Преемственность дошкольного и начального образования по ФГОС
статья на тему

В статье раскрываются предпосылки формирования учебной деятельности, взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_doshkolnogo_i_nachalnogo_obrazovaniya.docx108.57 КБ
Файл preemstvennost.pptx2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 2 . Введение Федеральных Государственных Требований  (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

Слайд 3. Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает обеспечение готовности дошкольников к школе.

В школе на первоклассника обрушивается всё сразу: и новые правила поведения и новая информация. Поэтому  готовить дошкольника к  грядущим переменам в привычных для него условиям нужно постепенно, шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям.

С целью качественной подготовки к школьному обучению  необходима дополнительная работа с детьми с учётом современных реалий. Данная работа должна быть направлена на развитие произвольности, эмоционального мира детей, творческого воображения, восприятия, развитие инициативы, самостоятельности, умения контролировать, планировать, корректировать  и оценивать свою и чужую деятельность, умение пользоваться знаково-символическими действиями, моделированием, действовать по образцу, развитие познавательной активности, коммуникативных способностей.

Слайд 4.  Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

 Слайд 5. http://ciot-anapa.ru/images/stories/for_parents/uud-shema.jpg

Слайд 6. Личностные универсальные учебные действия – это формирование «внутренней позиции школьника»; действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребёнка; выделение морального содержание ситуации; ориентация на норму справедливого распределения; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Формирование личностных универсальных учебных действий у детей способствуют так называемые «полянки добрых дел». Совместное коллективное оценивание добрых положительных поступков детей, соотнесение с этическими нормами  происходит в процессе коллективной беседы и размещения на полянке ярких нарядных цветочков.

Существует несколько способов формирования личностных универсальных учебных действий, одним из которых является сюжетно-ролевая игра.

Но не все потребности ребенка могут быть удовлетворены в сюжетно-ролевой игре. Уже у ребенка раннего возраста есть желание самостоятельно выполнять действия с предметами, относящимися к миру взрослых людей (мыть посуду, накрывать на стол, пылесосить и т.п.). Это желание может быть востребовано и развито в разнообразных видах бытового труда. Формирование навыков бытового труда необходимо, прежде всего, для развития самостоятельности.

Выполняя элементарные трудовые навыки, дети начинают работать совместно, распределяют между собой обязанности, договариваются друг с другом, осуществляют свои действия так, чтобы другой мог их успешно продолжать.

Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы.

Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ровесниками устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.

Слайд 7. Коммуникативные ууд у старших дошкольников. Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника.

Эффективным способом формирования коммуникативных универсальных учебных действий являются коллективные работы по изодеятельности, аппликации, конструированию. Работа на занятии в парах и группах

Слайд 8. В дошкольном возрасте развитию познавательной активности и интересов дошкольников, на основе которых и формируются универсальные учебные действия, уделяется серьёзное внимание. Хочется подчеркнуть роль книги как источника новых знаний, из которых можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы.

Результативным способом формирования познавательных универсальных учебных действий является рассказывание по схеме, действие по плану, сравнительное описание предметов.

Важным являются игры, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности, зашифрованные записи – с помощью слов, картинок, знаков; кодовые замки для решения игровой ситуации; «Логические цепочки», «Продолжи ряд».

Слайд 9. Регулятивные действия – целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно; планирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка и волевая саморегуляция как способность к волевому усилию и преодолению препятствий. На ступени предшкольного образования развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Для его совершенствования используются различные игры и упражнения(«Что изменилось?», «Найди одинаковые предметы», «Найди отличия», «На что похожа мелодия»). Занимательный момент не только развлекает детей, даёт возможность им отдохнуть, но и заставляет их задуматься, развивает самостоятельность инициативу, стимулирует развитие нестандартного мышления. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций. Любую проблемную ситуацию  можно рассматривать как творческую задачу, в основе которой кроется неразрешённое противоречие. Проблемную ситуацию можно создать, побуждая дошкольников  к сравнению, сопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, то есть практическим заданием  или вопросом столкнуть разные мнения детей.

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.

В процессе экспериментирования ребёнку приходится отвечать на вопросы: «Почему я это делаю так, а не иначе? Зачем я это делаю? Что хочу узнать? Что получится в результате?». Также опыты являются наиболее успешными в процессе ознакомления с миром окружающей их живой и неживой природы.  Моделирование осуществляется в дошкольном возрасте в разных видах деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию, построению схем ребенок становится способным к решению познавательных задач. С помощью различных моделей и схем ребенок материализует математические, логические, пространственные, временные отношения.

Слайд 10. Итак, при формировании предпосылок учебной деятельности наблюдается взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов УУД, прямо вытекающих из активно-деятельностной природы развития психологических новообразований.

Необходимо помнить, что формирование фундамента готовности перехода к обучению на ступени начального общего образования должно обязательно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности.

Таким образом, что при формировании УУД на предшкольной ступени образования необходимо:

1. опираться на ведущий вид деятельности дошкольников:  игры с правилами и сюжетно-ролевые игры;

2. включать дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, сюжетное и схематическое рисование, моделирование, экспериментирование, восприятие сказки, бытовой труд;

3. максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;

4. включать  дошкольников в процесс оценивания учебных достижений: развернуто описывать то, что сумел сделать ребенок, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, должны быть конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.) - формирование адекватной самооценки и т.д.

Слайд 11. Задачи перед вами на слайде.

Слайд 12-15. Раз мы говорим о преемственности, то встаёт вопрос какие формы можно использовать.

Слайд 16. Какого мы хотим видим первоклассника, выпускника детского сада?

Вывод:

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФГОС

Слайд 2

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер

Слайд 3

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы. Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться

Слайд 6

Личностные УУД

Слайд 7

Коммуникативные УУД

Слайд 8

Познавательные УУД

Слайд 9

Р егулятивные УУД

Слайд 11

Задачи преемственности детского сада и школы Развитие любознательности Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками)

Слайд 12

Формы осуществления преемственности:

Слайд 13

экскурсии в школу; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах; выставки рисунков и поделок; совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; участие в театрализованной деятельности; Работа с детьми

Слайд 14

совместные семинары, мастер- классы ( ДОУ и школа); круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие психологов ДОУ и школы; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; Работа с педагогами

Слайд 15

совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями; дни открытых дверей; анкетирование, тестирование родителей; образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей визуальные средства общения; заседания родительских клубов Работа с родителями

Слайд 16

Ожидаемые результаты: портрет выпускника детского сада Деятельный и активный Креативный Любознательный Инициативный Открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый Положительное отношение к себе, уверенность в своих силах Чувство собственного достоинства

Слайд 17

Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.

Данная статья рассказывает о преемственности дошкольного и школьного образования....

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ...

Преемственность дошкольного и начального образования с введением ФГТ и ФГОС.

Преемственность дошкольного и начального образования  с введением ФГТ и ФГОС....

Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС и ФГТ

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образова...

Преемственность дошкольного и начального образования как одного из условий ФГОС

Преемственность дошкольного и начального образования...

Выступление на тему:.Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГТ и ФГОС.

Преемственность дошкольного и начального образованияв рамках ФГТ и ФГОС....

Преемственность дошкольного и начального образования. Сравнительный анализ ФГОС ДО и ФГОС НОО

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспи...