МАСТЕР-КЛАСС ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ «Исследовательская деятельность учащихся начальных классов»
учебно-методический материал по теме

Филиппова Наталья Юрьевна

1-ый шаг. Презентация педагогического опыта: краткое обоснование основных идей опыта.  

 

2-ой шаг. Определение основных приёмов работы, которые учитель будет демонстрировать слушателям

 

3-ий шаг. Занятие со слушателями, на котором учитель продемонстрирует приёмы эффективной работы с учащимися с использованием конкретного содержания предмета.

 

·        Демонстрация приёмов, исследовательской деятельности.

 

4-ый шаг. Рефлексия.

 

Я продемонстрировала несколько приёмов, исследовательской деятельности. Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной сложности, что требует от школьника изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. В обучении необходимо чаще ставить учащихся в ситуации свободного выбора заданий как творческого, так и репродуктивного характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Исследовательская деятельность учащихся начальных классов»

Филиппова Наталья Юрьевна

учитель начальных классов

2 квалификационной категории

        МОУ «ВСОШ №2»

                                                                                       Высокогорского района РТ

1-ый шаг. Презентация педагогического опыта: краткое обоснование основных идей опыта.  

Исследовательская деятельность

 высший уровень деятельности, это самостоятельный поиск  знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. Только те знания, добытые исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными.

Вовлеченные в исследовательскую деятельность, учащиеся сталкиваются с проблемами, одновременно происходит насыщение знаний, что способствует образованию личностных ценностей. Чем больше ценностей в сознании, тем легче ориентируется учащийся в мире

Цели исследования:

  • формирование умения самостоятельно работать с источником информации, кратко и понятно излагать свои мысли;
  • развитие умения работать в группах, отстаивать свою точку зрения;  
  •  формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы;
  • развитие критического мышления

Учитывая возраст младшего школьного возраста, исследовательская работа не может быть длительной, иначе она будет утомлять ребенка, что не улучшит процесс обучения. Необходимо чтобы она была интересной иногда интригующей. Проблема, которая является мотивацией к поиску необходимой информации, не должна быть надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим.

Для того чтобы установить и поддерживать уровень сложности материала, нужно дать возможность ученику самому выбрать тему исследования.

Исследовательская работа обязательно включает в себя межпредметные связи, чтобы у учащихся сложилось мнение о значимости решаемой проблемы.

Поддержка школьников в учебной деятельности заключается в изучении индивидуального стиля исследовательской деятельности, выявление затруднений и их причин, а отсюда – оказание адресной помощи в преодолении конкретных затруднений

2-ой шаг. Определение основных приёмов работы, которые учитель будет демонстрировать слушателям

В процессе исследовательской деятельности использую такие методы, как частично – поисковый, эвристический, практический, проблемный. Сейчас продемонстрирую, как можно организовать исследовательскую деятельность с учениками 3 класса, и какие приемы при этом использую.

3-ий шаг. Занятие со слушателями, на котором учитель продемонстрирует приёмы эффективной работы с учащимися с использованием конкретного содержания предмета.

Мотивация осознанной деятельности участников учебного процесса.

Ситуация представлена на слайде (слайд 13-16)

Постановка проблемы и выбор участников исследования по их желанию (слайд 17)

Далее каждая групп получает конкретную задачу, над которой должна работать в ходе исследования (слайд 18)

  • Демонстрация приёмов, исследовательской деятельности.

Группа «Экологи» получает энциклопедический материал, из которого должны выделить главное, самое существенное, решив свою задачу.

Дополнительно получают набор карточек, на основании которых должны составить цепи питания, исходным звеном которых являются птицы (слайд 19 -20)

Комментарии учителя: решая поставленную задачу, участники исследования учатся вычленять главное, абстрагировать понятия, составлять последовательность событий.

Группа «Математики»  решают задачи, результатом которых будет доказательство пользы птиц (слайд 21)

Комментарии учителя: учащиеся с математическим складом мышления испытывают трудности на уроках гуманитарного цикла, предоставленная возможность решать биологические задачи, повысят значимость их деятельности и будут способствовать усвоению материала.

Группа «Орнитологи» изучают видовой состав птиц РТ и редкие виды птиц Высокогорского района, используя рисунки и справочные материалы, данные заносят в таблицу. (Слайд 22-23)

Комментарии учителя: анализируя дополнительную литературу, добывают самостоятельно знания, появляется желание самоутвердится и стремление быть лучшим. Учатся самостоятельно составлять  таблицы при изучении текста. Использование РНК способствует формированию гражданской  идентичности.

Группа «Филологи» из произведений художественной литературы выписать произведения, героями которых являются птицы.(27 -28)

Комментарии учителя: рассмотрение художественных произведений позволит рассмотреть проблему исследования наиболее глубже и шире. Учащиеся поймут значимость птиц в жизни человека, поскольку произведения нацелены на проявления благодарности «пернатым друзьям» На основе анализа художественных произведений знакомятся  с простейшими способами обобщения.

Группа «Технологи» получают задания «секретной важности» по технологической карте в технике выполнения оригами сделать птицу «Голубь» - символ мира, счастья (слайд29)

Комментарии учителя: эта деятельность носит творческий характер внутри предмета, осуществляет межпредметные связи

  • Демонстрация приемов, семинарского занятия (слайд30)

1.Слово предоставляется экологам:

Какое значение в природе имеют птицы?

Какое место в экологической цепи питания занимают

птицы?

2. Слово предоставляется математикам:

Комментируют решения задач.

3. Слово предоставляется орнитологам:

Демонстрируют изображения птиц, определяют виды данных

представителей.

4. Слово предоставляется филологам:

Составляют краткую характеристику исследуемых произведений.

