Формирование толерантности и нравственно-патриотических качеств младших школьников через урочную и внеурочную систему в рамках ФГОС.
статья на тему

Защита опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchita_opyta_2015.docx36.14 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование толерантности и нравственно-патриотических качеств младших школьников через урочную и внеурочную систему в рамках ФГОС

Абрамова Т.А.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 5 г.Оха

2015 г.

Сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития.

На улицах российских городов нередки проявления вражды к людям иных национальностей, расистских, неофашистских настроений в отношениях между различными этническими группами, зачастую приводящих к кровавым конфликтам на национальной почве. В этих условиях особую актуальность для отечественной школы и педагогики приобретают разработка вопросов поликультурного воспитания и использование позитивного мирового опыта, накопленного в этой области.

     В последние десятилетия проблема подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях растущей интернационализации мира, многонациональности и поликультурности окружающей человека среды находится в центре внимания международных правительственных организаций, общественных и педагогических движений. Организации ООН и ЮНЕСКО в своих основополагающих документах рассматривают воспитание детей и молодежи в духе толерантности, ненасилия, мира и уважения к другим народам как ведущую задачу современного образования.

     Образовательные стандарты второго поколения определили необходимость изменения содержания обучения и воспитания в начальной школе. В качестве одного из приоритетных направлений ее развития сегодня признается создание условий для становления личности и ее гражданского воспитания.

Таким образом, главной целью моей работы является развитие толерантности и нравственно-патриотических качеств личности в поликультурном социуме, формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий.

Главная задача - воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать

Основными задачами моей педагогической деятельности являются:

  • организация познавательной деятельности учащихся по обогащению знаний о культуре межнациональных отношений;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к людям другой национальности;
  • накопление учащимися практического опыта в сфере общения в многонациональном коллективе;
  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии. Разрабатывая систему работы, где главным направлением является толерантность, я опираюсь на личностно-ориентированный и деятельностный подход. В своей работе я придерживаюсь принципов и правил, которые помогают мне построить процесс взаимодействия с воспитанниками и их родителями лучше и результативно.

Принцип целенаправленности

Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Формирование данного качества, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности.

Правила

  • развитие интереса к проблеме толерантности;
  • развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности;
  • четкое определение конечного результата воспитательных воздействий;
  • постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся;

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей

Воспитание толерантности во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толерантности следует учитывать прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности.

Правила:

  • тщательное изучение особенностей личности воспитанника;
  • организация педагогических действий на опережение (предупреждение интолерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании);
  • определять методы, приемы и формы воспитания толерантности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием;

Принцип культуросообразности

В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

Правила:

  • опираться на положительный опыт взаимодействия ребенка с миром;
  • учитывать культурный уровень микросреды ребенка (класс, семья, друзья);
  • отдавать приоритет национальной культуре и этнопедагогике;
  • использовать потенциал культуры мира

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью

Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолерантности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

Правила:

  • подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром;
  • демонстрация последствий толерантности и интолерантности;
  • поиск способов решения, сотрудничество и диалог;
  • возложение ответственности за свое поведение (толерантные или интолерантные действия).

Принцип уважительного отношения к личности

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Правила:

  • организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах.

Принцип опоры на положительное в ребенке

Воспитывая толерантность, необходимо поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у детей и подростков становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых конструктивных умений взаимодействия с людьми.

Правила:

  • выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность;
  • создание ситуации успеха

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности

Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.

Правила:

  • изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды;
  • опираться на возможности и уровень социальной среды;
  • интеграция микросреды в воспитательный процесс по формированию толерантности.

Принцип единства знания и поведения

Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном и на поведенческом, составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.

Правила:

  • соблюдение взаимосвязи уровней формирования толерантности;
  • перевод толерантности из области знания в область действия.

Принцип диалогичности и сотрудничества

Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура.

Правила:

  • актуализация, стимулирование потребности воспитанников к самовоспитанию толерантности;
  • организация активных форм и методов воспитания толерантности.

Принцип воспитывающей рефлексии

Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.

Правила:

  • побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности

Таким образом, учитывая все принципы и правила, я организую работу, добиваясь высоких результатов.

Несомненно, важное место в воспитании гражданина России принадлежит урокам. В содержание учебного материала заложен огромный воспитывающий  и  развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки по развитию толерантности и нравственно-патриотических качеств.  Средствами разных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку,  духовным, природным  и  культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям  и  традициям, к государственным символам Российской Федерации.

           Так, например, учебники «Русский язык» несут особое отношение к слову, к языку, его колориту  и  мудрости,  духовно-нравственному  содержанию, воспитывают толерантность, учат решать коммуникативные задачи, осваивать этикетные формы обращения  и  поведения, развивают уважение  и  интерес к творческой работе.

           Учебники «Литературное чтение» содержат литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, литературные тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые  и  вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма  и  гордости за свою страну.

