практические действия

   УУД

Концерт№1 П.И. Чайковский











«Сурок»Л.В.Бетховен












Визитная карточка России. Гордость за Гения, чувство патриотизма, раскрывается жизненный смысл,  интонация созидания. Какими средствами Чайковский все это передал? Колокола, солнечный луч. Вместе «поют» гимн.

Слушая концерт - встанем, применяем пластические импровизации, отражающие эмоциональный характер произведения.

В диалоге с друг другом учащиеся выражают свои впечатления, чувства, мысли .

Знать: - понятие: концерт, композитор, исполнитель, слушатель, вариационное развитие,  «язык музыки»: лад, динамика, ритм, темп, тембр, и т. д..

История создания произведения. Слушание, исполнение с помощью нотной записи. Чувство сопереживания, жалоба, доброта, любовь, готовность отдать последнее, чтобы помочь ближнему, слабому.

К каким средствам композитор прибег, чтобы все это раскрыть?

Письмо из прошлого. Работаем над содержанием. Вопрос: а актуальна ли эта тема сегодня? Как бы ты повел себя в подобной ситуации? Делимся на две группы , ищем и находим ответ.

Музицирование - исполняем произведение на свирелях.

Уметь проводить интонационно-образный анализ.

Личностные






Регулятивные


Коммуникативные


Познавательные





Личностные






Коммуникативные


Регулятивные


Познавательные



Выводы:

     В результате  формирования УУД в начальной школе по предмету «Музыка»-

В сфере  личностных УУД  будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы.

      В сфере коммуникативных УУД учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.

      В сфере регулятивных УУД учащиеся  овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в школе и вне ее, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия,  вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

    В сфере познавательных УУД  учащиеся  научатся  воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие его компоненты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности в соответствии ФГОС в начальной школе на примере социального проектирования «Без сердца что поймем…»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовател...

Формирование познавательных УУД на уроке английского языка в начальной школе (на примере УМК М. З. Биболетовой «Английский с удовольствием» для второго класса общеобразовательных учреждений)

Данный материал содержит теоретическую часть, где дается определение универсальных учебных действий и их классификация, а также практическую,в которой на примере конкретных заданий  УМК М. З...

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (на примере учащихся 4-х классов)

К концу начальной школы, изучая разные предметы, ученик 4-го класса на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и и...

Формирование толерантности средствами научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы (на примере МБОУ "Гимназия№5",г.Северобайкальск

Формирование толерантности  средствами научно - исследовательской  деятельности учащихся начальной школы (на примере МБОУ Гимназия №5 г. Северобайкальск) «Какое наслаждение вопроша...

Формирование УУД в начальной школе в контексте проблемного обучения

В статье приведены примеры использования методов и приемов проблемного обучения в начальной школе....

Проектирование программы формирования УУД в начальной школе на примере программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. в контексте ФГОС второго поколения

Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В этих условиях современному российскому образованию отводится ключевая роль в деле воспитания нового поколен...

Формирование метапредметных УУД в начальной школе на примере уроков технологии.

Формирование метапредметных УУД в начальной школе на примере уроков технологии....