Формирование УУД обучающихся на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира
материал на тему

Cтепанова Инна Анатольевна

Материалы МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.docx54.17 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  У ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее - программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных

учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках

отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.

Цель программы: формирование универсальных учебных действий как обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий.

Задачи, которые решает программа:

1) определить приоритеты предметного содержания в формировании УУД;

2) показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий;

3) определить связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

  • определить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;

5) описать типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир» – в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Приоритеты предметного содержания в формировании УУД

Смысловые акценты УУД

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

личностные        

жизненное самоопределение

нравственно-этическая ориентация

смыслооб-разование        

нравственно-этическая ориентация

регулятивные        

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (математика, русский язык, окружающий мир, технология , физическая культура)

познавательные общеучебные        

моделирование (перевод устной речи в письменную)        

смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

познавательные логические

формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера        

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

коммуникативные        

- использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;

- самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Важнейшим критерием усвоения универсальных учебных действий на содержании любого предмета является процесс интериоризации (последовательное преобразование действия от внешней материальной/материализованной формы к внутренней через речевые формы). Чем больше возможности у каждого обучающегося в ходе урока проговорить последовательность выполнения учебных действий, тем эффективнее будет для него интериоризация, т. е. сворачивание внешнего действия во внутренний личностный план. Особое значение здесь приобретает регулирующая речь (осмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения).

Для развития регулирующей речи учащихся:

· организованы формы совместной учебной деятельности: работа в парах, группах;

· в речи говорящего ученика адекватно отражается цель учебной задачи, он может проговорить шаги решения задачи, сформулировать полученный результат;

·речь ученика - предмет внимания, осознания, контроля и оценки всех участников урока (и учителя, и учащихся);

· речь должна быть произвольной и осознанной, что найдет свое отражение в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять  лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в  виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня  всё более востребованными. Исходя из этого,  в качестве главных результатов определены не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.

Личностные УУД:

·    действие смыслообразования (интерес, мотивация);

·    действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

· формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

·   формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);

·     эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

·    формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

·  использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

·        внутренняя позиция школьника;

·         личностная мотивация учебной деятельности;

·        ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Познавательные УУД формируют общеучебные универсальные действия:

·        самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

·        поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

·        структурирование знаний;

·        выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Универсальные логические действия:

·        направлены на установление связей и отношений в любой области знания;

·        формируют способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

·        формируют умения работать со составными логическими операциями (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

В сфере развития познавательных УУД ученики:

·   научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

·    овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

Коммуникативные УУД формируют общеучебные универсальные действия:

·        планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

·       умение постановки вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

·        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;

·       формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

·        формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

·        формирование невербальных способов коммуникации (посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

·        формирование умения работать в парах и малых группах.

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:

·       учитывать позицию собеседника;

·       организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

·         адекватно передавать информацию;

·        отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД формируют у учащихся:

·        умение определять цель;

·        умение планировать свою деятельность;

·        умение прогнозировать результат;

·    умение контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

·        умение корректировать свою деятельность;

·        умение оценивать свою работу и работу группы.

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

 Личностное результаты и универсальные учебные действия обучающихся.

Для формирования личностных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий:

·        участие в проектно-исследовательской деятельности;

·        выполнение учащимися творческих заданий;

·        оценивание события, происшествия.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий используем следующие задания:

·        «найди отличия» (можно задать их количество);

·        «на что похоже?»;

·        поиск лишнего;

·        «лабиринты»;

·        упорядочивание;

·        «цепочки»;

·        составление схем-опор;

·        работа с разного вида таблицами;

·        работа со словарями.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий используем задания:

·        «преднамеренные ошибки»;

·        поиск информации в предложенных источниках;

·        взаимоконтроль;

·        «ищу ошибки».

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий:

·        составь задание партнеру;

·        анализ работы товарища;

·        групповая работа;

·        «отгадай, о ком говорим»;

·        «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...».

 

В возрасте 7–10 лет ученики проявляют активное желание учиться, так как их реальная жизнь совпадает с ведущим видом деятельности.  Ученики начальной школы постепенно расстаются со «сказочным» мифологическим мышлением, т.е. осознают, что в жизни (в отличие от сказки) нет однозначно плохих и хороших людей. В этом возрасте дети только учатся отделять поступки от самого человека. Любой человек может совершить тот или иной поступок, который могут по-разному оценить другие люди. В каждой конкретной ситуации надо уметь самому выбирать, как поступить, и оценивать поступки. Выбор этот не всегда простой, и в этом возрасте на многие вопросы ученик ещё не готов дать самостоятельный ответ, но он узнает об этих вопросах (гражданских, мировоззренческих и т.д.).

