Правила работы с неуспевающими.
консультация ( класс) на тему

Мандрикова Людмила Андреевна

Правила, спользуемые мною при работе со слабоуспевающими учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Работа с неуспевающими.121 КБ

Предварительный просмотр:

Правила используемые учителем

для слабоуспевающих учащихся.

1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

4. Лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что изученный материал на уроке; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику заниматься дома.

5. Путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, не и замечаниями типа «отлично», «умница», «молодец» и т.п.) нужно формировать у такого ученика уверенность в себе, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях на экзаменах, контрольных работах.

6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним.

7. Во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного.

8. Следует в минимальной степени отвлекать его, стараться переключать его внимание; необходимо создать спокойную, не нервозную обстановку.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ,

КОТОРЫЕ ЗАТРУДНЯЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧАЩИХСЯ СО СЛАБОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ

1. Длительная напряженная работа (как домашняя, так и на уроке), слабый быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материалы.

2. Ответственная, требующая эмоционального, нервно-психологического напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа в особенности, если на неё отводится ограниченное время.

3. Ситуация, когда учитель в высоком темпе задает или требует на них немедленного ответа.

4. Работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа. Вообще следует отметить, что для слабого по своим нейродинамическим особенностям учащегося благоприятнее ситуация письменного ответа, а не устного.

5. Работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно.

6. Работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответ или вопрос другого учащегося).

7. Работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой (например, когда, во время объяснения учитель одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический материал (карты, слайды, учебник), заставляет делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику и т.д.).

8. Работа в шумной, неспокойной обстановке.

9. Работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем и т.п.

10. Работа под руководством вспыльчивого, несдержанного педагога.

  1. Ситуация, когда требуется на уроке усвоить большой по объему и разнообразный по содержанию материал.

МЕТОДИКА

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННО-ГРУППОВОГО ПОДХОДА

К СЛАБОУСПЕВАЮЩИМ УЧАЩИМСЯ

ЭТАПЫ УРОКА

МЕТОДЫ ДИФФЕРЕНЩРОВАННО-ГРУГШОВОГО ПОДХОДА К СЛАБОУСПЕВАЮЩИМ ШКОЛЬНИКАМ

В процессе контроля за подготовленностью учащихся.

Необходимо создать атмосферу особой доброжелательности при опросе слабоуспевающих учеников. Снижать темп опроса, разрешать таким учащимся дольше готовиться у доски, делать предварительные записи. Давать слабоуспевающим ученикам примерный план ответа, наводящие вопросы, которые могут помочь последовательно излагать материал. Специально создать ситуацию успеха при опросе слабоуспевающих учеников.

При изложении нового материала и организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Чаще обращаться к слабоуспевающим школьникам с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлекать слабоуспевающих учеников в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий помогающих привлекать уяснить суть объясняемого материала, чаще привлекать слабоуспевающих школьников к беседе в ходе проблемного изложения знаний, к формированию предложений, выводов и обобщений.

В ходе самостоятельной работы на уроке.

Разделить сложные задания для таких учеников на определенные дозы, подзадачи, этапы. При оказании помощи слабоуспевающим в выполнении учебных заданий начинать с наименьших доз помощи, постепенно конкретизируя её внимательно наблюдать за деятельностью школьников, отмечать положительные моменты в их работе, поощряя их к новым усилиям. Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе слабоуспевающих.

При организации самостоятельной работы

Специально подбирать наиболее рациональную для слабоуспевающих школьников систему упражнений, а не 1 механически увеличивать число однотипных заданий, более подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая о возможных затруднениях в работе. Давать карточки консультации, направляющие работу учеников на выполнение определенных заданий. Давать задания по повторению материала, которые потребуются для усвоения новой темы. В необходимых случаях помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях, в котором указать содержание заданий, номера последовательности упражнений, сроки их выполнения.

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ С ЦЕЛЬЮ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ, УМЕНИЯХ И НАВЫКАХ (памятка)

I.        Помощь в планировании учебной деятельности:
- повторение;

- анализ и устранение ошибок;

- выполнение минимума упражнений для ликвидации пробелов.

11. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности

111. Стимулирование учебной деятельности:

- поощрение;

- ситуация успеха, ободрение;

- побуждение к активному труду;

- эмоциональный комфорт, доброжелательность на уроке.

IV.        Контроль за учебной деятельностью:

-        регулярный опрос;

- проверка всех домашних заданий, самостоятельных работ; их анализ;

-        активизация самоконтроля.

V. Организация взаимопомощи.

V1. Дополнительная индивидуальная работа:

-        система заданий на отработку учебного материала;

- развивающие упражнения на форсирование определенных психических процессов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ-ПРЕДМЕТНИКАМ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

С НЕУСПЕВАЮЩИМИ И СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМСЯ

1. Создавать атмосферу доброжелательности при опросе.

2. Разрешать ученикам предварительно готовиться к ответу у доски, делать записи, использовать наглядные пособия.

3. Готовить для учеников план ответа или разрешать пользоваться планом, составленным учеником дома;

4. При опросе концентрировать внимание на главных, основных вопросах.

5. Обращать внимание на типичные ошибки учеников.

6. Подбадривать ученика при ответе, создавать ситуацию успеха.

7. Излагать новый материал в темпе, доступном для слабоуспевающих учащихся.

8. Акцентировать внимание школьников на главных моментах новой темы.

9. Использовать средства поддержания интереса к изучаемой теме (наглядность, примеры из жизни, сравнения, аналогии, ТСО, познавательные игры, учебные дискуссии и др.)