           Вместе с тем, задания на уроках должны давать «пищу для ума», побуждать учеников к размышлению. Так, в обучении применяю  загадки. Ведь загадки - это тест на сообразительность. Работа над загадкой имеет большое значение для развития логического и образного мышления. Главный смысл работы над загадкой не в самой отгадке, а в том, чтобы доказать, что она верна. Это учит младших школьников находить сходства и различия предметов, «сближать» далекие предметы по сходным признакам.

        Огромную роль на уроках играют  и русские народные пословицы. Они отражают богатство языка. Некоторые пословицы требуют не простого объяснения, а исторического комментария и справки. В пословицах отражается быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события. Например, опираясь на содержание сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», развиваю у детей представления о таких нравственных качествах людей, как: трудолюбие, доброта, тактичность и т.д. Автор начинает сказку с пословицы: «Нам даром, без труда ничего не дается, - недаром исстари пословица ведется…». Это начало помогает детям понять смысл произведения. В русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» важное место занимает взаимодействие брата и сестры, испытание этих отношений жизненными обстоятельствами.

Знакомясь на уроке со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается.  
       Читая стихотворение Я. Акима «Моя родня» ребята приходят к очень важному выводу: родители, родные – самое дорогое, что есть на свете, с ними нужно дружить и ценить их дружбу.
           Изучая произведения Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского развиваю такие важные качества, как дружба, взаимоотношение друзей. Например, рассказ «Друг детства» В. Драгунского учит верности в дружбе, даже если друг – это просто плюшевый медвежонок. Учит доброте: если мальчик сохраняет человеческое отношение к игрушке и не может этого мишку ударить, то можно не сомневаться, что он добр и в отношении к людям.
       Рассматривая отрывок из сказочной повести Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья», обсуждаем  интересные и важные для детей вопросы. Что дает дружба и чего она требует от человека, как надо и как не надо общаться с друзьями, как проявлять чуткость к другу и как важно быть вежливым и тактичным? Тактичный человек знает, как поступить в той или иной ситуации, так как он воспитан и внимателен к людям. Он знает золотое правило: к людям нужно относиться так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.  

            Воспитание духовно - нравственных чувств детей происходит особенно успешно, если они осознают идею художественного произведения и мотивируют поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дети как можно полнее рассказали о главном герое. Если они характеризуют героя скупо, общими словами (Он хороший), то помогаем дополнительными вопросами. Беседу строим так, чтобы этические представления приобретали для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому используем разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев, характере их поступков, совести, сложности различных ситуаций. Например, рассказ К. Паустовского «Кот–ворюга», в беседе подчеркиваем, что на добро кот ответил добром, он совершил неожиданный и благородный поступок – прогнал кур. Использовали следующие вопросы :  Какой был кот? Понравился ли он вам? Как поступили ребята с котом? Что в этих поступках было правильно и неправильно? Почему кот - ворюга, перестал воровать? Эти и подобные вопросы пробуждают у детей интерес поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Произведения К. Паустовского заключают в себе огромный потенциал духовных ценностей, которые могут обогатить школьника, стать мощным средством его развития.

                   Содержание курса «Математика» способствует  воспитанию  трудолюбия, уважения к интеллектуальному труду, стремления к познанию. Материал учебников обогащён культурными  и  ассоциативными связями с литературой, живописью, историей, в них находят своё отражение знаменательные свершения и события нашей Родины. В настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современном обществе низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства, поэтому духовно-нравственному воспитанию надо уделять больше внимания, в том числе и на уроках математики. 

Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна:

  1. через отбор содержания материала, 
  2. через структуру урока, 
  3. через использование случайно возникших воспитательных ситуаций 
  4. через личность самого учителя. 

               Урок математики - место разнообразных коллективных действий, переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На нем дети приучаются к самостоятельной работе, приучаются соотносить свои действия и действия других, слушать, понимать товарища, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнения, помогать другим и самому принимать помощь, учатся радоваться успехам товарища и стойко переносит собственные неудачи. 


            Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение нудных вычислений и преобразований способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность. 

                Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащихся воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.

            В обучении математике, с точки зрения нравственно-патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач. Решение задач, включающих исторические сведения, краеведческо-экологических задач способствуют расширению кругозора учащихся и развитию познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, а пробуждает чувство сопричастности к величию своей страны. 

Приведу примеры задач.

1. Школьники пошли гулять на поляну. Ученики 3-го а класса сорвали 45 цветов, а 3-го б класса-46цветов. Сколько бабочек останется без обеда, если 1 бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветов? 
2.Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1см требуется примерно100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя?
           Ряд заданий по математике задает образцы здорового образа жизни и имеет прикладной характер. Например, подготовься к походу, что возьмешь, сколько будет весить твой рюкзак, составь диаграмму своего распорядка дня и т. д. 