В качестве примеров универсальных учебных действий можно привести умение выбирать основание для классификации, умение создавать и преобразовывать модели изучаемых объектов и процессов, умение решать проблемы творческого и поискового характера.

Связь планируемых личностных результатов и универсальных учебных действий.

Планируемые результаты

УУД

Личностные результаты

1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей  многонационального российского общества;

Осознавать себя гражданином России, в том числе:

- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России,

- испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину,

- осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране.

Определять свой поступок на основе:

- культуры  народа,

- общечеловеческих, гуманистических ценностей.

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе:

- объяснять, что связывает тебя

- с твоими близкими, друзьями, одноклассниками,

- с твоей Родиной,

- со всеми людьми

- с природой;

- стремиться  к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения,

- уважать иное мнение, историю и культуру других народов.

Характеризовать свой поступок на основе:

- общечеловеческих, гуманистических ценностей.

3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Оценивать, в том числе неоднозначные, поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе учёбы и познания нового.

4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Определять свой поступок на основе:

- культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность,

- общечеловеческих, гуманистических ценностей.

Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них (принимать наказание и самонаказание).

5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Оценивать поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.

6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Определять свой поступок на основе:

- известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения,

- сопереживания в радостях и в бедах за  близких, друзей, одноклассников,

- сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ.

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие преодолению конфликта.

8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Оценивать поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:

- важности бережного отношения к здоровью человека и к природе,

- общечеловеческих ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре,

- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.

Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

Представлять информацию в виде таблиц, схем, в том числе с применением средств ИКТ.

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники.

Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

Представлять информацию в виде таблиц, схем, в том числе с применением средств ИКТ.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

- вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

- отделять новое от известного;

- выделять главное;

- составлять план.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков),

- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),

- выбирать основания для  сравнения, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

- относить объекты к известным понятиям.

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

12) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие преодолению конфликта.

 Связь личностных и метапредметных результатов
(универсальных учебных действий) с содержанием учебных предметов
.

Для формирования функционально грамотной личности важнейшую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные результаты деятельности школьников.

Каждый учебный предмет решает как задачи достижения собственно предметных, так и задачи достижения личностных и метапредметных результатов.

Средствами достижения метапредметных результатов в учебниках прежде всего являются:

– предметное содержание;

– образовательные технологии деятельностного типа;

–- продуктивные задания.

Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе освоения предметного содержания.

Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и                   многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.

Но этот же предмет с помощью другой группы линий развития обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит  умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач».

Также на уроках  русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у  учеников формируются познавательные  универсальные учебные действия.

Предмет «Литературное чтение» прежде всего  способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций»,  даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе как искусству слова  формирует индивидуальный эстетический вкус.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.

Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» способствует формированию познавательных  универсальных учебных действий.

Предмет «Математика» направлен прежде всего на развитие  познавательных  универсальных учебных действий. Именно этому учит «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений», «овладение основами логического и алгоритмического мышления». Но наряду с этой всем очевидной ролью математики («ум в порядок приводит») у этого предмета есть ещё одна важная роль – формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный предмет учит читать и записывать сведения об окружающем мире на языке   математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации.

Предмет «Окружающий мир» через две главные линии развития обеспечивает формирование личностных и метапредметных результатов. Первая линия – знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир) – обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий.  Именно она обеспечивает «осознание целостности окружающего мира», «освоение доступных способов изучения природы и общества», «развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире». Вторая линия – формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру) – способствует личностному развитию ученика. С ней связана «сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны», «воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы», «освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде».

Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную направленность. Он способствует формированию регулятивных  универсальных учебных действий путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности».  В то же время «усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека» обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий, формируя представления «о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.

Типовые задания, нацеленные на личностные результаты.

Русский язык.

Многие тексты упражнений несут духовно-нравственный смысл и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки поступков героев. Например, «Ленивая старуха». «Подходит ли заглавие к тексту? Почему? Докажи»; «Прочитай текст. Озаглавь. Запиши заглавие».

Умение доказывать свою позицию. «Прочитай текст. С какими утверждениями автора ты согласен?» Также посредством текстов используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ и редактирование).

