Я поступаю с другими так, как хочу, чтобы другие поступали со мной
статья на тему

Беган Марина Александровна

Статья по духовно-нравственному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sahkmch-15_began_m_a_statya.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Я поступаю с другими так, как хочу, чтобы другие поступали со мной»

Беган Марина Александровна

учитель начальных классов

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Корсаков, Россия

«Я поступаю с другими так, как хочу, чтобы другие поступали со мной» - это золотое правило Нравственности, которое встречается практически в каждой культуре: в индуизме, буддизме, иудаизме, христианстве, исламе, конфуцианстве, в высказываниях античных философов.

Это фундаментальное правило отражает нравственное требование: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Оно возникает в середине первого тысячелетия до нашей эры, причём появляется порой одновременно и независимо друг от друга в различных культурах Востока и Запада, по-видимому, наиболее ярко воплощая происшедший в то время гуманистический переворот.  Своё название Золотого оно получило в XVIII веке в западноевропейской духовной традиции.

В разных формулировках это правило встречается в «Махабхарате», в изречениях Будды.

Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово -  взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Из древнегреческих источников следует указать на «Одиссею» Гомера и «Историю» Геродота, а также в той или иной форме Золотое правило нравственности встречается у Фалеса Милетского, Гесиода, Сократа, Платона, Аристотеля и Сенеки.

В Библии оно упоминается в Нагорной проповеди в такой формулировке: «Итак, во всём как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Также это правило неоднократно повторяли апостолы (ученики) Иисуса Христа.

В Коране Золотое правило не зафиксировано, но оно встречается в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».

Раз возникнув, Золотое правило нравственности прочно вошло в культуру и массовое сознание, осело в виде пословиц. Так, русская пословица гласит: «Чего в  другом не любишь, того и сам не делай».

Это правило чаще всего осмысливалось как основополагающая, важнейшая моральная истина, средоточие практической мудрости и было одним из постоянных предметов этических размышлений.

Поразмышляем и мы. Казалось бы, всё понятно: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Если я хочу, чтобы меня не обвиняли (другие обманывали, не убивали и т.д.), я не стану обвинять (обманывать, убивать и т.д.) других.

Если я хочу, чтобы ко мне относились с пониманием и доброжелательностью, я и сам буду доброжелателен, научусь слышать и буду стараться понимать других. То есть я отдаю в мир то, чего и сам жду от мира.

Вот и выходит, что если я хочу получить радость, благодарность, заботу, любовь, я прежде всего сам должен научиться радоваться, быть благодарным и заботливым, любить – словом, стать всем этим, вырастить в себе эти прекрасные качества.

А что же каждый день делаем мы? Кричим на детей за непослушание, проявляем недовольство и заставляем близких принимать наш взгляд на вещи, ругаем чиновников, правительство и свою страну. И где же во всём этом позитив, благодарность и забота?

Давайте задумаемся: если мы постоянно будем в мыслях прокручивать мрачные картины будущего своей семьи или своей страны, то стоит ли ожидать каких-то положительных изменений в наших семьях и в нашей стране?

Поэтому главное, чему необходимо срочно научиться, это выработать позитивный настрой  на окружающую действительность. Давайте мечтать о прекрасном будущем, создавать замечательный образ того, какими мы хотим видеть свою семью, свою страну. И чем детальнее и чаще создавать прекрасные образы, тем быстрее они начнут осуществляться.

Итак, первое, что должен осознать человек, - это необходимость изменения своего сознания.

Второе – получить представление, какие шаги в этом направлении ему нужно предпринимать.

Дальнейшее лишь дело техники. И осуществление задуманного произойдет автоматически, неминуемо, как только в голове человека надежно закрепится образ того, у чему он должен устремиться.

Алгоритм прост. Например:

- Я хочу, чтобы ко мне проявляли доброжелательность  и приветливость.

- Значит, я сам должен стать доброжелательным  и приветливым.

- Я начинаю представлять себя именно таким.

- Я могу потренироваться перед зеркалом, могу для начала заготовить приветливые фразы, могу заранее настроиться на человека, понять, что его может порадовать.

- Я начинаю ощущать и развиваться в своем сердце доброжелательность, иду и дарю встречным людям свою улыбку, приветливо здороваюсь с соседями, продавцами, работниками почты, поликлиники и т.д.

- Я знаю, что не все люди приняли решение быть доброжелательными, а потому настроен сохранять доброжелательность при любой их реакции.

- Я радуюсь тому, что люди улыбаются мне в ответ. Я начинаю замечать, что они улыбаются мне раньше, чем я проявляю свою приветливость.

- Я вижу, какие замечательные люди окружают меня! Весь мир стал приветливее, всё изменилось!

Архимед говорил: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!» Где же эта точка опоры? Мы с уверенностью можем сказать: она – в самом человеке, в его сознании, в его взглядах на мир.

        Измени своё сознание – и весь мир изменится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Огонь - наш друг и враг Огонь - наш друг и враг

Цели мероприятия:Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.Прививать навыки ост...

Огонь - наш друг и враг Огонь - наш друг и враг

Почему огонь называют добрым волшебником и беспощадным врагом?...

Беседа с учащимися "Если хочешь, чтобы у тебя был друг, сам стань другом"

Беседа с учащимися "Если хочешь, чтобы у тебя был друг, сам стань другом"...

Викторина посвящённая творчеству А.Л.Барто "Хочу, чтоб жили хорошо Вы!" - проведённая в 3 классе

Викторина предназначена для детей начальных классов. Данную работу можно использовать для бесед, предметных недель,  классных часов и внеклассных мероприятий.[[{"type":"media","view_mode":"media_...

БЕСЕДЫ О НРАВСТВЕННОСТИ. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой

БЕСЕДЫ О НРАВСТВЕННОСТИ.Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой...

Этическое игровое шоу "Чтобы радость друг другу дарить, нужно добрым и вежливым быть"

Классный час "Этическое игровое шоу "Чтобы радость друг другу дарить, нужно добрым и вежливым быть" проведен на районном конкурсе "Классный руководитель -2009"...

Внеурочное занятие на тему: «Радость в сердце: «Поступать надо так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». — 1 класс

Тема: Радость в сердце: «Поступать надо так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». — 1 классЦель урока: формировать нравственные качества личности у обучающихся;создат...