« Психологические основы формирования у школьников позиции созидателя в отношении своего здоровья»
опыты и эксперименты (1 класс) на тему

Пономарева Оксана Валерьевна

Выступление на МО воспитателей и учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo_16.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Выступление на МО воспитателей и классных руководителей по теме:

   « Психологические основы формирования у школьников позиции созидателя в отношении своего здоровья»

Воспитатель группы продленного дня , учитель начальных классов

Пономарева Оксана Валерьевна

                                      Москва - 2016

        Психологической основой  формирования  позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у школьников потребности в здоровом образе жизни. Но такой потребности у ребенка среднего школьного возраста еще нет. Согласно исследованиям возрастной динамики значимости здоровья и здорового образа жизни, их приоритетная роль чаще всего отмечается у представителей старшего поколения. В иерархии ценностей маленького человека доминирует игра и общение со сверстниками. В понимании детей роль физического, психического и социального здоровья соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места.

      Биологические потребности (голод, жажда и пр.), потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.

      Гигиенически организованная среда обитания ребенка в интернате образовательного учреждения является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни, особенно, у интернированных детей. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в интернате и малограмотности родителей, оно в силу специфики своей деятельности и возможности несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.

       Микросреда в образовательном учреждении должна отвечать не только санитарно – гигиеническим  требованиям, но и требованиям  гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Например, не только то, что детей в соответствующее время укладывают спать, но и как это делают, каким образом обеспечивают глубокий и здоровый сон. Уложив детей в постель, можно почитать книжку.  Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при пробуждении. Придя в спальню, всем детям пожелать доброго утра, спросить, как им спалось и что им снилось.

     С детьми проводилась беседа – игра по теме: «Режим дня – основа жизни человека», где были затронуты проблемы  правильного распределения своего времени, о необходимости во время ложиться спать.

        Вторым по возможности условием воспитания у детей в здоровом образе жизни является наличие специальной обучающей программы, которая нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с привычками. Например, человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким – либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребности не только,  чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит.

    Проводился информационный урок по теме: «Хорошие зубы – залог здоровья». Цель этого занятия: углубить знания учащихся о важном органе пищеварения – зубах, убедить учащихся в необходимости беречь зубы, дать совет по уходу за зубами.

    Другой пример, человек постоянно занимается гимнастикой, оздоровительным бегом и т.д. Проводилось практическое занятие по теме: «Красен человек статью». Цель этого занятия: формировать понимание  того, что осанка один из составляющих компонентов внешнего вида человека, по которому судят о воспитанности и красоте.

     Потребность в здоровом образе жизни вызвана особым внутренним состоянием человека, связанным с чувством удовольствия, комфортности, удовлетворения.

     Чтобы воспитать у школьников необходимость  в здоровом образе жизни, то для этого нужно составить перечень привычек (привычек, а не навыков и умений) здорового образа жизни. Для этого необходимо провести анализ имеющихся привычек, как полезных, так и вредных. И в первую очередь избавлять детей от вредных привычек.

     Создавая гигиеническую среду обитания, нельзя забывать, что существует эффект задержанной обратной связи. Его суть в том, что люди предпочитают не обременять себя работой над собственным здоровьем, поскольку результат от затраченных усилий может быть не сразу заметен и очевиден. Например, занятие физкультурой приносит ощутимый эффект через годы. Люди, а тем более дети, этого не понимают, и не получив нужных результатов для своего здоровья сразу, быстро теряют интерес к занятию. Эффект задержанной обратной связи – одна из главных причин пренебрежения правилами здорового образа жизни. Мы должны учитывать специфику этого эффекта при организации оздоровительной работы.

        Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

     Потребность в здоровом образе жизни формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, не чистить зубы, не делать гимнастику, не стричь ногти, не ухаживать за своими волосами, не умываться, не мыться и т. д.

    Проводились классные часы по темам:

- «Гигиена тела», где цель занятия познакомить учащихся с правилами личной гигиены, способами ухода за своим телом;

  - игра «Банные сражения», где цель занятия – формировать культурно – гигиенические навыки через игровую деятельность;

- беседа-практикум «Уход за волосами», где рассматривались предметы личной гигиены по уходу за волосами;

- викторина «Что? Где? Когда?» о предметах личной гигиены;

- информационный урок «Как сохранить зрение», где рассматривались вопросы по профилактике сохранения зрения;

- беседа-викторина «Как уберечься от гриппа», где цель занятия – сформировать понимание того, что наше здоровье зависит от каждого из нас.

    Методика организации занятий нацеливает на то, чтобы ученики сами должны сформулировать соответствующие выводы, подобно герою из произведения В.Маяковского: «… и сказала кроха – буду делать хорошо, а не буду плохо».

    Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его  заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.

   Учащиеся класса участвуют во всех школьных спортивных мероприятиях.