«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
статья по теме

Кропотова Маргарита Ивановна

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad-pedsovet.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете по теме

«Проектная задача  как прообраз проектной  деятельности

в начальной школе»

Проектная задача – система действий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального продукта. Для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы. Проектные задачи, которые решаем мы с детьми на уроках обучают взаимодействию в группе и групповой деятельности. Построенные на принципах проблемного обучения, они готовят почву для того, чтобы дети в дальнейшем могли самостоятельно заниматься проектной деятельностью.

Задача – сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения.

Типы задач: учебная, конкретно-практическая, творческая,  исследовательская.

В чём отличие проектной задачи от проекта?

Проект – целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.

Проектная задача  - через систему (набор) заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение не существовавшего в практике ребенка результата,  качественное самоизменение группы детей.

Средства, материалы: 1)определяют самостоятельно 2) предлагаются в виде набора (системы) заданий

Проектная задача содержит в явном или относительно скрытом виде набор действий, выполняемые группой детей. Количество заданий – это количество действий, для решения задачи.

Подготовительная работа:

  • проблемное введение в тему урока
  • постановка цели урока совместно с учащимися
  • совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания
  • групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе
  • самоанализ и самооценка
  • рефлексия
  • В содержании нет конкретных ориентиров
  • Отличается большим объемом и неоднородностью материала
  • Результат решения может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых, графических средств
  • Решение требует работы в малых группах.

Оценка решения проектной задачи:

  • экспертные карты (оценка процесса решения)
  • экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов»

главное – оценка процесса (процесс решения, процесс предъявления результата) только потом – оценка результата.

Экспертный лист оценки работы группы

Как группа приступила к работе (сразу стали выполнять задания, сначала ознакомились со всеми заданиями и т.п.)?

Каким образом была распределена работа между членами группы (решали все задания вместе, распределили задания)?

Взаимодействовали ли члены группы в ходе работы? Каким образом?

Изменяли ли по ходу работы первоначальный план своих действий?

Какие вопросы задавали дети по ходу выполнения работы?

В какой мере результат соответствует поставленной задаче?

 «Подводные камни»:

  • Не подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей,   перепоручить родителям
  • не превратить проект в реферат
  • Не переоценивать результат проекта и не дооценивать его процесса

Групповая работа позволяет: детям:

  •  получить   эмоциональную   и   содержательную   поддержку;
  •  попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
  • - приобрести опыт, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);

учителю:

  •  использовать дополнительные  средства вовлечения детей в содержание обучения;
  •  органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
  • - вести систематическое  наблюдение (мониторинг)  за формированием учебного сотрудничества в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе

Цели моей профессиональной деятельности: формирование целостной системыуниверсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности иличной ответственности обучающихся, то есть кл...

Проектная деятельность на уроке в начальной школе

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции учащихся в учебном  проце...

РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Введение.Экологические проблемы, ставшие глобальными, затрагивают интересы каждого человека и человечества в целом. Их разрешение зависит в первую очередь от уровня сформированности эколог...

Методическая разработка: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе». (Работа по ФГОС НОО).

Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.Опыт исследовательской, тв...

«Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе» (Образовательная система «Школа России» ФГОС)

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно и...

Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»

Для учащихся начальных классов заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью самое время, хотя у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Младшие школьники - это будущие исслед...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....