Семинар-практикум. Тема: «Новые методы и формы оценки: метапредметные результаты обучения».
методическая разработка на тему

Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД

Задачи:

  • Раскрыть и осмыслить понятие метапредметные УУД
  • Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности
  • Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД
  • Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_.docx47.08 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум.

Тема: «Новые методы и формы оценки:

метапредметные результаты обучения».

Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД

Задачи: 

  • Раскрыть и осмыслить понятие метапредметные УУД
  • Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности
  • Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД
  • Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией

Форма проведения: семинар-практикум

СЛАЙД 1

Уважаемые педагоги! Давайте настроимся на плодотворную работу. Надеемся, что наша встреча будет для нас полезна и интересна.

Сегодня мы отправимся в путешествие по неизведанному маршруту. Чтобы путь был интересен, и мы смогли его осилить, нам нужно работать в одной команде. Тем более, что цель у нас единая – вырастить наших детей добрыми, честными, порядочными и самостоятельными людьми.

СЛАЙД 2

ПРИТЧА

Прежде, чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону…

— Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде, чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

ПЕРВОЕ:
Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае если ты позволишь
Кому-то держать тебя в Своей руке.

ВТОРОЕ:
Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет небходимым, что-бы стать лучшим карандашом.

ТРЕТЬЕ:
Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

ЧЕТВЕРТОЕ:
Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться
внутри тебя.

И ПЯТОЕ:
На какой-бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить
СВОЙ СЛЕД. Независимо от твоего состояния ТЫ ДОЛЖЕН ПРОДОЛЖАТЬ ПИСАТЬ !

Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце

СЛАЙД 3 

«Мы слишком часто даём детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».                                                                

Роджер Левин

Выберите не более трёх целей. 

Какова цель Вашего участия в нашей работе? Какие из перечисленных ниже целей наиболее значимы для Вас? 

1.Практически познакомиться с метапредметными результатами обучения.

2.Научиться узнавать метапредметные универсальные учебные действия.

3. Научиться разрабатывать задания, формирующие метапредметные универсальные учебные действия в работе с детьми.

4. Поделиться своим опытом и ознакомиться с опытом коллег.

5. Получить рекомендательные материалы для дальнейшей методической работы с педагогами по данной тематике.

СЛАЙД 4

Знакома ли вам аббревиатура “ФГОС”? Расшифруем ее. (ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт)

СЛАЙД 5

Этот новый стандарт в профессиональной среде называют стандартом трех “Т”. Почему? О каких трёх “Т” идет речь?

- Требования к условиям,

- Требования к структуре образовательных программ

- Требования к результатам

Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос “Сколько?” уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к практике тех знаний и т.д. Судить о школе будут не по количеству “4” и “5”, а по сформированности личности в целом.

Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. Существует 3 группы результатов: личностные, предметные и метапредметные.

СЛАЙД 6

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.

«Метапредметы пытаются говорить о том,  о чём современная школа

не умеет – о смысле жизни, о её ценности. Это ответ на вопрос:

Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?»
                              М. Половкова

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе? Разобраться в этом нам и предстоит.

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

СЛАЙД 7

Начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов. Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.

Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний. При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании процесса формирования УУД, то есть перед учителем встает задача: как же метапредметные результаты оценивать? Невозможно измерить новые результаты старыми методами, такие как контрольные и проверочные работы.

Основное содержание оценки в начальной школе строится вокруг умения учиться и может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.) Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. 

Методы, формы, инструменты оценки описаны в Программе формирования УУД основной образовательной программы школы. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.

СЛАЙД 8

Методами оценочной деятельности могут быть наблюдение, тестирование, практические работы (рисунки).

Формы оценки:

индивидуальные, групповые, фронтальные;

устный и письменный опрос;

Инструментарий контроля: задания, отражающие формирование УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки.

 

СЛАЙД 9

Метапредметные УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

  • Общеучебные
  • Логические
  • Действия постановки и решения проблем
  • Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • Оценка
  • Волевая саморегуляция
  • Планирование учебного сотрудничества
  • Постановка вопросов
  • Разрешение конфликтов
  • Управление поведением партнера
  • Умение выражать свои мысли

СЛАЙД 10

Чтобы говорить о педагогических приемах формирования УУД, необходимо помнить и знать, что основной формой организации учебного процесса является урок.

Чтобы понять в чём отличие современного урока, мы должны  раскрыть суть изменений, связанных с проведением урока.

Требования к уроку 

Традиционный урок 

Урок современного типа 

Объявление темы урока 

Учитель сообщает обучающимся

Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач 

Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться, определив границы знания и незнания

Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)

Планирование 

Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность обучающихся 

Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля 

Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции 

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание обучающихся 

Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) учитель консультирует

Итог урока 

Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание 

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

СЛАЙД 11

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

Поэтому, ответ на вопрос: как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться.

Проанализировав деятельность обучающихся на каждом этапе урока мы выделили те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации формируются у обучающихся:

Требования к уроку 

Урок современного типа 

Универсальные учебные действия 

Объявление темы урока 

Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач 

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование 

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность обучающихся 

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля 

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции 

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные (коррекции)

Оценивание обучающихся 

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока 

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание 

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

СЛАЙД 12

Научиться разрабатывать задания, формирующие метапредметные универсальные учебные действия в работе с детьми.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования 

Традиционные задания 

Обновленные задания  

Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Великой Отечественной войне.

Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника ВОВ. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести, а за какие - гордился? Свое мнение объясни.

Перечислите отличия растений от животных.

Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк?

Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению.

Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?

Определите площадь прямоугольника.

Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.

4. Поделиться своим опытом.

СЛАЙД 13

Вы посетили уроки, увидели различные формы и виды организации урока, посмотрели как можно формировать  метапредметные УУД на уроке. Следовательно, УЧИТЕЛЬ, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, владение современными педагогическими технологиями, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.  

Мы хотели бы услышать ваше мнение, поделитесь своим опытом работы на уроках с учащимися.

Памятка для учителя по формированию и развитию универсальных учебных действий. 

Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других. 

Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. 

Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е. они должны быть значимы для него.

Чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока. 

Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества 

В центре внимания урока – дети. 

Помогать ребёнку учиться легко, обретая уверенность в своих силах и способностях. 

Создавать атмосферу успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.

Чтобы понять в чём отличие современного урока, мне нужно было раскрыть суть изменений, связанных с проведением урока.