Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний"
материал (1 класс) на тему

Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_po_teme.docx95.99 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний"

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий.
Ира – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский

Урок у учащихся немыслим без игры, без красочного наглядного оформления, особенно в первой половине года.

На уроках математики должно быть следующее оборудование: магнитные доски, набор цифр, счетный материал, геометрические фигуры, классное и индивидуальные полотна.
У детей наборы «Учись считать». Кроме того, кружки натянутые на леске двух цветов и двух размеров больше и меньше, кубики, машинки, куклы, посуда, ракеты, палочки, мячи. На уроках у нас часто присутствуют герои любимых детских книг: Буратино, Незнайка, Карандаш, Чебурашка, Мурзилка, а также игрушки Лиса, Волк, клоун и другие. Все этапы урока я стремлюсь объединить одной темой, одной сюжетной игрой. Так, например, урок проходит в форме игры-путешествия в лес, к реке или поездки за город, полет в космос и т. д. В пути дети делают остановки, во время которых знакомятся с обитателями зоопарка, выполняют какие-то задания. Совершаем путешествия также и в мир детских сказок. В уроки включаются сюжеты знакомых детям сказок русские народные («Теремок», «Репка» и др.).

Характер игр и игровых моментов, которые предлагаются детям в первом и во втором полугодии, был различным. Если в первом полугодии большинство игр было сюжетных, красочно оформленных с непосредственным участием и движением самих ребят, то во втором полугодии предлагается больше игр и игровых моментов, связанных с развитием логического мышления, речи, счета, творческого воображения, смекалки. На уроках математики дети часто отправляются то на станцию, где их ждет хитрая лиса, неуклюжий медведь, то на станцию «Игровая» или едут в страну «Знания», или отправляются в космос к неизвестным планетам Дети едут на паровозике, на ковре самолете, на ракете, на машинах. Во всех совершаемых путешествиях  учебные и развивающие цели. Игра «Магазин»: у детей есть монетки 1 коп, 2 коп, 3 коп, 5 коп, 10 коп, я показываю детям предметы или вывешиваю плакат с его изображением, а под ним подписываю стоимость предмета: марка – 3 коп, конверт – 5 коп, открытка – 10 коп, тетрадь – 3 коп, карандаш – 2 коп и другие, дети встают и говорят, сколько они платят и что покупают.

Потом мы отправляемся на прогулку в лес – игра «Машинист», едем на поезде. На доске плакат с паровозиком и вагончиками, но нумерация вагончиков перепутана и, чтобы поставить все вагончики на место, надо решить примеры, которые на них записаны – примеры различны с ответами от 1 до 10. Дети, решив пример и получив ответ, берут нужную цифру из кассы и встают около доски. Так образуется состав из 10 вагонов. Машинист дает сигнал отправления, и все отправляются на свои рабочие места
Дети очень любят игры «Машинист» и «Магазин». Принимая участие в этих играх, дети проявляют большую активность, так как все хотят быть и покупателями, и пассажирами, и машинистами.

Аналогично проводится игра «Отправляемся в космос» и различные поездки на поездах, машинах, автобусах. ЬЬ них могут ждать детей герои любимых сказок, которые задают им трупные задания, но чтобы проехать дальше, попасть на другую станцию, их надо выполнить.
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.
В работе с детьми 1–4-х кл приходится много думать, искать, творить. В результате родились игры-путешествия: «В страну знакомых сказок», «Плывем к необитаемому острову», «В цирке».

В играх-путешествиях ненавязчиво обобщается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное – огромнейший эффект ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.

А самое главное, что благодаря игре, учитель имеет возможность учесть индивидуальные способности и уровень имеющихся знаний учащихся.

