Разработка технологической карты урока в рамках системно-деятельностного подхода
статья по теме

Знания и умения детей по новому стандарту формируются в деятельности. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Именно поэтому возникла необходимость создания нового вида методической продукции – технологической карты урока (её можно рассматривать как мини-проект), которая в отличие от конспекта, позволяет более эффективно и качественно спроектировать будущий урок и отразить в нём «деятельностный подход в обучении».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_moyo_pro_tekhnologicheskuyu_kartu.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Додонкова Е.С.

с. Белый Яр

Разработка технологической карты урока в рамках системно-деятельностного подхода

Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.Чему должен научиться ребенок?

Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.

Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание.

Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать самому,

и я научусь.

Знания и умения детей по новому стандарту формируются в деятельности. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

 Именно поэтому возникла необходимость создания нового вида методической продукции  – технологической карты урока (её можно рассматривать как мини-проект), которая в отличие от конспекта, позволяет более эффективно и качественно спроектировать будущий урок и  отразить в нём «деятельностный подход в обучении».

Так как в традиционном плане расписывается в основном содержательная сторона деятельности учителя, а технологическая карта позволяет спрогнозировать деятельность учащихся к достижению поставленных целей и задач. И поэтому, чтобы следовать новым стандартам, мы должны научиться разрабатывать технологические карты, хотим мы этого или нет.

Многие приняли в штыки данное начинание, так как считают , что на разработку технологических карт тратится больше времени, чем на составление конспектов уроков. Все новое нас пугает. Куда легче по старинке. Сначала, действительно,  трудно, долго, как первый конспект на практике. Но, разрабатывая карты, удобнее планировать УУД и ожидаемые результаты качество уроков получается выше. Если потратить на составление рабочей программы по предмету достаточно времени и подойти к его составлению не формально, а основательно, то составление карты урока – будет происходить быстро и легко!

Нет единых требований к формам представления  технологических карт (это снова творчество учителя), они могут быть различны. Самое главное – технологическая карта должна отражать системно-деятельностный подход. Учитель может структурировать урок по определённым параметрам. Такими параметрами могут быть:

  • этапы урока,
  • его цели,
  • содержание учебного материала,
  • методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся,
  • деятельность учителя;
  • деятельность обучающихся.

Структура технологической карты:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
  • межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
  • этапы изучения темы;
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов;
  • самооценка  результатов своей деятельности.

Этапы изучения темы.

1. «Мотивация к деятельности» . Организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ввода ситуативного задания.

2. «Учебно-познавательная деятельность». Организуется освоение содержательных блоков темы.

3. «Интеллектуально-преобразовательная деятельность» учащимся предлагается выполнить практические задания:

4. « Контроль и оценка результатов деятельности. Рефлексия.» оценивается уровень освоения планируемых результатов.

На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:

  • на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
  • на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;
  • на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
  • на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

  • информативное - учащиеся работают, используя образец на доске, в учебнике или рабочей тетради;
  • импровизационное - учащиеся, используя усвоенный алгоритм, выполняют задание, которое отличается от образца по содержанию или форме;
  • эвристическое - учащиеся самостоятельно выполняют задание на предложенную тему.

«Контроль и оценка результатов деятельности. Рефлексия».  На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Использованные источники.

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя . - А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009.)

3. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

http://www.proshkolu.ru/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/

http://menobr.ru/material/

http://nachalka1.ucoz.ru/