Литературное чтение.

В курсе литературного чтения на достижение личностных результатов направлены задания: 1) на интерпретацию текста; 2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 3) анализ характеров и поступков героев; 4) формулирование концептуальной информации текста (в чём мудрость этой сказки? для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю?).

Математика.

Роль  математики как важнейшего  средства коммуникации в формировании речевых умений  неразрывно связана и с личностными результатами, так как основой формирования человека как личности является развитие речи и мышления. С  этой точки зрения все задания ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах (например, «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…»).

 Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано (например, «Сравни свою работу с работами других ребят»). Таким образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

Большая часть уроков математики построена на проблемно-диалогической технологии, что даёт педагогу возможность продемонстрировать перед детьми ценность мозгового штурма как формы эффективного интеллектуального взаимодействия. У детей формируются понимание ценности человеческого взаимодействия, ценности человеческого сообщества, сформированного как команда единомышленников, ценности личности каждого из членов этого сообщества.

Курс математики ориентирован на развитие коммуникативных умений, на уроках запланированы ситуации тесного межличностного общения, предполагающие формирование важнейших этических норм. Такая работа развивает у детей представление о толерантности, учит терпению во взаимоотношениях и в то же время умению не терять при общении свою индивидуальность. (Все задания, относящиеся к работе на этапе первичного закрепления нового, работа с текстовыми задачами в классе).

Окружающий мир.

Одна из целей предмета «Окружающий мир»– научить школьников объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Развитие организационных умений осуществляется через освоение новых знаний, где учитель-«режиссёр» учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему.  Подобная деятельность предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме. Ученик постепенно учится давать свои ответы на неоднозначные оценочные вопросы. Таким образом, он постепенно начинает выращивать основы личного мировоззрения.

К концу первого класса учащиеся овладеют следующими регулятивными УУД:

  • умением учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • умением проговаривать последовательность действий на уроке;
  • умением учиться высказывать своё предположение (версию);
  • умением учиться работать по предложенному плану;
  • умением учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке;
  • умением учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Типовые задания, нацеленные на регулятивные универсальные учебные действия.

Русский язык.

На этапе открытия нового знания рассматриваются задания:

  • наблюдение за ролью глаголов в речи. «Прочитай тексты. … Одинаковые ли эти картины? Сравни тексты. Чем они отличаются? …  Какие слова «оживили» картину? Почему? Чем похожи эти слова?».
  • Актуализация знаний о глаголе. Обращение к опыту детей. «Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия».
  • Новые знания о происхождении названия части речи. «Прочитай текст. Почему часть речи (глагол) получила такое название? … Как отличить глагол от других частей речи?».

Литературное чтение

Регулятивные универсальные учебные  действия развиваются с помощью заданий: 1) на составление плана (план текста, устного рассказа, сочинения); 2) на проведение самопроверки.

На уроках ребёнок самостоятельного осваивает алгоритм текста (до начала чтения, во время чтения, после чтения).

Ведущим приёмом анализа текста является диалог с автором, который предусматривает: 1) нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов; 2) прогнозирование ответов; 3) самопроверку по тексту.

Математика

Работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных умений. Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений является текстовая задача.

Следующим этапом развития организационных умений является работа над системой учебных заданий. Для этого предлагаются проблемные вопросы для обсуждения учеников.  

Проблемные ситуации позволяют  школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности  и строятся на затруднении в выполнении нового задания.  Система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его.

Окружающий мир

Ученикам предлагаются для обсуждения проблемные вопросы и выводы в рамке для проверки правильности и эффективности действий. Таким образом, школьники учатся регулятивным универсальным учебным действиям: высказывать своё предположение (версию)  и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; учиться отличать верно выполненное задание от неверного и др.

В значительную часть уроков включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему,  высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки. На этапе открытия нового знания учитель организует беседу с учащимися, в результате чего школьники учатся работать по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник). А сравнивая полученный в беседе вывод с выводом параграфа, ученики определяют успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Например:

 «Где на земле теплее?»

Лена: Теплее на юге. Там даже зимой жарко.

Миша: А как же Южный полюс? Там ведь Антарктида!

А ты как думаешь: где теплее?