Игровой момент позволяет тесно связать изучение теоретического материала с практическими действиями. В процессе игры можно создавать такие условия, которые будут способствовать проявлению самостоятельности и инициативы ребенка, например, я предлагаю рассмотреть некоторые игровые ситуации при изучении нумерации чисел в пределах 10.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Проводя с детьми ту или иную игру, я наблюдаю на протяжении многих лет своей педагогической деятельности, что игровые задания способствуют развитию у детей смекалки, находчивости, сообразительности. Кроме того, многие игры требуют от учеников умения построить суждение, высказывание, свое умозаключение. Уроки, проведенные в форме игры не только красивы и интересны, но и очень организованны, а дети на таких уроках воспитывают в себе умственные и волевые усилия – выдержку, умение соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива, организованность.

Чтобы игра выполняла задачу художественного воспитания, я применяю на уроке яркие красочные рисунки, художественно оформленные игрушки, демонстрационный раздаточный материал.

При подборе игр учитываю наглядно-действенный характер мышления младшего школьника, учитываю, чтобы игра содействовала полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательные способности, речи, опыт общения со сверстниками и взрослыми, прививала интерес к учебным занятиям, формировала умение и навыки учебной деятельности, помогала    ребенку    овладевать    умением     анализировать,     сравнивать, абстрагировать, обобщать.

В процессе игры применяю предметы, окружающие учеников и их модели, так как психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с материального действия с предметами, рисунками, схемами. Практические действия дети описывают словесно. Таким образом, осуществляется связь между материальной и внешне речевой формами действия.

Таким образом, выполняется три формы взаимосвязи, влияющие на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического (материальная, является исходной, внешнеречевая – предполагает рассуждения, умственная форма действия – проговаривание про себя).

  1. Иры, требующие от детей исполнительной деятельности. Ученики выполняют действия по образцу игра «Составим узор».
  2. Иры, требующие воспроизведения действий. Иры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Это – «Удачливые рыболовы», «Лучший космонавт», «Лучший летчик», «Волшебный цветик».
  3. Иры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. «Цепочка" Математическая эстафета», «Составление круговых примеров». Иры, развивающие навыки контроля и самоконтроля. «Лучший контролер», «Проверь Угадайку», «Арифметический бег».
  4. Иры, в которые включены элементы поиска и творчества: «Угадай загадки Буратино», «Загадки Веселого Карандаша», «Определи курс движения самолета», «По какой тропинке ты пойдешь»;
  5. Наглядные игры с использованием демонстрационного и раздаточного материала, с различными игрушками (объектами природы и предметами обихода). Сюда можно отнести игры-инсценировки некоторых сказок и книжек-считалок с применением соответствующих игрушек «Репка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и др.
  6. Словесные игры применяются на этапе закрепления и  повторения учебного материала: игра «Наоборот», «Забей гол в числовые ворота»   и др. К тем же играм можно отнести игры-загадки (без картинок), игры на составление  высказываний, на дополнение их, задачки в стихах.

Приложение

Цветочные часы.

Даются рисунки цветов, а под ними примеры, решив которые можно сказать в какое время раскрывается тот или иной цветок. Покажите на своих циферблатах часов.

Отгадай Загадки Колобка, из геометрических фигур составлены рисунки нужно назвать цвет и геометрические фигуры

Назовите числа.

Цель игры закреплять знания последовательности чисел от 1 до 10 (и в обратном порядке).

1 вариант - Ученики называют подряд числа от 1 до 10 так? Число 1 произносят громко, число 2 тихо, число 3 громко, число 4 тихо и т д. Счет в обратном порядке также: число 10 громко, число 9 тихо и т д.

  1. вариант - Ученики называют числа от 1 до 10 через один.

Учащиеся называют число 1- пропускают число 2, называют 3- пропускают 4 и т д. Счет в обратном порядке также.

  1. вариант - Назвать подряд числа от 1 до 10. Число 1 назовем, число 2 хлопнем два хлопка; 3 назовем, число 4 - четыре хлопка и т.д.
  2. вариант - Вести счет двойками и тройками.

Игра «Стук - стук».

