«Основные направления работы учителей начальных классов по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы».
статья (3 класс) на тему

Быстрова Светлана Валиевна

Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы, это и Интернет с его многочисленными сайтами. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – уже в 3–4 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26

 с углубленным изучением отдельных предметов» НМР РТ

«Основные направления работы

 учителей начальных классов

по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы».

Учитель начальных классов: Быстрова С.В.

Нижнекамск 2015г.

Шахматы – не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития, формирования волевых качеств.

И.Г. Сухин

Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы, это и Интернет с его многочисленными сайтами. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – уже в 3–4 года.

На сегодняшний день в современной начальной школе на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

С первых же дней учебы первоклассник должен ответственно к ней относиться, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни, должен обладать развитыми волевыми качествами – без них он не сможет сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению учебных задач, организованно вести себя на уроке.

 Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка – его внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же, наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. А это закладывается с раннего детства.

Итак, ребенок должен, должен, должен... И здесь, словно волшебная палочка, на помощь могут прийти шахматы. Ведь игровая деятельность существенно влияет на формирование произвольных психических процессов. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше.

Игра в шахматы в большой степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Игра творит произвольность на доброй воле самого ребенка, организует его чувства, его нравственные качества.

  • Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей:
  • способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы),
  • развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений,
  • учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности,
  • содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др.

Несомненно, что умение играть в шахматы поможет маленьким "теоретикам" отточить свой логический аппарат, а "мечтателям" позволит приобрести необходимую гармонию. Особые трудности подстерегают родителей и учителей, если их дети ярко выраженные "шустрики" – непоседливые, неугомонные, подвижные, гиперактивные, либо "мямлики" – медлительные, задумчивые, не сразу реагирующие на изменение ситуации.

Детям - "мямликам" требуется постоянная терпеливая и ненавязчивая помощь. Они, как правило, отличаются неуверенностью в себе, часто сомневаются в правильности своих действий, в выборе решения. "Мямлика" нельзя подгонять, одергивать, ругать за неудачи – он моментально "завянет" и откажется от дальнейших действий.

Другого рода трудности возникают у детей - "шустриков". Быстрые, подвижные, непоседы, они доставляют взрослым массу хлопот. Их трудно приучить к порядку, они нелегко привыкают к четкому режиму. "Шустрики" обладают повышенной возбудимостью, легко заводятся и так же быстро остывают, они невнимательны, легко отвлекаются, им трудно хоть на мало-мальски продолжительное время сосредоточиться на чем-либо одном. В случае же неудач, а они происходят нередко, "шустрики" лишь слегка удивляются и очень быстро забывают об этом. Факт неудачи никак не влияет на их дальнейшее поведение, и часто именно у таких детей помногу раз повторяются одни и те же ошибки.  Таким детям просто необходимо умение играть в шахматы.

 Начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.

Говоря о шахматах для детей младшего возраста, подразумевается не столько игра как таковая, сколько продуманно построенный процесс обучения шахматным азам в формах, доступных для детей каждой возрастной группы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат, как средства обучения, позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре.

Многие полагают по старинке, что обучение игре в шахматы - это дополнительные занятия, проводимые после уроков.

 А на самом деле, факультативы нового поколения в начальной школе присутствуют в сетке уроков наряду с математикой и русским языком.

Шахматы в России уже в программе начальной школы! Другое дело, что уроки шахмат проводят не в каждой школе. При этом очень многие директора школ хотят, чтобы у них в школах проходили уроки шахмат.

Очень точно об этом сказал В.И.Мечитов в журнале “64 – Шахматное обозрение” (1998, N7): “Еще не так давно приходилось доказывать, что шахматы важны для развития личностных качеств, а не ценны сами по себе. Сегодня вопрос так не стоит, практически любой директор школы готов включить в программу урок шахмат, если поступит предложение от внушающего доверие преподавателя. К сожалению, мало людей, желающих этим заниматься”.

В нашей школе, как и в других школах НМР практикуются занятия по Шахматному всеобучу “Шахматы – школе” по методике И. Сухина.

В рамках научной программы “Российская школа” в 1993 году, направление II Государственной научно-технической программы “Развитие образования в России” (проект “Шахматы детям”, шифр 1.1.2, N62) разработан учебно-методический комплект “Шахматы, первый год” – для первого класса общеобразовательной начальной школы.

В комплект вошли:

  • Программа “Шахматы, первый год”; опубликована в журналах “Начальная школа” (N9, 1994) и “Вестник образования” (N9, 1994).
  • Учебник для 1 класса “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”.
  • Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”.

Разработан учебно-методический комплект для 2 года обучения. Это:

  • Программа “Шахматы, второй год” (опубликована в журналах “Начальная школа” 1995, N8) и “Вестник образования” (1995, N12).
  • Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”
  • Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”.
  • Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

Каждая из указанных работ также получила гриф “Рекомендовано Министерством образования России”. Готовятся к изданию новые дидактические пособия и сборники.

Цель этих учебных пособий  – не столько дать методику обучения будущих чемпионов, сколько привить малышам интерес к мудрой игре, ненавязчиво помочь ребенку самому разобраться в сравнительной силе фигур и, главное, содействовать формированию качеств, необходимых для успешной учебы в школе.

Шахматы научат детей строго обдумывать каждый ход, научат анализировать своё положение, научат соображать.

 У нас шахматы имеют ещё большее значение, чем где-либо; в нас так глубоко вкоренилась привычка всё делать на авось. Люди же, с детства привыкшие обдумывать каждый свой ход в шахматах, перенесут эту привычку и на другие дела.

В нашей школе уделяется большое  внимание шахматному всеобучу. Занятия ведутся во 2 и 3 классах.

