Схема, структура, задачи урока.
учебно-методический материал

Пушкарская Ольга Сергеевна

Краткое описание задач урока, структура, цикличность  урока и схема. Самоанализ. В помощь начинающему учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_uroka_zadachi_uroka_shema_konspekta.docx33.54 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАЧА ФГОС -

ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.

НАЗНАЧЕНИЕ ФГОС:

 1. Задают основные результаты образования – общие и по ступеням

2. Характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в:

  • учебных программах (предметные, метапредметные, личностные)
  • программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные).

 Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе , другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Сущность – формирование деятельностных способностей, которыми должен овладеть выпускник. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  • уроки «открытия» нового знания;
  • уроки рефлексии;
  • уроки общеметодологической направленности;
  • уроки развивающего контроля.

ПРИМЕРНАЯ ЦИКЛОГРАММА УРОКА

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.

3. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.

4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.

5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.

 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.

 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.

 8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.

 9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.

МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ УРОКА

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

 1. Цели урока задаются с тенденцией делегирования  функции учителя ученику, планируются коммуникативные задачи урока.

2. Педагог во время всего образовательного процесса  обучает детей осуществлять рефлексивные действия (оценивать свою готовность, контролировать свои действия,  обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

 4. Используется педагогическая технология – диалог (учитель обучает учащихся ставить и адресовать вопросы себе и другим).

 5. Репродуктивная форма обучения сочетается с проблемной (дети осуществляют деятельность в рамках заданных правил и творчески).

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

 7. Педагог подводит к осмыслению учебного материала всех обучающихся, используя для этого специальные приемы.

 8.  Реальное оценивание продвижения каждого ученика, поощрение и поддержка, создание «ситуации успеха» для каждого.

 9.  На уроке принимается и поощряется, выражаемая каждым учеником, собственная позиция, иное мнение  (происходит обучение толерантного отношения друг к другу, корректным формам самовыражения).

 10. Стиль, тон отношений на уроке должны создавать атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

11. На уроке осуществляется глубокое взаимодействие на личностном уровне «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

ПРИМЕРНАЯ  СТРУКТУРА УРОКА ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

(с использованием СДП)

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);  

3) устанавливаются тематические рамки ("могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Интернет-ресурсы:

nachalka-4.ucoz.ru/publ/urok_v_nachalnoj_shkole_v_aspekte_soderzhanija_fgos_noo/1-1-0-21 

romanev.ucoz.ru/index/uchiteljam/0-48 

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Класс:
Тема урока:
Тип урока и его структура:
 
1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса ( кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся...)

Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока?

3. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.

4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать ,как другие этапы работали на главный этап?

6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?

7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний уч-ся?

8. Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся.

9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

10. Наметить перспективы своей деятельности.

Интернет-ресурсы:

shcola32.ucoz.ru/index/samoanaliz_uroka/0-102 

 

СХЕМА КОНСПЕКТА УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ (ОНЗ)

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО

(ДЛЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ)

 

Тема урока:

Цели урока:

1.

2.

3.

 Деятельность педагога

Деятельность детей

УУД

I. Организационный момент

 

Цель этапа:

 

II. Актуализация знаний

 

Цель этапа:

 

III. Проблемное объяснение нового знания

 

Цель этапа:

 

IV. Первичное закрепление

 

Цель этапа:

 

V. Итог урока

 

Цель этапа: способствовать формированию рефлексии

 

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Класс:__
Тема урока:_ «_______________»
Тип урока и его структура: ______________________

  • Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
  • Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
  • Какие УУД формировались в процессе урока?

 В ходе урока у обучающихся должны быть сформированы следующие УУД:

  • Личностные:

  • Познавательные:

  • Регулятивные:

  • Коммуникативные:

  • Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности
  • Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?
  • Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?
  • Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?
  • Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
  • Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Наблюдение за структурой текста и структурой предложения, их оформление на письме", 1 класс, русский язык.

Учебник Т.Г.Рамзаевой "Русский язык" 1 класс, тема:" Предложение и текст- единицы речи (сопоставление)". Наблюдение за структурой текста и структурой предложения, их оформление на письме на примере уп...

презентация по математике 1 класс Гармония «Схема». Изображение и чтение схемы

Задачи:  1.     Познакомить с понятием схема.2.     Научить находить на схеме отрезок, соответствующий данному выражению.3....

Составление схем предложений и предложений по схемам

План-конспект урокаПредмет: русский языкДата: 29.04.2016Программа: «Школа 2100»Тема:  Составление схем предложений и предложений по схемам        Ти...

Исследование сформированности речевой репрезентативной когнитивной структуры (внутренней языковой структуры)

Речевая репрезентативная когнитивная структура (РРКС), или внутренняя языковая структура - психическое образование, осуществляющее формирование и актуальное функционирование знания о языке в процессе ...

Звуко-слоговой анализ слов разной структуры с использованием схем

Представлен речевой материал, направленный на формирование и совершенствование навыков звукового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста....

Схемы к рассказам цепной структуры

Схемы к рассказам цепной структуры для учащихся с ОНР для составления описательных рассказов...