Цель: формировать навыки счета

  1. вариант - Учитель выстукивает молоточком, дети закрыв глаза считают количество ударов. Затем ученики отвечают или молча показывают сигнальной карточкой с изображением того числа, которое нужно.
  2. вариант - Учитель выстукивает карандашом, дети закрыв глаза считают, затем на парте выкладывают столько кружков, квадратиков или треугольников (в зависимости от условия учителя), сколько уларов он услышал.

Игра «Помогите Незнайке»

Цель: закрепить умения соотносить цифру и число, устанавливать место числа в натурально ряду чисел; учить употреблять в речи понятия «предыдущее число» и «последующее число», «стоять перед», «следовать за», «находиться между»; формировать навыки счета

Учитель: Незнайка изготовил числовую линейку. Он наклеил некоторые числа на линейке под черточками. Потом его позвали друзья на улицу, и он не успел закончить эту работу. Помогите Незнайке поставить на линейку под черточками числа, которые осталось наклеить.

1        вариант   -   Ученики   вставляют   недостающие   числа   в   окошки демонстрационной линейки.

2        вариант - Ученики просто вслух называют недостающие числа.

Аналогичная игра «Помогите Мальвине»

Мальвина хочет пригласить Буратино в гости на чашку чая, но вот беда, некоторые числа на телефонном диске отклеились и потерялись. Помогите Мальвине наклеить недостающие числа

Игра «Соедини точки»

Цель игры: установить соответствие между числом и цифрой, сформировать навыки счета

У каждого ребенка на парте карточка с изображением предмета в виде основных точек. Дети должны последовательно соединить точки и определить какой предмет изображен:

Игра «Составь из палочек»

Имея счетные палочки и по-разному комбинируя их, ребенок может более глубоко овладеть математическими понятиями («число», «больше», «меньше», «столько же», и т.п.) и пространственными представлениями («слева», «справа», «вверху», «внизу», «между» и т.п.)

     Ученики, глядя на таблицы с изображением предметов, букв, цифр, математических знаков, геометрических фигур, выкладывают по заданию учителя из палочек предметы, цифры, буквы

     Учитель просит составить из палочек предмет «слева», «справа», «вверху», «внизу» и т.д.

                      Сюжетно-ролевые игры.  Игра «Найди свое место в кинотеатре»

  1. вариант - назначается контролер - 1 ученик. Ученики ранее у кассира приобрели билеты, на которых указан № ряда и места Контролер называет громко ряд и место, ученик кладет свой билет в нужный кармашек на наборном полотне.
  2. вариант - у каждого ученика карточка с изображением животного. Каждое животное - зритель, а ученик - контролер, который указывает ряд и место своему зрителю. Другими словами, ученик называет ряд и место и вставляет свою карточку с изображением животного в кармашек на наборном полотне.

Игра «Магазин»

Цель: закрепить навыки сложения и вычитания в пределах 10.

На наборном полотне бумажные игрушки, на обратной стороне которых записаны примеры, решив пример, ребенок «покупает» игрушку.
10-2=        5 + 3=
        4 + 2 =    ит.д.

Игра «Ловим рыбу» или «Удачливые рыболовы»

На наборном полотне рыбки, на обратной стороне которых примеры, решив пример, ученик поймал рыбку.
3 + 2=
        9-1=        7 + 3=      и т.д.

Игра «Мельница» «Волшебный цветик»

Цель: научить прибавлять и вычитать по 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

На лепестках - записаны числа от 1 до 10, в центре серединка н ней табличка + 1, ± 2, ± 3, ± 4, ± 5, ± 6, ± 7, ± 8, ± 9.

Учитель по очереди показывает то один лепесток и на серединку то на другой. Ученики молча решают в уме и поднимают руки, говоря ответы или поднимая карточки, числа с ответом.