В школе оборудован специальный кабинет для занятий. Кабинет оснащен всем необходимым: имеются в наличие 2 демонстративные шахматные доски, учебные столы. Имеется шахматный уголок, стеллажи. Закуплены 20 комплектов шашек, 24 комплекта новых шахмат, 5 приборов шахматных часов, для учета времени при игре и 5 игр в лото. В школьную библиотеку выписан журнал «Шахматное обозрение».

Еженедельно по средам в школе проводится кружок «Академия шахмат».

Два раза в год проводим среди учащихся начальной школы соревнования на Первенство школы № 26 по шахматам.

 Ребята, занимающие призовые места получают почетные грамоты и сладкие призы.

В 1 классах ведутся занятиия по обучению детей игре в шашки.

Зная, как велико значение шахматного урока, влияние шахмат на развитие личности ребёнка, его психических процессов, формирование творческих способностей, воспитание важных личностных качеств, было решено создать курс ускоренного и углубленного обучения шахматной игре учащихся проблемного 3 Б класса. Это мой класс, в котором 27 человек, из них 20 мальчиков и почти все гиперактивные «шустрики» и «сорванцы». Необходимо было направить энергию ребят в нужное русло, чтобы эта чрезмерная активность приносила положительные результаты. Так появился шахматный класс. Основной целью создания данного шахматного класса стало отслеживание у детей, играющих в шахматы, динамики развития психических процессов (влияние шахмат на повышение концентрации внимания, развитие памяти и мышления и произвольного поведения)

В классе появилась демонстрационная шахматная доска. Предусмотрен специальный уголок, для занятий и игр в шахматы, с познавательной литературой и стендами.

Дело стало за педагогом. Необходим был опытный педагог, который помог бы ребятам не только научиться играть в шахматы, но и увлечься игрой, а для этого нужно привить интерес к новому предмету, зажечь огонек фантазии в глазах ребят. И такой педагог нашелся. Это тренер – преподаватель по шахматам 2 категории Хуснутдинова Ф.Н.  Первая же встреча с волшебным миром шахмат стала для детей праздником. С большим воодушевлением делятся они со мной  своими впечатлениями от занятий.

 Из 27 учащихся, на момент начала занятий, в шахматы умели «играть» 4 человека. Класс был условно разделен на 2 группы: начинающие и продолжающие (дети, знающие название фигур и их расположение на шахматной доске)

В классе было проведено психологическое тестирование, направленное на определение у детей тревожности, на выявление устойчивости и концентрации внимания, восприятия, на проверку уровня логического мышления, а так же на выявление состояния учащихся по отношению к коллективу.  Дана предварительная оценка результатов исследований и она, как оказалось, ниже средней. На сегодняшний день в классе научились играть в шахматы все дети. Некоторые ребята из группы начинающих переведены в продолжающую группу. Как классный руководитель, хочу отметить, что дети с большим желанием посещают занятия, ведут записи в тетрадях, явно проявляют интерес к игре, многие уже увлечены шахматами. Если раньше на переменах дети бесцельно проводили время, то сейчас со звонком стремятся к игровому столу,  играют в шахматы либо наблюдают за  игрой одноклассников.  Теперь мы сражаемся  и выясняем отношения друг с другом по-другому.

 Изменения в поведении и учебе заметили и родители ребят. На родительском собрании они высказали слова благодарности в адрес педагога. Дети стали инициаторами семейных шахматных игр по вечерам. А в семьях, где родители не умеют играть в шахматы, на помощь пришел компьютер.

После очередного выходного дня мой ученик принес в класс любимую шахматную фигуру, сделанную своими руками – шахматного ферзя. Родилась идея сделать сказочную шахматную страну со своими королями и подданными. И вот что получилось. Дети проявили фантазию и смекалку. Фигурки сделаны и из бумаги, и из бросового материала, и из дерева и других материалов. Подключились и родители. Очень увлекательно и по-особому интересно сражаться на таком  шахматном поле.

Первые соревнования вызвали у ребят много эмоций. Более мотивированным стало желание научиться играть хорошо и выигрывать, стремление к желанной победе. Дети стали более внимательными, повысилась самооценка у многих ребят, более значимым стало  между детьми партнерство и сотрудничество.

 Радостно отметить, что ребята отличились в школьных олимпиадах, стали проявлять активность в различных конкурсах и соревнованиях.

Шахматы стали нашими большими друзьями, незаменимыми помощниками и учителями.

Список используемой литературы:

  1. В. Третьякова «Учусь играть в шахматы»

 М: «Просвещение», 1983

  1. В. Зак «Я играю в шахматы» Л: «Детская литература», 1985
  2. И. Весела, И. Веселы «Шахматный букварь»

 М: «Просвещение», 1983

  1. Программа “Шахматы, первый год”; опубликована в журналах “Начальная школа” (N9, 1994) и “Вестник образования” (N9, 1994).
  2. Программа “Шахматы, второй год” (опубликована в журналах “Начальная школа” 1995, N8) и “Вестник образования” (1995, N12).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления взаимодействия общего и дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС

Согласно  ФГОС  организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-о...

«Особенности обучения первоклассников первоначальным навыкам письма».

Методическая разработка на тему «Особенности обучения первоклассников первоначальным навыкам письма»....

Основные направления работы начальной школы

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.В.А. Сухомлинский...

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития (вариант 7.1.) для 1 класса по окружающему миру.

Адаптированная основная образовательная программа начальногообщего образования для детей с задержкой психического развития по окружающему миру для 1 класса....

Особенности воспитания и психологической подготовки детей с помощью игры в шахматы.

Особенности воспитания и психологической подготовки детей с помощью игры в шахматы.В связи с этим, я бы хотела сослаться на статью  опытного тренера, международного гросс...

Картотека дидактических игр и заданий для обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы

Картотека дидактических игр и заданий для обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы...