Обеспечение успешной адаптации учащихся при переходе с начального общего образования на основное общее образование.
статья на тему

Астахова Дарья Владимировна

Обеспечение успешной адаптации учащихся при переходе с начального общего образования на основное общее образование.

 

Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования.

Сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учёта интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей. Учебная адаптация сопровождается психофизиологической, социальной, которые зачастую происходят в условиях неблагоприятной обстановки.  Неадаптированность ребёнка к обучению ведёт к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ceminar_uchimsya_uchitsya.docx14.83 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение успешной адаптации учащихся при переходе с начального общего образования на основное общее образование.

Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования.

Сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учёта интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей. Учебная адаптация сопровождается психофизиологической, социальной, которые зачастую происходят в условиях неблагоприятной обстановки.  Неадаптированность ребёнка к обучению ведёт к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.

Чрезвычайно сложным является период перехода школьников десяти-одиннадцатилетнего возраста в основную школу. Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов – всё это снижает работоспособность, интерес к учению и успеваемости,  повышает тревожность учащихся, приводит к возникновению неадекватных поведенческих реакций  на замечания и реплики учителя, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Дети с повышенным уровнем тревожности не могут мобилизоваться, сосредоточиться, а это в свою очередь ведёт к ослаблению защитных сил организма, отражается на физическом и психическом здоровье ребёнка, является причиной его дезадаптации в других сферах деятельности и общения. Всё это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива.

Мы предлагаем вам в форме деловой игры окунуться в эту проблему поглубже , найти причины и пути решения ее.

Итак, нам необходимо разделиться на две команды. Первая команда будет работать с вымышленным героем Васькой-двоечником, а вторая- с Машенькой – отличницей.

1зад.(на столе у каждой команды маркеры и ватманы) Предлагаем вам составить общий портрет желательных характеристик и навыков 5-классника.

2зад. Теперь каждая команда в течение 5 мин составляет перечень возможных проблем своих героев «хронического двоечника» и «примерной отличницы»(на одной стороне листа)устно предположите причины возникновения этих проблем.

3зад. Теперь на второй части листа составьте рекомендации по решению этих проблем.

Давайте выберем те рекомендации, которые будут являться общими для обоих учащихся.

Для успешной адаптации прежде всего нужно помочь ребенку удовлетворить его потребность в психологической безопасности, то есть ребенку важно знать и чувствовать , что окружающие люди, значимые для него- учителя и родители- всегда готовы его поддержать и помочь.

Существует такое понятие рефлексия и эмпатия. Что это такое? Это способность анализировать свои мысли чувства, умение различать и выражать их.

Предлагаем выполнить релаксационное упражнение на развитие эмпатии и рефлексии. То есть сейчас мы попробуем поставить себя на место ребенка и осознать, что же мы при этом чувствуем.

Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза и попытайтесь представить то, о чем я буду говорить.

Вам – 10 лет. Вы заканчиваете 4 класс. Попытайтесь представить, как вы выглядите, с кем общаетесь, чем занимаетесь. ...А теперь вы сидите на уроке. За окном – весна. Что происходит в классе? Приглядитесь, какой учитель ведет урок, о чем он вас спрашивает? Что от вас требуют? Способны ли вы выполнять те требования, которые вам предъявляют?

...Попытайтесь найти в школе такое место, где бы вы чувствовали себя хорошо, уютно и безопасно. Представьте теперь взрослых, с которыми вам было бы приятно, спокойно и интересно общаться. А теперь мы возвращаемся обратно, в настоящее. Я считаю до пяти. На счет «пять» вы открываете глаза и оказываетесь в этом помещении.

Расскажите, что вам удалось представить? Какими вы себя увидели?

Возможно, есть и те, кому не удалось представить себя учеником...

Как вы думаете, с чем это связано? (Возможно, не смогли расслабиться.)

Представьте, что чувствуют ваши ученики, которые оканчивают начальную школу.

Мысленно представьте и проговорите про себя, что бы вы хотели им пожелать... (участники по желанию делятся своими чувствами и ощущениями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение успешной адаптации учащихся 5 класса

Проблемы, которые возникнут перед пятиклассниками в начале учебного года, для учителей – предметников кажутся мелкими и неприметными, но в совокупности рождающие Большую Проблему для ребенка....

Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную

Доклад к педаггическому совету "Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную"...

Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования на основную.

Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования на основную. Проблема адаптации пятиклассников в основной школе существует всегда. Переход детей из начальног...

Родительское собрание "Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в основную"

Данный материал содержит в себе доклад,анкету,памятки для родителей, с которыми можно ознакомить родителей(законных представителей) на последнем в начальной школе собрании....

Презентация по теме: "Успешная адаптация ребенка при переходе с начального на основной уровень образования"

Презентация по теме: "Успешная адаптация ребёнка при переходе с начального на основной уровень образования"...

Обеспечение успешной адаптации ребёнка при переходе с уровня начального образования на основной

Обеспечение успешной адаптации ребёнка при переходе с уровня начального образования на основной...

Презентация "Обеспечение успешной адаптации ребёнка при переходе с уровня начального образования на основной"

Презентация "Обеспечение успешной адаптации ребёнка при переходе с уровня начального образования на основной"...