Игра «Эстафета с мячом»

Цель: научить считать от 1 до 10и обратно

Учитель кидает мяч и говорит один, ученик берет мяч и говорит 2;, кидает обратно учителю, учитель говорит три и кидает мяч другому ученику, ученик говорит 4 и возвращает учителю и т.д.

Игра «Что изменилось?»

      Цель: развивать глазомер учеников, расположение предметов в пространстве.

На наборном полотне учитель выставляет различные карточки с изображением предметов и геометрические фигуры Дети смотрят и запоминают. Затем учитель просит их закрыть глаза и меняет местами предметы и фигуры. Открыв глаза, дети отвечают на вопрос «Что изменилось?»

Игра «Включи кнопку и раскрась картинку»

Цель игры: закрепить знания о цифре как знаке, с помощью которого можно записать натуральное число; закрепить знания о шести основных цветах.

У каждого ребенка индивидуальные карточки с изображением предметов и рядом кнопочки - указатели цветов, на которых написаны цифры

Например,  1    красный,      2    желтый,        3      зеленый,      4      синий,


5 коричневый,   6 черный.

Игра «Угадай число»

Учитель показывает карточку, на которой есть слагаемое и сумма, надо угадать другое слагаемое, или есть уменьшительное и разность, надо угадать вычитаемое.

Игра «Кто станет космонавтом»

 Цель: закрепить знания о числах, помочь в освоении чисел 3 - 10.

 На доске записаны два столбика примеров, ученики делятся на 2 команды и каждый ребенок по очереди решает пример, победит та команда, которая вперед решит примеры, они объявляются космонавтами и им отдается ракета

Задачи в стихах

1.        К серой цапле на урок,
Прилетели 7 сорок.

А из них лишь 3 сороки, Приготовили уроки. Сколько лодырей сорок Прилетело на урок?

2.        Скоро 10 лет Сереже,
Диме нет еще шести,
Дима все никак не может
До Сережи дорасти.

А на сколько лет моложе Мальчик Дима, чем Сережа?

3.        Я, Сережа, Коля, Ванда-
Волейбольная команда
Женя с Игорем пока
Запасных два игрока

А когда подучатся Сколько нас получится?

4.        Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Еж, барсук, енот, «Косой»,

                       Волк с плутовкою лисой.

                      А медведь никак не мог разделить на всех пирог.

                     От труда медведь вспотел;

                     Он считать ведь не умел.

                     Помоги ему скорей,

                      Сосчитай-ка всех друзей.

                            5.Посадила мама в печь
                Пироги с капустой печь.
                  Для Наташи, Коли, Вовы
                 Пироги уже готовы,

                  Да еще один пирог

                  Кот под лавку уволок.

                 Да еще из печки пять

                 Маме нужно вынимать.

                  Если можешь, помоги –

                 Сосчитай-ка пироги!

                         6.        Стоит коза,
                Голосит коза

                -   Ой, беда, беда, беда,

               Разбежались кто куда,

              Все мои козлятки!

              Один - в лесок.

              А другой в стог,

              А третий козленок

                Спрягался в бочонок.

                А один на лесенке

              Распевает песенки.

              А еще 3козлятки

                Топчут лук на грядке.

                Только самый маленький

                Спит в постельке, в спаленке.

             Сосчитай и укажи:

             Сколько деток у козы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения

Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового з...

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения.

Выступление на ШМО "Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения" - Технологии проблемного обучения,  .информационные образ...

Обобщение опыта работы по теме "Игра и игровые моменты на уроках в начальных классах".

Обобщение опыта работы по теме "Игра и игровые моменты на уроках в начальных классах"....

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения

Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом - проблема, над которой работают теоретики и практики...

Организация инновационной деятельности кафедры учителей начальных классов как средство повышения качества образования

В настоящее время в условиях введения ФГОС НОО, постоянной модернизации системы образования, усложнения выполняемых задач, развития профилизации и вариативности, возрастает роль методической деятельно...

«Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения»

//Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и второстепенной задачей является необходимость повышения эффективности ...