Подведение итогов (слайд 31)

Итоги подводят учащиеся

Птицы занимают значимое место в природе и в жизни человека

Демонстрация моделей птиц группой «технологов»

4-ый шаг. Рефлексия.

Комментарий учителя: Я продемонстрировала несколько приёмов, исследовательской деятельности. Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной сложности, что требует от школьника изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. В обучении необходимо чаще ставить учащихся в ситуации свободного выбора заданий как творческого, так и репродуктивного характера.



Подписи к слайдам:

МАСТЕР -КЛАСС
«Исследовательская деятельность учащихся начальных классов»
Вовлеченные в исследовательскую деятельность, учащиеся сталкиваются с проблемами, одновременно происходит насыщение знаний,что способствует образованию личностных ценностей.Чем больше ценностей в сознании, тем легче ориентируется учащийся в мире
- доступность- естественность- осмысленность- самодеятельность- экспериментальность- культуросообразности
-дискуссии- игровые моменты- ролевые игры- сюжетные игры- игры – путешествия - проект
на всех этапах урока- на интегрированных уроках- на уроках русского языкана уроках технологии- на уроках математики- на уроках литературного чтенияна уроках окружающий мир на уроках изобразительного искусства
Мотивированность Творческая среда Психологический комфорт Учет возрастных особенностейИндивидуальный стиль учебной деятельности учащегосяЦеленаправленность и мотивация
частично – поисковый- эвристический- практическийпроблемный
Исследовательская деятельность на интегрированном уроке на тему:
Овладеть обобщенными практическими умениями и навыками проведения исследования; Уточнить и расширить знания о птицах; Сформировать бережное отношение к птицам и к миру в целом, ощущать себя частью этого мира.
Жил на свете мальчик Петя
Около его дома, в саду жили птицы.Много птиц.
Своим пением птицы будили его по утрам.Щебетали, строили гнезда, летали везде и всюду…Надоели они ему.И Петя их выгнал из своего сада
Обиделись птицы и все улетели из сада. Что здесь началось! Все деревья высохли. Полчища жуков и гусениц обрушились на дом. Они грызли его со всех сторон.
Задумался Петя:
г
Что же происходит? Почему гибнут деревья и рушится дом?
Откуда в таком количестве появились жуки и гусеницы?Какое отношение имеют к этому птицы
ЭкологиМатематикиТехнологиОрнитологи Филологи
1. Какое место в цепи питания занимают птицы?2.Подсчитать количество съеденных жуков и гусениц одной птицей. 3. Какие виды птиц населяют территорию РТ Высокогорского района?4.Как отблагодарил человек птиц за принесенную пользу?5.Отработать умения работы с технологической картой
Выявить роль птиц в экологической цепи питания.2.Определить роль птиц в природе и в жизни человека
Цепи питания животных
Задание:- Составь цепь питания
?
?
?
?
Бабочка
Цветы
Ящерица
Змея
Корова
Цепи питания животных
Задание:- Составь цепь питания
?
?
?
Трава
Птица
Кузнечик
Паук
Верблюд
Решите задачи:Скворец за 1 день съедает 5 кг личинок. Сколько он уничтожит таких личинок за 1 месяц?2. 2 чайки съедают за один день 40 кг насекомых.Сколько насекомых употребляет за один день одна чайка?3. Кукушка за один день съедает 300 штук гусениц.Сколько гусениц она съест за одну неделю?4. 1 жук каждый день съедает 7 г зерна. Сколько кг зерна сэкономит человек , если одна чайка съедает 1000 жуков в день?5. Синица за один день съедает 6000 насекомых.Сколько насекомых съедает 5 синиц?
По рисункам птиц, используя различные источники литературы определите: 1. Виды птиц проживающие на территории РТ 2. Редкие виды птиц Высокогорского района3. Данные занесите в таблицу.
Виды птиц РТ
Редкие виды птиц Высокогорского района
Из произведений художественной литературы, найти произведениягероями которых являются птицы.Данные составить в виде схемы.
автор
Название птицы
Название птицы
Название птицы
Работу проводят под знаком «секретности»Используя технологическую карту
Работа этой группы использует проектную деятельность
Слово предоставляется экологам:Какое значение в природе имеют птицы?Какое место в экологической цепи питания занимают птицы?2. Слово предоставляется математикам:Комментируют решения задач.3. Слово предоставляется орнитологам:Демонстрируют изображения птиц определяют виды данныхпредставителей.4. Слово предоставляется филологам:Составляют краткую характеристику исследуемых произведений.
Птицы занимают значимое место в жизни человека. Выполняют огромную роль в природе.
По народным приметам птицы способны приноситьсчастье в дом и дарить радость людям.
Я считаю, что проделанная работа имеет ценность: в глубине изученного материала; в ненавязчивости поиска информации; в реализации индивидуальных способностей учащихся; в прочности усвоения знаний;в развитии познавательного интереса к обучению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях внеклассной работы

В данном материале представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности учеников начальной школы....

"Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов"

Данная презентация с конспектом поможет в организации исследовательской деятельности младших школьников....

Презентация "Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся начальных классов"

Презентация подготовлена для выступления на семинаре "Взаимодействие участников образовательного процесса при формировании экологических компетенций школьников"...

Формирование основы исследовательской деятельности учащихся начальных классов

Презентация знакомит с опытом введения, осуществления исследовательской деятельности....

Организация учебной исследовательской деятельности учащихся начальных классов

В статье рассматривается вопрос организации подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся начальных классов....

Методическая разработка «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»

Жизнь сегодня рассматривается в виде проекта. Именно поэтому ценится то, как человек ставит цели и определяет перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы д...