10. Выяснять степень понимания материала слабоуспевающими учениками, стимулировать вопросы с их стороны при затруднениях.

11. Вовлекать слабоуспевающих в беседы при усвоении нового материала.

12. Подбирать упражнения для самостоятельной работы так, чтобы они охватывали наиболее важные моменты, стремиться минимальным числом упражнений достичь большего эффекта в формировании соответствующего умения.

13. Оказывать оперативную помощь слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы.

14. Приучать школьников осуществлять самоконтроль в ходе самостоятельной работы.

1 5. Учить школьников работать в должном темпе.

16. Подбирать оптимальный объем домашнего задания учитывая при этом объем заданий по другим предметам.

17. Включать в домашнее задание работу над ошибками.

18 . Четко инструктировать учеников о порядке выполнения домашнего и о возможных затруднениях.

19.Индивидуализировать задания для слабоуспевающих, поручать или повторить материал, необходимый для изучения новой темы, использовать в работе с неуспевающими инструктивные карточки.

Возможные причины отставания в учении

Предмет                                                Класс_________________________          

Ф.И.О. классного руководителя_____________________________

Фамилия,

имя ученика

Вид неуспеваемости кратковременная, временная, устойчивая.

Возможные причины отставания в учении.                                                                                                             Наиболее сильно влияющую в данный момент причину обозначает первая (главная),

потом идет следующая за ней по силе влияния и т.д.

Отрицательное воздействие

семьи и микросреды

Слабое развитие мышления

Низкий уровень навыков учеб-

ного труда

Отрицательное отношение к учению

Низкий уровень

волевой воспитанности, дисциплинированнос-ти

Значительные пробелы в знаниях

Большая утомляемость

Иные причины (указать)

Таблица умений ученика         3  класса

___________________________

МКОУ Князевская ООШ

20.. /20.. уч. год

Русский язык

Умения

Уровни овладения

В

ВС

С

НС

Н

I

2

I

2

I

2

I

2

I

2

Умеет писать каллиграфически

Умеет писать безударные гласные, проверяемые ударением; подбирать однокоренные слова

Умеет правильно писать словарные слова

Умеет писать звонкие и глухие согласные

Умеет писать разделительные ъ и ь знаки

Умеет писать непроизносимые согласные

Умеет писать ь после шипящих на конце имен существительных женского рода

Умеет распознавать части речи, их грамматические признаки

Умеет производить синтаксический разбор предложений

-

Умеет писать изложение в 60-75 слов по коллективно (самостоятельно) составленному плану

Умеет писать сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям

Умеет производить фонетический разбор слова и разбор слова по составу

Чтение

Учебный навык

Характеристика навыка

1п.

2п.

Способ чтения

По слогам

По слогам и целыми словами

Целыми словами

Без ошибок

Пропуск, замена, искажение букв, слогов

Постановка ударения

Ошибки в окончании слов

Темп Чтения

Ниже нормы

В норме (1полугодие-____слов, 2 полугодие - ___ слов)

Выше нормы

Выразитель

ность

Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого

                         

Таблица умений ученика_____________2 класса

__________________________________

МКОУ Князевская  ООШ

20.. /20.. уч. год

Математика

Умения

Уровни овладения

В

ВС

С

НС

Н

I

I2

I

2

1

2

I

2

I

2

Знает названия компонентов действий вычитания, сложения, умножения и деления.

Знает таблицу умножения и соответствующие случаи деления

Решает равенства, неравенства, уравнения

Знает порядок выполнения действий в выражениях в 2-4 действия (со скобками и без них)

Умеет выполнять устно 4 арифметических действия в пределах 100

Умеет читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000

Умеет решать задачи всех видов

Умеет письменно выполнять сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000

Умеет письменно выполнять умножение и деление в пределах 1000

Умеет изображать отрезок, ломаную, прямую, луч, многоугольники, вычерчивать окружность

Умеет находить часть от числа и число по части

Умеет находить периметр и площадь геометрических фигур

Окружающий мир

Умения

Уровни овладения

В

ВС

С

НС

Н

I

2

I

2

I

2

I

2

I

2

Умеет различать распространенные в данной местности растения и животные

Умеет устно описывать объекты природы

Умеет объяснять взаимосвязи в природе, а также между человеком и природой

Умеет подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников

Умеет выполнять правила личной гигиены

Знает значение экологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы работы с неуспевающими, слабоуспевающими учениками, оказание помощи и поддержки в начальной школе.

Проблема учебной деятельности школьников, составляя основу, фундамент процесса обучения, относится к «вечным» педагогическим проблемам....

СПРАВКА о работе с неуспевающими учащимися

Анализ работы классных руководителей с неуспевающими учащимися....

Программа работы с неуспевающими детьми

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей.Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать помощь в ее преодолении....

Основные направления коррекционно-развивающей и коррекционно-логопедической работы с неуспевающими младшими школьниками.

Данная статья - стремление поделиться положительным опытом взаимодействия и сотрудничества участников педагогического, воспитательного процессов в аспекте деятельности школьного логопеда, стремление о...

Организация работы с неуспевающими учащимися в начальной школе (из опыта работы)

В каждом классе, как известно, встречаются учащиеся, имеющие серьёзные пробелы в знаниях. Во 2 «Г» классе два ученика с недопустимым уровнем обученности по предметам: русский я...

« Формы работы с неуспевающими детьми» Из опыта работы

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он до...