           Учебники курса «Окружающий мир» дают мне возможность формировать знания о природе, человеке  и  обществе, работать над осознанием характера взаимодействия между ними  и  на этой основе воспитывать экологическое отношение к окружающему миру. Учебники расширяют представления учащихся о своем крае, природных условиях  и  ресурсах, об особенностях взаимодействия человека, природы, общества; воспитывают бережное отношение к природе  и  продуктам труда человека, задают образцы служения Отечеству, формируют чувство сопричастности к жизни России  и  гордости за свою Родину, народ  и  историю.

           Изобразительное искусство помогает решать задачи патриотического, эстетического  воспитания  учащихся, творческого отношения к жизни. Обучение строится на основе лучших культурно-исторических  и  национально-культурных традиций народов России.  

Во внеклассной работе большое значение имеет  развитие толерантности и нравственно-патриотического через общественно-полезный труд, через игру, через подготовку и проведение различных КТД и участие в социально – значимых акциях.    

           Огромное  значение  в  воспитании  личности  имеют  школьные  традиции.  У  нас это:

- Дни знаний, здоровья, матери;

- праздники : новогодний карнавал, спортивные, «Папа, мама, я – спортивная семья», Масленицы, праздник книги, праздник бабушек и мам, день защитника отечества;

- интеллектуальные марафоны, ярмарки;

- научно – практические конференции и др.

             Одной из форм учебно-воспитательного процесса является экскурсия. 

Экскурсии – важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника (самостоятельности, инициативности, определенных организаторских способностей, умения работать вместе, проявляя  подлинную заботу друг о друге и оказывая взаимопомощь).

1. Экскурсии в природу. Общение с природой – прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости. Традиционно провожу осеннюю, зимнюю и весеннюю экскурсии в лес, где дети наблюдают за сезонными изменениями в природе, играют, собирают природный материал. 2. Экскурсии, знакомящие с трудом людей. Часто мы с ребятами посещаем краеведческий музей.

3. Обзорные экскурсии по городу. Дети видят, как изменяется и хорошеет наш город. Это способствует формированию чувства уважения к людям труда, эстетических чувств и чувства патриотизма.

4. Экскурсии в городскую детскую библиотеку.

             Все эти годы я наблюдала, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят постепенно складываются товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, реже ссорится, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту класса и старшего в группе.

               В 1 классе на внеурочной деятельности  мы работали с курсом «Я – патриот родины». На протяжении трех лет я работаю по программе «Азбука нравственного воспитания». Мной было разработано методическое пособие по организации и проведению уроков мужества для обучающихся начальной школы.

В течение 3 лет, работая со своим классом, я достигла хороших результатов. Мои ученики раскрылись всесторонне, научились толерантно относиться к друг другу, в классе нет конфликтов, действует самоуправление, ребята посещают спортивные секции и кружки по интересам, сами планируют, готовят и проводят внеклассные мероприятия, среди них нет «маленьких начальников», они все равны, относятся к друг другу с пониманием, поддерживают друг друга в трудной ситуации, принимают одноклассников такими, какие они есть. Мои ученики с интересом и азартом соревнуются в различных конкурсах, очень любят побеждать, но и умеют проигрывать. Мои ребята активно принимали участие во всероссийской викторине про космос и викторине посвященной Великой Отечественной войне.

На протяжении 3 лет в классе я старалась формировать самоуправление, и думаю, что мне это удалось. Ребята ощущают себя организаторами своей жизни, как в классном коллективе, так и в школе. Ведь воспитательная структура, основанная, на системе самоуправления способствует развитию личности. Таким образом, у ребят накапливается опыт самоуправления поведением, осознанное самосовершенствование (подражание, самовоспитание, следование положительному примеру). Включение в систему самоуправления обеспечивает у школьников формирование организаторского опыта.

               Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Но наладить этот контакт не всегда сразу удаётся. И на это есть ряд причин. Первая, на мой взгляд, заключается в том, что  на сегодняшний день родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение.  А вторая - это то, что зачастую современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.

              Поэтому, начиная с первого класса, с родителями своих учеников провожу сначала анкетирование, а затем родительские лектории «Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей», на которых даю рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье. Девизом этих лекториев является  народная мудрость: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

             И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности это личный пример учителя, его отношение к детям имеет определяющее значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и  учениками характерны душевность, отзывчивость и заботливость, такими же будут и отношения учеников между собой. Имеющийся опыт заставляет смотреть на многие вещи по-другому, где-то приходится ломать сложившиеся стереотипы, пересматривать своё отношение к тем или иным вопросам, но это ничего, главное, чтобы результат был положителен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательской компетенции младшего школьника через урочную и внеурочную деятельность

Статья опубликована в сборнике  материалов научно-практической конференции "Экологическое образование: опыт, проблемы, перспективы".  Издательство Владимир, 2012....

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, которое направлено не только на повышение качества образования, но и на воспитание ...

Тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС».

Формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)...

Формирование духовно – нравственных качеств младших школьников через занятия во внеурочной деятельности.

Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о буд...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Выступление на городском семинаре «Формирование речевой культуры младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО».

Выступление на городском  семинаре «Формирование речевой культуры младшего школьникав урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО»....