Включение проблемных ситуаций, позволяет школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему,  высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Сформулировав проблему и определив основной вопрос (проблему урока), ученики приступают к планированию, обучаясь  самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. С помощью вопросов: «Вспоминаем то, что знаем», ученики повторяют уже имеющиеся у них сведения, необходимые для изучения новой темы; «Решаем проблему, открываем новые знания» учитель организует подводящий или побуждающий диалог по изучению нового, используя учебник в качестве источника информации или для проверки верности своих предположений. При этом ученики обучаются  работать по плану, сверяя свои действия с целью и при необходимости исправляя ошибки с помощью учителя. «Сравниваем свой вывод с авторским» содержит главный вывод, позволяющий школьникам учиться вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

Например:

Лена: Клетки нашего тела такие нежные! Внутри тела они, наверное, хорошо себя чувствуют. А каково же приходится тем, которые снаружи?!

Миша: Как раз на самой поверхности тела клеткам ничего не страшно: ведь они мёртвые.

  • На какое противоречие ты обратил внимание? (Что ожидала Лена и о чём ей рассказал Миша?)
  • Какой возникает вопрос? Сравни свой вариант с авторским.

Познавательные универсальные учебные действия.

Наглядно-образное мышление, свойственное детям младшего школьного возраста, позволяет сформировать целостную, но предварительную картину мира, основанную на фактах, явлениях, образах и простых понятиях. Развитие интеллектуальных умений осуществляется под руководством учителя в 1-2 классе, а в 3-4 ставятся учебные задачи, которые ученики учатся решать самостоятельно. К концу начальной школы становление абстрактного мышления позволяет начинать достройку картины мира фактами, явлениями и абстрактными понятиями из разных предметов (наук).

К концу первого класса учащиеся овладеют следующими познавательными УУД:

  • умение отличать новое от  уже известного;
  • умение ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • умение  делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;
  • умение сравнивать и группировать предметы;
  • умение находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
  • умение называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
  • умение подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Типовые задания, нацеленные на развитие познавательных универсальных учебных действий.

Русский язык.

Это прежде всего задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации.

  1.  «Составь самостоятельно инструкцию (алгоритм) «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении». 1. Найти и подчеркнуть …2. Посчитать … 3. Если … 4. Найти границы … 5. Выделить … 6. Поставить … Сравни свою инструкцию с той, которая дана в конце учебнике. Пользуйся инструкцией при выполнении следующих упражнений.».
  2. Правила, определения в виде графических схем, таблиц, алгоритмов, разного рода визуальных подсказок и ключей. Например, «Что ты можешь рассказать о словах …? Тебе поможет схема …».
  3. Приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами. Например, итог открытия знаний по теме «Простые и сложные предложения». После определений простого и сложного предложения даётся задание: «1. Ты прочитал учебно-научный текст. Из скольких частей он состоит? 2. На какой вопрос отвечает каждая часть? 3. Запиши эти вопросы под цифрами. У тебя получился план текста. 4. Перескажи этот текст по плану».
  4. Система работы с различными словарями. Например, «Прочитай слова. Объясни значение каждого слова. Воспользуйся толковым словарём, словарём иностранных слов»; « …. Запиши слова в нужной последовательности и проверь по словарю С.И. Ожегова.»; «… В каких книгах можно встретить эти слова? А где можно уточнить, что означают эти слова?».

Литературное чтение

Развитие читательских умений обеспечивает технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), которая отражена в учебниках и тетрадях по литературному чтению:

этап 1 (работа с текстом до чтения, на основе заглавия, фамилии автора, ключевых слов, иллюстрации) – обеспечивает развитие механизма прогнозирования и приёмов просмотрового и ознакомительного чтения;

этап 2 (работа с текстом во время чтения) – обеспечивает интерпретацию текста учениками как результат изучающего чтения;

этап 3 (после чтения) – это развитие умений рефлексивного чтения в ходе выполнения творческих заданий.

Математика

Большое количество математических задач может быть понято и решено   младшими школьниками только после создания адекватной их восприятию вспомогательной модели. Поэтому задания учебника первого класса знакомят учащихся с общепринятыми в математике моделями, а учебники 2–4 классов дополняют эту линию и учат детей самостоятельному созданию и применению моделей при решении предметных задач.

При изучении математики широко используются продуктивные задания, требующие целенаправленного использования и, как следствие, развития таких важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия. (Например,  «Сравни», «Разбей на группы», «Найди истинное высказывание»).

Задания позволяют научить школьников самостоятельному применению знаний в новой ситуации, т.е. сформировать познавательные универсальные учебные действия.

