Мастер - класс по теме "Как я работаю над звуко-буквенным анализом в 1 классе"
методическая разработка по теме

Тимрякова Ирина Петровна

Дан подробный ход действия над звуко-буквенным анализом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_obucheniyu_gramote_1_klass.docx334.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер –класс

Тема опыта: Личностно-ориентированный подход в обучении.

Как я работаю над звуко – буквенным анализом в 1 классе.

     Очень многому надо научить маленького человечка в начальных классах. Ничего не хотелось бы упустить.

      Хочу поделиться работой над звуко - буквенным анализом..

     Основными задачами обучения грамоте являются: формирование у детей навыков осознанного, выразительного чтения, навыков письма.

      При обучении детей грамоте звуковым аналитико-синтаксическим методом первостепенная роль отводится углубленной и разносторонней работе над звуками.

    Именно активная звуковая работа позволяет предупредить графические ошибки детей, связанные с пропуском и перестановкой букв. Кроме того, развитый фонематический слух – это основа для развития у детей орфографической зоркости.

     Важнейшей составной частью всей работы на уроках обучения грамоте является слого – звуковой анализ произносимых слов, который осуществляется с опорой на схемы, выступающие в качестве моделей этих схем. Схема – модель помогает наиболее ясно представить звуковую структуру слова. Работа по звуко-буквенному анализу слова – это основа обучения грамоте. Так как звуко-буквенный анализ предполагает обозначение буквой слышимого звука, выделенного из звукового потока, строится на четком представлении ребенком звуковой структуры слова.

     При проведении анализа схемы-модели помогают детям определить в произнесенном слове количество слогов, установить  в слове ударение, выявить количество звуков в слогах и в слове в целом, выяснить характер связей между звуками, разграничить единые комплексы СГ и звуки, не входящие в СГ; выделить, назвать и охарактеризовать изучаемый на данном уроке звук.

     Слова для звуко – буквенного анализа подбираю по принципу от простого к сложному.

     Практика их применения различна. Я на протяжении всего обучения грамоте использую схему, то есть предлагают первоклассникам проводить анализ слова, глядя на его модель, Использование этих схем благоприятно сказывается на формировании навыка первоначального чтения и письма. В работе над слого-звуковым составом слова ученики 1 класса использовали имеющиеся модели схем, которые были заготовлены заранее.

Как учитель я поставила перед собой задачу:

  • Исследовать стратегию развития орфографической грамотности учащихся при помощи слого-звукового анализа слова и применить полученные результаты в ходе уроков по данной теме.

Для того чтобы проводить подобную работу, необходимо знать шаги, которые делает ребенок, организуя свой успешный опыт. Мною были разработаны вопросы для выявления стратегии слого-звукового анализа слова.

Вопросы для выявления стратегии слого-звукового анализа слова.

        -  как вы думаете,   с чего мы начнем работу? (произносим  слово несколько раз)

        -  Выделяем первый звук , характеризуем. Выбираем цвет.

        - выделяем второй звук, характеризуем, обозначаем определенным цветом. И т д

         -Дальше, что будем  делать? ( разделим  на слоги, поставим ударение)

         - в конце подсчитать количество букв и звуков.

Задача моего мастер -класса начальных классов состоит в том, чтобы рационально используя время урока, научить всех обучающихся с разной дошкольной подготовкой, анализировать, синтезировать программный материал, развивать речь и активный словарь учащихся.

К.Д. Ушинский писал: «Детская природа требует наглядности. Учите

ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго  и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребёнок усвоит их на лету».

При использовании материала «Азбуки» и дополнительной наглядности важно, чтобы этот материал был доступен  детям, отражал знакомое и близкое, опирался на жизненный  личный опыт детей (хотя у шестилеток он ещё мал).

1.      Художественно-образные иллюстрации (о спорте, игры дома и в школе).

2.      Сюжетные картинки (иллюстрации сказок).

3.      Ситуативные картинки (краткое описание ситуации, эпизода).

4.      Предметные картинки.

Они чрезвычайно полезны для речевого развития и обогащения словаря детей и поэтому должны проводиться  в течение всего периода обучения грамоте.

Далее показываю каждый этап своей работы над слого- звуковым анализом слова.

Учитель на доске  располагает предметные картинки. Задача детей самостоятельно составить схему данных слов. ( 2 работают у доски, остальные на своих партах)

 

                            

Далее дети с опорой на схему делят слова на слоги.  

                                    

Выделяют ударный слог, ставят ударение.

                       

Далее дают характеристику каждому звуку.

Звук г-согласный, парный, твердый, звонкий.

Звук р –согласный, звонкий, твердый.

Звук у – гласная, ударная, твердая.

Звук ш - согласный, парный, твердый, глухой.

Звук а – гласная, безударная, твердая.

Далее определяют, сколько в слове букв и звуков.

     Чтобы правильно дать характеристику звукам, мне помогает «лента букв», которая сделана своими руками.

Следующим этапом является работа с учебником. Чтение слогов, текста. Определяют место нахождения букв.

Учебная деятельность нацеливает ребенка учиться – учить себя, то есть одна из самых важных задач учения заключается в развитии каждым своих умений, способностей.

      Систематические упражнения со звучащим словом, с помощью которых проходит постоянная тренировка в выделении и характеристике всех звуков слова, крайне нужны для обучения не только чтению, но и письму.

К каким же изменениям, полученным в процессе работы по созданию и анализу стратегий, мы пришли с учениками?

  • Повысилась самооценка личности (появилась вера в себя).
  • Изменилась мотивация (нравится составлять схемы).
  • Обдумывают каждый этап своей работы.
  • Развилась способность к анализу собственной деятельности.
  • Повысилось качество знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по теме: "Звук и буква И. Звуко-буквенный анализ слов".(По сказке К.И.Чуковского "Тараканище".)Для 2 класса(ФФНР).

Представлен конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий.Для детей 2 класса,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.В конспекте содержатся игровые упражнения по формировани...

Методический материал для 4 класса по русскому языку: "Слова для звуко-буквенного (фонетического) анализа".

Карточки для работы в 4 классе по теме: "Слова для звуко-буквенного (фонетического) разбора"....

Итоговая контрольная работа по окружающеми миру в 4 классе (спецификация, структура, варианты работ) по ФГОС. УМК любой.

Итоговая контрольная работа по окружающему миру подходит любому УМК.Назначение итоговой работы- выявить и оценить уровень подготовки учащихся 4 класса по окружающему миру,выявить сформированност...

Мастер класс "Звуко-буквенный анализ слова"

Данный мастер-класс используется для родителей будущих первоклассников...

Работа над звуко-буквенным составом слова на уроках русского языка в начальной школе для детей с ОВЗ.

Этапы проведения звуко-буквенного разбора слова на уроках русского языка в начальной школе для детей с овз....

Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза. Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов»

Конспект открытого логопедического занятия  у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов&ra...