ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
статья на тему

Ланчакова Мария Васильевна

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lanchakovamv-statya.doc.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Ланчакова М.В., учитель начальных классов

МОБУ «Башкирская гимназия» ГО г.Нефтекамск РБ

«Идеал – это путеводная звезда.

Без нее нет твердого направления,

 а нет направления – нет жизни».

Л.Н.Толстой

В современном мире происходят грандиозные изменения: меняется объем и качество информации, содержание школьных программ, учебников, но самое главное – в школу приходят современные дети. Всё это ставит перед педагогом начальной школы новые цели, выдвигает к его квалификации серьезные требования и добавляет новые компетенции к его профессиональной деятельности.

Но как работать педагогам в таких условиях, учителям «старой закалки», которые до сих пор работают в наших школах? Именно поэтому возникла необходимость в появлении документа, включающего в себя перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории нашей страны.

Первым документом для учителя в эпоху перемен стали  новые Федеральные государственные образовательные стандарты, введенные  с 01.01.2011 года. Федеральные государственные образовательные стандарты преследовали следующие цели:

Формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

Воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

Индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Кроме того, с 1 сентября 2013 года в силу вступил Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором также отражены вопросы, касающиеся педагогической деятельности.

И с 1 января 2015 года вступил в силу Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №544н «Об утверждении профессионального стандарта Педагога», который пришел на смену устаревшим документам, регламентирующим деятельность педагогических работников.

Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

1. Это инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

2. Это инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

3. Это объективный измеритель квалификации педагога.

4. Это средства отбора педагогических кадров для образовательных организаций.

5.Это основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

6. Это инструмент для раскрытия дополнительных возможностей и способностей учителя, импульса  к дальнейшему развитию, его раскрепощения,

Так каков же он, современный учитель начальных классов, живущий по новым законам? И попробуем выяснить, готовы ли учителя, получившие свое образование еще в советское время,  и на голову, которых свалилось много нового и не совсем понятного, перестроиться в своей работе?

Перед учителем начальной школы стоит новая проблема - надо научиться думать по-новому и строить урок совершенно по иному, чем это было прежде. Цель образования теперь тоже другая. Получается, что учителю необходимо перестроить свое мышление, отношение к процессу обучения, исходя из новых требований к результатам образования.

Итак, современный педагог – это:

-педагог, постоянно развивающийся, повышающий свою квалификацию. Он не стоит на месте, добывая для себя новую информацию, которую спешит переработать и реализовать в своей работе. Педагог – это ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все это характеристики деятельности успешного профессионала – педагога начальной школы.

-специалист, который готов и способен работать с любым современным ребенком, независимо от его психического или физического состояния, учебных возможностей, своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек. Педагог должен учитывать своеобразие социальной ситуации развития обучающихся начальной школы, в связи с переходом ведущей деятельности от игровой  к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика. Быть самым значимым взрослым в социальной ситуации развития младшего школьника, быть готовым к общению в условиях повышенной степени доверия ученика учителю. Педагог, готовый нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.

-специалист, обладающий ИКТ-компетентностью. За последние годы в учебном процессе укрепилось понятие «электронное образование». И потому компьютерные технологии, работа с ними стали обычным пунктом в деятельности педагога начальной школы. Бесспорно, компьютер – хранилище информации, в нем можно найти книги и другие источники, ответы на многие интересующие педагога вопросы, но все же в век электронного образования учить и воспитывать может только учитель. Только учитель призван организовывать активную деятельность обучающихся по освоению материала.

-специалист, умеющий показать ученику наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного использования. А значит, наиболее важным для эффективного взаимодействия учителя и ученика является профессионализм, блестящее знание своего предмета, требовательность, любовь к детям и своей профессии.

Помимо всего вышеперечисленного, педагог должен знать основную нормативно-правовую документацию, специфику начального образования, педагогику и возрастную психологию, владеть современными программами обучения, инновационными организационными методами и формами обучения и воспитания, уметь планировать и анализировать свою работу, принимать активное участие в разработке основной образовательной программы образовательной организации. А так же современный педагог должен соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.

В нашей образовательной организации разработаны этапы реализации профессионального стандарта молодого педагога:

1. Диагностика стартовой позиции педагога.

2. Определение ступени профессионального развития педагога.

3. Выбор форм работы, направленных на профессиональное развитие педагога, и их использование.

4. Применение форм и методов в педагогической деятельности.

5. Подведение итогов проведенной работы и рефлексия.

Надо отметить, что эффект от этой работы уже есть. Наши педагоги действительно отражают профессиональный стандарт: они идут в ногу со временем, не боятся показать себя и свою работу,  имеют правильную активную жизненную позицию.

Итак, современный педагог – это не просто преподаватель, а человек, знающий образовательные возможности сети Интернет, ориентирующийся в педагогических сообществах, способный внедрить электронное образования в рамках реализации Постановления правительства Республики Башкортостан №171 от 13.05.2009г. «Об информатизации системы образования Республики Башкортостан», Концепции системы электронного образования в образовательных организациях Республики Башкортостан и плана ее реализации.

Но, несмотря на все изменения, учитель, как и 100 лет назад, должен быть широко образованным, эрудированным, добрым, интеллигентным, понимающим детей, хорошим психологом и при этом быть всегда непредсказуемым и интересным. Говоря другими словами, современный учитель начальных классов не просто передает имеющиеся у него знания, а обучает детей мыслить, рассуждать, отстаивать свое мнение и уважать мнение других.

В заключение, хочется вспомнить слова Адольфа Дистервега «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощения принципа воспитания…». Эти слова являются актуальными и по сей день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сопровождение педагогов начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО"

Ключевой фигурой образовательного процесса является педагог, именно к нему предъявляются более высокие требования....

План работы по самообразованию.Тема:Внедрение комплекса современных педагогических технологий в практику начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО.

Тема самообразования: Внедрение комплекса современных педагогических технологий в практику начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО. Цель: способствовать формированию УУД через вн...

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации фгос

В статье "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" рассказывается о техниках учения технологии развития критического м...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Текст выступления на фестивале педагогических идей по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"...

Современные технологии в образовательном процессе начальной школы в условиях реализации ФГОС

Использование образовательных технологий в учебном процессе повышает качество образования....

Современные подходы к организации и проведению уроков в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Пед.чтения 3.11.16г

Доклад. Современные подходы к организации и проведению уроков в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Пед.чтения 3.11.16г...