Окружающий мир

Одна из ведущих целей предмета «Окружающий мир» - научить школьников объяснять окружающий мир. Такой подход позволяет ученикам систематизировать свой опыт, превращая его в элементарную, но целостную систему.  Этим целям служат следующие задания:

  • какие свойства живых организмов мы можем обнаружить у неживых предметов? А какими свойствами живых организмов они не обладают? Найди общие черты и различия в каждой паре рисунков. (Сравнивать и группировать предметы.).
  • Лягушонок прыгал и кричал: «Я зелёный – значит, я растение!» Что ему ответил умный утёнок Кряк? (Наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.)
  • .Представь, что ты попал на необитаемый остров. Как ты узнаешь время без часов? Как ты определишь стороны света? (Наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.).
  • Представь, что ты ощущаешь все сигналы, поступающие от внутренних органов, и должен следить за их работой. Какие трудности и преимущества появились бы у тебя при этом? (Определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения   знаний.)

Ещё одна особенность, характерная для учебников окружающего мира, – принцип минимакса, согласно которому включён не только обязательный для изучения учебный материал (минимум, который и проверяется в контрольных работах), но и дополнительный материал (максимум). На уроке школьники ищут ответ на сформулированный ими вопрос и учатся находить и выбирать нужную информацию, проверяя правильность своей работы с помощью вывода в рамке. Такая деятельность нацелена на формирование умения добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Коммуникативные универсальные учебные действия
(в том числе чтение и работа с информацией).

Развиваются базовые умения различных видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма. Их развитие осуществляется в том числе посредством технологии продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности), которую учитель использует как на уроках чтения, так и на уроках по другим предметам. На уроках, помимо фронтальной, используется групповая форма организации учебной деятельности детей, которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач). Дальнейшее развитие коммуникативных умений учеников к концу начальной школы начинает осуществляться и через самостоятельное использование учениками присвоенной системы приёмов понимания устного и письменного текста.

К концу первого класса учащиеся овладеют следующими коммуникативными УУД:

  • умение оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • умение учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент;
  • умение вступать в беседу на уроке и в жизни;
  • умение слушать и понимать речь других;
  • умение выразительно читать и пересказывать текст;
  • умение совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • умение учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Типовые задания, нацеленные на коммуникативные универсальные учебные действия.

Русский язык.

Примеры заданий:

  •  «Поработай над своей устной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему «Что я знаю о сложном предложении». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтверждать примером».
  •  «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения-просьбы, с которыми обращаются друг к другу сказочные герои (вспомни уроки риторики!). Тебе придётся употребить слово «пожалуйста». Запомни: это слово выделяется запятыми.»
  •  «Прочитай слова. Найди и выпиши слова, которые … В первом предложении автор играет словами. Ты заметил какими? Прочитай их».

Система работы по развитию речи чётко выстроена во всех учебниках по русскому языку и включает развитие орфоэпических навыков, работу по количественному и качественному обогащению словарного запаса детей, развитие и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной устной и письменной речи. Предусмотрено выполнение заданий в группах при изучении каждой темы.

Литературное чтение

Примеры заданий на развитие коммуникативных УУД:

1) слушание чтения (рассказа) учителя, фиксирование его темы, ключевых слов;

2) подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного);

3) инсценирование и драматизация;

4) устное словесное рисование;

5) творческий пересказ текста от лица разных героев-персонажей;

6) сочинение по личным впечатлениям и по прочитанному.

Математика

В курсе математики можно выделить  два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.

К первому направлению  можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ».

Ко второму направлению  формированию коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных  на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.).

Основой развития коммуникативных умений является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:

а) диалог в большой группе (учитель – ученики);

б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);

в) диалог в паре (ученик – ученик).

Окружающий мир .

Формированию коммуникативных универсальных учебных действий посвящена система заданий, нацеленная на организацию общения в паре или группе учеников.

Например:

  • постройте город из кубиков. А теперь давайте поиграем в водителя и штурмана гоночной машины. Штурман прокладывает маршрут и объясняет водителю, куда он должен ехать. (Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.).
  • Давайте поиграем! Пусть один из вас будет роботом, а другой – изобретателем. Проводим испытания: робот ищет спрятанный предмет. Испытатель подаёт ему команды – слова, обозначающие направления. (Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.).
  • В каждой теме важнейший материал организован в виде диалога. Ученики слушают конкретный вопрос по рисунку, пытаются ответить на него и сравнивают свой ответ с  более общим ответом учебника. (Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.).