Семинар-практикум. Тема: «Новые методы и формы оценки: метапредметные результаты обучения».
методическая разработка на тему
Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД
Задачи:
- Раскрыть и осмыслить понятие метапредметные УУД
- Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности
- Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД
- Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_.docx | 47.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум.
Тема: «Новые методы и формы оценки:
метапредметные результаты обучения».
Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД
Задачи:
- Раскрыть и осмыслить понятие метапредметные УУД
- Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности
- Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД
- Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией
Форма проведения: семинар-практикум
СЛАЙД 1
Уважаемые педагоги! Давайте настроимся на плодотворную работу. Надеемся, что наша встреча будет для нас полезна и интересна.
Сегодня мы отправимся в путешествие по неизведанному маршруту. Чтобы путь был интересен, и мы смогли его осилить, нам нужно работать в одной команде. Тем более, что цель у нас единая – вырастить наших детей добрыми, честными, порядочными и самостоятельными людьми.
СЛАЙД 2
ПРИТЧА
Прежде, чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону…
— Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде, чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
ПЕРВОЕ:
Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.
ВТОРОЕ:
Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет небходимым, что-бы стать лучшим карандашом.
ТРЕТЬЕ:
Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
ЧЕТВЕРТОЕ:
Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И ПЯТОЕ:
На какой-бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить СВОЙ СЛЕД. Независимо от твоего состояния ТЫ ДОЛЖЕН ПРОДОЛЖАТЬ ПИСАТЬ !
Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце…
СЛАЙД 3
«Мы слишком часто даём детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».
Роджер Левин
Выберите не более трёх целей.
Какова цель Вашего участия в нашей работе? Какие из перечисленных ниже целей наиболее значимы для Вас?
1.Практически познакомиться с метапредметными результатами обучения.
2.Научиться узнавать метапредметные универсальные учебные действия.
3. Научиться разрабатывать задания, формирующие метапредметные универсальные учебные действия в работе с детьми.
4. Поделиться своим опытом и ознакомиться с опытом коллег.
5. Получить рекомендательные материалы для дальнейшей методической работы с педагогами по данной тематике.
СЛАЙД 4
Знакома ли вам аббревиатура “ФГОС”? Расшифруем ее. (ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт)
СЛАЙД 5
Этот новый стандарт в профессиональной среде называют стандартом трех “Т”. Почему? О каких трёх “Т” идет речь?
- Требования к условиям,
- Требования к структуре образовательных программ
- Требования к результатам
Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос “Сколько?” уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к практике тех знаний и т.д. Судить о школе будут не по количеству “4” и “5”, а по сформированности личности в целом.
Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. Существует 3 группы результатов: личностные, предметные и метапредметные.
СЛАЙД 6
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
«Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа
не умеет – о смысле жизни, о её ценности. Это ответ на вопрос:
Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?»
М. Половкова
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе? Разобраться в этом нам и предстоит.
Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.
СЛАЙД 7
Начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов. Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.
Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний. При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании процесса формирования УУД, то есть перед учителем встает задача: как же метапредметные результаты оценивать? Невозможно измерить новые результаты старыми методами, такие как контрольные и проверочные работы.
Основное содержание оценки в начальной школе строится вокруг умения учиться и может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.) Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ.
Методы, формы, инструменты оценки описаны в Программе формирования УУД основной образовательной программы школы. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.
СЛАЙД 8
Методами оценочной деятельности могут быть наблюдение, тестирование, практические работы (рисунки).
Формы оценки:
индивидуальные, групповые, фронтальные;
устный и письменный опрос;
Инструментарий контроля: задания, отражающие формирование УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки.
СЛАЙД 9
Метапредметные УУД
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные |
|
|
|
СЛАЙД 10
Чтобы говорить о педагогических приемах формирования УУД, необходимо помнить и знать, что основной формой организации учебного процесса является урок.
Чтобы понять в чём отличие современного урока, мы должны раскрыть суть изменений, связанных с проведением урока.
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает обучающимся | Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться, определив границы знания и незнания | Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) |
Планирование | Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Практическая деятельность обучающихся | Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы | Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию | Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает |
Оценивание обучающихся | Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) учитель консультирует |
Итог урока | Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
СЛАЙД 11
Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
Поэтому, ответ на вопрос: как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться.
Проанализировав деятельность обучающихся на каждом этапе урока мы выделили те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации формируются у обучающихся:
Требования к уроку | Урок современного типа | Универсальные учебные действия |
Объявление темы урока | Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) | Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Сообщение целей и задач | Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) | Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Планирование | Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) | Регулятивные планирования |
Практическая деятельность обучающихся | Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует) | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Осуществление контроля | Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) | Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные |
Осуществление коррекции | Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) | Коммуникативные, регулятивные (коррекции) |
Оценивание обучающихся | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока | Проводится рефлексия | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Домашнее задание | Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
СЛАЙД 12
Научиться разрабатывать задания, формирующие метапредметные универсальные учебные действия в работе с детьми.
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования
Традиционные задания | Обновленные задания |
Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Великой Отечественной войне. | Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника ВОВ. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести, а за какие - гордился? Свое мнение объясни. |
Перечислите отличия растений от животных. | Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк? |
Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению. | Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное? |
Определите площадь прямоугольника. | Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол. |
4. Поделиться своим опытом.
СЛАЙД 13
Вы посетили уроки, увидели различные формы и виды организации урока, посмотрели как можно формировать метапредметные УУД на уроке. Следовательно, УЧИТЕЛЬ, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, владение современными педагогическими технологиями, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Мы хотели бы услышать ваше мнение, поделитесь своим опытом работы на уроках с учащимися.
Памятка для учителя по формированию и развитию универсальных учебных действий.
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.
Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е. они должны быть значимы для него.
Чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока.
Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества
В центре внимания урока – дети.
Помогать ребёнку учиться легко, обретая уверенность в своих силах и способностях.
Создавать атмосферу успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.
Чтобы понять в чём отличие современного урока, мне нужно было раскрыть суть изменений, связанных с проведением урока.